ДАР СЛОВА  #123 (176)
Проективный лексикон русского языка
                                                25 апреля 2005


НОВОСТИ

В издательстве "Высшая школа" вышла книга Михаила Эпштейна
Постмодерн в русской литературе (2-ое,  расширенное и переработанное издание). Это  философско-эстетическое исследование российского  постмодерна, его истоков и основных этапов развития в XX веке, а также его культурно-исторических отличий от постмодерна западного. Рассматриваются соотношения постмодернизма с модернизмом, коммунизмом,  экзистенциализмом. Осмысливаются основные литературные и теоретические программы постмодерна в творчестве ярких его представителей (А. Синявский, И. Кабаков, Вен. Ерофеев, А Генис, Т. Кибиров...) и отдельных направлений (метареализм, концептуализм, соц-арт, авангард, арьергард, новая сентиментальность...). Оглавление книги см. в конце выпуска. Книгу можно приобрести в Доме книги на Новом Арбате,  Педагогической книге, маг. "Молодая гвардия",  в Доме книги в Петербурге, а также по интернету.

В сетевом журнале "Топос" - апрельская публикация:
Культура - это побег... Беседа Маруси Климовой с Михаилом Эпштейном (в 4-х частях)



         ДАРУ - 5 ЛЕТ. ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЫПУСК (2)

    Дорогие друзья! В связи с пятилетием  рассылки "Дар слова" подводим предварительные итоги. Как широко успели распространиться "даровые" слова (всего их было опубликовано более 1300)? Какие из них оказались наиболее востребованными? Каков коммуникативный потенциал того или иного слова? Лучший способ ответить на эти вопросы - обратиться к самому большому хранилищу русского языка, русскоязычному интернету, пользуясь той статистикой, которую предоставляют поисковые системы (Яндекс, Гугль, Рамблер...)
    В предыдущем выпуске была представлена первая семерка самых употребительных слов "Дара": совОк (совкИ), эротикОн, метареалИзм, осЕтить, лЮбля, реАл, сетехОд. В этом выпуске представляем еще одну  семерку в порядке убывающей частоты употребления слов, которая определяется  по Яндексу. Каждое слово дается с отсылкой к соответствующему выпуску "Дара" или к другому источнику,  сопровождается  определением и  примерами, а также датами первого употребления и публикации (иногда они сильно разнятся, особенно в советское время).
    Во второй части  этого выпуска публикуется эссе известного поэта и словотворца Григория Марка.



                                        8.

видеолОгия  22685 словоупотреблений
1987 г. Впервые  в эссе  "Видеократия", передавалось по радиостанции "Свобода" (из Нью-Йорка) в сентябре 1992 г. Опубликовано  в  "Независимой газете", 1992, 27 ноября, с. 8.
В настоящее вреям слово "видеология" широко употребляется в названиях выставок и фестивалей видеоарта, сетевых сайтов и видеоигр и т.д.

видеолОгия - идеология эпохи видео; совокупность визуальных средств   воздействия на общественное сознание; обработка умов посредством изобразительного ряда: реклама, кино, телевидение, видео, изобразительные искусства, электронные средства коммуникации.

Видеология  -  идеология эпохи видео.   Высшая ценность  -  не власть,  а  известность,  зрелищность,  наглядность, оче-видность.  Видеология  -  это совокупность тактик и стратегий,  направленных  к размножению своих образов и отпечатков в сознании людей.   Вместо идеологии - видеология: не диктатура класса, а диктатура кассеты.

Видеология  -  это сознание целой эпохи,  которое стало созерцанием,  глазением.  Информационные сети гуще опутывают мир,  чем административные. Идеология разделяла:  плохое и хорошее,  чужое и свое,  полезное и вредное.   Видеология разделяет:  зрелищное и незрелищное,  яркое и тусклое, знаменитое и беззвестное, т.е. основывается на эстетических,  а не на этических категориях.   Если идеология настраивает за или против тех или иных явлений,  действует в двузначной системе оценок (плюс и минус,  белое и черное),  то видеология создает  многоцветные образы,  которые действуют глубже,  как раздражители мозговых клеток,  вызывая подражательную реакцию у адресата видео-воздействия.  Идеология  -  это падшая наука,  с ее членениями,  дихотомиями,  противоположностями; видеология  -  это падшее искусство с его целостным,  образно-эмоциональным воздействием.  Идеология пытается воздействовать через сознание,  видеология  -  через подсознание.  Идеология взывает к желанному будущему, видеология превращает его в илллюзию настоящего.  Идеология требует поступков, видеология настраивает на созерцание. На смену разрушенной тоталитарной идеологии выдвигается не какая-то другая, более притягательная и могущественная идеология, а видеология: царство зрительных образов, скользящих по сетчатке глаза, - вместо царства отвлеченных идей, забивающих клетки мозга.


