Путч. Хроника тревожных дней.WinUnixMacDosсодержание


Праздник, который кончается

Противостояние Горбачев-Ельцин
в новом политическом ландшафте

Леонид Скопцов

Все мы родом из Маркса, и потому не могу удержаться и не обозвать неудавшийся путч локомотивом истории: путь, который при "нормальном" развитии событий страна прошла бы за несколько месяцев, а то и лет, мы пробежали за три дня. Спасибо Геннадию Ивановичу!
Полная дискредитация партии; фактическая ликвидация КГБ; развал центральных связующих структур - и вместе с тем, потеря авторитета наиболее влиятельных республиканских лидеров - Назарбаева и Кравчука, спасовавших в минуту угрозы; постыдное поведение вождя грузинских национал-социалистов - Гамсахурдии-младшего... Перед Россией открылась перспектива восстановления империи на новой основе, под новыми знаменами и лозунгами. Благополучное возвращение Горбачева, несомненно, замедляет этот процесс. И у аналитиков появилась счастливая возможность перевести дух и - в то время когда вокруг кипит праздник - приступить к исполнению своих прямых обязанностей.

1

Надо думать, что версий об истинных корнях путча, его механизмах, участниках и о том, почему путч не удался, будет в переизбытке. Отмечу, помимо прочих (типа "обновившегося общества" и неукротимой любви москвичей к демократии и свободе), только три важнейших фактора, блокировавших его развитие:

во-первых, надо отдать должное Горбачеву, чей отказ идти на уступки путчистам лишил их возможности легитимизировать переворот и включить на полную катушку механизм государственного насилия;

во-вторых, сказался "фактор Ельцина", проявившего в экстремальных условиях свой недюжинный организаторский талант строителя (см. "Век XX и мир" # 6/91) и на все 100 процентов эксплуатировавшего свою харизму;

в-третьих, на стороне Ельцина с самого начала оказались власти и население стратегически важных регионов - обеих столиц, Урала, Западной Сибири (где лидеры областного и окружного Советов Юрий Шафраник и Валерий Чурилов перед лицом кризиса преодолели свои разногласия и дружно поддержали законную российскую власть).

Но все это - в прошлом. Реальное значение имеет лишь то, что политический ландшафт Союза ССР изменился до неузнаваемости. Потенции Ельцина стать не просто российским, но общенациональным лидером заставят руководителей республик сплотиться, теперь уже вокруг Горбачева, чтобы вместе противостоять новому российско-имперскому центру.

2

Горбачев, которому не на кого опереться, кроме как на осколки разгромленных Ельциным партийно-государственных, военно-политических и хозяйственных структур, будет демонстрировать милость к падшим. И поскольку пали многие, а международный авторитет гуманиста Горбачева будет в ближайшие полгода единственной им защитой от Ельцина и радикал-демократов, то новый горбачевский блок получается довольно многолюдным. Ельцин же, которому сейчас нужно срочно привести "к ноге" осмелевшие было российские автономии (одно "взятие Казани" чего будет стоить!) и железной метлой навести порядок в российских провинциях, вряд ли сможет помешать медленному восстановлению сил и влияния противоположного лагеря.

Таким образом, произойдет восстановление, пусть и инвертированное, политической схемы, сложившейся до нарушившего это конфронтационное равновесие апрельского соглашения "9+1". Только теперь Горбачев будет отстаивать суверенитет национал-коммунистических республик перед лицом демократизирующейся России. Противостояние Ельцина и Горбачева, на мой взгляд, неизбежно, ибо обусловлено объективно. Альтернативой могла бы быть только полная капитуляция Президента СССР, к чему он - устоявший перед ГКЧП - внутренне не готов.

3

Хорошо это или плохо, покажет время. Мне все-таки кажется, что наличие второго, пусть и существенно ослабленного, центра политической власти для задавленного слишком сильным государством общества - благо. Конечно, Горбачев с его партийным наследием будет вязать Ельцину руки, но неизбежное на волне эйфории "левое безумие" и нужно будет обуздывать. Те, кто имел возможность знакомиться с прожектами переустройства российской экономики, вышедшими из-под пера социалиста Михаила Малея или коммуниста Юрия Скокова, согласятся, наверное, со мной в том, что этим ребятам под силу угробить любую экономику, не только российскую.

Опять-таки, объективно у Ельцина есть шанс восстановить Россию в границах по крайней мере 1940 года.

Горбачев, претендовавший на те же лавры, не даст ему это сделать. И это, на мой взгляд, хорошо: слишком велики разрывы в уровнях развития различных регионов СССР, чтобы они могли мирно уживаться в рамках демократического государства.

Наконец, в ходе этого противостояния естественным путем сформируется разделение труда двух лидеров. Ельцину придется смягчать последствия ликвидации неконкурентоспособной российской промышленности (этой черной работой по свертыванию и ликвидации производства придется заняться и другим республиканским лидерам в своих республиках), а Горбачев на западные деньги и с помощью западных экспертов (к тому времени правительство СССР окончательно переместится из СССР на берега Потомака) сможет, наконец, приступить к модернизации советской экономики в целом: ее валютной, финансовой и прочих функциональных систем. Это в корне разные задачи, и решать их должны разные люди.

На этом пути новые праздники ждут нас не скоро.


В начало страницы
© Печатное издание - издательство "Прогресс", 1991. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1997


Путч. Хроника тревожных дней.
Леонид Скопцов. Праздник, который кончается.
http://old.russ.ru/antolog/1991/skopcov.htm