ДАР СЛОВА  #126 (179)
Проективный лексикон русского языка
                                                16 мая 2005



Объявление:
Впервые вышло на русском языке полное издание книги М. Эпштейна Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг.. Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.  (ранее полное издание выходило только на английском [1]). Аннотацию, отзывы на предыдущие издания  и оглавление см. в конце выпуска.

Книга открывает  авторскую серию "Радуга мысли. Собрание работ в семи цветах".  Каждой дисциплине  в оформлении серии  соответствует свой цвет: лингвистика - красный, литературоведение - оранжевый, культурология - желтый, эссеистика - зеленый, идеография - голубой, философия - синий, религия  - фиолетовый. В каждом цвете и дисциплине предполагается выход двух-трех томов. Все вместе они образуют творческую радугу гуманитарных наук, способных не только исследовать, но и порождать новые языковые, культурные, концептуальные миры.
_______________________________________________________________

 ДАРУ - 5 ЛЕТ. ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЫПУСК (5 и последний)

Дорогие друзья!

В предыдущих юбилейных выпусках подводились итоги пятилетию "Дара" и рассматривались те слова, которые больше всего вошли в употребление. Но "Дар" состоит не только из авторских выпусков - очень значительную  роль в нем играют гостевые выпуски.  Много новых слов принес и Конкурс Однословия-2001.  Напомню, что всего за пять лет было опубликовано 12 конкурсных и 15 гостевых выпусков, которые принесли соответственно   220   и 254  - всего 474 новых слова.

Сегодня, завершая всю юбилейную серию,  я представляю вам некоторые из лучших, на мой взгляд, слов других авторов, опубликованные на страницах "Дара". Хочу поблагодарить всех авторов, приславших своих слова для гостевых выпусков. Это Галина Бердичевская, Виталий Колмановский, Александр Корамыслов,  Леонид Кочетков, Григорий Марк, Татьяна Милова,  Ефим Похис, Калина Радичева,  Дмитрий Тортев, Виктор Фет, Борис Цейтлин,  Игорь Чурбанов, Ян Шередеко.

В нижеследующей маленькой антологии некоторые авторы, по их собственной воле, представлены псевдонимами. Слова расположены в алфавитном порядке.

В заключение этого выпуска -  два исправленных и дополненных списка:
1. Самые успешные авторские неологизмы в русском языке (см. дополнение о "творянах).
2. Самые употребительные слова "Дара".
_______________________________________________________________
бомжУчка - бездомная собака.  Александр Корамыслов

  Помимо бомжей и бомжих, в городе развелось чересчур много бомжУчек.



вездЕвочка - девочка, готовая везде.
всегдАмочка - дамочка, готовая всегда.

 Она была верной, но слишком страстной вездЕвочкой.
 Она была типичной всегдАмочкой - иначе, нимфоманкой.



времЯшка  - случайные и недолгие знакомые, временные лица на эстраде, на какой-то должности. Ефим Похис
Как Новый Год-то встретили? - Да так, подвернулся одна времяшка, со 2 курса, потом в кафе ещё пару времяшекподцепили, посидели-погудели, а потом? - Ну, а что  потом, а что потом...


ВЗАХЛОП - 1) способ чтения; 2) способ реагирования на оратора или артиста.
Владимир Герцик
Твои стихи я читал взахлоп.
Мужики взахлоп слушали уполномоченного.


ВОПРОСЬБА - вопрос, содержащий в себе также и просьбу (в случае
положительного ответа). Игорь Лощилов.


внутрислОвие  - лингвистическая матрёшка: слово, внутри которого находится другое слово,  внутри которого может находиться ещё слово и т.д.; напр., глаголандия - страна голых  глаголов. Григорий Марк.



горькопьЮшка (по анaлогии со "сладкоежка") -
противоположность сладкоежки, любитель пить горькую. Александр Корамыслов
  Где орёл, там и решка.
   Где тарелка - там кружка.
   Ты - моя сладкоежка,
   Я же - твой горькопьЮшка...


ГОРМОНИЯ - власть гормонов над человеческой личностью; первопричинность химических процессов в человеческой деятельности, мышлении и т.д. и т.п. Александр Ромаданов
Миром управляет гормония.


духовЕние - внезапное ощущение присутствия неземных, потусторонних, высших сил. Галина Бердичевская
Погода была прекрасная, на пляже - ни души. Необъяснимое, но уже испытанное ранее духовение наполнило все существо блаженством и радостью существования. Хотелось обратиться к этому "некто" и пообщаться с ним, дать знать, что всегда рад встрече с ним.


