Хрестоматия нового российского самосознанияWinUnixMacDosСодержание


ОТ "ПЕНОВЕДЕНИЯ" К ИНСТИТУТУ БУДУЩЕГО
Сергей Ервандович Кургинян

 

Если вы - человек деятельный, реальный, и вместе с тем признаете важность для России целостных мировоззренческих систем, то, по мнению Кургиняна, перед вами в эти "минуты роковые" неизбежно встает вопрос: как быть? Безоглядно окунуться в мутную пену сиюминутного? Или уйти от грязи и сутолоки в мир высоких абстракций? "Как преодолеть раздвоенность между глубокомысленным "пеноведением" и философствованием над бездной?"

Автор статьи "Русский вопрос и институт будущего" раздвоенность в себе преодолевает, пытаясь распознать "среди нагромождения знаков исчерпанности и вырождения живой сгусток нового бытия". Действительно, что всегда отличало Кургиняна от оппозиционных "пеноведов" или идеологов-апокалиптиков, так это стремление предложить выход из "безысходного", дать модель или хотя бы контур разрешения ситуации.

Автор анализирует российскую политическую реальность "в самом ее больном аспекте". Этим аспектом для него является политическая оппозиция. Почему режим, которому полагалось бы быть полностью скомпрометированным, все еще держится на плаву? И почему оппозиция, имея достаточно свободы действования, выглядит столь нелицеприятно и ущербно?

Отдавшись пафосу гонки за лидером, оппозиция приняла правила игры своих предшественников - этот вывод автор иллюстрирует динамикой смены ее лозунгов. "Призвав учиться у демократов и начав учиться у них пошлости, цинизму, современному высокому журналистскому мастерству, презрению к массам, блефу, эклектике и многому другому"... ее идеологи заразили "своим талантом подражания наших оппозиционных политиков".

Формирующиеся в России отношения лишь по недоразумению называются новыми: "В конце ХХ века в России (СССР) произошел сброс исторического времени на два столетия как минимум. Поскольку этот сброс не был подкреплен хотя бы социально-инженерным проектом движения от этого старого - хоть куда-то, хоть в какое-то будущее, поскольку разрушение было революционным, а созидание почему-то предполагалось эволюционным и органичным... мы находимся в ситуации всеобъемлющего регресса. Оппозиция борется не против регресса, а за свое место в нем".

Свободно переходя с политологического языка на язык философии истории, Кургинян предлагает читателю свою модель исторических циклов. Дает контур формирующегося "института будущего".


Из официальной биографии Кургиняна можно узнать следующее:

Родился 14 ноября 1949 года в Москве. Отец - Кургинян Ерванд Амаякович, профессор новой и новейшей истории, специалист по Ближнему Востоку. Мать - Кургинян Мария Сергеевна, филолог, научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, специалист по западноевропейской литературе.

В 1967 г. после окончания школы с золотой медалью С.Е.Кургинян поступил в Московский геологоразведочный институт им. С.Орджоникидзе на геофизический факультет. В 1972 г. окончил его с отличием по специальности "Инженер-геофизик". Дипломную работу защищал по проблемам распознавания образов в особых метрических пространствах и решению некорректно поставленных обратных задач.

В 1973 г. поступил в аспирантуру Геологического института АН СССР, в 1974 г. переведен в аспирантуру Института океанологии АН СССР.

В 1976 г. закончил аспирантуру и в 1978 г. защитил диссертацию. Присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук. Кандидатская диссертация была посвящена пионерным разработкам в области теории решения обратных задач при анализе информационных полей, описываемых линейными и нелинейными операторами.

С 1974 по 1984 г. - будучи научным сотрудником в Институте океанологии АН СССР, С.Е.Кургинян работал над докторской диссертацией, посвященной проблемам решения обратных задач при анализе информационных полей, описываемых существенно нелинейными операторами, а также проблемам устойчивости сверхсложных динамических систем.

В 1984 - 1986 гг. - работал научным сотрудником в Московском геологоразведочном институте.

