Путч. Хроника тревожных событийWinUnixMacDosсодержание


Необходимое предисловие


Эта книга - полный набор информации, выпущенной Российским информационным агентством (РИА) 19-21 августа 1991 года. Как и для большинства граждан страны, попытка государственного переворота оказалась неожиданной и для нас, журналистов РИА, наших коллег и партнеров в различных регионах России и республиках.
Наши репортеры, корреспонденты, внештатные сотрудники сразу оказались в самой гуще событий - в Белом доме - Доме Советов РСФСР, на баррикадах, в тех регионах, где поддержали ГКЧП, и там, где решительно выступили против антиконституционного путча. И теперь мы хотим представить на ваш суд ту информацию, которую мы смогли по всем доступным нам каналам довести до наших потребителей в России, республиках СССР и за рубежом.
Готовя эту рукопись к печати, мы решили не вносить никаких корректив в ту информацию, которая вышла с телетайпов и факс-аппаратов РИА в те дни. Поэтому вы столкнетесь и с отдельными сообщениями, не получившими затем подтверждения. И это тоже характерная особенность той реальной обстановки, когда оказалось невозможным оперативно перепроверить факты, как это водится в нашей повседневной практике. Поэтому мы хотим принести наши искренние извинения читателю за невольное отражение в некоторых материалах эмоционального перенапряжения тех дней, обостренного восприятия происходящего. Однако ничего не хотим исправлять в ХРОНИКЕ ТРЕВОЖНЫХ ДНЕЙ.

Президент
Российского информационного агентства
Андрей Виноградов

30 августа 1991года

Три дня


Трудно писать о переломах времени: живешь-то уже в новое время, сознавая, насколько оно важней и рискованней былых схваток на рубеже, - но именно перелом застревает в памяти и, получив имя революции, отбрасывает в будущее густую мифологическую тень.
К утру 19 августа 1991 года обстоятельства сложились так, что информирование о событиях стало проблемой - причем не только технической, но и личной - для всякого, кто был профессионально занят в mass media: проблемой сопротивления.
Опасаясь показаться претенциозным, я буду настаивать: для нас в агентстве "POSTFACTUM" 19 августа было чисто рабочим днем. Каждый сознавал, что произошло Событие, а события - наш хлеб насущный. И, раз никто из нас в утро переворота не был арестован (подарок первый), агентство не опечатано (подарок второй) и телефоны работали (бесценный дар!), - мы просто стали к своим рабочим местам. Сообщение превратилось в поступок. Всякий, кто сообщал другому о происходящем, сам вмешивался в ситуацию, причем на ясно обозначенной стороне - и мы вмешивались. Хочется думать, что мы делали это профессионально.
В то же время, снуя от танков и баррикад к телефаксам, мы решали еще и особую задачу - старались не допустить давления собственной позиции на саму суть сообщаемого. Для этого нужно понимать сложившуюся тогда обстановку, когда захватившие власть люди, мало что зная сами о стране, которую они решили похитить, не позволяли никому ни свидетельствовать, ни спорить, ни объяснять... Пока решался вопрос, кто кого, времени обдумать происходящее не хватало.
Оно настало для нас на четвертые сутки. Не спав Три дня, мы отдали четвертый анализу происшедшего - насколько позволяла слишком близкая дистанция и усталость. Наверное, это сказалось и на статьях, которые читатель найдет в аналитическом разделе книги (первый вариант большинства их был распространен PF в Аналитическом вестнике "Состояние страны" #9 за 23 августа 1991 г., подготовленном совместно с Центром политико-правовых исследований "INTERLEGAL").
А на пятый день главный праздник журналиста - Событие - кончился, и то, что было выбором, растворилось в обычной работе.
Я не смогу перечислить всех, кто в эти три дня был с нами или приходил к нам с предложением помощи. Но несомненно, что, кроме авторов помещенных здесь материалов, к таким людям относятся москвичи Александр Авеличев, Алексей Алексеев, Наталья Аракелова, Татьяна Астахова, Антон Аракелов, Анатолий Беляев, Ирина Боева, Элина Вертинская, Глеб Грачев, Галина Горная, Евгения Есюнина, Татьяна Епифанова, Филипп Ильин, Галина Козлова, Вероника Куцылло, Алексей Кучеренко, Александра Корнеева, Лариса Ключковская, Анна Ковалева, Владимир Комиссаров, Раиса Лысенко, Оксана Ленда, Михаил Лукин, Анна Лебедева, Илья Молостов, Наталия Малосолова, Андрей Макаров, Илья Медков, Анна Орлова, Инесса Пчелинова, Елена Перова, Татьяна Снопкова, Галина Смолина, Олег Семенов, Валерий Снеговский, Олег Солодухин, Айрат Сакаев, Ярослав Скворцов, Арсений Рогинский, Кирилл Танаев, Татьяна Трофимова, Елена Федотова, Ирина Хачатурян, Андрей Шилов; корреспонденты агентства в других городах: Евгений Багаев (Кемерово), Людмила Белецкая (Киев), Владимир Богоделов (Тюмень), Александр Вольвачев (Минск), Надежда Гуттеилохер (Новосибирск), Владимир Добрынин (Омск), Владислав Дорофеев (Хабаровск), Александр Егоров (Свердловск), Сергей Ерушин (Барнаул), Наталья Жукова (Ленинград), Анатолий Захаров (Томск), Игорь Ивахненко (Ашхабад), Виктор Зубанюк (Киев), Роман Каллас (Таллинн), Николай Квижинадзе (Тбилиси), Тимур Клычев (Душанбе), Евгений Колезев (Свердловск), Владимир Коркодым (Киев), Елена Котельникова (Свердловск), Андрей Кудинов (Новосибирск), Алексей Лужбин (Пермь), Петр Марцев (Минск), Марина Медведева (Казань), Алексей Михайлик (Магадан), Владислав Половцев (Воркута), Андрей Ракуль (Ростов-на-Дону), Елена Романенко (Макеевка), Елена Савичева (Алма-Ата), Роман Самарин (Даугавпилс), Александр Суханов (Таллинн), Виктор Титов (Новосибирск), Айн Тоотс (Таллинн), Ярослав Тремблюк (Кемерово), Гузель Файзулина (Казань), Гульчачак Ханнанова (Уфа), Евгений Хлыбов (Сыктывкар), Эдуард Чернов (Свердловск), Владимир Чукомин (Ханты-Мансийск), Роман Яковлевский (Минск) и многие другие. Все они должны считаться действующими лицами Трех дней.

