Хрестоматия нового российского самосознанияWinUnixMacDosСодержание


О ЧЕМ МОЛЧИТ РОССИЯ?
Владимир Вячеславович Малявин

 

"Народ безмолвствует". Такова глубочайшая правда русской жизни. Но это безмолвие не есть небытие; к нему надо прислушаться, и тогда станут внятны небесные обетования русской души - возможно, слишком невероятные для "скромных честолюбцев" Земли...

"Русская идея" рассматривается Малявиным в свете его представлений об общественном бытии людей, в котором выделяются три уровня: традиция, культура и цивилизация. Европа и Азия выработали свои особые формы социума, а Новое Время ознаменовалось подавлением традиции цивилизацией. Развитие НТР несет конец как классического Запада, так и классического Востока (хотя, как полагает автор, наследники "веселых восточных мудрецов" в нынешних условиях явно переигрывают западных наследников Платона и Аристотеля). Вместе с тем современная "постмодернистская ситуация" парадоксальным образом приуготовляет возрождение традиционной "науки духа", благоприятствует ремифологизации сознания.

Россия - единственный в мире историко-культурный регион, где сохраняется ощущение ограниченности цивилизации и вся жизнь общества вольно или невольно рассматривается через призму ценностей и установок традиции. Россия, заключает автор, хранит в себе возможность перехода к мета-цивилизации, существующей помимо объективированных, отчужденных форм жизни духа, непосредственно реализующей принципы традиции...


Владимир Вячеславович Малявин родился в 1950 г. в московском Шелапутинском переулке, а рос в окружении татарских и еврейских детей, поэтому считает себя настоящим русским. По образованию историк, окончил в 1972 г. Институт восточных языков, потом год стажировался в Сингапуре, где любил болтать с китайцами, американцами, французами, немцами, японцами на их языках и оттого еще более укрепился в значительности своего русского звания. Четырнадцать лет тянул лямку преподавателя в МГУ, желая честно служить академической науке. В результате освоил дюжину лекционных курсов и издал более десятка книг по истории, философии, искусству, религии стран Дальнего Востока, а также типологии мировой культуры. Позднее перешел на работу в систему Академии наук: сначала состоял в Институте этнографии, а потом (и по сию пору) - в Институте Дальнего Востока и Институте Человека. В 1988 г. в МГУ защитил докторскую диссертацию, посвященную идеологии в раннесредневековом Китае. Время от времени занимался исследованиями и преподавал в разных странах: Японии, Китае, США, Франции и проч. А в результате получился странный гибрид: человек, прошедший западную выучку, профессионально изучающий Восток, а живущий в России.

Из опубликованных книг наиболее известны: "Гибель древней империи" (1983), "Чжуан-цзы" (1985), "Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока" (1987), "Афоризмы старого Китая" (1988), "Конфуций" (серия ЖЗЛ, 1992), "Антология даосской философии" (1994). Готовятся к изданию еще несколько больших трудов, среди них новый перевод даосских канонов "Чжуан-цзы" и "Ле-цзы", исследование символизма китайского искусства: "Сумерки дао. Дух и быт в Китае в XVII в.". Известен и как разноязычный переводчик литературных и научных произведений, а предпочтение отдает всяческим неудачникам и маргиналам, вроде Эзры Паунда, Антонена Арто или китайских юродивых.

Человек ученый, убежден Малявин, должен писать много, ибо талант нуждается в самовыражении, чтобы было чем и как совершенствовать себя. Но это означает также, что "занятие наукой" должно стать личным убеждением и самой жизнью ученого. По этой причине, помимо прочего, он долгое время учился у даосских мастеров ушу в Китае, здраво рассуждая, что если уж русской душе так хочется попробовать яд чужой культуры, то лучше сделать это самому: по крайней мере, сумеешь прочесть, что было написано на пробирке.

Область интересов: история культуры в странах Дальнего Востока, типология мировых цивилизаций и русская традиция, философия культуры.

 


В начало страницы

ИНЫЕ. Об авторах "Хрестоматии нового российского самосознания"
О ЧЕМ МОЛЧИТ РОССИЯ? Владимир Вячеславович Малявин
http://old.russ.ru/antolog/inoe/maljav_o.htm/maljav_o.htm