ДАР СЛОВА  #121 (174)
Проективный лексикон русского языка
11 апреля 2005


Дорогие друзья!
21-го апреля отмечается День Интеллектуала.
Это сравнительно новый праздник, возникший в промежутке между двумя тоталитарными праздниками -  днями
рождения Гитлера (20.4) и Ленина (22.4).

            20 апреля - День рождения Гитлера
            21 апреля - День Интеллектуала (День альтернативного сознания)
            22 апреля - День рождения Ленина

Заранее напоминаю Вам об этой дате, чтобы вы успели подготовиться  и достойно отметить День Интеллектуала - полагаю, большинство читателей "Дара" по праву сочтут этот праздник своим.
В конце этого выпуска я привожу статью из  "Новой газеты", а также материалы  из "Независимой газеты" и журнала "Со-общение", связанные с рождением и укреплением  этой новой традиции.



 17 апреля "Дару слова" исполняется 5 лет. Хотелось бы подвести некоторые промежуточные  итоги проекта. Буду благодарен, если вы поделитесь со мной и с другими читателями своими впечатлениями и размышлениями о проекте в целом, о жанре однословия, о путях творческого развития русского языка.
Пожалуйста, пишите мне по адресу
russmne@emory.edu, Михаилу Наумовичу Эпштейну, тема: dar,
                        желательно в кодировке KOI8. Большое спасибо!
__________________________________________________________________

                             Московские типы (собирательные)

Если в предыдущих двух выпусках рассказывалось о мужских и женских типах москвичей, то в этом выпуске, завершающем малую серию, будет представлено ряд собирательных и обобщающих понятий.

                Московия
                великомоскОвский, великомоскОвный

                москвИзм
                москвИст

                москОвство
                москвотА
                московнЯ

               урбонИмика
               урбОним



МоскОвия - 1). Название Русского  государства в иностранных источниках 16 - 17 вв.; 2). Москва как особая страна, имеющая свой уклад, обычаи, порядки, нравы, отдельные от общероссийских.
Как вы там поживаете, в своей Московии?  От России вы давно уже отделились, так что отсюда вас не видно, только то, что по телику передают.

Есть писатели земли российской, а есть писатели земли московской, и нечего им заноситься, краеведам и провинциалам Московии, переимчивой и бесплодной евразийской глубинки.



великомоскОвский, или великомоскОвный (ср. великодержавный, великорусский) - относящийся к Москве как Великому Городу, Великой Столице Великого Государства, центру мира, третьему Риму и т.д.
У всех советских был комплекс неполноценности перед заграницей, но у столичных он перебивался великомосковской спесью.


москвИзм -  представление о Москве как о центре мироздания.  Ее выразитель - москвИст,   москвич с империальным сознанием,  считающий свой город если не пупом земли,  то столицей полумира.  Москва для него  -  зрительный зал,  из которого он созерцает все,  что со сцены угодливо преподносят ему Запад и Восток. Концепция "Москва  -  третий Рим" не утратила для него значения,  хотя он и готов заменить Рим на "интернационал", или "лагерь социализма", или "Евразию",  лишь бы утвердиться в своем имперском мироощущении.  На его мысленной карте мира Москва обнесена рядом поясов:  первый образуется  Московской областью,  второй  -  центральным округом России,  среднерусской равниной,  третий  -  ближним зарубежьем (бывшими союзными республиками),  четвертый  -  Восточной Европой, в особенности славянской (бывшим лагерем социализма). Он с охотой повторяет:  "на Красной площади всего круглей земля" (О. Мандельштам),  не особенно вникая в смысл этих слов.
Не странно ли, что среди самых ярых нынешних москвистов преобладают питерские?


москОвство - московское гражданство, принадлежность к особому, столичному  укладу и мировоззрению.
Свое московство он воспрининимает как сословное отличие, как дворянство или барство.


москвотА - презрительная собирательная кличка москвичей, чаще всего в устах иногородних (ср. мелкота, сволота).
Наезжала тут к соседям в гости какая-то москвота, пошумели, обругали друг друга и разъехались. Никакой культуры, даром что столичные.


