Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Полная программа "Страстей по Матфею-2000"
Дата публикации:  13 Июня 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Немецкий культурный центр имени Гете

C нами Бах!

16 июня 2000, 19:00
17 июня 2000, 12:00

Англиканская Церковь Св. Андрея
Москва, Вознесенский пер., 8

"Страсти по Матфею-2000"
(по BWV 244)

"Страсти по Матфею-2000"

Кончилась битва, кончился грех.
Спи, моя сладость, усни.
Кончился ад, ожидающий всех.
Спи, мой Спаситель, усни.
(Ольга Седакова)

Композиторы: Алексей Айги - Иван Великанов - Александр Вустин - Вячеслав Гайворонский - Андрей Дойников - Сергей Загний - Павел Карманов - Алексей Ларин - Владимир Мартынов - Владимир Николаев - ТПО "Композитор" - Борис Филановский - Юрий Ханонъ - Дмитрий Чеглаков - Алексей Шульгин - Александр Щетинский - Ираида Юсупова

Поэты: Геннадий Айги - Александр Анашевич - Леонид Белый - Михаил Гронас - Псой Короленко -Вячеслав Курицын - Вера Павлова - Алексей Парин - Д.А.Пригов - Ольга Рожанская - Лев Рубинштейн - Роман Рудица - Ольга Седакова - Мария Степанова - Елена Фанайлова

Художник: Анна Колейчук

Хореография: Татьяна Баганова, труппа "Провинциальные танцы" - "ПОВ.С.ТАНЦЫ"

Видео: Андрей Сильвестров, Павел Лабазов (студия "ВидеоДом")

Исполнители: Группа "Opus Posth" под управлением Татьяны Гринденко - Ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин" под управлением Андрея Котова - Капелла музея "Московский Кремль" под управлением Геннадия Дмитряка - Детская хоровая капелла Марии Струве - Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского

Матфей: Сергей Старостин

Иисус: Михаил Давыдов

Пилат: Федор Леднев

Иуда: Андрей Котов

Ученики, первосвященники, слуги, воины, толпа: певцы ансамбля "Сирин"

Солисты: Виктория Евтодьева, сопрано (16.07) - Юлия Корпачева, сопрано (17.07) - Ольга Кирьянова, сопрано (17.07) - Ариадна Корягина, сопрано - Ольга Леонова, сопрано - Федор Леднев, тенор - певцы капеллы музея "Московский Кремль" и ансамбля "Сирин"; Вячеслав Гайворонский, труба - Эвелина Петрова, аккордеон - Ольга Пономарева, флейта - Григорий Воскобойник, контрабас - Дмитрий Чеглаков, виолончель, гитара - Петр Федьков, гобой - Марина Катаржнова, скрипка - Сергей Никольский, бас-гитара - Анастасия Сидельникова, орган

Идея: Екатерина Поспелова, Екатерина Бирюкова, Мария Степанова

Автор-составитель: Петр Поспелов

Литературная часть: Екатерина Поспелова, Михаил Шульман

Концепция и организация: Николай Дмитриев, агентство "Длинные руки" - Моника Холлахер - Нина Хлыновская - Лола Сосновская - Кира Мерутенко, Гете-институт - Ирина Лесковская, Санкт-Петербург

PR: Юлия Монэк

Благодарим за содействие: Общину Англиканской Церкви Св. Андрея в Москве и капеллана преподобного Саймона Стивенса; Культурный центр "Дом"; Наума Клеймана (Музей кино); Телеканал "Культура"



"Страсти по Матфею-2000" - коллективное произведение, созданное современными художниками по модели "Страстей по Матфею" Баха.

Сюжет Страстей (Пассионов) охватывает события последних суток жизни Христа - причастие, моление о чаше, взятие под стражу, суд, распятие, смерть и погребение - и строится на тексте глав 26 и 27 Евангелия от Матфея (Бах использовал немецкий перевод Лютера).

Структура "Страстей по Матфею" складывается из следующих компонентов:

1. Речитативы, которые излагаются по тексту Евангелия от Матфея и включают представление событий в лицах. Партию Евангелиста исполняет тенор; другие солисты поют за Иисуса, Петра, Иуду, Пилата; хор выступает в ролях учеников, первосвященников и толпы.

2. Арии и ариозо, которые служат лирическим комментарием происходящему и выражают, напротив, индивидуальное переживание некоей, не названной по имени, но сочувствующей души основных ситуаций истории.

3. Хоралы, выражающие коллективное религиозное чувство. Создавая свод песнопений протестантской церкви, Лютер часто использовал уличные мелодии и песни. Заменяя в них изначальные светские слова на собственный духовный текст, Лютер тем самым отнимал эти напевы у Дьявола и передавал их Богу.

4. По краям "Страстей" стоят развернутые хоровые фантазии.