ЖЕНОПЫТ - следопыт и охотник на жен, ничьих или чужих, их испытатель и/или ОПЫТАТЕЛЬ. dim
Но кто спас от позора? Жаден был женопыт:
не скрипнуло колесо, не брякнула сбруя...
Кто и во сне окликнет, наяву - отличит,
образ прекрасной смерти достойным даруя!
(из поэмы "Амазонка")

ЗЛОВЯНЕ - отдельные, нетипичные лица славянской национальности. Владимир Герцик

    Hi, зловяне!
    Зловяне Милошевича с гиком и посвистом бросились на басурман.



 ИНЖЕНЕГР - тяжело работающий инженер.UFO.


 ЛИРОНИКА (ЛИРОНИЧНЫЙ, ЛИРОНИЧНОСТЬ) - ироническая лирика. Татьяна Милова.
В последней книге Тимур Кибиров все чаще отходит от соц-арта, делая выбор в пользу лироники. Тексты Д.А. Пригова середины восьмидесятых скорее лироничны, нежели концептуальны. В ранних песнях Щербакова хорошо заметен переход от напряженной декларативности Высоцкого к легкости и лироничности Кима.


лирОния - лирическая ирония. Александр Корамыслов.
В стихах этого поэта сквозит тонкая лирОния.

... ты идешь со мной, не уставая,
По грустному пространству бытия,
Ирония моя - как составная
Часть лирики -лирОния моя!..


ОКОЛЕСИНКИ - детские околесицы. Лев Рахлис.
    В этой книге
    Поселиться
    Захотели
    Небылицы.
    Не стихи,
    Не песенки,
    А просто
    Околесинки.

ОТВОРИТЕЛЬ - человек, побуждающий к творчеству, стимулирующий, провоцирующий, катализирующий творческий процесс в других, необязательно, но зачастую и сам получающий от этого творческие импульсы; человек, открывающий новые творческие личности; человек, создающий творческую среду, атмосферу творчества. Александр Ромаданов
Начиная с середины ХХ века, сначала в музыке (в первую очередь, джазе), а затем и в других видах искусства фигуры отворителей приобретают все большее распространение и значимость.


просветлЕнец - человек, зацикленный на процессе своего духовного
роста; тот, для кого саморазвитие является самоцелью либо формой компенсации неосознаваемой асоциальности. Ян Шередеко
Вокруг любых способов духовного развития человека - будь то
восточные практики или западные психотехники, религиозные традиции или философские направления - всегда бродят толпы просветленцев.

Для тебя самопознание - путь, а Женька - просветленец, для него все эти вещи - дань моде и возможность потусоваться среди "продвинутых".


публицистИт  - воспаление сознания, профессиональное заболевание публициста. Александр Корамыслов.
У этого журналиста - хронический публицистИт.

Порою в лирике заколет,
Но не зудит публицистИт!
И этим славен он, доколе
Ни жив ни мёртв один пиит.

рАдить  безличный глагол, означающий состояние радости. Ср. меня радит - меня лихорадит.  Колмановский

    Мы узнали о рождении внука, и нас неделю еще, наверное, радило.
    (обратите внимание: не мы радовались, а нас радило).



разлЮбье-разлЮбица-разлЮбленность Виталий Колмановский
Нина - нежная, мечтательная блондинка, Ася - томная, очаровательная брюнетка. Сам не пойму, кто мне милее. Вот и стою, как буриданов осел на разлюбье.
Никто мне не нужен сейчас: на душе слякоть и разлюбица.
Сильные страсти хороши в книгах, именно там нас восхищают безумные порывы, а в жизни, после того как они проходят, ощущаешь только усталость и полнейшую разлюбленность.


СНЕГОТА - характеристика заснеженных пространств, бескрайних и/или нетронутых, ничем не оживляемых; снежная целина (снег+нагота). Татьяна Милова.
Взгляд скользил по окрестной снеготе, не находя никакой зацепки, и лишь у самого горизонта успокоился на двух дымящих трубах. Сквозь заиндевевшие очки едва угадывалось сверкание многомесячной снеготы. За окном пролетали пейзажи в неподвижной своей снеготе.