московнЯ  - пренебрежительное обозначение московского люда и образа  жизни  (ср. другие существительные с ударным суффиксом -ня: болтовня, ругня, грызня, трепотня, толкотня,  трескотня, суетня, пачкотня).
Вот, в столицу собрался. - Да что хорошего в этой московне,  набегаешься до упаду, а ничего не успеешь, только время  потеряешь.
-------------------------------------------------------------------
В заключение дерзну предположить, что у каждого мало-мальски живого и растущего города есть свои  расслоения и типы, для которых нужна разветвленная урбонимика.

урбонИмика (лат. urbs, город + греч.  onyma, имя; ср. топонимика, антропонимика) - названия типов городских жителей.

урбОним - слово, обозначающее определенный городской тип, характер, образ жизни.

Среди жителей северной столицы, видимо, можно выделить питерцев, петербуржцев, петроградцев, ленинградцев, невгородцев, питерских, питерушников... Жители Пскова делятся на псковичей, псковитян, псковцев, а быть может, и каких-нибудь псковников и псковианцев. Не берусь судить, поскольку урбонимика требует коренного знания города, изрядного краеведства и старожильства. Цель урбонимики - разнообразить городскую среду, артикулировать богатство населяющих ее социально-психологических типов. Урбоним не должен служить кличкой, обидной наклейкой, припечатывающей личность к определенному типу.

_____________________________________________________________
Афоризм

Только язык возвышает нас над животными. Язык - это родитель, а не дитя мысли.

Оскар Уайлд (1854-1900),  англо-ирландский писатель ("Намерения", 1891).
-----------------------------------------------------------------------
Памятка (из прошлых выпусков)

глокАльный  - соединяющий глобальное с локальным,  всемирные центры с периферией; то, что имеет отношение и к глобальному, и к локальному; то, что служит связи, опосредованию, соотнесению, сближению всемирного и местного.

Бич развивающихся стран - отсутствие надежных линий коммуникации между всемирными организациями  и местными органами власти. Особую важность при этом имеет пропускная способность глокальных средств связи.

Часто задают вопрос: будет ли идти в  21-ом веке интеграционный процесс  по пути к мировому правительству или произойдет резкое обособление групп населения по этническому, религиозному,  культурному  признакам? - Оба процесса:  интеграции и дифференциации - будут развиваться параллельно, ускоряя и подстегивая друг друга.  На знамени 21-го века будет написано не "глобальность" и не "локальность", а ГЛОКАЛЬНОСТЬ. Каждая окраина мировой деревни будет прямо подключена к глобальным процессам, а не через посредство района, области, штата, нации, государства. Технический прогресс - это именно растущая глокализация,  проницаемость коммуникативных сетей, от наибольшего к наименьшему, от ООН к оазису в пустыне, от Кремля к  хуторку в степи.  Проницаемость,  мгновенность, обратимость информационных и энергетических связей, от индивида до планетарного логоса, - это и есть глокализация. (вып. 19)

__________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар слова"  проводит также дискуссии и конкурсы на лучшие однословия, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски
 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

21 апреля - День Альтернатив ("Новая газета")

День 21 апреля ничем особенным не ознаменовал и не запятнал себя в истории. Но он стоит в промежутке между двумя другими, памятными датами, которые торжественно отмечались самыми  могучими и свирепыми  режимами XX века.  20 апреля - день рождения Гитлера, 22 апреля -  Ленина. Соответственно 21 апреля знаменует тонкую черту между двумя тоталитарными безднами, по которой человечество, как по узкому мостику, перебралось  в XXI в.
20 апреля - День рождения Гитлера

21 апреля - День Интеллектуала (День альтернативного сознания)

22 апреля - День рождения Ленина

Преддлагается отмечать 21 апреля как альтернативу тоталитарным праздникам ХХ века, которые все еще справляются поклонниками Гитлера и Ленина, наследниками их идей. В постсоветское время экстремизм все чаще соединяет левые и правые фланги,  сводит необольшевиков и нацистов,   красных и коричневых, ленинцев и гитлеровцев. Поэтому так важно поставить точку разрыва именно в месте их смычки. Отсюда и символический смысл этой даты. 21 апреля - день альтернативного сознания, праздник вызова всем  формам тоталитаризма, всем системам единовластия и единомыслия, единодушия и единолюбия.

