Хрестоматия нового российского самосознанияWinUnixMacDosСодержание


ГИБРИДИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИЙ
Вадим Валерьевич Радаев

 

Наши представления об обществе меняются сегодня куда быстрее, чем само общество. Вадим Радаев не верит популярным ныне заявлениям о мировоззренческой нейтральности, безразличии по отношению ко всякой идеологии. Просто, по его мнению, идеологический калейдоскоп вертится так быстро, что это вызывает известный эффект блеклого бесцветия, размытости общей картины.

Под идеологией автор понимает системный взгляд на развитие экономики и общества, целостное мировоззрение, "рационально обоснованную систему идей" (К.Манхейм). Базовых идеологий (то есть имеющих за собой традицию и продолжающих "работать") он насчитывает четыре: Демократизм, Консерватизм, Либерализм и Социализм. Предостерегая против упрощенчества, Радаев все же предлагает их лаконичные формулировки: "Лозунгом Социализма служит Всеобщее Равенство. Лозунгом Демократизма - Полноправное Членство. Либерализма - Индивидуальная Свобода. Консерватизма - Традиционное Единство". Вживаясь в предложенные образы, он смотрит на политику и экономику, их прошлое и будущее, попеременно меняя стекла идеологических очков. Анализируются им и наиболее популярные в нынешней России гибриды.


Радаев Вадим Валерьевич родился в 1961 году в Москве.

В 1983-м закончил экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, а в 1986 году - аспирантуру того же факультета, защитив кандидатскую диссертацию. Диссертация и первая серия его научных работ посвящены противоречиям и социальным последствиям интенсификации общественного производства.

С 1987 года Радаев работает в Институте экономики АН СССР (ныне Институт экономики РАН). Его интерес к социально-экономической проблематике советского общества нашел свое выражение в работах по хозяйственной мотивации, отчуждению труда и бюрократизации экономики, прежде всего - в монографии "Отчуждение труда: история и современность" (М., Экономика. 1989; в соавторстве с Я.И.Кузьминовым и др.).

В этот же период начинается переориентация Вадима Валерьевича на собственно социологические проблемы, и в первую очередь на изучение социальной стратификации обществ советского типа. Его частичной профессиональной переквалификации способствует в 1990 - 1991 гг. обучение и работа в ряде британских университетов. Одновременно публикуется серия статей Радаева о природе общества советского типа, в которых выдвигается концепция этакратизма (совместно с О.И.Шкаратаном).

В конце 1991 года Радаев организует сектор экономической социологии в рамках Института экономики РАН, которым он и заведует по настоящий момент. В секторе проводятся самостоятельные специализированные эмпирические исследования, посвященные проблемам становления нового российского предпринимательства, структуре рынка труда, поведению средних слоев населения в области сбережений. Часть исследований финансируется зарубежными благотворительными фондами.

В 1993 - 1995 годах Вадим Валерьевич работает, наряду с Институтом экономики, и в Междисциплинарном академическом центре социальных наук (Интерцентр) в качестве директора проекта по социологии нового российского предпринимательства. Публикует серию статей по результатам проведенных опросов предпринимателей.

В исследованиях, сочетающих экономическую проблематику с социологическими методами сбора и анализа данных, Радаев в целом тяготеет к неовеберианской методологии, фокусирующей внимание на системах социально укорененного экономического действия.

В течение ряда лет Радаев читает авторский лекционный курс по экономической социологии в различных московских университетах. С августа 1994 года этот курс публикуется им в виде цикла статей под рубрикой "Экономическая социология" в "Российском экономическом журнале". Отчасти как учебное пособие можно рассматривать и находящуюся в печати монографию "Социальная стратификация" (совместно с О.И.Шкаратаном).

Радаев продолжает заниматься чисто теоретическими исследованиями, к числу которых относится несколько работ по природе и взаимосвязям идеологических систем. Всего им опубликовано более 70 научных работ, в числе которых - статьи в ведущих обществоведческих журналах и ряд работ в зарубежных изданиях. Преобладающая часть его исследований носит принципиально академический характер и посвящена проблемам советского (российского) общества.

 


В начало страницы

ИНЫЕ. Об авторах "Хрестоматии нового российского самосознания"
ГИБРИДИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИЙ Вадим Валерьевич Радаев
http://old.russ.ru/antolog/inoe/radaev_o.htm/radaev_o.htm