ДАР СЛОВА #151 (209)
Проективный лексикон русского языка
                                        9 апреля 2006

                                  Названия промежутков


Дорогие друзья! По традиции, складывающейся с 1998 г., 21-го апреля отмечается День Интеллектуала. Этот праздник знаменует собой промежуток, вызов, разрыв между двумя тоталитарными праздниками -  днями рождения Гитлера и Ленина.
            20 апреля - День рождения Гитлера
            21 апреля - День Интеллектуала     (Праздник альтернативного сознания)
            22 апреля - День рождения Ленина
Заранее напоминаю вам об этой дате, чтобы вы успели к ней подготовиться  и достойно отметили День Интеллектуала. Полагаю, большинство читателей "Дара" по праву сочтут этот праздник своим.  Как его отмечать? В конце этого выпуска я привожу статью из  "Новой газеты", а также материалы  из "Независимой газеты" и журнала "Со-общение", связанные с рождением и укреплением  этой новой традиции.



Напоминаю, что в Живом Журнале  открылось сообщество ru_humanities.
Оно для тех, кто хочет  двигаться новыми путями в гуманитарных науках.
http://community.livejournal.com/ru_humanities


В 149-ом выпуске была начата тема промежутков, которую мы, с промежутком в одну неделю (отданную 150-му юбилейному выпуску), сегодня завершаем. От случаев параллельного обозначения промежутков приставками пере- и меж- (пересонок - межсонье; перелюбок - межлюбье) обратимся к  более обширным возможностям словообразования с приставкой меж-.

Промежутки, обозначаемые приставкой меж-, могут разделять события во времени или явления в пространстве.

                                        Временные промежутки

междЕлье - промежуток между делами, занятиями.

Как дела? - У меня сейчас межделье. - Ну хорошо, что меж-, а не без-. А то я  быстро для тебя найду дело.
межлЕтье - промежуток в летах, в годах.
У каждого в жизни бывают такие межлетья, когда обрывается нормальный счет лет, когда не живешь, а пытаешься выжить.
межвекОвье - промежуток между  веками, двумя историческими периодами.
История - не астрономия. 19-ый век в России закончился не 31 декабря 1900 г., а в 1904 г., японской войной. А 20-ый век начался в 1914-ом году, первой мировой. Межвековье - самый плодотворный промежуток в культуре.  Почти весь наш Серебряный век уместился в это межвековье.
межкнИжье -  промежуток между чтением или написанием двух книг.
Ты что читаешь? - Да всякую журнальную мелочь. У меня сейчас межкнижье. Прочитал Кундеру и скоро возьмусь за Павича


                        Пространственные промежутки

межмОрье - место между морями.

Стамбул удобно расположен в межморье. С одной стороны - Черное море, с другой - Средиземное.
междОмье - место между домами.
Он живет теперь на два дома, а если по существу - то между домами. И это его междомье не слишком отличается от бездомья.
межкрЫшье - место между крышами.
Птенец, должно быть, застрял в межкрышье, где  верхняя крыша дома налезает на нижнюю крышу веранды. Попробуй его там поискать.
межстУлье - место между стульями.
Ты метался между двумя стульями, хотел сразу на оба сесть - и вот оказался в межстулье.  Места для тебя уже нет.
межголОвье - место между головами.
Я тут положил часы в межголовье, ты не видела?


В ряде случаев  приставка меж- может  иметь множественный или комплексный смысл, указывать и на временной, и на пространственный, и на концептуальный, ситуативный промежуток, срединное, промежуточное положение между принципами, идеями, реальностями.

межбОжие  - время смены богов или время безбожия между периодами веры; промежуточное положение или пространство между богами.

Я не безбожный, я межбожный. У меня мать православная, отец  мусульманин, а я - межеумок,  межеверок.

В истории любой страны бывали хотя бы краткие периоды межбожия, когда в одной ее части еще громоздились старые идолы, а в другой сооружались храмы новому богу.

