ДАР СЛОВА 157 (217)
Проективный лексикон русского языка
                                                        8  октября 2006



Сообщение:
В журнале "Звезда" (2006, 8), в разделе "Философский комментарий",  напечатана статья М. Эпштейна "О душевности".
В том же журналe вышла его статья "К эстетике любви. Таланты. Жанры. Стили." (2006, 6).

                                       Серия "Слова о языке" (5)
                         Тема недели: слова с второосновой -пись (2)

В прошлом выпуске (156) были представлены слова с конкретным, вещественным значением: огнепись, снегопись, древопись и др.   Это открытая модель словообразования, в которой второоснова -пись может сочетаться с самыми разными первоосновами, как конкретными, так и абстрактными по смыслу: солнце, луна, тень, семя,  род, молчание, время, вечность и т.д. Содержательная основа таких словообразований - панлингвизм, панграмматизм, пансемиотизм,  т.е. представление о том, что любое явление окружающего мира может рассматриваться как знак, как набор письмен, передающих определенное сообщение.  В принципе, число производных у этой модели неограниченно.

                                            солнцепись
                                            лунопись
                                            лучепись
                                            тенепись
                                            ногопись
                                            грубопись, шершавопись
                                   молчепись
                                            любопись
                                            родопись
                                            семяпись

                                            времяпись
                                            вечнопись

Соответственно образуются прилагательные и  существительные со значением лица: лунописный,  родописный, молчеписец, времяписец...


сОлнцепись, лУнопись - знаки, письмена солнечного или лунного света.

         Первая проба утреннего пера, косая солнцепись на склонах холмов...

Вошли в темнеющий сад. "Вся эта лунопись - мое послание тебе", - многозначительно сказал Аркадий.


лУчепись, тЕнепись - узор, рисунок лучей или теней.

Авангард - это уже не живопись, а лучепись: живое вещество исчезает, остаются векторы сил и потоки энергий.
           Смотри, какая тенепись на стене. Что тебе в ней читается?
 

нОгопись - шутливое обозначение небрежно написанного "левой ногой", антоним слова "рукопись".

        Пришла очередная ногопись Поддувалова. Будем читать или сразу в корзину?
 

грУбопись, шершАвопись -  написанное чересчур грубо, шершаво, антоним слова "гладкопись".

Гладкопись, конечно, нехороша; но и грубопись может быть не менее фальшивой, как во многих стихах Маяковского, написанных "шершавым языком плаката".
 
злАтопись, крАснопись, сЕропись - цветные узоры, образующие письмо.
 В каждом городе он искал высшую точку обзора - и подолгу вглядывался в краснопись крыш, серопись дорог  и златопись куполов, как будто вчитывась в эти узорчатые письмена.


мОлчепись - письмена, знаки молчания.

Молчепись - это искусство подтекста, то, что Хемингуэй называл "айсбергом", подводной частью произведения. Великий писатель всегда работает молчанием, он молчепИсец.
В его редких вставках, почти обмолвках, был привкус будущей письменной речи, которая пропитывалась телесным опытом молчания, пространственной близостью,  возможностью прикосновений,  молчеписью взглядов и неизменно точных жестов, какими он  придвигал к собеседникам бокал или пепельницу, подавал огонек или сигарету...


лЮбопись - письмена, знаки любви.
Это слово может употребляться в двух значениях:

1. Отметины любви на теле, следы касаний, объятий, поцелуев.

      Ты меня так разукрасил... с такой любописью я загорать не пойду!

2. Любовная тематика или стиль литературного сочинения.

Тебя не раздражает приторная, экзальтированная любопись позднего Тургенева?
 
рОдопись, сEмяпись- знаки рода,  язык генов,  генетическая информация, черты фамильного сходства.
Представляешь, какие послания наши предки посылают потомкам? Наша любовь - это тоже семяпись через все времена и народы!

Человек - родописная книга. В лице можно прочитать всю историю его рода.


В одном из прежних выпусков "Дара"(53) уже приводились два слова с этой же второосновой:

врЕмяпись  - написанное временем, совокупность значимых следов и отпечатков времени.

     Для нас что эти хрущевские бетонки, что архив самиздата. Один и тот же стиль. Времяпись шестидесятых.
     Мандельштам в своей "Грифельной оде" читает времяпись горных пород, зримые оттиски времени в образе вздыбленной земли:
 Здесь пишет страх, здесь пишет сдвиг
 Свинцовой палочкой молочной,
 Здесь созревает черновик
 Учеников воды проточной.
Время почти исчезает в современных скоростных средствах коммуникации, и можно предвидеть, что вскоре, как все редкое, странное, исчезающее, оно станет самостоятельным предметом искусства. Не время плюс что-то еще, не история, не эволюция, а  время само по себе, как незанятый промежуток, чистое дление. И тогда возникнет новый жанр: времяпись. Освобождается некое место, устанавливается отметка чистого нуля. И  мы наблюдаем, какие знаки оставляет на этом месте время. Никто и ничто, кроме времени. Время - единственный художник. Времяпись - это письмена, которые оставляет время на чисто выкошенном квадратике луга, или чисто выбритом квадратике лица, или чисто протертом квадратике стекла... Искусство времени. Tempo-art.


вЕчнопись - знаки, письмена вечности.

С детства его влекла загадочная вечнопись созвездий на черном атласе неба.

Есть верховные явления в жизни языка, нестираемые, неуничтожимые. Некоторые строки Пушкина, Достоевского, Хлебникова, Пастернака...  Это - наша вечнопись.

_________________________________________________________________
Афоризм

Человек меньше всего является собой, когда он говорит от своего лица.
Дайте ему маску - и он скажет вам правду.

    Оскар Уайлд (1854 - 1900), английский писатель. (The Critic as Artist, 1891)

-----------------------------------------------------------------------
Памятка

настроЕнчество - резкая смена настроений, подверженность эмоциональным перепадам.

настроЕнец, настроЕнка -  тот или та, кто сильно зависит от смены своих настроений,  подвержен резким и беспричинным их колебаниям.

Всем была хороша Глаша: сильная, ладная, трудолюбивая... А найти себе пару не могла. "Настроенка, - говорили мужики. - То тебя гладит-ласкает, то помоями обольет".

Творческие люди часто бывают настроенцами. Общаться с ними сущее мучение.  И сами они себя этим мучают.

Настроенчество - это грех слабодушия. Нельзя давать над собой власть каким-то прихотливым и беспредметным эмоциям.

Какое настроение лучше? Лучше всего отсутствие настроений, как лучший запах - отсутствие запахов. Настроенчество, даже с самой положительной гаммой оттенков, так же  угнетает, как изобилие сладких духов.
                                                                                            (вып.111)

_________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий. "Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Gramma. ru    -  языковой портал рунета, посвященный культуре письменной речи.