ДАР СЛОВА #147 (205)
Проективный лексикон Михаила Эпштейна
12 марта 2006


               Тема недели: легкие чувства, суетные переживания

В этом выпуске рассматриваются сложные слова с первой частью легко- и суе-   и второй частью -чувствие, -чувственность, -сердие. В языке  есть сложные слова с такими составляющими: легковерие, легкомыслие; суеверие, суемудрие; предчувствие, самочувствие; милосердие, жестокосердие.  Но легкочувствия или суечувствия в языке еще нет, хотя нам хорошо известны эти человеческие свойства, в том числе и по собственному опыту. Попытаемся выразить в словах то, что содержится в опыте.

Между параллельными словами с первоосновами легко- и суе- есть очевидное сходство, но есть и различие.  Легко- указывает  на легкую подверженность определенным чувствам, сердечным состояниям, тогда как суе- содержит более определенную отрицательную оценку такой сердечной суетности, поскольку она относится к предметам пустым, мелким, не достойным отклика.



легкочУвствие (ср. легковерие, легкомыслие) - легкая эмоциональная возбудимость, подвижность чувств, готовность быстро и глубоко отзываться на любые события,  в том числе мелкие, не стоящие отзыва.
Не стоит легкочувствие принимать за  подлинное сострадание.  Поволнуется и забудет.

Южные народы отличаются легкочувствием. Они бросаются в каждое чувство с разгона, как прыгают в воду с крутого берега.



легкочУвственность - легкая, быстрая чувственная возбудимость, отзывчивость к чувственным соблазнам и впечатлениям.

легкочУвственный (ая) - тот или та, кто легко, быстро возбуждается, отзывается на чувственные соблазны.

Он такой легкочувственный!  Пройдет вечером по улице - и уже три  влюбленности у него на душе.

Ну и что мне теперь делать, если я такой легкочувственный? Вырывать себе по глазу за каждый нескромный взгляд? Да я в одну минуту ослепну.



легкосЕрдие - склонность к сильным переживаниям по всякому поводу, повышенная возбудимость, подвижность сердечной жизни; сердце, легкое на подъем,  беспокойное, чересчур отзывчивое к преходящим впечатлениям и обстоятельствам.
Быстрая смена привязанностей - признак легкосердия. Сегодня один, завтра другой. Вспомним пушкинскую Ольгу. Или другую Ольгу - чеховскую "душечку".


легкосЕрдный - тот, кто легко волнуется сердцем, переживает по любому поводу.

        "Пускай она поплачет...
        Ей ничего не значит!" -
говорит солдат о своей легкосердной соседке (в стих. М. Лермонтова "Завещание").

Максим Горький, как известно, мог прослезиться по поводу любых стихов и стишков. Легкосердный был товарищ.
______________________________________________________________________
суечУвствие (ср. суеверие, суемудрие, суесловие) - склонность много и сильно чувствовать по ничтожным поводам, легко увлекаться, волноваться ни о чем.
Мнительность, обидчивость, раздражительность - все это разные проявления суечувствия.
Немолодые матери легко впадают в суечувствие, дрожат над младенцем, сдувают  с него каждую пылинку.


суечУвственность -  быстрая возбудимость,  разбросанность  и неразборчивость чувственных влечений.

суечУвственный (ая) - тот, кто подвержен быстрой смене чувственных влечений и соблазнов.

Нет, она, конечно, не тянет на нимфоманку...  Но суечувственность в ней есть. Вспыхивает быстро, как солома, иногда по нескольку раз на дню.

Вроде бы серьезный человек, способен к долгим, глубоким отношениям. Но и суечувственный: мелкие страстишки то и дело дергают его за нитку.



суесЕрдие - суетность сердца, легкая и быстрая отзывчивость на то, что недостойно отзыва.
Очень милая, сердечная женщина!  Но когда она стала умиляться сначала ребеночку, потом котеночку, потом цветочкам, мне подумалось, что есть в ней и суесердие.
суесЕрдный -  склонный к суесердию,  принимающий близко к сердцу всякие пустяки и мелочи, дающий себя увлечь пустым и ничтожным волнениям.
Ну подумаешь, мальчик простудился, а у тебя такой вид, будто завтра похороны. Нельзя быть такой суесердной. Успокойся! Каждое переживание должно быть соразмерно предмету.
_______________________________________________________________________________________
Афоризм

Нетерпимость к неясности - знак авторитарной личности.
            Теодор Адорно (Theodor Adorno), немецкий философ, музыковед        (1903-1969)

-----------------------------------------------------------------------
Памятка  (из прошлых выпусков)

амбипАтия (гр. amphi - вокруг, с обеих сторон + гр. pathos, страдание, чувство, эмоция) - сочетание симпатии и антипатии, влечения и отталкивания.

