Хрестоматия нового российского самосознанияWinUnixMacDosСодержание


ОСТРОВ, ПОХИЩАЮЩИЙ ЕВРОПУ
Вадим Леонидович Цымбурский

 

Вадим Цымбурский увлечен поисками ясных критериев российской идентичности: что есть Россия и что не есть? Положим, ее суть - быть "хартлендом" суши, согласно одному теоретику, или симбиозом лесного и степного компонентов Евразии, согласно другому. Какую часть "хартленда" или "лесостепи" должна потерять Россия, чтобы перестать быть собой?!

Из работы Цымбурского можно понять, что Россия XVII века на пути к границам России нынешней могла бы сэкономить изрядную долю усилий. Представим: отвоевав выход в Балтику и Азов, приняв под свою руку племена Кавказа, сохраняя мягкий сюзеренитет над Левобережной Украиной, она переходит на Западе к обороне, торговле и сосредоточивается на освоении Сибири и Дальнего Востока. Разве сильно отличалось бы такое царство Романовых от РФ Ельцина, спрашивает автор? В сегодняшнем строении России ему открываются признаки очень давней альтернативы великоимперскому развитию.

Остров в сердцевине суши. Гигантский русский остров внутри континента с иноэтническими вкраплениями, размытыми, но непри-ступными границами. С такой Россией - Островом - и работает Цымбурский. Все геополитические притязания России-Острова после Петра оказываются так или иначе причастны к идее "похищения Европы". Не делает автор исключения также для идеологов и практиков евразийства. Ибо, доказывает он, имперская Россия предпринимает широкие акции на востоке, когда ей заблокирован путь на запад, а объектом восточной экспансии всегда оказываются регионы, судьба которых должна в данный момент задеть нервы Запада.

В статье "Циклы похищения Европы (Большое примечание к "Острову Россия")" концепция Цымбурского обретает хронополитическое измерение. "Похищение Европы" - духовный комплекс, которым отмечен весь великоимперский период российской истории, когда "остров" стремится оспорить свое цивилизационное "островитянство". В комплексе "похищения Европы" усвоение формальных черт западной цивилизации синкретически слилось с пафосом прямого геополитического и военного присутствия на платформе Европы, влияния на жизнь европейской цивилизации. Для русских "быть европейцами" - значило "быть силой" в Европе, а "быть силой" - осмыслялось даже как "быть насильно", вопреки воле коренных европейцев. Русские становятся опасностью для Запада лишь с тех пор, как их страна вступает в фазу европеистского псевдоморфоза.

В геополитике великоимперской России обнаруживаются однотипные колебания, образующие циклы "похищения Европы".

В каждом цикле фаза 1 включает попытки России расширяться навстречу Западу, одновременно подключаясь к борьбе сил коренной Европы (или Евро-Атлантики) за гегемонию - так что Россия выступает союзницей каких-либо из евро-атлантических группировок (войны России в XVIII - начале XIX века; участие в начале XX века в Антанте; пакт Молотова—Риббентропа и связанные с ним аннексии). В фазе 2 войска Запада вторгаются в Россию (интервенции Наполеона в 1812 г., Центральных держав и Антанты в 1918 - 1919 гг., Гитлера в 1941 г.). В фазе 3 Россия, отбив агрессию, сама пытается перейти в наступление на Европу, перед которой встает угроза русского домината (походы 1813 -1814 гг. и Священный Союз; попытки большевиков в начале 1920-х перенести революцию в Европу под знаком идеи социалистических "Соединенных Штатов Европы"; боевые действия 1944 - 1945 гг. и Ялтинская система). Фаза 4 отмечена сдерживанием России со стороны Запада и ее отбрасыванием в холодной или горячей войне (Крымская война; сдерживание большевиков в первой половине 20-х; холодная война и крушение СССР). По исчерпании фазы 4 в истории России наступают "евразийские" интермедии как во второй половине XIX века или в годы сталинского курса на "социализм в одной стране". В это время империализм выплескивает геополитическую активность в Центральную Азию и на Дальний Восток, выжидая конъюнктурно благоприятного часа для нового "возвращения в Европу".

Прервана ли сегодня эта череда "европохитительских" циклов? - задается автор вопросом.