Ленин и Гитлер - политические и в каком-то смысле  народные вожди, но глубоко антиинтеллектуальные. Поэтому 21 апреля - праздник сознания, которое освобождается от своих идеологических химер и популистских соблазнов. Одна из тем этого праздника - борьба с антиинтеллектуальными настроениями,  укорененными в авторитарных  и тоталитарных традициях российской истории.

Среди множества праздников - патриотических,  религиозных, революционных, женских, мужских, шахтерских, морских, спортивных и т.д. - нет ни одного собственного интеллектуального (если не считать таковым День учителя). Таким праздником и может стать день 21 апреля.  Я не представляю себе в этот день народных шествий и гуляний, но представляю общественную дискуссию, интеллектуальный (не политический) диалог между представителями разных профессий и дисциплин, школ и направлений - в литературе, искусстве, философии, гуманитарных и естественных науках. Да и в политике, только не о политике. (Любопытно было бы послушать, к примеру, спор Грызлова и Зюганова о стихах Цветаевой или прозе Набокова, или диспут докторов философских наук Жириновского и Рогозина о Гегеле и Гуссерле - это могло бы внести в течение праздника карнавальную струю). В этот день интеллектуалы  вышли бы из своих профессиональных ячеек - не на улицы и площади, а навстречу друг другу, в пространство междисциплинарного общения. Проводились бы конкурсы - не только эрудитов, по диагонали пробежавших все энциклопедии, но и литературные турниры, состязания мыслителей. Можно было бы возродить  традиции публичных академических диспутов и открытых конкурсов, вроде тех, что проводились в 18 и 19 вв. европейскими академиями наук (победы на них одерживали Жан Жак Руссо и Артур Шопенгауэр).

21 апреля - день альтернатив, в какой бы интеллектуальной или профессиональной области они ни проявлялись: альтернативной педагогики, эстетики, поэзии, философии. Это день инакомыслия, инакочувствия, инакоречия, инакодействия, всех видов инаковости, поскольку они образуют трещину в монолитах единомыслия, единочувствия и единодействия. Само понятие "интеллекта" этимологически связано с "интер", "между", и буквально означает "читать между, выбирать между". Эти "межи", пробелы между публичными сферами и профессиями, и заполняются альтернативным мышлением, "межеумочным" подходом. В отличие от 1 апреля,  Дня дураков, 21 апреля - это праздник мыслящих людей, день творческих инициатив и умного веселья.

Дух альтернативности, многовариантности творческого сознания мог бы воплощаться и в так называемых коллективных импровизациях. В домашних или клубных условиях собираются несколько человек, представителей разных  интеллектуальных и творческих профессий, и каждый предлагает тему импровизации - либо темы задаются публикой. Из нескольких тем по жребию или по голосованию выбирается одна. Потом дается час - за это время на выбранную тему пишутся эссе, стихи, маленькие трактаты, музыкальные композиции,  подготавливаются актерские выступления - в общем, могут использоваться любые жанры.  Обычно такое стрессовое состояние - давление времени и непредсказуемость темы - приводит к неожиданным творческим прорывам, которые не могли бы состояться в условиях размеренной кабинетной работы. Существенно здесь и пересечение координат общения и творчества, сам процесс сомыслия, диалогического взамодействия  разных  сознаний. Все созданное за этот час зачитывается, разыгрывается, показывается, обсуждается.  Если импровизация проходит на публике, могут выявляться победители и присуждаться награды, но это  момент второстепенный и необязательный. Итог коллективной импровизации - это именно собрание всех разножанровых воплощений данной темы, своего рода "финальное произведение",  синтез искусств, наук, разных способов письма и самовыражения. Еще один итог - импульс к дальнейшей, уже более целенаправленной работе, подсказанной озарениями импровизационного часа. Такие коллективные импровизации проводились Клубом эссеистов в Москве в 1980-е гг., и неизменно ситуация открытой темы и "мозгового штурма" порождала прилив вдохновения и неожиданные результаты, которые затем могли разрабатываться  уже независимо каждым участником в соответствии с его профессиональными интересами.  Вообще 21 апреля благоприятствует всем спонтанным видам творчества, что опять-таки делает этот праздник альтернативой тоталитаризму с его культом плана и дисциплины.