межвЕрие -  время смены вер или  время безверия между периодами веры; промежуточное положение или пространство между верами.
То, что казалось нам окончательной эпохой безверия, оказалось всего лишь перидом межверия, краткой паузой в истории религий.

Живу межверно, по воскресеньям хожу в церковь, а в будние дни занимаюсь йогой.

межмИрие - нечто среднее, промежуточное между разными мирами.
Есть мир галактик и звезд,  есть мир квантов и атомов, есть мир духов и ангелов, а человек - это межмирие.

Мысль может совершить межмирное путешествие быстрее, чем луч света.

межлИчие,  междУшие,  межУмие  - нечто среднее, промежуточное между разными умами, душами, личностями.

межлИчный,  междУшный, межУмный  - прилагательные по значению соответствующих существительных.

Она любит соединять разных людей, а сама при этом как бы стушевывается. Это не безликость, это межличие, очень положительная нравственная черта.

Я ищу не родной души, а иной, далекой, но такой, чтобы у нас могло быть междушие.

Безумен? нет, скорее, межУмен. У него два ума: ученого и крестьянина. И они плохо ладят между собой. 

межтЕмье, межстИлье, межжАнровость - то, что находится в промежутке, в разрыве между разными темами,  стилями, жанрами.

межтЕмный, межстИльный, межжАнровый - прилагательные по значению соответствующих существительных.

Боюсь, что в литературном журнале эту статью не возьмут, потому что слишком специально, а в специальном - потому что недостаточно специально. Межтемье, межстилье - самая трудная зона.

Это не очерк и не рассказ - нечто межжанровое и межстильное.

Знаменательно, что многие вышеприведенные слова регулярно употребляются с приставкой без-: безделье, безвластие, безбожие, безверие... Выбор приставки без- или меж- зависит от точки зрения: одно и то же явление может рассматриваться как отсутствие определенного качества или как промежуток между двумя явлениями, обладающими этим качеством. Бездорожье может выглядеть в более широкой перспективе как междорожье, безверие - как межверие, безличие - как межличие, безвластие - как межвластие. Пессимист скажет "без-", оптимист - "меж-".



По этому же способу образуются слова и с местоименными корнями: межнамие (меж нами), межвамие (меж вами),  межнимие (меж ними).

Слово "междунамие" было введено писателем и критиком Владимиром Новиковым в его романе "Роман с языком" для обозначения отношений, которые существуют только "между нами".

"Междунамие  - такое слово у меня придумалось однажды. Им я обозначаю взаимопритяжение двух людей, независимо от пола, возраста, степени родства. /../Сущность междунамия непознаваема, его можно только чувствовать применительно к себе, насчет же других остается только догадываться. Посему данное существительное у меня не только склоняется, но и изменяется по лицам: 1. Междунамие; 2. Междувамие; 3. Междунимие. /.../

Может быть, и после смерти двух людей их междунимие продолжает жить - этот вопрос для меня остается открытым. Но в чем я уверен, так это в том, что междунамие (междунимие) - единица человечности, равноценная отдельной личности. Поэтому, говоря о человечестве, стоит включать в него не только совокупность индивидуумов, но и всю сумму существующих междунамий (междунимий) . Хотя они, как говорится, есть не просят, а также не требуют жилплощади и не участвуют в выборах"
        Владимир Новиков. Роман с языком. М., Аграф, 2001.

Все три слова представляются мне хорошей находкой. Можно было бы употреблять их и в более краткой форме: "межнамие", "межвамие", "межнимие"  (слог "ду" кажется излишним и создает в  середине слов отвлекающий звукообраз "дун", "дув").

межнАмие - то, что между нами, объединяет нас; исключительные близкиe отношения,  душевный союз двух или нескольких личностей.

        Межнамие -  это когда лучшее "я" одного находится в другом.

         Страсть может кончиться, а межнамие никогда не кончается.