"Страсти по Матфею-2000" созданы художниками, для которых опыт Баха является частью их собственного опыта. Вдохновленные ариями и хорами Баха, они написали персональные произведения на евангельскую тему - с мыслью о Бахе, и при этом в свободно выбранной художественной форме.

"Страсти по Матфею-2000" - попытка объединить современных авторов в целостном проекте, который задуман как повторение труда Баха новейшими художественными средствами.

"Страсти по Матфею-2000" - многосоставное единое произведение, авторами которого выступают ведущие российские композиторы, поэты, хореографы и видеохудожники. В исполнении "Страстей по Матфею-2000" принимают участие известные солисты и коллективы как академического, так и неакадемического направления. Представление "Страстей по Матфею-2000" дается в Англиканской Церкви Св. Андрея, чьи акустика и атмосфера располагают к сакральному переживанию и художественным экспериментам.

"Страсти по Матфею-2000" исполняются на русском языке в соответствии с синодальным переводом Евангелия от Матфея.

Для нас, участников, проект "Страсти по Матфею-2000" проникнут и человеческой грустью: молох ротации отнимает у нас нашего друга Михаэля Кана-Аккермана. И мы хотим, чтобы ему было что о нас вспомнить.



Поэты-участники проекта о проекте:

Геннадий Айги: Проект необычный, я бы сказал, на грани риска. Он углубляется в серьезные переживания поэтов, композиторов, да и людей вообще. Он затрагивает саму жизненную экзистенцию и ставит каждого перед собственной совестью. Глубокие переживания святых, евангелистов, выраженные в "Страстях", обращаются, с одной стороны, к личным переживаниям участников, а с другой - к чувству их ответственности перед чем-то большим, назовем его Бах или как-то иначе. Поэт и композитор исходят из себя, но нуждаются в ответе с той стороны. Накал серьезности, накал подлинности - это и есть религиозная связь с тем, что больше меня. Мы все поставлены в очень серьезное положение. Каждый участник должен как бы внутренне молиться. Мы обычно не говорим о таких вещах сообща, все это делается разрозненно. Но здесь происходит некая проба: где мы находимся и что мы можем сделать? Здесь, в этом проекте, все объединяются и находятся в состоянии некоей проверяемости.

Д.А.Пригов: Нынешняя практика имеет в своем арсенале такую забавную вещь, как ремейк. Ремейки бывают разные: травестийные, когда высокое пытаются свести к бытовому, низкому, или связанные с несовпадением времен, когда что-то, бывшее в свое время актуальным и духовно мощным, в наше время становится ходульным, риторическим и обнаруживает свою неактуальность. Но в случае с Бахом мы этого не можем сказать. Он регулярно исполняется, прошел сквозь все культурные моды. И теперь имеет вариант нынешнего исполнения - ремейковский. Но ремейк дает возможность современным авторам включиться в фундаментальную структуру Баха и, не пародируя, не травестируя, пытаться понять, что есть Бах, транспонируемый в наше время, что бы он делал на нашем месте? Наше время менее религиозное, менее аутентичное самой форме пассионов. Но когда искренне включаешься, чувствуешь, что старая структура несет в себе память - и смысловую, и интонационную.

Ольга Седакова: Сначала проект показался мне подозрительным: не пародия ли это, не концептуалистская ли штучка, от которых я, в общем-то, устала? Все понятно: то, что в большие времена делал один человек, то сейчас, в наши слабые времена, должно делать множество людей. Никто не знает, что делают другие, и все получится само собой? А потом мне показалось, что это все-таки интересно. Очень могучий скелет задает сам Бах. Получается что-то вроде гадания: современные художники узнают свое место в сюжете и построении Баха, а главным человеком и судьей остается он, и он расставляет всех по местам.

Вячеслав Курицын: Это очень ценный для меня опыт. Я стишки свои писал крайне долго и осторожно, имея одну задачу - не опошлить тему, а рефлектировать об этом - уж точно опошлить...

Псой Короленко: Это такое дело, что очень легко, как сказал бы Матфей, "соблазниться о нем". Строго говоря, это утопия. Проект, имеющий все признаки постмодернистского действа, настойчиво и отчаянно от этого открещивается. В связи с "бомондным" характером проекта, его завязанностью на определенной субкультуре, возникают беспокоящие ассоциации с "Неофициальной Москвой" etc. Свое участие в проекте я описал бы как "преодолевающее поведение". Я действую по принципу "верую, ибо absurdum est", притом в союзе с другими людьми, многие из которых могут чувствовать нечто подобное. Надеюсь, что из этого, с Божьей помощью, что-нибудь получится.



"Страсти по Матфею-2000"

Речитативы: Музыка - Вячеслав Гайворонский; текст - Евангелие от Матфея (Мф 26:17 - 27:66).

Тексты хоралов: Михаил Гронас, Псой Короленко, Екатерина Поспелова, Мария Степанова.