Сегодня, когда в умах и сообщениях доминирует политика, мне хочется напомнить о роли неполитических сообществ в Три дня. (Много ли тогда значили наши анемичные "партии", которых к августу 1991 у нас было такое множество?)
Независимые исследовательские центры, гражданские ассоциации, благотворительные фонды вдруг сомкнулись в надежную сеть - то, что американцы именуют словом network, - и по этой сети двигались сообщения, помощь, ресурсы, необходимые для противостояния танкам. Среди этих ячеек гражданского общества я не могу не отметить ближайшие к нам: редакции журнала "Век XX и мир" и еженедельника "Коммерсанть", Центр политико-правовых исследований, Общество "Мемориал", Институт гуманитарно-политических исследований и, конечно, издательство "Прогресс". Тогда же обнаружились подлинные роль и объем многолетних программ Советско-американского фонда "Культурная инициатива" (известного большинству под именем "Фонда Сороса"), особенно программы "Гражданское общество" - поддержанные ею группы были активными участниками сопротивления Трех дней.
Дни противостояния соединили нас в общем усилии, результат которого - свобода - с каждым днем все более неопределенен. Свобода как состояние подобна информации: она открыта, она сомнительна и опасна. Но этого риска мы, собственно, и желали.

Директор
Информационного агентства POSTFACTUM
Глеб Павловский

30 августа 1991 года


В начало страницы
© Печатное издание - издательство "Прогресс", 1991. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1997


Путч. Хроника тревожных дней.
А.Виноградов. Необходимое предисловие. Г. Павловский. Три дня.
http://old.russ.ru/antolog/1991/pred.htm