межвАмие - то, что объединяет вас, отличает от всех остальных.

Вы тут славно без меня спелись. Было межнамие, стало межвамие. И мне в нем не осталось места.

Это уже не просто межвамие.  Это самый настоящий вашизм.

вашИзм, вашИст, вашИсткий, вашИствовать - обозначение тех, кто принадлежит к нашистам, теми, кто к ним не принадлежит.

    ("Нашизм "- от "Наши", названия молодежной организации в защиту существующей власти; другие названия - "Идущие вместе", "Россия молодая").

Почему ты называешь нашистов "нашистами"? Они же не свои для тебя. Они для тебя - вашисты. И звучит это намного точнее.
Красивая девочка, жалко, что вашисточка.

Я не люблю слов "единство", "сплоченность", "спайка". У них какой-то вашистский призвук.

межнИмие - то, что объединяет их, отличает их от нас и от вас.
Межнамие и межнимие... Разница в одной букве, но по смыслу пропасть.  Наше межнамие - это всегда межнимие для других. Но и чье-то межнамие - межнимие для нас. Будет относиться к нему бережно.
__________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар слова"  проводит также дискуссии и конкурсы на лучшие однословия, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

21 апреля - День Альтернатив ("Новая газета")

День 21 апреля ничем особенным не ознаменовал и не запятнал себя в истории. Но он стоит в промежутке между двумя другими, памятными датами, которые торжественно отмечались самыми  могучими и свирепыми  режимами XX века.  20 апреля - день рождения Гитлера, 22 апреля -  Ленина. Соответственно 21 апреля знаменует тонкую черту между двумя тоталитарными безднами, по которой человечество, как по узкому мостику, перебралось  в XXI в.
20 апреля - День рождения Гитлера

21 апреля - День Интеллектуала (День альтернативного сознания)

22 апреля - День рождения Ленина

Преддлагается отмечать 21 апреля как альтернативу тоталитарным праздникам ХХ века, которые все еще справляются поклонниками Гитлера и Ленина, наследниками их идей. В постсоветское время экстремизм все чаще соединяет левые и правые фланги,  сводит необольшевиков и нацистов,   красных и коричневых, ленинцев и гитлеровцев. Поэтому так важно поставить точку разрыва именно в месте их смычки. Отсюда и символический смысл этой даты. 21 апреля - день альтернативного сознания, праздник вызова всем  формам тоталитаризма, всем системам единовластия и единомыслия, единодушия и единолюбия.

Ленин и Гитлер - политические и в каком-то смысле  народные вожди, но глубоко антиинтеллектуальные. Поэтому 21 апреля - праздник сознания, которое освобождается от своих идеологических химер и популистских соблазнов. Одна из тем этого праздника - борьба с антиинтеллектуальными настроениями,  укорененными в авторитарных  и тоталитарных традициях российской истории.

Среди множества праздников - патриотических,  религиозных, революционных, женских, мужских, шахтерских, морских, спортивных и т.д. - нет ни одного собственного интеллектуального (если не считать таковым День учителя). Таким праздником и может стать день 21 апреля.  Я не представляю себе в этот день народных шествий и гуляний, но представляю общественную дискуссию, интеллектуальный (не политический) диалог между представителями разных профессий и дисциплин, школ и направлений - в литературе, искусстве, философии, гуманитарных и естественных науках. Да и в политике, только не о политике. (Любопытно было бы послушать, к примеру, спор Грызлова и Зюганова о стихах Цветаевой или прозе Набокова, или диспут докторов философских наук Жириновского и Рогозина о Гегеле и Гуссерле - это могло бы внести в течение праздника карнавальную струю). В этот день интеллектуалы  вышли бы из своих профессиональных ячеек - не на улицы и площади, а навстречу друг другу, в пространство междисциплинарного общения. Проводились бы конкурсы - не только эрудитов, по диагонали пробежавших все энциклопедии, но и литературные турниры, состязания мыслителей. Можно было бы возродить  традиции публичных академических диспутов и открытых конкурсов, вроде тех, что проводились в 18 и 19 вв. европейскими академиями наук (победы на них одерживали Жан Жак Руссо и Артур Шопенгауэр).

