Хрестоматия нового российского самосознанияWinUnixMacDosСодержание


КОРНИ ИНАКОСТИ
Теодор Шанин

Теодор Шанин родился в 1930 году в Вильно. Окончив в 1951 году колледж социальной работы, занимался профессиональной деятельностью по специальности. В 1959 году вернулся к учебе и окончил в 1963-м отделение социологии и экономики Иерусалимского университета. C 1965-го преподаватель Шеффилдского университета. В 1970-м защитил докторскую диссертацию (PhD) по социологии в Бирмингемском университете, тема - "Циклическая мобильность и политическое сознание русского крестьянства: 1910 - 1925 гг.". С 1974 года - профессор, заведующий кафедрой социологии Манчестерского университета. В 1990 году избран почетным академиком ВАСХНИЛ. Имеет семью: жена, две дочери.

Шанин - один из основателей западного крестьяноведения, cоставитель классической хрестоматии "Крестьяне и крестьянские общества", выдержавшей много переизданий, ставшей базовым учебником по этой теме. Первая из целого ряда его научных монографий -"Неудобный класс" (1972) посвящена русскому крестьянству. Впрочем, крестьяноведение - одно из напрaвлений научной деятельности. Он сыграл важную роль в развитии исследований "Третьего мира" 1960 -1970-х гг. и связанной с этим глобальной реконструкции мировоззрения западных общественных наук. Другие направления его научной работы: теория познания, методология социальных наук, история, историческая социология, социальная экономика и политология.

Главная особенность его метода - междисциплинарность, комбинация научных тем и методов - "стыки" социологии с историей, философией, экономикой и политической наукой. Шанин - не только кабинетный ученый. Он проводил исследования, в том числе и полевые, в Иране, Индии, Мексике, Танзании, Польше, Венгрии, России.

Шанин и Россия - отдельная тема. Не только книги и статьи, но нечто большее посвятил он этой стране... С конца восьмидесятых годов Шанин принимает активное участие в процессе организационной перестройки общественных наук в России. Его первым начинанием в этом направлении стала организация совместно с академиком Заславской трех школ по переподготовке молодых советских социологов в Манчестере и Кенте (1989 - 1991 гг.).

С 1987 года Шанин начинает выступать в российской печати и перед различными аудиториями по вопросам развития сельского хозяйства, а также общей историографии России. В 1988 году - году столетия А.В. Чаянова - на заседании ВАСХНИЛ им был прочитан первый после шестидесятилетнего молчания доклад об огромном значении наследия школы Чаянова, традиции российской аграрной науки доколлективизационного периода не только для истории, но и для современности. Вместе с академиком Никоновым Шанин проводит первый международный съезд ученых-аграрников в Москве.

Чтобы понять, что происходило и происходит в русском селе, в качестве шага в возрождении российской крестьяноведческой традиции Шанин в 1991-м начинает трехлетнее социологическое исследование российского крестьянства. В семнадцати регионах бывшего СССР группы исследователей-социологов, по 8 месяцев проживая и работая в селе, изучали историю деревень, сельских семей и бюджеты крестьянских хозяйств. Один из крестьян, приглядевшись к тому, чем занимаются крестьяноведы, сказал так: "Пятьдесят лет мы вас ждали: тридцать лет мы боялись говорить, и двадцать лет нас никто не слушал".

Несмотря на необыкновенные потрясения "исследовательского поля" (работа начиналась в СССР, а окончилась в семи государствах СНГ), проект успешно завершен. Новое социологическое исследование русской деревни развертывается в 1995 году.

Другое детище организационной работы Шанина в России - создание российско-английского университета, который решено назвать скромно - Московская школа социально-экономических наук. На ее первых факультетах: права, экономики, социологии и социальной работы специально подготовленными российскими и английскими преподавателями с осени 1995 г. будет даваться последипломное двухгодичное образование. И уже два года как существует Междисциплинарный академический центр социальных наук ("Интерцентр") в качестве научной основы создаваемого университета. За это время Интерцентр поддержал серию перспективных научных проектов и публикаций, провел два международных симпозиума под названием "Куда идет Россия".

