www.russ.ru winkoimacdos
Дневник культурных событий. Под редакцией Сергея Кузнецова

Выпуск от 8 апреля 1998 года

Борис Кузьминский

В среду я скоропостижно сменил место службы и из огня ПРАКТИЧЕСКИ не нормированного режима угодил в полымя АБСОЛЮТНО не нормированного. Оттого и не смог посетить устроенную Институтом иностранных языков конференцию по книге Ильи Гилилова "Игра об Уильяме Шекспире". Впрочем, весьма вероятно, и будучи безработным миллиардером, я не пошел бы слушать доклады и прения, доводы за и против гилиловской концепции. Потому что нашумевшая в 1997-м лебединая песнь пожилого шекспироведа-любителя ассоциируется у меня с некой особенно неприятной разновидностью магии - не белой и не черной, а, что ли, люминесцентной. Искрящей током и слепящей глаза.

Всю осень телефон разными голосами, но с менструальной регулярностью сообщал: "Это потрясающе... Ничего подобного никогда... Он впервые за четыреста лет осмелился... Спорить теперь бессмысленно..." Читать Гилилова из инстинктивной вредности хотелось все меньше и меньше. Сам не пойму (см. выше про магию), как в рождественском полузабытьи купил-таки "Игру", открыл ее часов за пять до Нового года - и пропустил бой часов, звон бокалов, обращение президента, пропустил мимо чувств первые сутки января. Встал из-за стола лишь следующей ночью. Пожелтевший от сигарет и кофе. Глубоко перепаханный.

По манере изложения Гилилов не историк литературы, а Кассиус Клей. Он прижимает вас к канатам шквалом увесистых доводов. Потом зажимает под мышкой вашу шею и дубасит вас доводами по лицу. Потом отпускает, и вы падаете в нокаут, однако Гилилов на протяжении оставшихся двухсот страниц мелкого шрифта с прежним энтузиазмом наяривает вам ногами по ребрам. Вы не столько убеждены, сколько изничтожены. В монографии Гилилова поражает все: и выстраданный проаристократический пафос, по меньшей мере странный в бывшем кадровом офицере Советской Армии; и лютая ненависть к уроженцу Стратфорда-на-Эйвоне, тупому безграмотному ростовщику по фамилии Шакспер. И, конечно, грациозная, словно квартет Мессиана (а также запутанная, будто роман Умберто Эко), история платонической любви и трагической гибели истинных авторов пьес и сонетов - Роджера Мэннерса, графа Рэтленда, и его обольстительной супруги.

Только недели через две начинаешь осознавать: пламенная аргументация Гилилова, по сути, ничего не доказывает неопровержимо. За исключением незаурядных гипнотических способностей автора "Игры". Даже сильные духом люди, которые и после прочтения книги пробуют возражать против рэтлендианской версии, делают это как-то одышливо, петлисто, точно сквозь зияния выбитых на ринге зубов, преодолевая невыносимую боль в сломанной челюсти. А что, казалось бы, Гилилов совершил? Откровенно вывалил в рукопись собственные комплексы. Аранжировал их allegretto. Красиво рассказал красивую сказку, имеющую весьма косвенное отношение к существу вопроса. К сожалению (или к счастью), дабы уложить гуманитарную интеллигенцию на лопатки, больше ничего и не нужно. Против лома нет приема.

Георгий Мхеидзе

Порой случается так, что странности отдельных людей, будучи помножены на некоторый капитал и страстное желание ознакомить со своими пристрастиями весь остальной мир, дают в результате ни больше ни меньше - культурное событие. Французский юрист Жан-Мари Бурсико стал собирать рекламные ролики много лет назад. А в один прекрасный день его коллекция разрослась настолько, что ее владелец не смог удержаться от желания поделиться этой сокровищницей с простыми смертными, знакомыми с рекламой только своей страны и эпохи, да и то при заинтересованном посредничестве ТВ.

