Хрестоматия нового российского самосознанияWinUnixMacDosСодержание


"ИНОЙ РАЗ ТАКОЕ ПРИСНИТСЯ..."
Сергей Александрович Медведев

 

...Первое в мире государство рабочих и крестьян заслуживало самой подробной в мире карты. И работа закипела. Начиная с 1925 года высшие советские сановники и "картографы в штатском" торопили специалистов. Задача все усложнялась, сроки окончания работы отодвигались, масштаб карты увеличивался. Наконец к 70-летию И.В.Сталина карта масштаба 1:1 была готова и силами внутренних войск развернута. Теперь уже не понять, то ли та карта истлевает, превращаясь в лохмотья, то ли - страна под ней, подобно туше ископаемого животного...


Из автобиографии автора:

"Сказали написать о себе. Сколько раз (тысячу раз) я это делал - и что политически устойчив, и морально грамотен, и что лектор-общественник я, и спортсмен-разрядник, разве что не чемпион Берлина по теннису. Но теперь другое время, теперь иное. Надо начистоту.

А если начистоту, то мне неловко. Как бы некоторую свою неуместность, нехрестоматийность я ощутил среди авторов этого собрания - экономистов, социологов, историков, географов, страноведов, культурологов. Кругом предметники (и несколько системщиков), люди, у которых есть дело, застолблена делянка на поле знаний. А у тебя есть дело?

В том-то и дело, что нет. Сколько ни учился я, так и не стал специалистом, ни молодым, ни каким-либо еще. Смотрю свое "резюме", отпечатанное на английском языке лазерным шрифтом на плотной, шершавой (полицейской?) бумаге верже. Вот, например, строка: Карлов университет, Прага - а что я там делал, в Праге 87 - 88-го, на излете эпохи? Пил пиво, ходил по концертам, да еще стипендии не хватало, и я с командой бомжей еженощно убирал пассажирские вагоны в депо Михле. Вот еще строчка: магистерская степень в Колумбийском университете, Нью-Йорк-город, США. Прилетев в Америку с первыми ласточками перестройки, вместо штудирования политических наук (признаюсь, что к этим наукам, как и к университету, как и к самой стране-Америке, я относился скептически), я тоскующим Эдичкой месяцами шлялся по Нью-Йорку, сносил три пары башмаков, обошел его весь, и точно знаю, что манхэттенский квартал, "блок", составляет ровно семьдесят четыре моих шага.

А вот и про аспирантуру: "Диссертация по проблемам католичества в заочной аспирантуре Института Европы РАН". Европа! Не из книг я узнал тебя, не из папских булл и энциклик - но воочию. О, загранкомандировки! Сперва на наши инвалютные, как научный консультант делегации, потом на ихние, несчитанные - от всевозможных фаундэйшнов и штифтунгов. В перерывах между стажировками была по-стахановски написана диссертация, хотя с большим успехом мог бы выйти путеводитель по европейским кладбищам ("дорогие могилы") и концертным залам.

Что же остается?

Остается сирая строчка: журфак МГУ. Журфак не как символ мимоходного образования, а как образ мышления - с мира по слову. Но хотя бы на том стою: вот моя bottom line, моя профессия. Не журналист даже - хотя и работал недолго в ТАСС и в районной газете "Заря коммунизма" на Чукотке (хорошее название, почти "Алеет восток") - а текстовик. Я просто пишу тексты: от "записок" для высокого начальства (как сотрудник все того же Института Европы) до прозы (рассказы, повесть в "Знамени"), от европейской политики до проблемы современного христианства. И чем дальше, тем больше убеждаюсь, что между этими текстами нет принципиальной разницы, поскольку меня в них интересует не предмет, а сам процесс письма, структура, форма. Откровенно говоря, мне почти все равно, о чем писать; главное - как. Добравшись в свое время до теорий русских формалистов 20-30-х, я нашел опору этим мыслям. Текст для меня - средство, но еще более цель, профессия - и убеждение. С этой точки зрения я и рассматриваю феномен СССР: как текст. Наша повседневность насквозь текстуальна: бесплотное роение знаков, символов, кодов, симуляций. Текст снится мне ночами. Один раз он представился мне как чудище из средневекового бестиария - то ли единорог, то ли гиппогриф - только без ног, без хвоста и без головы. В другой раз - как огромный, в полнеба, дембельский альбом, с виньетками, фотографиями и стихами. Однажды привиделся текст-симулякр, даже несколько, целая процессия симулякров. Симулякры шли с вывертами и кривлянием, как цирковой парад-алле, как феллиниевские клоуны. А иной раз такое приснится, что и не расскажешь".