Речь идет о возрождении, точнее, нарождении в России традиций интеллектуальной общественной жизни, не замкнутой в академических цехах. О том, чтобы интеллект пользовался общественным престижем, чтобы на небосклон всходили  не только рок- и кинозвезды. Кстати, не меньше России в этом нуждается Америка, да и мало где в современном мире интеллектуалы имеют свой праздник. Праздник 21 апреля мог бы привлечь внимание российского общества к судьбам интеллекта, теснимого со всех сторон и феодальной ментальностью силы-чести-служения, и капиталистической ментальностью прибыли-пользы-успеха.

При всех изъянах российской общественности ей нельзя отказать в любви к праздникам, порой чрезмерной. Но eсть области, совершенно не охваченные праздниками. В частности, Интернет -  быстро растущее сообщество, у которого, как у всякого общественного организма, должны быть свои ритмы: свои эксцессы и аскезы, пиршества и посты, время крика и молчания, и т.д. Самое устойчивое и сверхвременное из всех сообществ  - церковь: какая богатая  оркестровка праздников, постов, таинств, какой сложно организованный ритмический календарь! Да и любое правильно устроенное общество, от государства до семьи, от профсоюзной ячейки до влюбленной пары - имеет свой ритм, календарь, экстазы, труды и паузы... Свои будни, праздники и посты - черные, красные и белые даты.

Интеллектуальные турниры и коллективные импровизации в День интеллектуала могут стать красными датами в сетевом календаре, как великие битвы и договоры о мире в календаре общегражданском. А дни рождения вождя и фюрера будут белыми датами - словесного поста,  воздержания, поминовения их жертв... Пока что весь календарь Интернета - черный,  будничный, трудовой, муравьиный... Mы предлагаем внести в него цветные просеки, порисовать красным и белым на этой черной доске. Жизнь интернетского сообщества нуждаeтся в структуре событий, придающих смысл и артикуляцию ее однообразному жужжанию.

Итак, 21 апреля:

- День Интеллектуала, День альтернативного сознания и творческого воображения

- День вызова любому тоталитарному сознанию - фашистскому, коммунистическому, национал-социалистическому, религиозно-фундаменталистскому

- День инакомыслия, в какой бы области оно ни проявлялось: политической, экономической, идеологической, философской, художественной...

Такова праздничная возможность этого дня-альтернативы.

День 21 апреля неофициально отмечается с 1998 г.  В этот день в Сети была открыта Энциклопедия альтернативных идей, а во Вселенной - первая альтернативная планетная система (в созвездии Кентавра). В этот же день в Москве  ежегодно проводится фестиваль новой музыки "Альтернатива".

Поскольку всякий праздник у нас по традиции сопровождается призывами и здравицами, вот и лозунг:

Да здравствуют альтернативы! Будьте другими! Будьте иногда гениальными. Чуть-чуть. Невзначай.

Это значит, в частности: постарайтесь не быть гениями всех времен и народов, вроде тех, что родились вокруг Дня альтернатив.

                   http://2004.NovayaGazeta.Ru/nomer/2004/27n/n27n-s36.shtml

______________________________________________________________


                Другой праздник. Индустрия восторга (журнал "Со-общение")
                                                                                                                            Смысл национальных праздников несводим к досугу или развлечению,
гораздо большее отношение он имеет к метафизической стороне бытия, к
тому, что принято называть национальным духом. Сегодня мы,
вероятно, стоим на пороге реформы в системе наших праздников, а
значит?..

Мы попросили откомментировать предложения по замене российских праздников, выдвинутые Государственной Думой, автора, вошедшего в первую сотню Рейтинга социогуманитарных мыслителей России, в последние годы - профессора теории культуры и русской литературы университета Эмори (США) Михаила Эпштейна.

---С радостью в России самый большой дефицит. Поэтому индустрия радости не только возможна, но заслуживает самых больших вложений! Радость следует отличать от удовольствия, которое может быть мгновенным, и от счастья, протяжённость которого - жизнь или значительная её часть. Радость я посредине; мне представляется, что это самая социальная из всех положительных эмоций. Радость хочется делить с другими. "Радость, пламя неземное, / Райский дух, слетевший к нам, / Опьянённые тобою, / Мы вошли в твой светлый храм. / Ты сближаешь без усилья / Всех разрозненных враждой, / Там, где ты раскинешь крылья, / Люди - братья меж собой. / ХОР: Обнимитесь, миллионы! / Слейтесь в радости одной!" (Из оды Ф. Шиллера "К радости"). В этом смысл праздника: такая радость, что хочется обняться с миллионами.

