Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Свобода слова / Политика / < Вы здесь
Сумерки богинь. Окончание
Антропологические основы ксенофобии

Дата публикации:  7 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Начало - здесь, продолжение - здесь.

"Существует физиологическое отличие (physical difference) между белой и черной расой, которое, я думаю, останется всегда, не позволяя двум этим расам сосуществовать в условиях социального и политического равенства. И поскольку они не способны сосуществовать таким образом, продолжая, тем не менее, существовать рядом, неизбежно появляется разница в положении "высшего" и "низшего". Я, как и любой другой (белый), выступаю за место "высшего", предназначенное для белой расы".

Авраам Линкольн

Смешная сцена: в квартале красных фонарей Амстердама негритянский парень довольно опрятной наружности стоит на коленях, умоляя белую проститутку его принять. В то время как та посылает его "открытым текстом" на английском с сильным русским акцентом. Стоит толпа мужичья и покатывается со смеху. Потом, кажется, к этой девушке стояла среди ночи очередь каких-то закомплексованных пожилых типов. Подумалось, что, может быть, зря она так! Старомодно ведь это, как и весь расизм. Хотя, должен признать, поставить себя на ее место я затрудняюсь.

Вот слышатся истерические возгласы по поводу того, что планета становится "приятно-шоколадной". Боятся этого нечего, не успеет стать! Прогресс генной инженерии приближает момент, когда родители смогут попросту заказывать цвет кожи и форму носа своего ребенка. С другой стороны, общество становится все более сложным, полноценное встраивание в него - дело длительное и трудное, занимающее иногда жизнь нескольких поколений, необходимых для полной ассимиляции пришельцев. В результате значение цивилизационных различий определенно возрастает, тогда как значение расовых отличий в ближайшие десятилетия будет продолжать уменьшаться.

Аутентичные англичане выделяются среди "адсорбированных", подобно громадным вяхирям, важно вышагивающим среди пестрой стаи дворовых голубей Гайд-парка. Об аутентичных французах такого не скажешь, хотя не могу согласиться с паническими настроениями некоторых, утверждающих, что в Париже почти не осталось французов. Они там есть, и немало, на них нередко прямо-таки натыкаешься. В Париже в туристском месте лотошник-кондитер, узнав во мне туриста, окликнул по-французски. А этого я не люблю: "Да идите вы со своими наполеонами! Без яиц они, наполеоны ваши, не то, что наши".

В Лондоне же, если идешь с высокомерным выражением лица, смотря презрительно поверх голов, - обязательно примут за своего и что-нибудь спросят (например, как пройти). Говорят англичане довольно эмоционально между собой, совсем не тихо, как в Восточной Европе - с видом изречения истины в последней инстанции. Обязательный ритуал английской шутки требует настолько же обязательного ритуала немедленной реакции в виде короткого громкого смеха вне зависимости, понял ты ее или нет. Я тоже пытался шутить: "О, что это за чудная бутылочка вина, которую вы только что умудрились вылить мне на брюки! Какой это был сорт, извините? Что, неужели бордо?!. Я очень люблю бордо! Ну, тогда ничего страшного (если, конечно, это было на самом деле - бордо)..."

Самый простой способ поболтать с лондонцами - это зайти в паб и подсесть на свободное местечко, с тобой заговорят уже хотя бы из вежливости. Так и получилось: пожилой джентльмен галантно осведомился, откуда я, разговор быстро скатился в философский спор о глобализации и отношениях север-юг. "Представьте себе, Грэм, на секунду, что в вашей стране стало слишком много обездоленных. Вы ведь не хотели бы, чтобы это привело к социальному взрыву? Подобно этому, в наш век глобализации богатые страны неизбежно будут вынуждены увеличивать помощь беднейшим странам именно вследствие глобализации и роста взаимозависимости: бедные зависят от технологий богатых, а богатые - от доброй воли и хорошего настроения бедных. Например, известно уже давно, что английский и русский языки из того же корня, что и санскрит, однако не исключено, что более глубокие пласты лежат на востоке Азии, и что уже совсем может быть обидно для белых, вполне может оказаться, что язык для них выдумали азиаты. Вот посмотрите на английское слово know, весьма близкие ему по семантике и по звучанию слова есть не только в индоевропейских языках, но и в финно-угорских и тюркско-монгольских до самого восточного из них - языка орок, которые, несмотря на все ужасы, которые про них напридумывал Толкиен, мирно обитают у нас в России и никого не трогают1. Оказывается - это сходство не случайно, и компаративные лингвисты считают, что все эти языки произошли от одного общего".