21 апреля - день альтернатив, в какой бы интеллектуальной или профессиональной области они ни проявлялись: альтернативной педагогики, эстетики, поэзии, философии. Это день инакомыслия, инакочувствия, инакоречия, инакодействия, всех видов инаковости, поскольку они образуют трещину в монолитах единомыслия, единочувствия и единодействия. Само понятие "интеллекта" этимологически связано с "интер", "между", и буквально означает "читать между, выбирать между". Эти "межи", пробелы между публичными сферами и профессиями, и заполняются альтернативным мышлением, "межеумочным" подходом. В отличие от 1 апреля,  Дня дураков, 21 апреля - это праздник мыслящих людей, день творческих инициатив и умного веселья.

Дух альтернативности, многовариантности творческого сознания мог бы воплощаться и в так называемых коллективных импровизациях. В домашних или клубных условиях собираются несколько человек, представителей разных  интеллектуальных и творческих профессий, и каждый предлагает тему импровизации - либо темы задаются публикой. Из нескольких тем по жребию или по голосованию выбирается одна. Потом дается час - за это время на выбранную тему пишутся эссе, стихи, маленькие трактаты, музыкальные композиции,  подготавливаются актерские выступления - в общем, могут использоваться любые жанры.  Обычно такое стрессовое состояние - давление времени и непредсказуемость темы - приводит к неожиданным творческим прорывам, которые не могли бы состояться в условиях размеренной кабинетной работы. Существенно здесь и пересечение координат общения и творчества, сам процесс сомыслия, диалогического взамодействия  разных  сознаний. Все созданное за этот час зачитывается, разыгрывается, показывается, обсуждается.  Если импровизация проходит на публике, могут выявляться победители и присуждаться награды, но это  момент второстепенный и необязательный. Итог коллективной импровизации - это именно собрание всех разножанровых воплощений данной темы, своего рода "финальное произведение",  синтез искусств, наук, разных способов письма и самовыражения. Еще один итог - импульс к дальнейшей, уже более целенаправленной работе, подсказанной озарениями импровизационного часа. Такие коллективные импровизации проводились Клубом эссеистов в Москве в 1980-е гг., и неизменно ситуация открытой темы и "мозгового штурма" порождала прилив вдохновения и неожиданные результаты, которые затем могли разрабатываться  уже независимо каждым участником в соответствии с его профессиональными интересами.  Вообще 21 апреля благоприятствует всем спонтанным видам творчества, что опять-таки делает этот праздник альтернативой тоталитаризму с его культом плана и дисциплины.

Речь идет о возрождении, точнее, нарождении в России традиций интеллектуальной общественной жизни, не замкнутой в академических цехах. О том, чтобы интеллект пользовался общественным престижем, чтобы на небосклон всходили  не только рок- и кинозвезды. Кстати, не меньше России в этом нуждается Америка, да и мало где в современном мире интеллектуалы имеют свой праздник. Праздник 21 апреля мог бы привлечь внимание российского общества к судьбам интеллекта, теснимого со всех сторон и феодальной ментальностью силы-чести-служения, и капиталистической ментальностью прибыли-пользы-успеха.

При всех изъянах российской общественности ей нельзя отказать в любви к праздникам, порой чрезмерной. Но eсть области, совершенно не охваченные праздниками. В частности, Интернет -  быстро растущее сообщество, у которого, как у всякого общественного организма, должны быть свои ритмы: свои эксцессы и аскезы, пиршества и посты, время крика и молчания, и т.д. Самое устойчивое и сверхвременное из всех сообществ  - церковь: какая богатая  оркестровка праздников, постов, таинств, какой сложно организованный ритмический календарь! Да и любое правильно устроенное общество, от государства до семьи, от профсоюзной ячейки до влюбленной пары - имеет свой ритм, календарь, экстазы, труды и паузы... Свои будни, праздники и посты - черные, красные и белые даты.