Крутить ролики юрист решил по ночам. Гордо назвал свою коллекцию "Синематекой" и повез по миру - на суд и одобрение восхищенных зрителей - от рекламщиков-копирайтеров до потребительниц рекламы - домохозяек. Это безумие происходит уже тринадцатый год, а четыре года назад "Синематека" доехала до Москвы. Бурсико постепенно меняет точки показа, выбирая все более престижные - в ночь с 3 на 4 апреля с.г. очередные 500 (!) роликов были прокручены в "Пушкинском". Программа случилась не простая, а юбилейная - как раз 100 лет назад сняли, оказывается, первый рекламный ролик (всего 3 года спустя после появления кинематографии как таковой). Кстати, тот первый ролик рекламировал... кино.

6 часов нон-стоп посетители "Пушкинского" наслаждались пиршеством образов и буйством ассоциаций: самый короткий (моргающий глаз верблюда Camel) и самый длинный (8 минут голландского Philips), а также множество иных радостей. Кстати, телеверсия будет показана 11 апреля в 23:40 на ТВ-6. Пристрастные наблюдатели особо отметили обилие китайской и южноафриканской рекламы - первая, невероятно красивая и дорогая (по крайней мере, изобилующая постановочными натурными съемками), оказалась совершенно непонятой, поскольку объекта рекламы в кадре не было, а перевода - и подавно. Многие решили, что бегун с красным знаменем, под бой 400 барабанщиков совершающий в пустыне Гоби акробатические кульбиты, рекламирует... коммунизм. Лично меня поразила реклама израильского йогурта, в качестве аккомпанемента к которой исполнялась "Макарена" на чистейшем иврите: это-таки не забывается. "Пушкинский"

Юлия Бедерова

Все события прошедшей недели свелись к заезжему "Кроносу". Впечатлило его изящное взаимодействие с аудиторией. В одном концерте квартет откровенно кокетничал с публикой, в другом неожиданно ее одурачил. Кокетство было вполне милым, а "Опера призраков" китайца Тан Дуна расчетливой до мелочей, до такой степени, что либретто умещается на одну страничку вкладыша в компакт-диск, а все шикарное множество смыслов и образов ладит с любым восприятием (и что-то слышавшем об авангарде, но так за целый век и не узнавшем, с чем его употреблять, и неровно дышащем на фольклор и экспансию китайского искусства на мировом рынке культурных развлечений).

Интереснее прочего (даже культовых деликатесных бисов) оказался Шнитке - не живая трагедия, но ритуал. Четыре квартета в монотонном, внимательном, строгом стиле. Так пропевают гласы, меняют выгоревшие свечки, бубнят слова. Аудитория словно отстояла службу, не зная правил. Дружно аплодируя между частями нудных и сложных квартетов, будто кланяясь до земли, когда не надо. Никто ничего не понял, но светлое и приподнятое настроение, чувство выполненного долга надо всем преобладали.

Большой зал Консерватории

Обратная связь

Начали поступать первые отклики наших читателей. "Титаник" во всех видах лидирует по количеству отзывов: Андрей Дерябин поминает, как Кэмерон предложил почтить память погибших минутой молчания, а потом с криком "Будем веселиться всю ночь!" ускакал за кулисы, а Александр Гагин сравнивает оскароносный шедевр со стриптизом, который он случайно посмотрел тем же вечером в ресторане "Космос" (сравнение, само собой, не в пользу Кэмерона). Среди других впечатлений - "Кронос-квартет" (см. выше), телесериал "Третья планета от Солнца" и "Три истории" Киры Муратовой.

Первое место заслуженно отходит Илье Овчинникову, подробно рассказавшему о "Летучем голландце" Вагнера:

Соответственно, Илья объявляется победителем сегодняшнего конкурса.

Что касается призов, то, разумеется, обещание автографов было первоапрельской шуткой - призами, как положено в Русском Журнале, будет подписка на журнал "Пушкин". Будет ли она присуждаться по итогам каждой недели или по итогам месяца, еще предстоит выяснить.

Кроме того, я готов присуждать приз моих личных симпатий. На этой неделе почетный приз уходит Дмитрию Кудрявцеву:

Уходит, разумеется, не за сетевую тематику, а за умело вставленную и тактично оборванную цитату.

А конкурс, тем временем, продолжается:

Имя-фамилия *
E-mail
Самое сильное эстетическое впечатление *

* - заполнить обязательно


предыдущий выпуск

следующий выпуск

© Авторы "Пегас Light", 1998 © Русский Журнал, 1998
© Сергей Кузнецов, редактор и составитель, 1998 © Максим Егоров, дизайн, 1998