I отделение:

1. Ираида Юсупова. Куда?
Партия гитары: Дмитрий Чеглаков
Стихи: Леонид Белый

2. Павел Карманов. Музыка для инаугурации
Стихи: Елена Фанайлова

3. Вячеслав Гайворонский. Гавот
Стихи: Псой Короленко

4. Сергей Загний. Причастие
Стихи: Псой Короленко, Михаил Гронас
Хореография: Татьяна Баганова

5. Владимир Мартынов. Антифон I
Стихи: Лев Рубинштейн

7-9. Владимир Николаев. Три моления о чаше
Видео: Андрей Сильвестров
Моление I
Стихи: Геннадий Айги
Моление II
Стихи: Д.А.Пригов
Моление III
Стихи: Ольга Седакова

10. ТПО "Композитор". Ключ
Стихи: Михаил Гронас

11. Дмитрий Чеглаков. Сарабанда
Стихи: Михаил Шульман ("Из Пророка Исайи"; Ис, 24:16-17)

12. Борис Филановский. Обе смерти тебе, Иуда
Стихи: Роман Рудица

13. Ираида Юсупова, Дмитрий Чеглаков. Слово
Стихи: Вячеслав Курицын

14. Вячеслав Гайворонский. Французская увертюра
Стихи: Псой Короленко

15. Иван Великанов. Люди мои, что Я сделал вам
Стихи: Ольга Седакова

16. Ираида Юсупова. Сегодня
Стихи: Вера Павлова

17. Алексей Ларин. Повинен смерти
Текст: Евангелие от Матфея (26:65-68, 27:29)

18. ТПО "Композитор". Ария со считалочкой
Стихи: Ольга Рожанская

19. Сергей Загний. Вспомни обо мне
Стихи: Псой Короленко

II отделение:

20. Алексей Шульгин. Erbarme dich
Видео и костюмы: Анна Колейчук

21. Владимир Мартынов. L'apres-midi d'un Вach
Хореография: ПОВ.С.ТАНЦЫ

22. Сергей Загний. Земля крови
Стихи: Псой Короленко
Хореография: Татьяна Баганова

23. Вячеслав Гайворонский. Сарабанда
Видео: Андрей Сильвестров

24. Юрий Ханонъ. Аgonia Divina ("Заказное убийство для смешанного состава"), ос. 72-s.
Стихи: неизвестный автор

25. Владимир Николаев. Обхохочешься (Laughtrack)
Видео: Андрей Сильвестров

26. Александр Щетинский. Этюд о душе
Стихи: Алексей Парин

27. Владимир Мартынов. Антифон II
Стихи: Лев Рубинштейн

28. Алексей Айги. Нетерпимость
Фильм: Д.У.Гриффит

29. Владимир Николаев. 2000@JC
Стихи: Александр Анашевич

30. Александр Вустин. Ночная мгла
Стихи: Борис Пастернак (из романа "Доктор Живаго")

31. Борис Филановский. Отдай мне его
Стихи: Лев Рубинштейн

32. Павел Карманов. Спи, мое сердце, усни
Стихи: Ольга Седакова


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Сидлин, Московский дневник /08.06/
Выдержки. Советский художник экономил краску, холст, усилия. Результат очевиден. О котлетах и открытии новой экспозиции Третьяковки "Русское искусство ХХ века. 50-80-е годы".
Ширли МакМырли, Под сенью вдовушки в цвету /07.06/
Приходится вдове звать на помощь Шона Пенна, прятать мертвое тело и пикироваться с местным Порфирием Петровичем, который, естественно, поклоняется дуче и грязно, как настоящий фашист, домогается героини. Смотреть "Виллу" под силу только самым отпетым киноденди.
Ширли МакМырли, Что осталось от Джармена /06.06/
Русский октябрь выглядит, по Джармену, бедным и запущенным. Он так снимает и московские улицы - пыльные, желтоватые, тронутые тлением, и высотные здания - хорошо сохранившиеся руины погибшей цивилизации, и скудный пир под сенью красных знамен, на котором голодные солдаты набивают полный рот бледной курицей
Михаил Визель, Том Уэйтс в Варшаве : калифорнийский бар под сталинской крышей /02.06/
Этот персонаж появился в стране, где виски - не предмет роскоши, а обычное питье, и пьют его не в подъездах, а в барах. Уэйтс воспроизводил именно эту практически неизвестную нам стихию, а зал воспринимал ее как свою.
Юлия Яковлева, "Петрушка" : пособие для начинающих революционеров /02.06/
Фокин - самый эфемерный гений русского балета. У нас есть сушеная "Шопениана", "Умирающий лебедь", пара сцен в операх да три балета сомнительного происхождения. А тут вдруг "Петрушка": сильно побитый временем, артистами и небрежными редакторами-реставраторами, но ошеломляюще живой.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки: