ДАР СЛОВА 161 (221)
Проективный лексикон русского языка
                                                        5  ноября 2006


В журнале "Вопросы литературы" (5, 2006) вышла статья М. Эпштейна  "Анафраза: языковой феномен и литературный прием".  Aнафразия  - это изменение порядка слов во фразе, a также литературный  прием, основанный на таких фразовых преобразованиях. Например, у Генриха Сапгира:
 сержант схватил автомат Калашникова упер в синий
живот и с наслаждением стал стрелять в толпу

    толпа уперла автомат схватила Калашникова -
сержанта  и стала стрелять с наслаждением в синий живот

    Калашников - автомат с наслаждением стал
стрелять в толпу... в сержанта... в живот... в синeе

Как известно, анаграммой называется слово, образованное перестановкой букв другого слова, например, отвар  -  рвота - автор - тавро. Анафразы - это лексические анаграммы. В них единицей перестановки выступают не буквы в словах, а слова во фразах и предложениях. Читайте статью.



                                   Серия "Слова о языке" (9)
                              Знак препинания  ,,, - многопятие.

До сих пор мы в "Даре" обсуждали новые слова и грамматические модели, но знак препинания вводим впервые. В современной пунктуации используются десять знаков: точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой, вопросительный, восклицательный, кавычка,  скобка, многоточие. Возникает вопрос: если три точки образуют самостоятельный знак, то не могут ли три запятые тоже образовать самостоятельный знак, который по аналогии с "многоточием" уместно назвать "многопятием"?  Запятая используется при перечислении. Три запятые - многопятие - указывают на множественность перечисляемых явлений (признаков, действий), которая подразумевается, но не может быть исчерпана никаким списком.

,,, (многопятие) - знак препинания в виде трех запятых, который служит для обозначения предметов, пропущенных при перечислении, указывает на незавершенность или незавершимость перечислительного ряда.

          Я мучусь, уговариваю, доказываю,,, а ты ни слова в ответ!

На конференцию съехались историки, филологи, антропологи, биологи, математики,,,  но никто не понимает, что такое  междисциплинарность и как ее практически воплотить.

Набрался целый короб поздравительных открыток, рецептов, квитанций,,,  и хранить негде, и выбрасывать жалко: следы великой эпохи.

Во всех этих примерах многопятие уместнее, чем многоточие. Многоточие означает некую недоговоренность, невыразимый смысл позади слов. А многопятие означает множество элементов перечисления, пропущенных для краткости, для скорости. Многоточие многозначительно, а многопятие многопредметно. Оно указывает на ряд явлений, пропущенных в обзоре ради честного свидетельства о его неполноте.   Многопятие  сигнализирует о пунктирном методе описания, о невидимых, неисчислимых "и", пронизывающих текст. ,,, выступает как замена другого, более громоздкого составного знака - повторяющегося соединительного союза: "и...  и.... и..." "И мучусь..., и уговариваю..., и доказываю..., и..." Это за-и-кание было бы неуклюже, да и многоточие обманчиво отсылает в некую глубину, которая многопятием не предполагается.

Во многих случаях знак ,,, напрашивается в тех литературных произведениях, которые пока что обходятся без него. Например, в романе Михаила Шишкина "Взятие Измаила", в эпилоге,   герой-повествователь собирает всеобъемлющую коллекцию впечатлений о жизни, а также  будущих рассказов о ней.  Туда входит все самое страшное и забавное, самое важное и пустяковое:

"...потихоньку разрастается коллекция. Мамин лифчик с поролоновым обманом,,, Тяжелый свист щетины об асфальт,,,  Шелковые деньги, проглоченные снизу,,,  А теперь в ней был и голубой мохнатый дымок на клубнике,,,  И пронзительный, настоянный на гниющей щепе ветер,,,"
В оригинале все эти предложения разделены точками, но представляется, что многопятие могло бы точнее передать ритмическое построение этого пассажа, его перечислительный "захлеб": "и еще, и еще..."

В нижеследующих двух примерах многопятие стоит там, где у авторов - запятая.

Леонид Бородин, "Женщина в море":

"Продолжая  думать таким образом, я  готов стать объективным идеалистом, субъективным   идеалистом,   гегельянцем,   берклианцем,   самым   последним социалистом,,, пусть даже  обзовут меня еще страшнее  и непонятнее (...)!"
Людмила Петрушевская, "Свой круг":
"У меня все как-то перепуталось в памяти  в связи с последними событиями в моей жизни, а  именно в связи с тем, что  я начала слепнуть. Десять ли лет прошло  в  этих  пятницах,  пятнадцать  ли,  прокатились  чешские, польские,
китайские,  румынские  или югославские  события,,,  прошли такие-то  процессы,
затем процессы над  теми, кто  протестовал  в  связи  с  результатами первых
процессов,  затем  процессы  над  теми, кто  собирал деньги  в  пользу семей
сидящих  в  лагерях,,,  --  все это  пролетело мимо".
Да и у Пушкина немало таких внутренне растяжимых перечислений, впускающих в себя потенциальную бесконечность:
Швед, русский - колет, рубит, режет,,,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,,,
И смерть и ад со всех сторон.
_________________________________________________________________
Афоризм

Будь вежлив со всеми, общителен со многими, приятель с немногими, друг одному, враг никому.

Бенджамин Франклин (1706-1790), американский просветитель, государственный деятель, ученый.
-----------------------------------------------------------------------
Памятка

ощущЕнец, ощущЕнка - тот или та, кто живет только или преимущественно ощущениями.

ощущЕнчество - склонность жить и воспринимать мир только или преимущественно ощущениями.

Она чисто ощущенчески относится к жизни. Но ведь есть ведь какие-то правила, цели, средства, а не только то, что нравится здесь и сейчас. Хорошо быть ощущенкой в 17 лет, но не в 30.

Я ждал от него  продуманного, доказательного отклика, а он ощущенчески отозвался о книге.  Если хочешь быть критиком, на одном ощущенчестве далеко не уедешь.

Нельзя же быть таким ощущенцем, мир состоит не только из гладкого, теплого, пушистого. А у тебя, кажется,  только ноздри и кожа.

                                                                                            (вып. 111)


В издательстве "Высшая школа" вышла книга Михаила Эпштейна "Слово и молчание. Метафизика русской литературы" (M., 2006). С оглавлением и аннотацией можно познакомиться здесь.   В Москве она продается (по самой низкой цене, без наценки) в магазине издательства  "Высшая школа" (Трубная пл., Неглинная ул, 29/14),   а также в "Библиоглобусе" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3),  в "Педагогической книге" (угол Б.Дмитровки и Камергерского пр.).  Книгу можно  приобрести через интернет-магазины:  здесь, здесь, здесь...

_________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий. "Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.

Gramma. ru    -  языковой портал рунета, посвященный культуре письменной речи.
http://iling.nw.ru/confs/neology2006.html