                                                    9.

яр  4091 словоупотребление
Впервые 4 июня 2000,  "Дар слова", вып. 8.
Опубликовано:  Эпштейн предлагает "наяривать". Гость нашего клуба - известный филолог. "Комсомольская правда", 31 мая 2001.

яр - мужское естество, производительная сила; детородный член; мужеское начало  мироздания;  сильный, любвеобильный мужчина.

Слово "яр" в значении "мужского достоинства" соотносится со всем  комплексом славянских мифо-поэтических представлений о Яриле, о весенних обрядах плодородия - ярения. В этом значении слово "яр"  происходит от индоевропейского корня  "jar" (год, весна) и не имеет ничего общего с "яр" - названием оврага, обрыва, заимствованным  из тюрских языков.

[У В. Даля слово "яр" приводится в значении "самый жар, огонь, пыл, разгар", например: "Когда горела деревня, такой был яр на улице, что подступиться не в мочь".]

"Ты своим яром иди землю пахать, а девок моих не тревожь", - закричал Кузьма, увидев, что Вовка опять шастает вокруг его дома, кого-то выглядывает.

"Ну и яр у тебя, - восхищались друзья его банных досугов. - Прям любильный станок. Скольких в день отъяриваешь?"

Помощь пришла вовремя. Удар пришелся в самое темя. Насильник дернулся, откинулся навзничь и застыл. На яре его еще блестела последняя  капля из испитой им до конца чаши жизни.

"А вот и Яр Иванович к нам, собственной персоной, - заворковала Людмила. - Показался наконец, долгожданный гость. Что же он у нас такой скучный? Сейчас мы его развеселим".

"Хорошее, крутое слово "яр", - восхищался Аникин, перелистывая древнюю книгу. -  И жар в нем звучит,  и дар, и удар. Во всех смыслах подходит инструменту наших страстей: во-первых, ярок, наливается цветом, выделяется на фоне тела как "весна-красна" - на фоне зимы; во-вторых, ярИтся,  буйствует, как природа весной; в-третьих, яростен,  лютует против всяких преград и страшен во гневе..."



                                                10.

общать 2261 словоупотребление
Впервые: "Дар слова", вып. 29, 14 мая 2001

общАть (кого) (без частицы "ся" употребляется как переходный глагол) - направлять и поддерживать процесс общения,  вовлекать людей в общение и разговор.

Анна Павловна Шерер у Толстого - мастерица общать светских людей, прясть из воздуха нить разговора.

Ну хорошо, соберем с бору по сосенке, сойдутся малознакомые люди - а кто их будет общать?

Куда делась хозяйка? Пора общать гостей, а то они приуныл

Как жаль, что Толстой и Достоевский никогда не встретились. А ведь был по крайней мере один человек, который мог бы их пообщать  на темы,  интересные для потомков,  - Страхов.

Ну и буки! Сидят в разных углах, как будто никогда не видели друг друга... Надо их пообщать.



                                              11.

однослОвие  - 1962 словоупотребления
Впервые - Дар слова, вып.1,  17.4.2000. Опубликовано в статье  "Слово как произведение. О жанре однословия".   "Новый мир", 2000, 9.

однослОвие - наикратчайший жанр словесности,
искусство одного слова,  заключающего в себе новую
идею или картину. При этом слово выступает как
целое произведение, в котором есть своя тема, идея,  образ автора и
перекличка с другими текстами. Если  жанр афоризма соответствует
предложению как языковой единице, то жанр однословия  соответствует
минимальной единице языка - слову (лексеме). Однословие как авторское
произведение отличается от неологизма как элемента языковой лексики,
имеющего функционально-прикладное, техническое, терминологическое
значение. Слово  предстает как законченное произведение, как самостоятельный результат словотворчества. Подчеркиваю:   слово не как единица языка и предмет языкознания, а именно как литературный жанр, в котором есть своя художественная пластика, идея, образ, игра, а подчас и коллизия, и сюжет.

Король русских однословий - Велимир Хлебников, сочинивший около 14 тысяч новых слов. А в английской литературе непревзойденными мастерами однословий были Льюис Кэрролл и  Джеймс Джойс.


                                          12.