СТИХАЧ (СТИХАЧКА) - человек, пишущий стихи. Синоним к слову поэт. Соотношение между словами ПОЭТ и СТИХАЧ приблизительно такое-же как и между словами поэзия и стихи. Может иметь оттенок повседневного, неформального использования (для обозначения не заслуженных или великих поэтов, хотя и за последними остается право называть себя стихачами: Великий Народный Стихач, Лауреат и т.п.). Ирина Данилова.
"Кто этот парень Никита, с которым ты меня познакомил?" - "Такой же стихач, как и ты". Никакого отрицательного значения, несмотря на созвучность со словами грвачх и гстукачх, слово "стихач" не имеет. Подобным слову стихач является, скорее, слово скрипач (человек, играющий на скрипке). Негативность таких слов, как рвач и стукач в образном, переносном их значении (ведь мы не имеем в виду - в случае с "рвач" - человека, которого активно тошнит). Слова скрипач и стихач не имеют переносного смысла и конкретно означают людей, занимающихся тем или иным искусством (ремеслом - ткач). При этом, близость звучания слов стукач и стихач в каком-то смысле оправдана: стук - ритм - стих. Существующий синоним к слову гпоэтх  - гстихотворецх - достаточно редко употребляется (либо потому что многосложное, либо потому что разница между словами поэт и стихотворец малоразличима, гстихотворецх остается как бы тенью гпоэтах) Слово стихач вносит в до сих пор практически монопольное понятие гпоэтх иные перспективы употребления. На мой слух поэты - как бы те, кто тяготеет к классическим образцам; а авангардисты, задающие свой стиль, более, что ли, лихие - стихачи (ср. стихач-лихач).
[Заметим, что у В. Маяковского есть слово "стихачество", очевидно, по аналогии с "лихачество"- М. Э.]

УСПОКОИТУС - супружеский половой акт. Без особой страсти, но с удовольствием. ПростоФилин.

____________________________________________________________

  Самые успешные авторские неологизмы в русском языке
   Какие из авторских неологизмов, введенных в русский язык за последние  два века, оказались наиболее успешными, востребованными в языке? Нижеследующий список слов с убывающей частотой  составлен по Яндексу. Он, конечно, далеко не полон, но очерчивает исторический фон неологической деятельности. В скобках указывается автор слова и далее - число его употреблений по всему русскоязычному интернету. По итогам этого списка,  первую пятерку русских словотворцев составляют М. Ломоносов, Н. Карамзин, М. Салтыков-Щедрин, В. Хлебников и В. Маяковский.

Разумеется, число употреблений - далеко не единственный критерий "успешности" слова. Слова могут быть изобретательны, семантически полновесны, эстетически привлекательны и вместе с тем  редко употребляться, держаться в "запаснике" языка, как, например, красивые хлебниковские слова "творянин"(ср. "дворянин") и "вещьбище" (ср. "лежбище") . Вместе с тем простейшее стереотипное образование абстрактного существительного на -ость от соответствующего прилагательного формально тоже считается "новым словом", откуда и ленинский неологизм "партийность" (от "партийный"), как, впрочем, и некоторые карамзинские, созданные по той же модели. На всех лингвистических и эстетических весах хлебниковское "творянство" перетянет ленинскую "партийность".  Но из истории не вычеркнуть того факта, что  20-ый век в России, да и в огромной части мира прошел под знаком  не "творянства", а "партийности", что отпечаталось в частоте ее употреблений, сейчас явно идущей на убыль. Лет 20 назад "партийность" в списке неологизмов красовалась бы на одном из первых мест, а сейчас оттеснена на 23-е, ниже "бездари" и "отсебятины".  Может быть, 21-ый век пройдет под знаком  пока еще маргинального "творянства"?

      Вопрос далеко не отвлеченный. В 18-ом веке основным классом европейского общества было дворянство;  к середине 19 века им становится фабричный рабочий, а к середине 20-го - "белый воротничок", служащий контор и  компаний. Недавно огромный интерес вызвала книга американского экономиста, профессора Ричарда Флориды "Подъем творческого класса: как он преобразует работу, досуг, общество и повседневную жизнь". [1]
Этот новый, быстрорастущий класс, по  подсчетам автора, составляет уже 30% рабочей силы современных США. Творяне (а как их лучше назвать?) - это люди, чья служебная обязанность -  творить,  создавать нечто новое (в любой области: от медицины до рекламы, от компьютеров до литературы). Они не так уж часто ходят на службу, поскольку творить можно и дома; но даже во время досуга, на пляже или в ресторане, они продолжают работать. Благодаря  В. Хлебникову русский язык уже обзавелся  прекрасным словом для обозначения этого нового класса, который в исторической реальности России пока еще только в зародыше.  По мысли В. Хлебникова,  творяне со временем придут на смену  дворянам.

