О ЧЕМ МОЛЧИТ
РОССИЯ?
Владимир Вячеславович
Малявин
"Народ
безмолвствует". Такова
глубочайшая правда русской жизни.
Но это безмолвие не есть небытие; к
нему надо прислушаться, и тогда
станут внятны небесные обетования
русской души - возможно, слишком
невероятные для "скромных
честолюбцев" Земли...
"Русская
идея" рассматривается Малявиным
в свете его представлений об
общественном бытии людей, в котором
выделяются три уровня: традиция,
культура и цивилизация. Европа и
Азия выработали свои особые формы
социума, а Новое Время
ознаменовалось подавлением
традиции цивилизацией. Развитие
НТР несет конец как классического
Запада, так и классического Востока
(хотя, как полагает автор,
наследники "веселых восточных
мудрецов" в нынешних условиях
явно переигрывают западных
наследников Платона и Аристотеля).
Вместе с тем современная
"постмодернистская ситуация"
парадоксальным образом
приуготовляет возрождение
традиционной "науки духа",
благоприятствует ремифологизации
сознания.
Россия -
единственный в мире
историко-культурный регион, где
сохраняется ощущение
ограниченности цивилизации и вся
жизнь общества вольно или невольно
рассматривается через призму
ценностей и установок традиции.
Россия, заключает автор, хранит в
себе возможность перехода к
мета-цивилизации, существующей
помимо объективированных,
отчужденных форм жизни духа,
непосредственно реализующей
принципы традиции...
Владимир
Вячеславович Малявин родился в 1950
г. в московском Шелапутинском
переулке, а рос в окружении
татарских и еврейских детей,
поэтому считает себя настоящим
русским. По образованию историк,
окончил в 1972 г. Институт восточных
языков, потом год стажировался в
Сингапуре, где любил болтать с
китайцами, американцами,
французами, немцами, японцами на их
языках и оттого еще более укрепился
в значительности своего русского
звания. Четырнадцать лет тянул
лямку преподавателя в МГУ, желая
честно служить академической
науке. В результате освоил дюжину
лекционных курсов и издал более
десятка книг по истории, философии,
искусству, религии стран Дальнего
Востока, а также типологии мировой
культуры. Позднее перешел на работу
в систему Академии наук: сначала
состоял в Институте этнографии, а
потом (и по сию пору) - в Институте
Дальнего Востока и Институте
Человека. В 1988 г. в МГУ защитил
докторскую диссертацию,
посвященную идеологии в
раннесредневековом Китае. Время от
времени занимался исследованиями и
преподавал в разных странах:
Японии, Китае, США, Франции и проч. А
в результате получился странный
гибрид: человек, прошедший западную
выучку, профессионально изучающий
Восток, а живущий в России.
Из
опубликованных книг наиболее
известны: "Гибель древней
империи" (1983), "Чжуан-цзы"
(1985), "Традиционная эстетика в
странах Дальнего Востока" (1987),
"Афоризмы старого Китая" (1988),
"Конфуций" (серия ЖЗЛ, 1992),
"Антология даосской
философии" (1994). Готовятся к
изданию еще несколько больших
трудов, среди них новый перевод
даосских канонов "Чжуан-цзы" и
"Ле-цзы", исследование
символизма китайского искусства:
"Сумерки дао. Дух и быт в Китае в
XVII в.". Известен и как
разноязычный переводчик
литературных и научных
произведений, а предпочтение
отдает всяческим неудачникам и
маргиналам, вроде Эзры Паунда,
Антонена Арто или китайских
юродивых.
Человек ученый,
убежден Малявин, должен писать
много, ибо талант нуждается в
самовыражении, чтобы было чем и как
совершенствовать себя. Но это
означает также, что "занятие
наукой" должно стать личным
убеждением и самой жизнью ученого.
По этой причине, помимо прочего, он
долгое время учился у даосских
мастеров ушу в Китае, здраво
рассуждая, что если уж русской душе
так хочется попробовать яд чужой
культуры, то лучше сделать это
самому: по крайней мере, сумеешь
прочесть, что было написано на
пробирке.
Область
интересов: история культуры в
странах Дальнего Востока,
типология мировых цивилизаций и
русская традиция, философия
культуры.
ИНЫЕ. Об авторах
"Хрестоматии нового российского
самосознания"
О ЧЕМ МОЛЧИТ РОССИЯ? Владимир
Вячеславович Малявин
http://old.russ.ru/antolog/inoe/maljav_o.htm/maljav_o.htm