Хрестоматия нового российского самосознанияWinUnixMacDosСодержание


СОМНЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ВЕРЫ
Сергей Владимирович Лёзов

 

Зачин работы Сергея Лёзова "Образы христианства", возможно, не вполне верно ориентирует читателя. Может показаться, что автор развивает достаточно распространенную тему - об ответственности христианских народов и собственно христианства перед евреями, жертвами нацистской душегубки. Однако речь главным образом не о вине христиан за Голокауст, а о "смысле христианского" после Катастрофы, постижение которой должно иметь вероучительные последствия; речь об ориентации истинно религиозного человека в мире, где уже не осталось неопровергнутых утверждений.

Автор, в частности, задается вопросом: может ли плюрализм значить нечто большее, чем способ мирного сосуществования в мировоззренчески расколотом мире?

Возможно ли, чтобы плюрализм из психологической установки стал содержательной ценностью в самом христианстве?

По Лёзову, вера как безусловная отдача включает в себя и сомнение; сомнение - структурный элемент веры. Ибо, по мнению автора, вера, включающая сомнение в свою структуру, подразумевает более "возвышенного", более "божественного" Бога, чем вера, живущая "в мире неопровергнутых утверждений".

Во второй части статьи "Образы христианства" также сопоставляются различные оттенки сомнения как структурного элемента веры. Делается это на примерах творчества и судьбы протоиерея Александра Меня и священника Сергия Желудкова, каждый из которых "по-своему продумывал возможности создания либеральной субкультуры в нашей Церкви".


...Сергей Владимирович Лёзов родился в 1954 году. Детство провел в Смоленске. Закончил МГУ. Работал преподавателем испанского и итальянского языков, преподавал в ИНИОНе. В настоящее время работает в Институте восточных культур в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), занимается исследованиями Библии (главным образом Нового Завета), переводами. В последние годы занят, в частности, изучением иудаизма эпохи Второго Храма и Талмуда. С 1990 года читает студентам в РГГУ курсы "Введение в Новый Завет", "История иудаизма", "Библейский иврит".

В сознательном возрасте Лёзов стал православным христианином. На рубеже 70 - 80-х был тесно связан с приходом о. Александра Меня.

Изучение западных (в основном протестантских) комментаторов и исследователей Нового Завета подтолкнуло Лёзова к поиску "своего образа мира".

По его словам, он нередко применяет к русской культуре те критерии, которые она сама к себе не применяет. Иногда делает это явным образом, иногда не явным. И сам не сразу понял, что делает именно это...


Лёзов - один из авторов книги "Канонические Евангелия". Участвует в проекте "Новая русская Библия" (при финансовой поддержке издательства "Протестант") - новом полном переводе Библии. Работает над книгой об истории интерпретации Нового Завета (отдельные главы были опубликованы в журнале "Вопросы философии"). Нередко выступает как публицист. Лёзов говорит:

- Я полагаю, вопреки мнению большинства, что в центре христианской веры не обязательно стоит понятие о личном спасении. Это не так и в других религиях (например, в иудаизме). В моей собственной вере стремление к спасению не занимает центрального места. Это важно понимать моим читателям, чтобы было ясно, на чем стою.

В последнее время Лёзов занимается и гебраистикой. Пишет о корнях христианской юдофобии. Надеется остаток жизни посвятить эпохе Талмуда, комментированию еврейской Библии.

 


В начало страницы

ИНЫЕ. Об авторах "Хрестоматии нового российского самосознания"
СОМНЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ВЕРЫ Сергей Владимирович Лёзов
http://old.russ.ru/antolog/inoe/lezov_o.htm/lezov_o.htm