Что касается восторга... В понятии этом меня смущает именно изменённое состояние сознания, выгодное всем режимам власти. Восторг, ликование, экстаз я это уже чувства чрезмерные, эмоционально захлёстывающие, нетрезвые, поэтому их лучше переживать наедине или в очень тесном кругу, неизвестно, куда они занесут. В них есть зачаток оргийности и тоталитарности я в Северной Корее все только и делают, что ликуют. Тоталитаризм я гитлеровского, сталинского, маоистского, кимирсеновского толка я возможно, это и есть вариант индустрии восторга как эмоционально-политического опиума. Поэтому я предпочёл бы говорить не о восторге, а о радости, которая может быть тихой, спокойной, понимающей, трезвящей.

Праздник - это не только опьянение, но и наоборот, протрезвление от отупляющего, оцепеняющего хода буден. Радость способна и опьянять, и отрезвлять, поэтому она и составляет эмоциональную основу праздника. В радости я остаюсь самим собой, сохраняюсь как личность, тогда как восторг исторгает, уводит из себя. Восторженность легко переходит в агрессивность, это две стороны изменённого состояния сознания, когда притупляется чувство и своей, и чужой боли. Так и видишь сталинских вакхантов и вакханок, несущихся по широким полям и лесам родины, и терзающих на своём пути всех, кто чуть-чуть чужой. Если антоним радости я горе или страдание, то антоним восторга я трезвость, самообладание. А России как раз нужно стратегически совместить радость и трезвость, которые исторически в ней разъединялись: радость переходила в официозное ликование и оргиастический восторг, всё сметающий на своем пути, тогда как протрезвляло только страдание и горе.

На современном Западе, прежде всего США, праздник тоже несёт в себе черты потребительского восторга, как коммерческое мероприятие экстазаэксцесса, когда тратится и покупается больше, чем в обычные дни. России этого не избежать, но поскольку она только нащупывает свою систему праздников, ей пристало более трезвое отношение к этому судьбоносному выбору.

Индустрия радости не только возможна, но заслуживает самых больших вложений!

Праздники я это система метафизических вех и ориентаций нации, то, в чём она находит смысл своего бытия в истории. Скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу, для чего ты живёшь. Праздник я то, что нация считает нужным обессмертить в своей жизни и чем обессмертить себя, с чем она готова предстать Богу. Поэтому нужно с особым вниманием отнестись к датам не только военных битв, но и научных открытий, художественных свершений, к датам рождения духовных водителей нации я Толстого, Достоевского, Пушкина, Вл. Соловьёва, Менделеева, А. Солженицына, А. Сахарова, Ю. Лотмана, С. Аверинцева... По мере созревания нации и её более глубокого вхождения в состав человечества роль духовных, так сказать, ноосферных праздников будет возрастать.

Праздник - выход из линейного хода времени, а значит, и надежда на его преодоление, подготовка к бессмертию. Праздник в идеале - это опыт бессмертия здесь и сейчас. Мой любимый праздник здесь, в Америке - День благодарения. Если уж заимствовать какие-то праздники у Америки, то именно этот, а не набирающий в России популярность Хэллоуин. /.../

Предложенные российской Думой поправки к системе праздников частично оправданны. Это относится, в первую очередь, к продлению до 5 дней Новогодья, когда празднуется сама смена времён, обновление мира, то есть яснее всего выступает архетипическая сущность праздника как вечного во времени. Можно и сократить Первомай до одного дня, небольшая потеря. А вот отмена празднования Дня Конституции - тяжёлый удар по правосознанию нации, которая находится в зачаточном периоде своего конституционного развития. Чествование основного закона страны - это праздник Закона как такового, его верховенства в жизни страны. Если День Конституции перестаёт отмечаться как праздник, это значит, что начинается явная или тайная подготовка к её пересмотру, что грозит стране новой эпохой беззакония. День Независимости России (12 июня) никак не может заменить Дня Конституции (чем оправдывают отмену последнего). Само понятие независимости в этом контексте нуждается в объяснении: от кого/чего освободилась Россия в этот день? Кроме того, независимость, как правило, достигается освободительной борьбой или революцией, тогда как Конституция имеет противоположный смысл, устанавливая твёрдый порядок жизни освобождённой нации. Свобода и закон - это два исторически взаимодополняющих, но не тождественных понятия.

