О ЧЕМ МОЛЧИТ
РОССИЯ?
Владимир Вячеславович
Малявин
"Народ безмолвствует". Такова глубочайшая правда русской жизни. Но это безмолвие не есть небытие; к нему надо прислушаться, и тогда станут внятны небесные обетования русской души - возможно, слишком невероятные для "скромных честолюбцев" Земли...
"Русская идея" рассматривается Малявиным в свете его представлений об общественном бытии людей, в котором выделяются три уровня: традиция, культура и цивилизация. Европа и Азия выработали свои особые формы социума, а Новое Время ознаменовалось подавлением традиции цивилизацией. Развитие НТР несет конец как классического Запада, так и классического Востока (хотя, как полагает автор, наследники "веселых восточных мудрецов" в нынешних условиях явно переигрывают западных наследников Платона и Аристотеля). Вместе с тем современная "постмодернистская ситуация" парадоксальным образом приуготовляет возрождение традиционной "науки духа", благоприятствует ремифологизации сознания.
Россия -
единственный в мире
историко-культурный регион, где
сохраняется ощущение
ограниченности цивилизации и вся
жизнь общества вольно или невольно
рассматривается через призму
ценностей и установок традиции.
Россия, заключает автор, хранит в
себе возможность перехода к
мета-цивилизации, существующей
помимо объективированных,
отчужденных форм жизни духа,
непосредственно реализующей
принципы традиции...
Владимир
Вячеславович Малявин родился в 1950
г. в московском Шелапутинском
переулке, а рос в окружении
татарских и еврейских детей,
поэтому считает себя настоящим
русским. По образованию историк,
окончил в 1972 г. Институт восточных
языков, потом год стажировался в
Сингапуре, где любил болтать с
китайцами, американцами,
французами, немцами, японцами на их
языках и оттого еще более укрепился
в значительности своего русского
звания. Четырнадцать лет тянул
лямку преподавателя в МГУ, желая
честно служить академической
науке. В результате освоил дюжину
лекционных курсов и издал более
десятка книг по истории, философии,
искусству, религии стран Дальнего
Востока, а также типологии мировой
культуры. Позднее перешел на работу
в систему Академии наук: сначала
состоял в Институте этнографии, а
потом (и по сию пору) - в Институте
Дальнего Востока и Институте
Человека. В 1988 г. в МГУ защитил
докторскую диссертацию,
посвященную идеологии в
раннесредневековом Китае. Время от
времени занимался исследованиями и
преподавал в разных странах:
Японии, Китае, США, Франции и проч. А
в результате получился странный
гибрид: человек, прошедший западную
выучку, профессионально изучающий
Восток, а живущий в России.
Из опубликованных книг наиболее известны: "Гибель древней империи" (1983), "Чжуан-цзы" (1985), "Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока" (1987), "Афоризмы старого Китая" (1988), "Конфуций" (серия ЖЗЛ, 1992), "Антология даосской философии" (1994). Готовятся к изданию еще несколько больших трудов, среди них новый перевод даосских канонов "Чжуан-цзы" и "Ле-цзы", исследование символизма китайского искусства: "Сумерки дао. Дух и быт в Китае в XVII в.". Известен и как разноязычный переводчик литературных и научных произведений, а предпочтение отдает всяческим неудачникам и маргиналам, вроде Эзры Паунда, Антонена Арто или китайских юродивых.
Человек ученый, убежден Малявин, должен писать много, ибо талант нуждается в самовыражении, чтобы было чем и как совершенствовать себя. Но это означает также, что "занятие наукой" должно стать личным убеждением и самой жизнью ученого. По этой причине, помимо прочего, он долгое время учился у даосских мастеров ушу в Китае, здраво рассуждая, что если уж русской душе так хочется попробовать яд чужой культуры, то лучше сделать это самому: по крайней мере, сумеешь прочесть, что было написано на пробирке.
Область интересов: история культуры в странах Дальнего Востока, типология мировых цивилизаций и русская традиция, философия культуры.
ИНЫЕ. Об авторах
"Хрестоматии нового российского
самосознания"
О ЧЕМ МОЛЧИТ РОССИЯ? Владимир
Вячеславович Малявин
http://old.russ.ru/antolog/inoe/maljav_o.htm/maljav_o.htm