Сергей Медведев. "СССР: деконструкция текста"

(Из ожидаемых отзывов прессы и читательских писем)


"Полку доморощенных постмодернистов прибыло. Еще один "русский мальчик" прочел написанные 20 - 30 лет назад тексты постструктуралистов и, взволнованный, решил поделиться с публикой своими открытиями".

"...этот странный, ускользающий от читателя текст. Байки, анекдоты, матюки, живые картины, ассоциативные ряды, аллитерации, аллюзии, иллюзии, тени. Автор прячется за собственной речью, текст балансирует на грани небытия".

"...ибо цинический огонь сжигает прежде всего самого циника".

"Нет, это не тот Сергей Медведев, что в 1992 г. опубликовал в "Русской Мысли" статью на разворот под заголовком "Коммунизм и национальное раскаяние" (3.01.92. С. 16-17). Теперь вместо нравственной оценки прошлого - напускная беспристрастность "семиотического анализа". Вместо указания на духовные основы нашего сегодняшнего кризиса - отрицание самого понятия духовности. Вместо поиска христианских путей исправления - осмеяние православия".

"С возмущением обнаружила грязные намеки на АО МММ. Когда же угомонится пишущая братия?"

"Рассуждения автора о "еврействе как форме русского юродства" заставляют задуматься о подлинных заказчиках этой работы".

"К сожалению, отдавая дань моде, Медведев не останавливается и перед огульной критикой молодой российской демократии. Ставить знак равенства между "текстом СССР" и "текстом Россия" - значит не видеть подлинных демократических завоеваний последних лет, которые, в том числе, сделали возможным опубликование самой этой работы. <...> И конечно, возмутительная апология Жириновского..."

"По прочтении работы остается горький осадок. Если все - игра знаков, симуляция, то чему верить? <...> Верните мне деньги за билет".

"Умная, тонкая, местами искрометная работа. <...> Пули одна за другой ложатся..."

"Предлагая постмодернистскую интерпретацию СССР, Медведев не открывает... Это поле уже основательно вспахано добрым десятком исследователей от Гройса до Рыклина".

"В постмодернистском запале Медведев посягает не только на ценности советского периода, но и на такие святые для каждого русского патриота символы, как Империя, Государственность, Самодержавие, Народность. <...> ...квалифицировать как преступный текст".

"Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма..."

"...на чрезмерное увлечение работами Жана Бодрийара. Медведев пытается синтезировать теории французского философа разных лет (от "симуляции" до "соблазна" и "молчания масс"), создав некий бодрийаровский гипертекст, "соборную цитату", по выражению А. Белого".

"Метод Сергея Медведева - восстановление перпендикуляра (можете понимать эту метафору в любом смысле, вплоть до фаллического). Перпендикуляр к плоскости текста. Перпендикуляр к своим собственным высказываниям, сделанным страницей ранее. Перпендикуляр к общепринятому..."

"У нас в доме живет Николай Иванович Ступин, у него теория, что все - дым. А по-моему, не все дым. Может, и дыма-то никакого нет. Ничего, может быть, нет".

 


В начало страницы

ИНЫЕ. Об авторах "Хрестоматии нового российского самосознания"
"ИНОЙ РАЗ ТАКОЕ ПРИСНИТСЯ..." Сергей Александрович Медведев
http://old.russ.ru/antolog/inoe/medved_o.htm/medved_o.htm