Особо удивляет отмена Октябрьского праздника, точнее, перенос его на 4 ноября как день освобождения России от польских завоевателей. Спрашивается, почему тогда не от татаро-монгольского ига, или от наполеоновского нашествия, или от немецких захватчиков в пору Александра Невского? Это как раз и есть совокупность близкородственных исторических событий, которые могли бы праздноваться совместно в День Независимости России. А вот память Октябрьской революции, расколовшей народ и уничтожившей почти его половину, причём далеко не худшую, - эту память заменить нечем, она всё ещё кровоточит в русской истории и делает её столь трагической и грандиозной в сознании всего человечества. Преступно вычёркивать эту память из календаря. Другое дело, что название "День национального примирения и согласия" звучит как-то чудовищно политкорректно, точнее, издевательски, оруэлловски по отношению к Октябрю. Стоило бы, сохранив этот праздник 7 ноября, переосмыслить его как День Национального Раскаяния  или как День Исторического Самосознания России, чтобы заострить катастрофический смысл Октября и последовавшей за ним гражданской войны (продолжавшейся и в 1930-е годы в форме "коллективизации"). Праздник 7 ноября - это катарсис исторической катастрофы, преодоление воли к самоубийству, очищение нации от разрушительных последствий внутренней розни - классовой или этнической.

Праздники - это система метафизических вех и ориентаций нации, то, в чём она находит смысл своего бытия в истории

Вместе с тем, реформа праздничной системы должна была бы коснуться и других её аспектов. Представляется необходимым учреждение двух новых сфер или типов праздничного самосознания нации.

Во-первых, это праздник частной собственности, праздник границ, разделяющих частные наделы и вместе с тем соединяющих их владельцев чувством добрососедства. Одним из важнейших праздников Римской империи был День Терминалий, когда освящались границы между частными владениями, когда соседи приносили жертвы мёдом и молоком Терминам - божествам границ, межевым столбам и камням, разделявшим границы владений. День терминалий приходился на 23 февраля, когда в СССР и наследовавшей ему РФ празднуется День Защитника Отечества. Происхождение этого праздника 23 февраля 1918 года окутано мглой исторических искажений и подмен, но не исключено, что он возник в опосредованной связи с римским оригиналом. Стоило бы вернуть 23 февраля его изначальный, более широкий смысл, отвечающий нынешнему этапу становления России как федеративного государства, где освящаются и охраняются не только имперские границы, но и границы составляющих империю провинций, областей, а также частных владений, я неприкосновенность частной собственности как таковой.

Наконец, ещё один праздник, которого и нам, и всему человечеству остро недостаёт в век ускоренного развития информационных технологий, ноосферы и всей умственно-творческой составляющей цивилизации я День интеллектуала.

У нас есть Дни шахтёра, милиции, авиации и так далее, но интеллектуальный фактор практически всех достижений современности, вступающей в эпоху искусственного разума, остаётся непризнанным. В России, где исторически сильны традиции антиинтеллектуализма, недоверия к разуму и рациональности, было бы стратегически важно утвердить значимость разума в исторических свершениях и перспективах страны. Лучшая календарная дата для празднования Дня интеллектуала, как представляется, - 21 апреля - дата между днями рождения Гитлера (20.04) и Ленина (22.04), двух тоталитарных вождей и чемпионов ненависти к интеллектуалам и интеллектуализму.

День интеллектуала может стать Днём противостояния любым формам тоталитаризма: левым и правым, коммунистическим и фашистским, ибо именно разуму, как говорил Паскаль, более всего свойственно недоверие к себе.

 

"Со-общение. Технологический журнал для гуманитариев". http://www.soob.ru/n/2004/12/s/4

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Еще один материал:

Александр Вознесенский.   Предложение праздника. День интеллектуала.  "Независимая газета".