амбипАт -  человек, разрываемый на части противоположными чувствами и стремлениями.

Пожалуй,  впервые амбипатия выразилась сознательно у поэта Катулла в его знаменитом стихотворении, обращенном к Лесбии  (фрагмент 85):
    Я ненавижу тебя и люблю. Почему же - ты спросишь?
    Сам я не знаю, но так происходит, и мучаюсь я.
Ну что, нравится он тебе? Ведь, правда, симпатичный парень? - Вроде нравится, только шуток его и приколов я не выношу.  У меня к нему амбипатия.

Дмитрий Карамазов у Достоевского говорит о том, что человек "слишком широк", его одинаково влекут две бездны: верхняя и нижняя, идеал Содома и идеал Мадонны. В таком смысле Дмитрий, да, вероятно, и сам Достоевский, - ярчайшие представители этой общечеловеческой амбипатии. (вып. 66)

_________________________________________________________________

   Новые публикации Михаила Эпштейна

Книги:

Постмодерн в русской литературе (2-ое, дополн. изд.). М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России (1970-1980-е); т. 2. Из Америки (1990-2000-е).  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг.. Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.  (первый том в авторской серии "Радуга мысли. Собрание работ в семи дисциплинах").

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Статьи:

Нулевой цикл столетия.  Эксплозив - взрывной стиль 2000-х "Звезда", 2, 2006.

Русский язык в свете творческой филологии. "Знамя", 1, 2006.192-207.

Эдипов комплекс советской цивилизации. "Новый мир", 1, 2006

Проективный словарь русского языка. Неология
времени, в кн.  Семиотика и авангард. Антология. Ред.-сост. Ю.С.
Степанов, Н.А. Фатеева, В.В. Фещенко, Н.С. Сироткин. Под общ. ред. Ю.С.
Степанова. М.: Академический Проект; Культура, 2006, сс. 1031-1076.

Слово и молчание в русской культуре.   "Звезда", 10, 2005, 202-222.

Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова.
"Вопросы литературы", 6, 2005.

Чуткие люди, читкие книги.  О заслугах читателей перед литературой. "Независимая газета" 8 дек. 2005. 

Тело на перекрестке времен. К философии осязания. Вопросы философии, 8, 2005,  66-81.

Импровизационное сообщество (пер. с англ. М. Эскиной), в кн. Ценности. Каноны. Цены. М.: МГУ, 2005, 25 сс.

Превращения человека. Лексические и концептуальные возможности корня -чел-. Человек.ру. Гуманитарный альманах. 1, 2005. Новосибирск, 233-248.

Жуткое и странное. О теоретической встрече З. Фрейда и В. Шкловского. Sub Rosa.  In honorem Lenae Szilard. Будапешт, 2005, 139-146.

Четыре стороны любви Топос, 12 дек. 2005

Люболь  Топос, 16 дек. 05.

Любовные имена. Введение в эротонимику Топос, декабрь 2005 (в 3 выпусках)

Многообразие любовного опыта. Таланты. Жанры. Стили  Топос, 13 февр. 2006.

Анафраза: языковой феномен и литературный приём. Топос, 28 марта 2005

21 апреля - День Интеллектуала, праздник альтернативного сознания. Топос. 19 преля 2005

Культура - это побег... Беседа Маруси Климовой с Михаилом Эпштейном. Части 1-4.  Топос, апрель 2005

Russian Mystical Philosophy and Nature (with Adrian Ivakhiv). The Encyclopedia of Religion and Nature. New York and London: Continuum, 2005

Проекты (продолжающиеся):
Проективный  словарь философии: Новые понятия и термины,  и  в сетевом журнале  "Топос" (примерно раз в 2-3 недели, с октября 2003)

Дар слова. Проективный словарь русского языка (еженедельно по  воскресеньям, с апреля 2000).