Интеллектуальные турниры и коллективные импровизации в День интеллектуала могут стать красными датами в сетевом календаре, как великие битвы и договоры о мире в календаре общегражданском. А дни рождения вождя и фюрера будут белыми датами - словесного поста,  воздержания, поминовения их жертв... Пока что весь календарь Интернета - черный,  будничный, трудовой, муравьиный... Mы предлагаем внести в него цветные просеки, порисовать красным и белым на этой черной доске. Жизнь интернетского сообщества нуждаeтся в структуре событий, придающих смысл и артикуляцию ее однообразному жужжанию.

Итак, 21 апреля:

- День Интеллектуала, День альтернативного сознания и творческого воображения

- День вызова любому тоталитарному сознанию - фашистскому, коммунистическому, национал-социалистическому, религиозно-фундаменталистскому

- День инакомыслия, в какой бы области оно ни проявлялось: политической, экономической, идеологической, философской, художественной...

Такова праздничная возможность этого дня-альтернативы.

День 21 апреля неофициально отмечается с 1998 г.  В этот день в Сети была открыта Энциклопедия альтернативных идей, а во Вселенной - первая альтернативная планетная система (в созвездии Кентавра). В этот же день в Москве  ежегодно проводится фестиваль новой музыки "Альтернатива".

Поскольку всякий праздник у нас по традиции сопровождается призывами и здравицами, вот и лозунг:

Да здравствуют альтернативы! Будьте другими! Будьте иногда гениальными. Чуть-чуть. Невзначай.

Это значит, в частности: постарайтесь не быть гениями всех времен и народов, вроде тех, что родились вокруг Дня альтернатив.

                http://2004.NovayaGazeta.Ru/nomer/2004/27n/n27n-s36.shtml

 
______________________________________________________________


             Другой праздник. Индустрия восторга (журнал "Со-общение")
                                                                                                                            Смысл национальных праздников несводим к досугу или развлечению,
гораздо большее отношение он имеет к метафизической стороне бытия, к
тому, что принято называть национальным духом. Сегодня мы,
вероятно, стоим на пороге реформы в системе наших праздников, а
значит?..

Мы попросили откомментировать предложения по замене российских праздников, выдвинутые Государственной Думой, автора, вошедшего в первую сотню Рейтинга социогуманитарных мыслителей России, в последние годы - профессора теории культуры и русской литературы университета Эмори (США) Михаила Эпштейна.

---С радостью в России самый большой дефицит. Поэтому индустрия радости не только возможна, но заслуживает самых больших вложений! Радость следует отличать от удовольствия, которое может быть мгновенным, и от счастья, протяжённость которого - жизнь или значительная её часть. Радость я посредине; мне представляется, что это самая социальная из всех положительных эмоций. Радость хочется делить с другими. "Радость, пламя неземное, / Райский дух, слетевший к нам, / Опьянённые тобою, / Мы вошли в твой светлый храм. / Ты сближаешь без усилья / Всех разрозненных враждой, / Там, где ты раскинешь крылья, / Люди - братья меж собой. / ХОР: Обнимитесь, миллионы! / Слейтесь в радости одной!" (Из оды Ф. Шиллера "К радости"). В этом смысл праздника: такая радость, что хочется обняться с миллионами.

