Хрестоматия нового российского самосознанияWinUnixMacDosСодержание


ОТ ЭТНОСА К НАЦИИ: РУССКИЙ ДОЛГОСТРОЙ
Ксения Касьянова

 

Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем. Воспоминание о совершенных великих делах и готовность к дальнейшим. Позади наследие славы и раскаяния, впереди - общая программа действий... Ксения Касьянова напоминает эту "формулу Ренана", описывающую процесс складывания нации.

Принято считать, что "нация" - это определенная фаза в развитии "этноса". В праве быть ярко выраженным этносом с древней и оригинальной культурой русским, кажется, никто не отказывает. Но сложились ли мы в нацию? Или находимся, говоря словами Герцена, на "донациональном уровне"?

"Пока еще не нация" - заключает свой анализ Касьянова. Пока еще только материал для грядущего складывания. В принципе, дело может кончиться и ассимиляцией русских, разворовыванием материала. Чтобы этого не произошло, нужна идея "борьбы за...", нужен четкий строительный проект. Без него создание нашей нации превращается в долгострой. По мнению автора, разработка этого проекта и есть задача настоящего момента.


...Ксения Касьянова (это псевдоним) родилась в Сибири, в семье профессионального военного. Закончила Ленинградский университет. По специальности - историк.

С начала 70-х годов Касьянова участвовала в правозащитном движении. В частном порядке проводила социологические исследования, ставшие основой ее книги "О русском национальном характере" (закончена в 1983 году, издана в 1994-м: М., Институт национальной модели экономики). Автором, в частности, использовался американский тест ММРI - Миннесотский многофакторный личностный опросник. Ксения Петровна сопоставляла графики, построенные на основании опросов американского и советского населения, и интерпретировала расхождения "средних".

Слово самой К.Касьяновой:

"Я сравнила среднюю выборку, сделанную мною, со средней американской. Удивило расхождение на некоторых шкалах. Повесила на стену график - длинный, в 127 шкал. Попыталась интерпретировать эти расхождения. Постепенно начала складываться концепция... Собранный материал был никому не нужен, и даже опасен для автора. А книга, кажется, получилась. Правда, не совсем по социологии, а скорее по этнопсихологии. К началу работы над книгой было опрошено 165 человек. Сейчас у меня на руках около тысячи тестов (этого вполне достаточно для психологической выборки). Когда мы недавно вывели "среднюю", она оказалась настолько близка к использованной в книге, словно между опросом 165 и 1000 респондентов нет никакой разницы.

Тестированием я начала заниматься во второй половине 70-х. Материал скапливался, как снежный ком, порой анкеты неведомыми мне путями попадали в дальние дали и возвращались уже заполненными. Я перезнакомилась с массой людей. Пыталась вскрыть корень их внутренних проблем. Сопоставив уровень притязаний, социальных навыков, других факторов, можно было сделать определенные выводы и чем-то помочь.

Национальный характер не опишешь только в терминах социологии. Тест не всесилен. Тем не менее, полученных с его помощью данных вполне достаточно, чтобы показать, чем мы, русские, отличаемся от американцев. Многим разительно отличаемся. В частности, наши исконные черты характера - довольно "нерыночного" типа. Едва ли мы сможем полностью перестроиться "под рынок". Сам рынок нужно приспосабливать. Под нас.

Национальный характер не есть чисто природное, стихийное явление, он - слагаемое генотипа и культуры. Культура адаптирует генотип к социальному окружению. Сама культура мне представляется ядром, окруженным концентрическими периферийными сферами. Периферийная сфера (например, простейшие нормы поведения) может подвергаться изменениям, но чем ближе к центру - тем больше стабильности. К ценностному ядру я отнесла бы, например, свободу, независимость. Человек выбирает свой путь к свободе - скажем, через знание. Знание становится ценностью, но "промежуточной", звеном к ценностям более высокого порядка. К ядру в русской культуре я причислила бы и бескорыстие.

Теперь я на пенсии. Очень грустно - сейчас есть все возможности заниматься социологической работой...

Существующие политические партии меня не устраивают - все. Я бы принадлежала к какой-нибудь партии националистического толка, но весьма умеренной ориентации. Такой нет. А те, которые есть, обычно связывают судьбу русской нации с имперской формой государственности. Я думаю, империю нельзя вернуть, мы, подобно другим бывшим империям, начинаем переход к национальному государству. Когда этнос переходит в стадию нации, связи в обществе уже образуются не по крови, и даже не по территории, а по культуре и системе ценностей. Отсюда - вывод, который, полагаю, взбесит всех русских националистов: тот, кто признает ценности и разделяет культуру народа, и есть русский".

 


В начало страницы

ИНЫЕ. Об авторах "Хрестоматии нового российского самосознания"
ОТ ЭТНОСА К НАЦИИ: РУССКИЙ ДОЛГОСТРОЙ  Ксения Касьянова
http://old.russ.ru/antolog/inoe/kasjan_o.htm/kasjan_o.htm