    Это шествуют творяне,
    Заменивши  Д на Т,
    Ладомира соборяне
    С трудомиром на шесте.
                    (поэма "Ладомир")
То, что было игрой поэтического ума: "от дворянства к творянству" - в начале 21 в. становится закономерностью мирового экономического развития. Это лишь один из примеров того, как словотворчество прокладывает путь в будущее.
промышленность (Н. Карамзин) - 26.191.577 словоупотреблений
насос (М. Ломоносов) - 17.132.591
чувствительность (Н. Карамзин) - 3.799.694
чертеж (М. Ломоносов) -  3.390.270
кислород  (М. Ломоносов) - 2.314.802
трогательный  (Н. Карамзин) - 1.149.382
созвездие (М. Ломоносов) - 1.086.768
маятник (М. Ломоносов) - 709.618
рудник (М. Ломоносов) - 673.185
влюбленность (Н. Карамзин) - 647.706

человечность  (Н. Карамзин) - 420.518
сиюминутный  (В. Маяковский) - 409.356
судьбоносный (Ф. Шаляпин) - 321.442
достижимый  (Н. Карамзин) - 304.561
нигилизм, нигилист (И. Тургенев) - 249. 889
заумный, заумь (А. Крученых) -  229.663
нимфетка (В. Набоков) - 212.684
ноосфера (Тейяр де Шарден, Э. Леруа,  В. Вернадский) - 187.610
бездарь  (И. Северянин) - 127.952
злопыхатель, злопыхательство  (М. Салтыков-Щедрин) - 124.036

отсебятина (К. Брюлов) -122.921
будущность (Н. Карамзин) - 71.260
партийность (В. Ленин)  - 57.940
ладомир (В. Хлебников) - 55.049
благоглупость (М. Салтыков-Щедрин) - 53.545
громадье (В. Маяковский) - 42.362
стушеваться (Ф. Достоевский) - 38.868
головотяп, головотяпство  (М. Салтыков-Щедрин) - 36.827
всеединство (В. Соловьев) - 34.747
прозаседавшиеся (В. Маяковский) - 22.445

пенкосниматель (М. Салтыков-Щедрин) -19.428
хронотоп (А. Ухтомский, М. Бахтин)  - 19.415
остранение (В. Шкловский) - 14.952
канцелярит (К. Чуковский) - 9.932
образованщина (А. Солженицын) - 8.440
смехач (В. Хлебников) - 7.186
мокроступ (А. Шишков) - 5.967
катастройка (А. Зиновьев) - 5.111
всечеловек (Ф. Достоевский) - 4.972
семиосфера (Ю. Лотман) - 4.192

будетлянин (В. Хлебников) 3.384
вненаходимость (М. Бахтин) - 1.974
творянин (В. Хлебников) - 720
самоиск (А. Вознесенский) - 596
махроть (Д. Пригов) - 409
притерпелость (Е. Евтушенко)  - 371
матьма (А. Вознесенский) - 151

__________________________________________________________

                30 самых употребительных слов "Дара"

    Ссылки ведут к страницам с определениями и примерами данного слова

совОк, совкИ        2.370.304 словоупотреблений
видеолОгия  22.685
эротикОн  21.433
метареалИзм   8.040
осЕтить  5.457
лЮбля  4.632
реАл    4.158
яр  4.091
транскультУра 3.860
сетехОд  3.452

общАть 2.261
однослОвие   1.962
интелнЕт  1.905
овременЯть  1.903
сетелАз  915
эссеИзм  729
ноокрАтия  535
Ярить - 491
гуманолОгия  421
техносОфия  418

любь - 403
ёмить 318
эля 310
видеократия 307
лжизнь 290
хроноцИд  272
осетенЕть  266
своепрАвие,  своепрАвый  263
сОлночь  230
врЕмяпись  216

Одно из любопытных обобщений, которые напрашиваются в связи с этой статистикой: новые термины и терминологические образования,  международные по лексическому составу, быстрее приживаются в языке, чем русские слова с более широким и менее определенным значением. Хотя в общей совокупности новых слов термины составляют подавляемое меньшинство, по степени употребимости они легко выходят в верхние статистические ряды. Так, из 30 самых употребительных слов "Дара" почти половина -13 - имеют международные или иностранные корни, причем десять из этих слов  могут рассматриваться как термины. Им принадлежат пять позиции в первой десятке ("видеология, эротикон, метареализм, реал, транскультура"). Между тем из 838 слов, опубликованных за пять лет в авторских выпусках "Дара", число слов с международными корнями не превышает 10%.  Как ни странно, такова укоренившаяся привычка русского языка: с большей охотой укоренять в себе
чужие слова...

