ДАР СЛОВА  #119 (172)
Проективный лексикон русского языка
28 марта 2005


Дорогие друзья! В апреле "Дару слова" исполняется 5 лет. Хотелось бы подвести некоторые итоги проекта - предварительные итоги, поскольку он, конечно же, будет продолжаться.
Буду благодарен, если вы поделитесь со мной своими впечатлениями и размышлениями о проекте в целом, о жанре однословия, о смысле словотворчества, о путях творческого развития русского языка. Все ваши размышления и отклики будут опубликованы в апрельских выпусках "Дара".
Пожалуйста, пишите мне по адресу
russmne@emory.edu, Михаилу Наумовичу Эпштейну, тема: dar,
желательно в кодировке KOI8. Большое спасибо!


Тема недели: Московские типы (1)

В прошлом выпуске рассматривались советские типы,  в том числе знаменитые "совки". Сегодня мы расскажем о типах москвичей. Нижеследующая типология московства составлена мною в 1984 г.,  и читателю судить, насколько она применима к нынешним временам и нравам. К написанному тогда прибавлены типы: московАн и арбАтник-2.

                московИт
                московитЯнин
                москОвец
                москвУшник
                москАль
                москвУн
                москвичОк
                московАн

                арбАтник (1 и 2)


         С давних пор Москва - это  не только географическое название,  но и  категория мировоззрения и образа жизни.  Поступательная централизация всей общественной и культурной жизни в годы коммунистической власти,  растущее обособление центра и противопоставление его провинции (что связано и с административным режимом прописки) привели к возникновению особой московской культуры,  которая лишь отчасти напоминала  советскую культуру,  указывая и всей стране путь к декоммунизации.

         Отличительная черта московской культуры  -  многоукладность.  Здесь сосуществуют и взаимодействуют культуры:  ортодоксальная и авангардная,  европейская и азиатская,  религиозно-православная и буддистская,  иудейская и славянофильская,  технократическая и "зеленая",  массовая и элитарная,  молодежная и пенсионерская,  хиппийная и "квадратная".
В соответствии с этим можно выделить несколько слоев или типов обитателей Москвы,  приспособив  для их обозначения разные суффиксы. Три слова употреблялись и раньше: "москАль" - часто,  "московИт" и "московитЯнин"  - очень редко. Но здесь они используются в особом значении, представляя собой семантические неологизмы.

москвИч  -   нейтральное обозначение географической принадлежности,  места прописки. Правда, для всей остальной, немосковской страны "москвич" - это название то ли особой национальности, то ли сословия, то ли профессии.



московИт  - москвич не по только месту жительства, но и по призванию, по убеждениям, по образу жизни; столичный житель от головы до ног. Обитатель не столько Москвы, сколько отдельного царства-государства Московии, отсюда и прозвание "московит". Любитель и знаток Москвы, ее древностей и преданий; ценитель московского уюта, кайфа. Наслаждается  средой обитания, многолюдством, бурлением толп. Обжил Москву-Московию как культурный биоценоз и не может жить ни в каком другом месте, как рыба не может жить без воды.
Я про Москву мало знаю, хоть всю жизнь в ней и прожил, а вот ты поговори с Бурцевым - он настоящий московит.


московитЯнин  [1] -  представитель московской глубинки,  тяготеющий к славянофильству,  к традиционным ценностям старой,  дореволюционной Москвы:  гостеприимству,  хлебосольству,  добродушному хамству,  снисходительному барству. Порою  это москвич в нескольких поколениях,  но часто  -  новоприбывший и потому перебарщивающий со своими московскими добродетелями.
Орехов принадлежал к числу тех редких москвичей, точнее, московитян, которые все еще с подозрением смотрят на северную столицу как на оплот иностранщины.

москОвец  -  московский западник,  внутренне ощущающий себя гостем Москвы,  чужестранцем,  вынужденным разделять бремя российского гражданства с жителями других городов и деревень.  Он действительно причастен к здешним тусовкам и элитам,  но Москва  для него  -  лишь стартовая площадка для воспарения в иные сферы: асфальтовый пятачок Запада на российском бездорожье.

В постсоветское время эта категория расширяется. Сегодня  москОвец - это московский делец и купец, обживающий Москву вполне "конкретно", делающий бизнес в ней и посредством нее. "Москва" - это его предприятие, его доходное место. Любит использовать имя и символику Москвы в своих изделиях и товарных знаках.

