Хрестоматия нового российского самосознанияWinUnixMacDosСодержание


ЛЕВЫЙ ЛИБЕРАЛ БЕЗ СВЯЗЕЙ
Борис Гурьевич Капустин

 

Может ли в России либерализм выступать в качестве конструктивной идеи? Так формулирует Борис Капустин центральную проблему своего эссе.

Каждый крупный "прорыв либерализма" на английской, американской, германской или иной почве был экспериментом, и в качестве такового осознавался его творцами и участниками. Способен ли российский либерализм к собственному эксперименту?

Опираясь только на частные интересы, нельзя проводить осмысленную государственную политику. В России - в особенности. Между тем, отмечает автор, явление, сопоставимое по своим масштабам разве что с Великой французской революцией, сопровождалось удивительным интеллектуальным убожеством, отсутствием оригинальных политических мыслей. Даже нелиберальная идея "авторитарной модернизации" почерпнута на Западе. Отечественная интеллигенция, ее "властители дум" оказались неадекватны развернувшимся процессам. И это одна из причин того, что широкая либеральная волна захлебывается, не успев дать в осадке институтов, законодательства, нравственных основ нового общества.

И вот промежуточный итог нашего "развития по Гоббсу": движущей силой процесса становятся "молодые волки". Капустин выливает ушат холодной воды на либералов: Жириновский (автор термина) есть в действительности то, что они есть в фантазии. Националистическая риторика создателя ЛДПР - просто ходкий на политическом рынке товар, каковым на ином рынке могут быть "права человека" или "снижение банковской учетной ставки".

...Борис Гурьевич Капустин родился в 1951 году. Окончил Московский институт международных отношений (1974). В 1979 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1988 году - докторскую. Стажировался на факультете социологии Лондонской школы экономики (1984-1985). Автор двух монографий и более 60 статей. Работал в Университете дружбы народов, Академии общественных наук при ЦК КПСС, Институте современных общественных проблем. С 1992 года - эксперт Горбачев-фонда. Сфера научных интересов - методология философии истории и политической философии, история политической мысли, теория демократии, динамика и перспективы идейно-политических процессов в современной России.


О себе Борис Капустин пишет:

"Моя биография до настоящего времени малособытийна и вряд ли может представлять какой-либо интерес для общественности. Права же на автобиографию в духе Руссо за собой не признаю. Мне кажется, у тех, кто пишет, биографией является вся совокупность опубликованного. Иной, скорее всего, для общественности не должно быть.

Я родился в Свердловске. В 1968 году перебрался в Москву, поступив в МГИМО МИД СССР. Сразу после окончания его в 1974 году как человек "без связей" был призван в Советскую Армию, хотя как выпускник МГИМО служил в Сирии. После демобилизации в 1976 году вопреки всем инструкциям (т.е. будучи беспартийным, без педстажа и т.п.) поступил в очную аспирантуру кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ. Кандидатская диссертация была "ильенковской" по методологии и "водолазовской" по общему мировидению, а непосредственно посвящена изучению эвристического значения категории "формация" для анализа многообразия исторического процесса. Сейчас эта работа очень далека от меня, но степень ее наивности показалась мне чуть меньше той, которую я ожидал, беря недавно диссертацию в руки. Потом последовали семь лет работы на кафедре философии УДН им. П.Лумумбы с затратой большой доли сил на "социологию развития" и "социологию слаборазвитости". Это был также период открытия мною и большого увлечения "западным марксизмом" - от Д.Лукача и К.Корша до Ж.-П. Сартра и Л.Альтюссера. Этой же склонности способствовал год стажировки в Лондонской школе экономики, в результате чего появилась первая книжка "Неомарксистская социология, исторический материализм и развивающиеся страны" (М., 1988). Сейчас, весьма критически оценивая свои труды тех лет, я тем не менее считаю проделанную работу полезнейшей школой, обусловившей то, что я, вероятно, никогда не смогу расстаться с моим местом на левом фланге, на том его участке, который для себя обозначил: "левый либерализм".

В разгар перестройки с массой иллюзий и энтузиазма я перешел на работу в АОН при ЦК КПСС. Тогда мне действительно хотелось понять, каким может быть политфилософское содержание "нового политического мышления", возможен ли методологический синтез формационного и цивилизационного подходов, политического рационализма и ориентации на идеалы. Появились докторская диссертация и другая книжка - "Глобальные проблемы мирового общественного развития" (М., 1991). Последняя оказалась столь же неудачна, как и само стремление пополнить "новое мышление" концептуальным содержанием. Кроме глубоких личных разочарований это вызвало потребность вновь податься в ученичество - к классике политической философии и к ее современным разработкам, чтобы попытаться осмыслить,- ставя, в общем, гефтеровскую проблему "Россия и Мир", - необходимость для мира российской трагедии и возможные условия выхода из нее. Результатом всего этого стали длинная серия статей в академических журналах и газетах, начатая, но еще не дописанная книга "Либерализм и проблема современности", где я попытался обрисовать свое видение либерализма, который может быть жизнетворен в России".

 


В начало страницы

ИНЫЕ. Об авторах "Хрестоматии нового российского самосознания"
ЛЕВЫЙ ЛИБЕРАЛ БЕЗ СВЯЗЕЙ Борис Гурьевич Капустин
http://old.russ.ru/antolog/inoe/kapust_o.htm/kapust_o.htm