интелнЕт  1905 словоупотреблений
Слово "intelnet" в англоязычной сети - 82,600  словоупотреблений (Google)
Впервые 1 июня 1995 на англоязычном сайте  Интелнет.
Русская версия - с декабря 1997 г.

интелнЕт (inteLnet, сокращение от intellectual network,  интеллектуальная сеть; буква "Л" посередине - прописная, как выделенный знак отличия от "интернет") - межкультурное и междисциплинарное сообщество для создания и распространения новых идей и интеллектуальных движений через электронное пространство.

InteLnet in English
ИнтеЛнет на русском

ИнтеЛнет - старейший интеллектуальный проект (с июня1995) и первое интерактивное устройство в области обмена и регистрации гуманитарных идей в англоязычном интернете (награда лондонского Института социальных изобретений за 1995).

ИнтеЛнет  - попытка наполнить интеллектуальным содержанием технические возможности Сети, интегрировать  движение сигналов с движением мысли, чтобы скорость электронных импульсов множила концептуальные ходы и ассоциативные связи. Тут уместно вспомнить, что древнегреческая богиня мудрости Афина была также богиней прядильного искусства, и Паутина в какой-то степени - дело ее рук.
ИнтеЛнет - интеллектуальная реплика Интернета, его уменьшенное и углубленное подобие. Скорость электронных связей, заимствованная у человеческой мысли, должна  в мысль и вернуться, из технической сферы - в гуманитарную.  ИнтеЛнет возник как электронное развитие Банка новых идей при московской междисциплинарной ассоциации "Образ и мысль" (с 1986 г.). Поначалу это была интерактивная программа приема, регистрации и публичного обсуждения гуманитарных идей, выходящих за рамки определенной специальности. Впоследствии интеЛнет вместил в себя такие проекты, как Книга книг: Словарь альтернативного мышления; Дар слова. Проективный словарь русского языка; Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник и др.  В электронном пространстве возник пункт приема и раздачи новых идей - терминов, понятий, теорий, которые могут вырастить генерацию новых сознаний.


                                           13.

овременЯть  1903 употребления
Впервые - "Русский журнал", 2 декабря 2002 г.    "Дар слова", 55 вып.

овременЯть (переходный глагол; ср. обременять, осеменять) - подвергать действию времени,  делать  нечто временным, вносить в ход времени; подходить к чему-то с точки зрения конкретного времени и его ценностей, историзировать.

      Хватит твердить о вечной классике. Если ты снимаешь кино по Чехову,
      значит, ты готов его овременИть.

Почему-то все попытки овременить религию, пустить ее вдогонку прогрессу, истории и т.д., заканчиваются массовым безверием.

Многие деятели пытались овременить Россию по меркам Нового  времени, втолкнуть ее в европейскую историю; но она упорно отталкивалась и хотела только одного:  простираться. Временить такую державу - это все равно что одной речушкой орошать равнину размером в океан.


                                                    14.

сетелаз  915 словоупотреблений
Впервые    в сетевом журнале  Грани.ру  15 июня 2001. "Дар слова", вып. 33.

сетелАз - тот, кто любит трудные и опасные маршруты в сети,  заходит на секретные сайты, горазд на всякие рискованные проделки.

Сетелаз - еще не хакер, но сетевой авантюрист, искатель приключений и острых ощущений.

Сетеход движется по сети ровным шагом, как по равнинной местности, а есть еще и отчаянные покорители сетевых вершин - сетелазы.

Среди сетелазов много подростков. Ведь им нужно им на чем-то утвердиться, бросить вызов городу и миру. Вот они и лазают по сети вдоль и поперек, раскачиваются вниз головой - вот какой я бесстрашный.



                    О  Ста Семидесяти Пяти  Дарах  Слова

                                Григорий Марк (Бостон)

Это записки непрофессионала. Непрофессионала, случайно оказавшегося 5 лет назад возле места, где только что начали пробиваться к свету Дары Слова.

Я стоял тогда с грудой моих однословий, собранных в Толковый Словарь, и десятком стихов, написанных "своими словами" Словаря, и смотрел, как завороженный, на эти новорождённые ростки. Теперь ростки превратились в живой, шуршащий листвою "словолес" из огромных даров-деревьев, любовно выращенных и осетённых М. Эпштейном (МЭ). Выращенных всего за пять лет из корней, столетиями гнивших до него в почве языка. А теперь - благодаря его кропотливому труду - набухающих новыми оттенками, смыслами. (Приятно знать, что есть там и деревце из моего Словаря. Почва вокруг него взрыхлена и обработана тщательно МЭ. Может, выживет хотя бы одна из его  пересаженных веточек?) Какой-то совсем иной (филологический?) компас нужен, чтобы в этом лесу не заблудиться. Среди всех этих скорнений, среди густо сплетающихся ветвями стволов.