Ты привык иметь дело с новгородцами, ярославцами, а этому москОвцу ты палец в рот не клади - разом откусит.


москвушник (ср. пэтэушник, домушник)  -  провинциал,  лимитчик, приезжий,   москвич в  нулевом поколении,  скользящий по верхам столичной культуры,  упоенный всеми внешними признаками столичности,  ее "блеском" (на фоне остальной России "во мгле"),  бегающий по театрам и клубам,  пытающийся пробиться в модные кафе,  хватающий на лету новые "культурные" словечки,  осаждающий с ходу все прилавки,  встающий в хвост всех очередей,  хвастающий тем, что видел "знаменитых людей,  вот как я тебя",  называющий их уменьшительным именем  ("Володька", "Женька").
Да какой он москвич,  он москвушник,  здесь без году неделя, потому и вид такой восторженно-неприкаянный.


москАль (южнорусское, украинское обозначение москвича) -   грубоватый,  бесцеремонный,  простодушный столичный хам; москвич-завоеватель, захватчик, тянущий руки к чужому; грубый и дерзкий душитель чужих свобод; угроза для ближнего зарубежья.  В отличие от москвушников  -  (полу)провинциалов,  хранящих благоговение перед столицей,  москали себя со столицей совершенно отождествляют;  и того,  что в провинции считается "порядочным тоном" и "столичной интеллигентностью",  совершенно не признают.  "Начхать",  "наплевать"  - таково их антиэкологическое отношение к московской среде, полнейшее равнодушие к правилам,  ограничивающим "вольную натуру".  Все в них размашисто и бескультурно,  локтями они  пользуются,  как никто,  виртуозно,  оттесняя других москвичей в магазинных очередях и  в автобусных скоплениях. Многие москвушники,  пообтершись,  становится москалями. В сущности, москаль - тот же москвист, но увиденный глазами тех, на кого он свысока смотрит, как на дальнуе пределы и провинцию Московии. В москалях наиболее резко выражена разница с "питерцами",  с их благовоспитанностью и чинностью,  отошедшей,  впрочем,  в мифическое прошлое.  Если московитяне являют собой Московскую Русь в преломлении славянофильских преданий,  облагораживающих легенд,  то москали  -  ее грубую,  доподлинно "медвежью" натуру,  кичливо-провинциальную.
Москали до нас теперь не дотянутся, руки коротки, да и своих дел у них хватает, нефть разливать и доллары сгребать.


москвУн  (ср. летун, бегун) -   тот, кто мелькает в Москве, бывает проездом, набегом, часто заезжает или проезжает через Москву, быстро появляется и исчезает; московский гастролер, кочевник. Как спицы сливаются в быстром кружении, так и москвун производит впечатление оседлого москвича, хотя он только проносится через столицу по разным делам и поводам. Москвун  знает Москву мимоходом и мимоездом, действует набегом и налетом, берет ее наскоком и нахрапом.
Ко мне на днях забегал один москвун, не знаю, откуда он и куда, но раз в месяц обязательно здесь толчется, какие-то у него дела.


москвичОк - юркий и бойкий москвич, хвататель всех ходких товаров, ныряльщик во все подворотни, пристройщик ко всем очередям, с острым нюхом и языком, жадный до впечатлений, ловкач и пролаза; слезам он не верит, но сам готов пролить слезу.
Подбегает ко мне москвичок и предлагает под ручку пройтись до ближайшего кафе, где обещает угостить всем, чем славится его хлебосольная столица.


московАн (ср.  братан, друган, бандюган) -  московский  авторитет, не обязательно криминальный, но живущий по понятиям, представляющий какую-нибудь столичную тусовку или группу интересов;  крутой московский мужик, "бандит", занятый в каком-нибудь области (полу)теневого бизнеса.
Меня тут познакомили с одним москованом, он может дать нам  крышу, если  мы перенесем наше дело в столицу.


арбАтник  (по названию Арбата, отреставрированного уголка старой Москвы) -  любитель или обитатель Арбата. У этого слова есть два исторически расходящихся разных значения. Первое относится к концу 1950-х - 1970-м гг., второе - к последующему периоду.