Из автобиографии Вадима Цымбурского:

"Родился в 1957 году во Львове. Впрочем, по характеру детского и юношеского моего опыта, вовсе не считаю Галичину родиной: до 1976-го, года моего поступления в Московский университет, моя жизнь была связана частично с Донбассом, частично с Восточной Белоруссией. В университет поступал на отделение русского языка и литературы, через полгода перевелся на отделение классической филологии.

Печатаюсь с 1980 года, интересы - Гомер, древние Балканы и Малая Азия, этруски. Диссертацию защитил в 1987 года по теме отражения в "Илиаде" древнего троянского этногенеза.

С 1990 года работаю в Отделе истории и культуры Древнего Востока Института востоковедения - с.н.с. Сейчас в Издательстве восточной литературы набирается моя совместная с покойным Л.А.Гиндиным книга "Гомер и Восточное Средиземноморье".

До 1985 года политологией не интересовался вовсе. В названном году пришлось заинтересоваться. После окончания аспирантуры работы в Москве по специальности было не найти, хороший знакомый в ту пору, создав "под себя" лабораторию структурного анализа в ИСКАНе, зазвал туда на анализ политических текстов. Там я по 1990 год работал над языком советской военной доктрины с подачи А.А.Кокошина, в ту пору зам. директора ИСКАНа.

В 1989 году поездка в Эстонию заставила столкнуться с национальными проблемами. В 1989 - 1991 годах печатаю совместно с Г.Гусейновым и Д.Драгунским серию статей в "Веке ХХ и мире". Доминанты тех работ - горбачевизм, либеральное имперство под рыночно-обновленным солнцем, против потемок трайбализма, система "Демократического Севера" из трех империй-федераций - США, Великой России и объединенной Европы - как основа миропорядка, с коим бунтующие малые смирятся... как человек мирится со смертью, находя для нее патетические рационализации. При тех же убеждениях встретил войну в Персидском заливе. Пределом моего демократического падения была чудовищная статья вместе с Д.Драгунским "Рынок и государственная идея" (1991). По слухам, Би-Би-Си из нее тогда передавала отрывок как "голос двух московских либералов". Страшно стыдно, ибо тогда я не видел элементарной вещи: чтобы рынок участвовал в строительстве государства, он сам должен быть замкнут границами этого государства, а выплескиваясь вовне, быть подчинен принципу - "в дом, а не из дома".

В августе 1991-го убогость места компартии при схватке "кратократов" с обеих сторон ясно убеждала: грядет деидеологизированное номенклатурное правление со смысловым, идейным вакуумом, который в конце концов будет заполнен смыслами еще не прояснившимися. Осенняя пауза того же года для меня стала межвременьем, где готовилась кардинальная смена моих верований: впервые возникает образ "острова России", из "либерал-имперцев" иду в неоизоляционисты.

Роспуск СССР принял как выход России из больших континентальных игр, полагая злом не факт, а его демократическую подачу: я считал абсурдом планы, отряхнув империю, вписаться в структуры мирового цивилизованного сообщества, - впрочем, как и идею "сообщества славян, отделившихся от Азии", или евразийские надежды. Зрел миф "острова", где русские смогут в ХХI веке обновиться и окрепнуть, чтобы позднее возвращаться в мир континента лишь тогда, когда им это будет необходимо - и в таких формах, в каких это будет удобно для них самих. Иногда шучу, что моему "правению" сильно способствовала длительная невыплата жалованья в 1992-м во время гайдаровской "жесткой финансовой политики". Но сейчас меня даже голодухой не сделать сторонником "обновленной империи" или "второй Ялты", как и вхождения России в Европу, - до решительного изменения в состоянии мира и России.

Из работ последних лет для меня наиболее значимы: "Остров Россия" (1993) и примыкающие к нему публикации 1994-го; статья "К поэтике политики" (1993); брошюра "Военная доктрина СССР и России: понятия "угрозы" и "победы" во второй половине ХХ века" (1994)".

 


В начало страницы

ИНЫЕ. Об авторах "Хрестоматии нового российского самосознания"
ОСТРОВ, ПОХИЩАЮЩИЙ ЕВРОПУ Вадим Леонидович Цымбурский
http://old.russ.ru/antolog/inoe/cymbur_o.htm/cymbur_o.htm