МУЖЕСТВО
СМИРЕНИЯ
Диакон Андрей Кураев
Чтобы сохранить себя в условиях технологической цивилизации, человеку надо смириться с тем, что не все в мире технологично-конструктивно, что есть такие области и сферы, где кончаются "проблемы" и начинаются "тайны". Для такого смирения, пишет диакон Андрей Кураев, нужно мужество - признать и принять, что не все до конца познаваемо, не все разрешимо и устранимо, не все зависит от нас. Мужества требует само наше отношение к истине. "Всерьез человек нуждается не в тех истинах, которые служат ему, а в тех истинах, которым бы он сам мог служить. Нам необходим скачок из мира человеческого обладания в мир служения и послушания".
Отношения
человека с "объектом" изучения
в христианстве не подобны
обладанию. Поэтому, говорит Кураев,
они не могут строиться и пониматься
как отношения классического
субъекта и классического объекта в
акте научного познания.
Религиозное познание должно
строиться по принципу
диалогичности. Автор напоминает
законы диалога: чтобы войти в
общение, необходимо обратиться к
собеседнику, назвать его по имени и
повернуться к нему; следует хранить
молчание, когда говорит собеседник;
надо понимать, что без желания
собеседника диалог просто не
состоится. Иными словами, в отличие
от светской гносеологии, в
христианстве истина - это не
"что", а "Кто". По
метафоре Честертона, поразиться
красоте заката и знать, Кому
сказать "Спасибо", - это ли не
счастье?!
...Андрей
Вячеславович Кураев родился в 1963
году в Москве. В детском возрасте
несколько лет прожил в Праге, где
работали его родители. Семья
Кураевых была вполне
атеистической. В старших классах
школы Андрей выпускал газету
"Атеист". Затем, поступив на
философский факультет МГУ, учился
на кафедре научного атеизма.
Во время учебы в университете Кураев получил доступ к хорошей библиотеке, конфискованной у церквей и монастырей. Сказался и общий диссидентский дух эпохи (Солженицына он достаточно рано прочитал). Сопоставляя атеистическую пропаганду, курсовые лекции с Евангелием и философской литературой, Андрей убедился, что официальная пропаганда "безбожно" лжет, критика бьет мимо цели.
В интервью для книги "Иное" диакон Кураев вспоминает: "Первыми религиозными авторами, которых я прочитал, были Франк и Шестов. Они показали мне, что можно быть христианином и при этом человеком XX века. Затем отец Сергий Булгаков вполне убедил меня: мир духовной жизни - это такой мир, о котором нельзя судить снаружи. На третьем курсе МГУ я всерьез заболел Достоевским. Сначала я понял, что есть дьявол, и только потом, что есть Христос. Если Христом был отвергнут дух сверхчеловеческий, умный и злой, значит и Христос более, чем человек. Ощущение внутренней пустоты прошло, свет в окошке забрезжил..."
Осенью 1982 года Кураев крестился. По окончании университета он поступил в аспирантуру, но не закончил ее, а стал секретарем ректора Московской духовной академии. Затем, осуществив давнее желание, поступил в духовную семинарию. Но учиться там пришлось мало ("нормальной" жизни было только месяц - до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат. Следующий поворот в судьбе произошел в 1988 году. Знакомая пригласила Андрея Вячеславовича на диспут в Коломенский пединститут. В огромном зале собралось много профессуры, студентов. Случилось так, что профессиональные атеисты были легко побиты "каким-то семинаристом". По этому поводу обком КПСС вынес даже специальное постановление о плохом состоянии дел в пединституте. Нашлись силы, которые захотели отправить Кураева подальше из Москвы. Послали его в Румынию.
"Двухлетний опыт пребывания в Румынии был для меня очень важен. Я видел нерусское православие (а для меня православие - вселенская религия). Кроме того, Румыния - очень религиозная страна, там сохранилось много церковных народных традиций. Самое важное, что там произошло: меня рукоположили".
В 1990 году Патриархом стал Алексий II. Ему потребовался референт, который "умеет писать". Ректор порекомендовал отца Андрея. "Патриарх встретил меня с улыбкой: "Говорят, Вы хорошо умеете писать?" — "Нет, Ваше Святейшество, я пишу только от лености и ради экономии - чтобы не повторять десять раз одно и то же". Посмеялись. Характерно, что первая фраза, которую я сказал при нашей встрече, была: "Нет, Ваше Святейшество..." Патриарх позволяет с собой не соглашаться. Два последующих года пребывания в этой должности для меня были очень важны. Я знакомился с политическими и общественными деятелями. Видел, из каких страстей, побуждений исходят люди, делающие политику. Нет автоматической машины истории, фантастически много зависит от поступков конкретных людей. При этом сам я никогда не стремился заниматься политикой - ту деятельность воспринимал скорее как послушание".
Все же отец Андрей считает, что его призвание - педагогика. В январе 1993 года он ушел во вновь созданный Православный университет деканом богословского факультета. Кроме того, вернулся и в МГУ на родную кафедру, которая называется теперь кафедрой истории религии. Его курс по православию там - один из самых посещаемых (на одного "обязательного" студента подчас приходится 15 вольнослушателей). Диакон Кураев очень активно выступает в периодической печати - как он выражается, "от безысходности". Утверждает: "Я невысокого мнения о своем публицистическом таланте, а тем более о богословском. Пишу на какую-либо тему только тогда, когда вижу: никто больше этого не делает..."
ИНЫЕ. Об авторах
"Хрестоматии нового российского
самосознания"
МУЖЕСТВО СМИРЕНИЯ Диакон Андрей
Кураев
http://old.russ.ru/antolog/inoe/kuraev_o.htm/kuraev_o.htm