1. Ностальгирующий, сентиментальный москвич, любитель Арбата, Замоскворечья, поленовских двориков и булатовских романсов. Арбатники  -  это московские лирики,  психология и идеология которых лучше всего выражена песнями Б. Окуджавы (тогда как типы москалей и москвушников выведены в песнях В. Высоцкого). "Ах Арбат, мой Арбат, ты мое отечество". И дальше: "...Ты моя религия". В это время исчерпания "гражданской религии" марксизма и советизма начинается культ родных мест, малых родин, освященных памятью детства, судьбой поколения.  Арбатство было одним из первых таких  лирических культов (по образцу почитания римских домашних божеств - пенатов).

    Арбатники любят старую Москву,  часто употребляют  -  с горько-сладковатым привкусом на языке  -  дореволюционные названия улиц,  любят бродить в районах Пречистенки и Остоженки,  Замоскворечья и пр.,  находят лирическую тонкость и в современных пейзажах,  с особым вкусом употребляют такие выражения,  как "Нескучный сад", "Покровские ворота", "Преображенская застава", "Новодевичий монастырь". В отличие от московитов,  унаследовавших вкусы и  нравы старой Москвы,  арбатники - представители ностальгического поколения 1960-х - 70-х. Для них прошлое:  тройки,  сани,  "Москва златоглавая,  звон колоколов,  гимназистки румяные" и пр.  -  это свидетельство их современной бесприютности,  скитальчества,  потерянности в советской Москве. Или же это приметы чаемого будущего,  осколки лирических фантазий, обрывки литературных туманов,  в которых тает хамская повседневность рыночно-магазинной Москвы.

2. Обитатель и пользователь прогулочно-торгового, выставочного Арбата, который этой улицей кормится и равлекается, промышляет ее праздным многолюдством; арбатский тусовщик и предприниматель.

"С тех пор, как Арбат "офoнарел" и его облюбовали люди типа панков, любители московской толкотни; с другой стороны, когда он стал центром притяжения немосквичей, приехавших увидеть Москву и жадно кидающихся по всем местам, арбатник - это прежде всего тусовщик Арбата, художник с Арбата, предприниматель, которому "для понтов" нужно иметь свое дело именно на Арбате. Из-за этих арбатников жить на Арбате стало тяжело, во дворах устроены писсуары, по этим же дворам болтаются бомжи, в темное время в этих дворах постоянно имеют место случаи нападения".  Анатолий Курчаткин [2]
Итак,  москвич  москвичу рознь.  Если встретятся  московитянин москвушник, москаль, москован и даже арбатник-1 и арбатник-2, - вряд ли  они вполне поймут друг друга.

            (Окончание "Московских типов" - в следующем выпуске)

--------------------------------------------------------------------
1. "Московитянин" - так назывался журнал консервативного, "самодержавно-православно-народного" направления, издававшийся  в 1841 - 1856 гг. М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым.

2. Благодарю писателя Анатолия Курчаткина, подсказавшего мне этот второй, более современный смысл слова "арбатник" (в письме к автору).
На мой слух, слово "арбатник" звучит естественно и разговорно, и странно, что интернет пока не зафиксировал ни одного случая его употребления.
_______________________________________________________________________________________

Афоризм

Московиты - мозговиты.

        Андрей Вознесенский (род. 1933), русский поэт
-----------------------------------------------------------------------
Памятка  (из прошлых выпусков)

москОвничать  - действовать по-московски, так как присуще Москве и москвичам или в подражание им.
парИжничать -  действовать по-парижски, так как присуще Парижу и парижанам или в подражание им.

Так ты из Москвы? Вот здорово, а то я затосковал в этой Жмеринке. Приходи ко мне вечерком, посидим, помосковничаем.

Она во Франции и была-то один только раз по туристической путевке, а смотри  как парижничает.

С тех пор как Иван  Грозный взял  Казань, неотступно мечталось бывшей ханской столице - отдать красный  долг  белокаменной,  вволю там показанствовать. (вып. 38)

__________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар слова"  проводит также дискуссии и конкурсы на лучшие однословия, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

__________________________________________________________________
М. Эпштейн. Книги 21-го века:

Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003 (соредактор,  автор предисловия и 90 статей), 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб.: Алетейя, 2003, 248 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России (1970-1980-е); т. 2. Из Америки (1990-2000-е).  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.