Путч. Хроника тревожных дней.WinUnixMacDosсодержание


Революция в аппарате

Олег Вите

Кто проиграл

Авторы плана перехода страны под управление ГКЧП совершили две роковые ошибки: стратегическую и вытекающую из нее тактическую.

С точки зрения функционера, воспитанного на уроках устранения Хрущева, новая республиканская власть в России не обладала, да и не могла обладать легитимностью законной власти. Особенно в глазах бывшей номенклатуры КПСС - администраторов, хозяйственников, офицерского корпуса. Стало быть, любое указание Ельцина будет воспринято последними в лучшем случае как призыв лидера "Демократической России". Соответственно, единственное, на что могло рассчитывать руководство России, так это на ряд митингов и забастовок. Но никак не больше.

Только подписание Союзного договора 20 августа создавало (в глазах заговорщиков) институты власти, способные конкурировать с ГКЧП по уровню своей легитимности.

Из этого стратегического просчета вытекала ошибочная тактика: ориентация на мирный или "почти мирный" захват власти. Это тем более устраивало заговорщиков, что открывало возможность представить антиконституционный переворот в глазах мирового сообщества традиционной для СССР "сменой руководства". К проведению настоящих боевых действий с профессионально подготовленным вооруженным противником ГКЧП был абсолютно не подготовлен и, похоже, не готовился. Судя по информации о планах захвата "Белого дома", за образец были взяты операции вильнюсского и рижского ОМОНа.

Отсюда парадокс: ГКЧП проводит пресс-конференцию в условиях, когда его главный враг не только не разгромлен, но, напротив, определенно начинает упрочивать свое положение!

Для успешности военного (или полувоенного) переворота необходимы три условия:
- техническая обеспеченность; грубо говоря, должно быть достаточно патронов, чтобы разгонять митинги "так называемых демократов";
- готовность населения подчиниться;
- способность заговорщиков сформировать коллективную волю.

Первое условие, очевидно, налицо. Второе - на всей территории России (за исключением крупных городов) и в большей части республик тоже.

Третье условие, напротив, едва ли возможно. Тем более что для управления такой огромной страной подчинить единой воле необходимо очень большой коллектив. Здесь - ахиллесова пята заговора.

Стратегически-тактический комплекс, лежащий в основе планов переворота, завел ГКЧП в тупик, когда 20 августа ошибочность стратегии стала очевидной, менять тактику было уже поздно. И без того не слишком решительный, ГКЧП стал стремительно терять остатки решительности, а вместо сплочения вокруг себя своих сторонников стал обнаруживать все большую изоляцию. ГКЧП с удивлением обнаружил, что страна признала в Ельцине Президента, а не просто неформального лидера "так называемых демократов".

Признала второй раз. 12 июня сказал свое слово народ. 19-21 августа выбор народа был, так сказать, ратифицирован его "верхней палатой" - большинством бывшей номенклатуры. Разумеется, ратификация эта проходила под митинговым давлением "нижней палаты" и ввиду баррикад. Но факт остается фактом: ратификация состоялась. И в этот момент ГКЧП превратился из всесильного кулака институтов государственной власти в кружок восьми путчистов-неудачников.

Кто победил

Никакой возможности для формирования независимой от "партии-государства" элиты - (демократической, политической, хозяйственной, административной, военной), которая могла бы сменить партийную номенклатуру, в нашей стране никогда не было. Не было даже тех "полулегальных" условий для этого, которые в последние 20-30 лет существовали в Польше, Венгрии, Чехословакии, Югославии. Наша новая демократическая элита имеет всего лишь три-четыре года от роду - и ей присущи все характерные черты этого малопочтенного возраста.

Завоевав политическую власть в России, во многих крупных ее городах, создав зародыши демократических партий и организаций, новая правящая элита станет правящей не на словах, а на деле лишь в той мере, в которой она способна привлечь на свою сторону кадрового бюрократа старой номенклатуры.

События 19-21 августа показали то, что невозможно вычислить никакими социологическими опросами, никаким теоретическим анализом: кадровый бюрократ, в массе, пошел за новой властью, перестав видеть в ней тусовку митингующих неформалов-межрегиональщиков. И это завоевание трудно переоценить. Однако еще важнее трезво оценить не только силу этой поддержки, но и ее специфику.

Во-первых, крайне незначительная часть директоров предприятий, военачальников, руководителей местных органов власти сразу и без колебаний встала на сторону демократически избранной законной власти.

Во-вторых, значительная часть той же номенклатуры решилась на это лишь после определенных колебаний, раздумий, размышлений о последствиях того или иного шага. Судьбу путча решили сделавшие свой выбор колеблющиеся. Им прежде всего обязана демократия.

В-третьих, значительная часть государственных служащих - директоров, работников местных органов власти и особенно военнослужащих стали не столько выполнять указания законной власти, сколько саботировать указания путчистов. Иначе говоря, соотношение сил изменилось в пользу республиканской власти в России не столько благодаря ее собственному усилению, сколько вследствие стремительного обессиливания ГКЧП.

В-четвертых, кадровый бюрократ - как военный, так и гражданский - признал в Ельцине прежде всего власть как таковую, признал уровень его легитимности соответствующим уровню "царствующего дома", а вовсе не его рыночные и демократические программы.

Победила не демократия (замышляющая перейти к рынку) диктатуру (стремящуюся вернуться к государственно-распределительной экономике) - сильная молодая власть победила власть старую. Новая династия сместила прежнюю.

Социальная база ельцинской победы состоит из двух частей: стихия революционного бунта против ненавистного старого режима и кадровая бюрократия старого режима, перешедшая на службу новому.

Прочность победы зависит теперь от того, хватит ли у Ельцина сил и желания, опираясь на последнюю, обуздать, подчинить правовому контролю, ввести в рамки законности вторую.


В начало страницы
© Печатное издание - издательство "Прогресс", 1991. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1997


Путч. Хроника тревожных дней.
Олег Вите. Революция в аппарате.
http://old.russ.ru/antolog/1991/vite.htm