Что касается восторга... В понятии этом меня смущает именно изменённое состояние сознания, выгодное всем режимам власти. Восторг, ликование, экстаз я это уже чувства чрезмерные, эмоционально захлёстывающие, нетрезвые, поэтому их лучше переживать наедине или в очень тесном кругу, неизвестно, куда они занесут. В них есть зачаток оргийности и тоталитарности я в Северной Корее все только и делают, что ликуют. Тоталитаризм я гитлеровского, сталинского, маоистского, кимирсеновского толка я возможно, это и есть вариант индустрии восторга как эмоционально-политического опиума. Поэтому я предпочёл бы говорить не о восторге, а о радости, которая может быть тихой, спокойной, понимающей, трезвящей.

Праздник - это не только опьянение, но и наоборот, протрезвление от отупляющего, оцепеняющего хода буден. Радость способна и опьянять, и отрезвлять, поэтому она и составляет эмоциональную основу праздника. В радости я остаюсь самим собой, сохраняюсь как личность, тогда как восторг исторгает, уводит из себя. Восторженность легко переходит в агрессивность, это две стороны изменённого состояния сознания, когда притупляется чувство и своей, и чужой боли. Так и видишь сталинских вакхантов и вакханок, несущихся по широким полям и лесам родины, и терзающих на своём пути всех, кто чуть-чуть чужой. Если антоним радости я горе или страдание, то антоним восторга я трезвость, самообладание. А России как раз нужно стратегически совместить радость и трезвость, которые исторически в ней разъединялись: радость переходила в официозное ликование и оргиастический восторг, всё сметающий на своем пути, тогда как протрезвляло только страдание и горе.

На современном Западе, прежде всего США, праздник тоже несёт в себе черты потребительского восторга, как коммерческое мероприятие экстазаэксцесса, когда тратится и покупается больше, чем в обычные дни. России этого не избежать, но поскольку она только нащупывает свою систему праздников, ей пристало более трезвое отношение к этому судьбоносному выбору.

Индустрия радости не только возможна, но заслуживает самых больших вложений!

Праздники я это система метафизических вех и ориентаций нации, то, в чём она находит смысл своего бытия в истории. Скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу, для чего ты живёшь. Праздник я то, что нация считает нужным обессмертить в своей жизни и чем обессмертить себя, с чем она готова предстать Богу. Поэтому нужно с особым вниманием отнестись к датам не только военных битв, но и научных открытий, художественных свершений, к датам рождения духовных водителей нации я Толстого, Достоевского, Пушкина, Вл. Соловьёва, Менделеева, А. Солженицына, А. Сахарова, Ю. Лотмана, С. Аверинцева... По мере созревания нации и её более глубокого вхождения в состав человечества роль духовных, так сказать, ноосферных праздников будет возрастать.

Праздник - выход из линейного хода времени, а значит, и надежда на его преодоление, подготовка к бессмертию. Праздник в идеале - это опыт бессмертия здесь и сейчас. Мой любимый праздник здесь, в Америке - День благодарения. Если уж заимствовать какие-то праздники у Америки, то именно этот, а не набирающий в России популярность Хэллоуин. /.../

Предложенные российской Думой поправки к системе праздников частично оправданны. Это относится, в первую очередь, к продлению до 5 дней Новогодья, когда празднуется сама смена времён, обновление мира, то есть яснее всего выступает архетипическая сущность праздника как вечного во времени. Можно и сократить Первомай до одного дня, небольшая потеря. А вот отмена празднования Дня Конституции - тяжёлый удар по правосознанию нации, которая находится в зачаточном периоде своего конституционного развития. Чествование основного закона страны - это праздник Закона как такового, его верховенства в жизни страны. Если День Конституции перестаёт отмечаться как праздник, это значит, что начинается явная или тайная подготовка к её пересмотру, что грозит стране новой эпохой беззакония. День Независимости России (12 июня) никак не может заменить Дня Конституции (чем оправдывают отмену последнего). Само понятие независимости в этом контексте нуждается в объяснении: от кого/чего освободилась Россия в этот день? Кроме того, независимость, как правило, достигается освободительной борьбой или революцией, тогда как Конституция имеет противоположный смысл, устанавливая твёрдый порядок жизни освобождённой нации. Свобода и закон - это два исторически взаимодополняющих, но не тождественных понятия.