----------------------------------------------------------------
1. Mikhail Epstein. Cries in  the New Wilderness: From the Files of the Moscow Institute of Atheism.  Trans. and intr. by Eve Adler. Philadelphia: Paul Dry Books, 2002, 236 pp. (hardcover and paperback)
__________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий. "Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски
_______________________________________________________________

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг.. Самара: Бахрах-М, 2005.

Книга воссоздает панораму религиозно-философских исканий поздней
советской эпохи. Читатель знакомится с воззрениями семнадцати сект,
обожествляющих разные стороны действительности: от пищесвятцев -
святителей пищи,  до пушкинианцев - приверженцев пушкинского культа; от
дуриков - современных юродивых, до пустоверцев, верующих в святость
русской равнины и степи... Книга  включает обширные теоретические
предисловия и многослойные комментарии.   Автор прослеживает логику
порождения новых религиозных идей, их соотношение с мотивами Священного
Писания и с историческими судьбами России. Написанная в жанре "комедии
идей",  книга не только впервые излагает содержание новейших вероучений, но
также исследует их как уникальный идеологический феномен первого на земле
пост-атеистического общества. Это своего рода маленькая "сумма теологии"
советского общества накануне его распада.

Чрезвычайно интересная и важная в познавательном отношении книга...  совершенно новый взгляд на структуру русско-советского общества.
                                                                Илья Кабаков

Борхесианская по замыслу книга - образец редкого жанра теологической фантастики...
                                                                Александр Генис

...Может быть, лучший способ понять сознание другого - представить, какую теологию могло бы оно породить.
                                    Вячеслав Курицын.  М. Эпштейн: Новая ересь

Занимаетесь ли вы Россией профессионально или  вам просто нравится смотреть, как мирская скука распадается на тысячи сумасшедших точек света, - вы узнаете в этой книге одну из собственных страстей.
                                                Кэрил Эмерсон (Принстон)

Эпштейн производит поистине необычный расчет с коммунизмом и с идеологией вообще....
                                                   Publishers Weekly

ОТ АВТОРА

Титульный лист специального издания

НОВОЕ СЕКТАНТСТВО КАК ПРОБЛЕМА РЕЛИГИЕВЕДЕНИЯ

РЕЛИГИОЗНО-БЫТОВЫЕ СЕКТЫ
Пищесвятцы
Домовитяне
Вещетворцы

РЕЛИГИОЗНО-МЕЩАНСКИЕ СЕКТЫ
Дурики
Провы
Серые

РЕЛИГИОЗНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕКТЫ
Кровосвятцы
Красноордынцы
Хазаряне

РЕЛИГИОЗНО-АТЕИСТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
Афеяне
Доброверцы
Греховники

РЕЛИГИОЗНО-ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
Ковчежники
Удаленцы
Пустоверцы
Стекловидцы

РЕЛИГИОЗНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕКТА
Пушкинианцы

 ИЗ РЕЦЕНЗИЙ НА КНИГУ "НОВОЕ СЕКТАНТСТВО"

Иван Дедов. Даль русской мысли
Пьер Даниэль. Первая социалистическая философия
Густав Шнейдер. От атеизма к язычеству
Роберт Коэн. Несчастное религиозное сознание

ЭПИЛОГ 1990-х

  Атеизм как духовное призвание.
Из архива профессора Р. О. Гибайдулиной.

   Предисловие
1. Био-библиографическая справка.
2. Р. О. Гибайдулина и конец коммунизма.
3. Из работ и дневников 1990-х годов. От богоборчества
 к мирской вере.
4. Полемика о "бедной религии".
5. Последние записи.
6. Проект: "Духовные движения будущего".
ПОСЛЕСЛОВИЕ. КОМЕДИЯ ИДЕЙ

1. Век идей
 2. Pars pro toto
 3. Сколько может быть идеологий?
 4. Идеософия
 5. Третья комедия
 6. Энциклопедия как жанр

Еще один голос

Summary
Предметно-именной указатель