- Почему вы думаете, что европейцы (Caucasians) получили свой язык от монголоидов (Asians), а не наоборот? - парирует Грэм.

- Видите ли, финно-угорские и особенно тунгусо-манчжурские языки сохранили в большей степени древнюю структуру и древние согласные, а индоевропейские - сильно их видоизменили, как часто случается с языком, который попадает в новое, чуждое ему прежде этническое окружение, и им овладевают люди, прежде разговаривающие на иных языках. Чем отличается современный иврит от арабского и от древнего иврита - он утратил гортанные. Иммигранты так и не научились произносить гортанные звуки и строят фразы так, как они строили бы их в русском языке. Похожие отличия существуют и между индоевропейскими языками и другими ветвями бореальных языков, причем в тех языках, носителей которых отличает больший "индекс европоидности", фонетических отличий от общего бореального праязыка больше. Как бы азиатам не пришло в голову когда-нибудь заявить о своем праве на копирайт для использование всех языков бореальной группы, включая и английский!

Грэм смеется.

После недолгих раздумий Грэм соглашается: "Может быть, какой-нибудь специальный налог на эти цели (в пользу стран "третьего мира"), этого навряд ли можно избежать".

Услышав, что мне пришлось недолго повоевать в Палестине и в Ливане, Грэм интересуется моим мнением относительно перспектив выживания еврейского государства.

- О, - отвечаю я, - проблема не в выживании, с учетом наличия ядерных боеприпасов, Израиль неуничтожим в обозримом будущем. Проблема в том, что нормальной жизни нет ни у евреев, ни у палестинцев. Однако все сваливать на палестинцев - последнее дело, ни арабские страны, ни Израиль не дали им за 50 лет ни возможности создания демократического самоуправления, ни даже гражданства, чтобы они могли хоть как-нибудь ответственно сформулировать свою точку зрения, так что степень их коллективной ответственности не сравнима со степенью ответственности более организованных политических сил. А вот европейцы смогли наконец, кажется, объединится и создать нечто новое - перевожу я разговор на более интересную для меня тему.

В саркастической ухмылке британца угадывается традиционный английский евроскепсис. Впечатление от него такое, что, соединяясь с континентом экономическими евротунелями, англичане судорожно ищут новые, спасительные, символы своей "инаковости". На плакатах, вывешенных на транспортных узлах, поездка из Великобритании в Европу обозначена как поездка в Шенген (имеется в виду шенгенская визовая зона). Может быть, размышляю я про себя, впору и нам для политкорректности проблему отношения к России в Европе переименовать в проблему отношений к России в некоем безликом Шенгене?

Тем временем англичанин изрекает мысль, достойную быть занесенной в реестр золотой сокровищницы британской дипломатической мысли: "Если европейцы между собой воевать не станут, то будут воевать с Америкой, или еще с кем-нибудь" - это мы уже слышали много раз: "войны всегда были, есть и будут!". Тогда, если по-другому в принципе невозможно, стоит ли вообще стремится к миру - или правильнее будет просто беззаботно посидеть на набережной Темзы, поквакать, пока это еще возможно, с себе подобными, хорошо запомнить линию лондонского горизонта: Биг-Бен, Тауэр, Тауэрский мост, чтобы намертво врезалось в память, а то ведь всякое может статься.

О сладостная британская изоляция! О "железный занавес"! О североатлантический зонтик! Что с нами будет?!