К этому времени Кургинян уже являлся создателем и руководителем театра "На досках", одного из самых известных авангардистских, нонконформистских театров в Москве. С этим связано его поступление в 1979 г. на заочное режиссерское отделение Театрального училища им. Щукина, которое Кургинян закончил с отличием в 1983 г. по специальности "режиссер". За годы существования театра официальное "культурное руководство" 14 раз пыталось закрыть неугодный театр. Его постановки, во многом спорные, экспериментальные, включали в себя элементы исследовательской работы как в области театральной техники и актерского мастерства, так и в области психологии, социологии, лингвистики, философии и методологии. Тематика спектаклей отличалась высокой степенью актуальности и нестандартными подходами к решаемым проблемам. В качестве примеров можно упомянуть такие работы, как "Компенсация" - спектакль, посвященный судьбам ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, и "Стенограмма" - поставленный по документальным материалам XIV конференции ВКП(б) спектакль о "судьбе коммунизма" в истории нашей страны. Получивший большую известность и международное признание, поставленный в 1986 г. спектакль по "комедии" А.С.Пушкина "Борис Годунов" в европейской прессе был назван "пьесой о крахе первой русской перестройки". Естественно, что подобный театр, не вписывающийся в общепринятые каноны (даже "перестроечные"), был объектом пристального внимания руководящих культурой официальных структур, и только усилиями и поддержкой ведущих деятелей тогдашней советской культуры и лучших представителей советской интеллигенции удалось его сохранить от разгрома.

1 января 1987 г. - приказом Главного управления культуры Мосгорисполкома С.Е.Кургинян был назначен художественным руководителем-директором Московского театра-студии "На досках", обретшего с этого момента статус государственного.

С 1988 года Кургинян выступает с серией статей, в которых предупреждает, что перестройка будет сорвана и превратится в "предпосылку фашизации Европы и России". В 1990 году выходит нашумевшая книга "Постперестройка", в которой впервые говорится о криминалитете, фашистской угрозе, "управляемом хаосе".

С 1989 г. Кургинян - президент Международного Фонда "Экспериментальный творческий центр", созданного с целью консолидации и сохранения интеллектуального потенциала страны в наступающие "смутные времена" для осуществления адекватных анализа и прогноза в новых условиях.

На базе созданной Кургиняном "Школы целостного анализа" в последние годы действительно удалось получить новое качество в описании макрорегиональных и глобальных процессов, обеспечить высокую эффективность прогнозов развития целого ряда процессов.

С.Е.Кургинян - автор многочисленных статей по политологии. В 1991 - 1993 гг. вышли трехтомный сборник "Седьмой сценарий" и сборник статей "Власть и оппозиция". Он активно и регулярно выступает в печати и по телевидению, пользуется известностью как один из лучших оппозиционных полемистов. Возглавляемый Кургиняном Международный Фонд "Экспериментальный творческий центр" выпускает ежемесячный журнал "Россия-XXI". Московский театр "На досках" под руководством С.Е.Кургиняна является одним из ведущих элитарных театров.

Значительную роль в текущей политической деятельности С.Е.Кургиняна и его Фонда играют созданные им в 1992 г. Межрегиональный клуб "Постперестройка", объединяющий ведущие интеллектуальные силы различной политической ориентации, и возникший в 1994 г. элитный политический клуб "Содержательное единство", членами которого являются такие известные оппозиционные политики как Валерий Зорькин, Олег Шенин (лидер Союза компартий бывшего СССР), Владимир Крючков, Юрий Воронин, Николай Рыжков, Александр Соколов и еще более сотни политиков, ученых и деятелей культуры.

С.Е.Кургинян женат. Жена - Мамиконян, актриса. Имеет дочь. Основное увлечение - аналитическая работа.

 


В начало страницы

ИНЫЕ. Об авторах "Хрестоматии нового российского самосознания"
ОТ "ПЕНОВЕДЕНИЯ" К ИНСТИТУТУ БУДУЩЕГО Сергей Ервандович Кургинян
http://old.russ.ru/antolog/inoe/kurgin_o.htm/kurgin_o.htm