 Буйно тянутся побеги-деревья. Распускаются на  ветвях почки новых, совсем ещё зелёных звучаний-понятий. Кронами накрывают друг друга, борются за место под солнцем. Здесь, в чаще часто и законы другие, и грамматика другая. Склоняются слова-деревья своими кронами не только по роду и числу, но и по отношению к телу, душе и духу, как любля, любовь и любь. И видны уже ревущие стада новых животных: диких поэзий, вальяжных повестей, изящных новелл, однословий, корнесловий, всех этих яров и ёмей, наталкивающихся на стволы, объедающих листья...

 Тысячи живоязычников - тех, кем только и живёт язык - приходят сюда сквозь Всемирную Сеть каждую неделю. Побродить в лесу, подумать о Дарах, попробовать на вкус, на зуб новое словечко. Перекинуться им по Интелнету с кем-то на другом конце Земли.

 Неподалёку от сочного молодого словолеса ещё одна роща. Александр Исаевич Солженицын собирает, возрождает пожухшие саженцы, омертвевшие далевские слова. Похоже, народу здесь бывает поменьше.

 А дальше во весь окоём - тёмный, лысеющий лес советского языка. Корни, коряги, пни, куски проржавевшего металла... И между  ними мощные многовековые стволы,  уцелевшие при семядисятилетнем лесоповале. Прёт из прогнившей почвы ядовитыми, бесцветными лопухами наглая Феня, зачатая и рождённая в лагерях. Высасывает соки... Человек знающий отыщет глухие урочища Маяковского, Хлебникова, Белого, где ещё теплится жизнь, стелются по земле полузадохшиеся от времени ростки...

А ещё дальше - уже за ослышью, за последним горизонтом слуха - главные праслова, подземные реки просодии... За далью Даль.

Трудно отвязаться от этой лесной метафоры, когда думаешь о Дарах . О новой жизни, которая там зарождается, прямо на твоих глазах. А ведь и сами Дары - только часть и продолжение гораздо большего. Книги Книг. Какой гигантский, и чем-то очень пугающий замах!

__________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар слова"  проводит также дискуссии и конкурсы на лучшие однословия, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски
____________________________________________________________

Содержание книги ПОСТМОДЕРН В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(М. Высшая школа, 2005, 495 сс.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1.  ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

"Гипер" в культуре 20-го века. Диалектика перехода  от модернизма к        постмодернизму
Информационный взрыв и травмы постмодернизма

Раздел  2. СВОЕОБРАЗИЕ РОССИЙСКО-СОВЕТСКОГО ПОСТМОДЕРНА

Постмодернизм и коммунизм
Соцреализм и соц-арт
Истоки и смысл русского постмодернизма

Раздел  3.  ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. МЕТАРЕАЛИЗМ. КОНЦЕПТУАЛИЗМ. АРЬЕРГАРД

Новая поэзия:  между концептуализмом и метареализмом
Манифесты новой поэзии. 1980-е.

         Тезисы о метареализме и концептуализме.
         Зеркало-щит. О концептуальной поэзии.
         Что такое метареализм?
         Что такое метабола?
         Как труп в пустыне я лежал... О новой  московской поэзии.
         Каталог новых поэзий.

После будущего, или Становление арьергарда

Раздел  4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ. СЛОВО - ВЕЩЬ - ИЗОБРАЖЕНИЕ - ИГРА

Пустота как прием. Слово и изображение у Ильи Кабакова
Вещь и слово. О лирическом музее
Игра в жизни и в искусстве

Раздел  5.  ДВИЖЕНИЯ МЫСЛИ

Между  экзистенциализмом и постмодернизмом. Андрей Синявский
Манифесты постмодерного сознания. 1980-е.

Экология мышления
Эссеизм как направление в культуре
Эпоха универсализма
К понятию кенотипа
Парадокс ускорения
Теория и фантазия
Веселье мысли, или Культура как ритуал. Александр Генис

Раздел  6. ГРАНИЦЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА

После карнавала, или Обаяние энтропии. Венедикт  Ерофеев
Новая сентиментальность. Тимур Кибиров и другие
Новое открытие будущего и реальности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По ту сторону постмодернизма. От пост- к прото-
Постмодернизм как  первая стадия постмодерности

Библиография

Именной указатель

Предметно-тематический указатель