Наконец, много сил отдал Шанин работе и руководству в программе "Обновление гуманитарного образования в России" международного фонда "Культурная инициатива". Реальная отдача - уже изданные сотни новых, оригинальных книг и учебников, написанных русскими авторами для учащихся от дошкольников до студентов.

Весь этот период Теодор Шанин умудрялся частично продолжать свою преподавательскую работу в Манчестерском университете.

Суммировать идеи и работы Шанина здесь невозможно, но всем им присуще стремление преодолеть упрощенчество всеобщих теорий прогресса и "окончательных" быстрых решений. Здесь чувствуется влияние ученых, которых Шанин считает своими учителями: Миллса, Блоха, Суизи, Чаянова.

По Шанину, Россия - страна, оказавшаяся уже в начале ХХ века в ситуации, которая к концу века стала типичной для так называемых стран Третьего мира. В этом смысле Россия стала исторически первой страной Третьего мира. Однажды на просьбу сформулировать краткое определение "развивающегося общества" Теодор Шанин ответил: "Это страна, которая "не развивается", то есть не развивается согласно ожиданиям теории прогресса; это страна, чье развитие заблокировано внешними силами и внутренними факторами". Это принципиальный мировоззренческий вопрос: имеется ли однозначно магистральное направление прогрессивного развития истории, по которому с большей или меньшей скоростью, различной степенью успеха движутся народы, а с "отстающими" поступают по армейской поговорке: "не может - научим, не хочет - заставим"? Или же мир принципиально разнонаправлен, и в каждой конкретной ситуации от индивида и общества требуется новое продумывание действия, совершение открытия, а не следование модному или привычному шаблону?

Шанин - сторонник признания разнонаправленности, противоречивой сложности мира. Одно из его научных выступлений (чей заголовок возник в полемике с западными прогрессистами и советскими коллегами, ратовавшими за безошибочно верный переход СССР на путь демократии и прогресса западного типа под девизом "Иного не дано!") было озаглавлено: "Иное всегда дано!" В этом переосмыслении мира в конце 80-х годов им была выдвинута модель эксполярных форм - форм существования общества, не вписывающихся в привычные схемы теоретической науки и соответствующей ей социально-экономической политики. Эксполярные формы (эксполярные - вне полюсов рынка и государства, а следовательно, и вне доминирующих схем) - семейное хозяйство, межсемейная кооперация, вторичная занятость, свободная индивидуальная деятельность, в некоторых аспектах теневая экономика - все это в стандартных политикоэкономических курсах принято считать чем-то не очень существенным, бесперспективным, чем можно пренебречь. Именно это вызывает возражения Теодора Шанина. Те общества, в которых создаются возможности и благоприятные условия для разнообразия общественных форм, в том числе и эксполярных, обладают способностью более динамичного и благоприятного развития. По Шанину, то, что "маргинально", и следует изучать в первую очередь.

По умению видеть парадоксальную сложность и неопределенность мира его можно было бы отнести к представителям постмодернизма, - и все же при этом крупно ошибиться, ибо сам Шанин так отозвался о постмодернистах: "Они очень хорошо показывают, что у нас в познании и в жизни не получилось, а далее делают вывод, что ничего у нас и не может получиться. Вот с этим-то я и не согласен. Невозможного нет. Есть только трудное".

Марксист Антонио Грамши призывал к "пессимизму интеллекта и оптимизму воли". Христианский гуманист Альберт Швейцер сказал: "Мое мышление пессимистично, моя воля оптимистична". Этот постулат и эти человеческие характеры - хорошая основа для понимания как мировоззрения, так и личности Теодора Шанина.

 


В начало страницы

ИНЫЕ. Об авторах "Хрестоматии нового российского самосознания"
КОРНИ ИНАКОСТИ  Теодор Шанин
http://old.russ.ru/antolog/inoe/shanin_o.htm/shanin_o.htm