ОТ ЭТНОСА К
НАЦИИ: РУССКИЙ ДОЛГОСТРОЙ
Ксения Касьянова
Общая
слава в прошлом и общая воля в
настоящем. Воспоминание о
совершенных великих делах и
готовность к дальнейшим. Позади
наследие славы и раскаяния, впереди
- общая программа действий... Ксения
Касьянова напоминает эту
"формулу Ренана", описывающую
процесс складывания нации.
Принято считать,
что "нация" - это определенная
фаза в развитии "этноса". В
праве быть ярко выраженным этносом
с древней и оригинальной культурой
русским, кажется, никто не
отказывает. Но сложились ли мы в
нацию? Или находимся, говоря
словами Герцена, на
"донациональном уровне"?
"Пока еще не
нация" - заключает свой анализ
Касьянова. Пока еще только материал
для грядущего складывания. В
принципе, дело может кончиться и
ассимиляцией русских,
разворовыванием материала. Чтобы
этого не произошло, нужна идея
"борьбы за...", нужен четкий
строительный проект. Без него
создание нашей нации превращается
в долгострой. По мнению автора,
разработка этого проекта и есть
задача настоящего момента.
...Ксения
Касьянова (это псевдоним) родилась
в Сибири, в семье профессионального
военного. Закончила Ленинградский
университет. По специальности -
историк.
С начала 70-х
годов Касьянова участвовала в
правозащитном движении. В частном
порядке проводила социологические
исследования, ставшие основой ее
книги "О русском национальном
характере" (закончена в 1983 году,
издана в 1994-м: М., Институт
национальной модели экономики).
Автором, в частности, использовался
американский тест ММРI -
Миннесотский многофакторный
личностный опросник. Ксения
Петровна сопоставляла графики,
построенные на основании опросов
американского и советского
населения, и интерпретировала
расхождения "средних".
Слово самой
К.Касьяновой:
"Я сравнила
среднюю выборку, сделанную мною, со
средней американской. Удивило
расхождение на некоторых шкалах.
Повесила на стену график - длинный,
в 127 шкал. Попыталась
интерпретировать эти расхождения.
Постепенно начала складываться
концепция... Собранный материал был
никому не нужен, и даже опасен для
автора. А книга, кажется,
получилась. Правда, не совсем по
социологии, а скорее по
этнопсихологии. К началу работы над
книгой было опрошено 165 человек.
Сейчас у меня на руках около тысячи
тестов (этого вполне достаточно для
психологической выборки). Когда мы
недавно вывели "среднюю", она
оказалась настолько близка к
использованной в книге, словно
между опросом 165 и 1000 респондентов
нет никакой разницы.
Тестированием я
начала заниматься во второй
половине 70-х. Материал скапливался,
как снежный ком, порой анкеты
неведомыми мне путями попадали в
дальние дали и возвращались уже
заполненными. Я перезнакомилась с
массой людей. Пыталась вскрыть
корень их внутренних проблем.
Сопоставив уровень притязаний,
социальных навыков, других
факторов, можно было сделать
определенные выводы и чем-то
помочь.
Национальный
характер не опишешь только в
терминах социологии. Тест не
всесилен. Тем не менее, полученных с
его помощью данных вполне
достаточно, чтобы показать, чем мы,
русские, отличаемся от американцев.
Многим разительно отличаемся. В
частности, наши исконные черты
характера - довольно
"нерыночного" типа. Едва ли мы
сможем полностью перестроиться
"под рынок". Сам рынок нужно
приспосабливать. Под нас.
Национальный
характер не есть чисто природное,
стихийное явление, он - слагаемое
генотипа и культуры. Культура
адаптирует генотип к социальному
окружению. Сама культура мне
представляется ядром, окруженным
концентрическими периферийными
сферами. Периферийная сфера
(например, простейшие нормы
поведения) может подвергаться
изменениям, но чем ближе к центру -
тем больше стабильности. К
ценностному ядру я отнесла бы,
например, свободу, независимость.
Человек выбирает свой путь к
свободе - скажем, через знание.
Знание становится ценностью, но
"промежуточной", звеном к
ценностям более высокого порядка. К
ядру в русской культуре я
причислила бы и бескорыстие.
Теперь я на
пенсии. Очень грустно - сейчас есть
все возможности заниматься
социологической работой...
Существующие
политические партии меня не
устраивают - все. Я бы принадлежала
к какой-нибудь партии
националистического толка, но
весьма умеренной ориентации. Такой
нет. А те, которые есть, обычно
связывают судьбу русской нации с
имперской формой
государственности. Я думаю, империю
нельзя вернуть, мы, подобно другим
бывшим империям, начинаем переход к
национальному государству. Когда
этнос переходит в стадию нации,
связи в обществе уже образуются не
по крови, и даже не по территории, а
по культуре и системе ценностей.
Отсюда - вывод, который, полагаю,
взбесит всех русских
националистов: тот, кто признает
ценности и разделяет культуру
народа, и есть русский".
ИНЫЕ. Об авторах
"Хрестоматии нового российского
самосознания"
ОТ ЭТНОСА К НАЦИИ: РУССКИЙ
ДОЛГОСТРОЙ Ксения Касьянова
http://old.russ.ru/antolog/inoe/kasjan_o.htm/kasjan_o.htm