Особо удивляет отмена Октябрьского праздника, точнее, перенос его на 4 ноября как день освобождения России от польских завоевателей. Спрашивается, почему тогда не от татаро-монгольского ига, или от наполеоновского нашествия, или от немецких захватчиков в пору Александра Невского? Это как раз и есть совокупность близкородственных исторических событий, которые могли бы праздноваться совместно в День Независимости России. А вот память Октябрьской революции, расколовшей народ и уничтожившей почти его половину, причём далеко не худшую, - эту память заменить нечем, она всё ещё кровоточит в русской истории и делает её столь трагической и грандиозной в сознании всего человечества. Преступно вычёркивать эту память из календаря. Другое дело, что название "День национального примирения и согласия" звучит как-то чудовищно политкорректно, точнее, издевательски, оруэлловски по отношению к Октябрю. Стоило бы, сохранив этот праздник 7 ноября, переосмыслить его как День Национального Раскаяния  или как День Исторического Самосознания России, чтобы заострить катастрофический смысл Октября и последовавшей за ним гражданской войны (продолжавшейся и в 1930-е годы в форме "коллективизации"). Праздник 7 ноября - это катарсис исторической катастрофы, преодоление воли к самоубийству, очищение нации от разрушительных последствий внутренней розни - классовой или этнической.

Праздники - это система метафизических вех и ориентаций нации, то, в чём она находит смысл своего бытия в истории

Вместе с тем, реформа праздничной системы должна была бы коснуться и других её аспектов. Представляется необходимым учреждение двух новых сфер или типов праздничного самосознания нации.

Во-первых, это праздник частной собственности, праздник границ, разделяющих частные наделы и вместе с тем соединяющих их владельцев чувством добрососедства. Одним из важнейших праздников Римской империи был День Терминалий, когда освящались границы между частными владениями, когда соседи приносили жертвы мёдом и молоком Терминам - божествам границ, межевым столбам и камням, разделявшим границы владений. День терминалий приходился на 23 февраля, когда в СССР и наследовавшей ему РФ празднуется День Защитника Отечества. Происхождение этого праздника 23 февраля 1918 года окутано мглой исторических искажений и подмен, но не исключено, что он возник в опосредованной связи с римским оригиналом. Стоило бы вернуть 23 февраля его изначальный, более широкий смысл, отвечающий нынешнему этапу становления России как федеративного государства, где освящаются и охраняются не только имперские границы, но и границы составляющих империю провинций, областей, а также частных владений, я неприкосновенность частной собственности как таковой.

Наконец, ещё один праздник, которого и нам, и всему человечеству остро недостаёт в век ускоренного развития информационных технологий, ноосферы и всей умственно-творческой составляющей цивилизации я День интеллектуала.

У нас есть Дни шахтёра, милиции, авиации и так далее, но интеллектуальный фактор практически всех достижений современности, вступающей в эпоху искусственного разума, остаётся непризнанным. В России, где исторически сильны традиции антиинтеллектуализма, недоверия к разуму и рациональности, было бы стратегически важно утвердить значимость разума в исторических свершениях и перспективах страны. Лучшая календарная дата для празднования Дня интеллектуала, как представляется, - 21 апреля - дата между днями рождения Гитлера (20.04) и Ленина (22.04), двух тоталитарных вождей и чемпионов ненависти к интеллектуалам и интеллектуализму.

День интеллектуала может стать Днём противостояния любым формам тоталитаризма: левым и правым, коммунистическим и фашистским, ибо именно разуму, как говорил Паскаль, более всего свойственно недоверие к себе.

 

"Со-общение. Технологический журнал для гуманитариев". http://www.soob.ru/n/2004/12/s/4

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Еще один материал на тему 21 апреля: Александр Вознесенский.  Предложение праздника. День интеллектуала.  "Независимая газета".