Англичанин осведомляется, какое пиво я пью, он явно не устал и собирается болтать со мной еще очень долго.

- Блин, вот вы здесь на своем острове все такие законопослушные, как я слыхивал, но на красный свет переходите вовсю, дурацких законов у вас полно, которые никто, конечно же, выполнять не собирается. А вчерась я наблюдал, как вполне интеллигентного вида дядя яппи-джентльмен перескочил через перильца в платный туалет, чтобы только не платить. Он это сделал с такой невозмутимой "позой лица", что все окружающие джентльмены сразу сделали точно такую же. Так я вот и думаю, - продолжаю я со своим ужасным произношением, но уже поймав нотку английской безапелляционности: - пускай законопослушание! - но тогда следовало бы ожидать пунктуального исполнения всех законов. Ведь для настоящего законопослушного гражданина нет закона "правильного" и закона "глупого" - либо же не закон властвует в ваших "альбионах", а нечто другое. Тогда что?

- О, это долгий и интересный разговор; я сейчас вам все объясню... - говорит англичанин и уходит в туалет. Неожиданно я чувствую, что разговоры с лондонцами мне в тягость, а момент выпал как нельзя более подходящий, чтобы смыться. Я допиваю угощение и ухожу, как и принято у британских аборигенов, не попрощавшись.

И все же, выйдя из бара, я начинаю сожалеть, что постеснялся сказать англичанину всю правду-матку о том, что первый арийцы были монголоидами. Испытал бы он культурный шок или иронически отмахнулся бы и отделался английской шуткой? Я всегда задавался вопросом, могут ли открытия в гуманитарной области влиять на ход истории, подобно тому, как влияют открытия физиков. "Что если бы сравнительное языкознание было более продвинуто в довоенной Европе, может быть, подобный культурный шок мог избавить ее от припадка нацизма?" - продолжаю рассуждать я, бессмысленно блуждая по Сохо. Впрочем, возможно, я и переоцениваю способность подобных открытий вызывать интерес. Интеллектуальному читателю и так давно известно, что современные граждане турецкой республики, хотя и имеют типичный средиземноморский облик, наследовали язык алтайской группы, родственный монгольскому, и уж наверняка получили свой язык от жителей востока Евразии. То же самое можно сказать и о венграх. Почему, собственно нас должно удивить "небелое" происхождение индоевропейских языков?

Надо сказать, вопросы происхождения всякой культуры обсуждаются обычно на весьма высокой эмоциональной ноте. Оппоненты атакуют ту или иную точку зрения еще и потому, что она может носить обидный смысл для кого-то третьего, влиятельного. Тогда исследователь все еще может оправдать нарушение интеллектуальной честности, назвав свое поведением "политкорректным", хотя подобная "политкорректность" по отношению к одним, как правило, оборачивается несправедливостью к другим, более слабым.

Впрочем, надежность выводов еще не гарантируется точностью измерений. Скорее наоборот, более надежным следует считать такой вывод, который более устойчив к погрешностям и артефактам, то есть который не изменится на противоположный, если мы немного ошибемся в оценках и некоторая часть фактов окажется неверными. Этот методологический принцип очень важен для составления правильного представления о событиях, сведения о которых весьма обрывочны и часто противоречивы.

Дело, однако, осложняется тем, что людям, как правило, более интересно, что ожидает их в будущем, чем то, что происходило в прошлом. А в области составления прогнозов никому пока так и не удалось доказать, что исторические исследования более эффективны, чем генератор случайных мыслей, для выяснения того, что готовит нам день грядущий. Причем по степени неангажированности и интеллектуальной честности последний явно даст фору большинству историков.

Ясно одно, с тех пор как в Европе люди схлестнулись с неандертальцами в смертельном противоборстве, конкуренция между разными культурами весьма способствует развитию технологии2.

Таким образом, есть основания думать, что серьезные сдвиги в обработке камня, кости, в символотворчестве и других сферах культуры, фиксируемые для ряда районов Африки, Европы и Азии начиная с периода около 45 тысяч лнт до н.э., были вызваны возрастающей конкуренцией за обладание ресурсами в условиях, когда разрешение кризисов за счет оттока избыточного населения на свободные территории становилось все более проблематичным"3.

Однако по какой такой причине один вид гоминидов оказался более другого способен к восприятию технологических нововведений? Может, культурные и религиозные представления неандертальцев тормозили их собственное развитие? Ритуалы погребения мертвых у этих гоминид были, как оказалось, весьма незамысловаты, следов графического искусства до сих пор не найдено, хотя ритмические виды искусства, музыка и танцы, существовали, что убедительно доказывает находка неандертальской свирели. Возможно, однако, что причиной вымирания послужила их недостаточная военная организованность - защищенные североатлантическим климатическим зонтиком, они слишком "расслабились" и потеряли бдительность. Более агрессивные кроманьонцы смогли одержать верх, однако со временем сами утратили динамизм развития.

С того времени и по сей день Европа отличается от остального мира тем, что процессы исторического развития в ней происходят наиболее скачкообразно и неравномерно, и причиной этого, как нам представляется, является климатический щит, который вначале способствовал консервации общественного развития, но затем, когда давление на него возрастало, оказывался неспособным предотвратить квазикатастрофическое, революционное изменение ситуации. Впрочем, логика подсказывает, что североатлантический климатический зонтик являлся не единственным, хотя и наиболее существенным в своем роде. Следует специально отметить относительную суровость климата России по сравнению с Западной Европой, игравшую определенную защитную роль в российской истории.

Однако следует учитывать реальную возможность того, что сохранение европеоидного облика Европы естественным путем становится совершенно невозможным, если только поддержание расовой однородности не станет в какой-то момент сверхценной идеей европейской цивилизации.

Кроме того, нельзя не учесть, что изменение климата, а также бурное развитие военных технологий и навыков гуманитарной экспансии позволяет современной достаточно агрессивной цивилизации продырявить любой, как климатический, так и географический зонтик.

Примечания:


Вернуться1
Ороки - автохтонный народ, живущий на Сахалине и разговаривающий на языке, принадлежащем к алтайской языковой семье.


Вернуться2
Верхний палеолит появляется там и только там, где обитали неандертальцы (см. также Svoboda & Siman 1989: 320; Svoboda 1993: 34). В районах, где последние не жили и, следовательно, не составляли неоантропам конкуренцию, - в Африке к югу от Сахары, в Австралии, в Южной и Восточной Азии - нет и верхнего палеолита (либо он очень поздний). Напротив, в районах даже удаленных и изолированных от Европы, но с явными признаками присутствия там неандертальского населения (Южная Сибирь) известен и довольно ранний верхний палеолит.


Вернуться3
Вишняцкий Л.Б. "Верхнепалеолитическая революция": география, хронология, причины.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Свобода слова' (архив темы):
Игорь Джадан, Сумерки богинь. Продолжение /05.08/
Лекция об антропологических основах ксенофобии и о языковой экспансии. Бог есть наиболее значимый в каждый отдельный момент политтехнологический феномен.
Сорокин - наш президент? /01.08/
Обществом, лишенным "руководящей и направляющей", правят иностранцы и писатели. Колонка редактора.
Александр Ципко, Слово - это дело государево /01.08/
Каждое общество создает тот или иной миф, который оно обязано поддерживать. Люди с двойным гражданством не имеют права говорить о судьбах России. А за писателями и журналистами должны доглядывать чиновники. Мнение эксперта.
Алексей Волин, Не царское это дело /01.08/
Пытаясь в юридическом порядке разграничить, скажем, пристойные и непристойные телепередачи, мы сразу столкнемся с различным пониманием того, что есть пристойное и непристойное. А за писателями и журналистами должны доглядывать эксперты. Мнение чиновника.
Игорь Джадан, Сумерки богинь /31.07/
Лекция об антропологических основах ксенофобии и о языковой экспансии.
Игорь Джадан
Игорь
ДЖАДАН
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: