ДАР СЛОВА 170 (234)
Проективный лексикон русского языка
                                                        4  февраля 2007

                                                            Имя века (2)


Вдогонку предыдущим выпускам на тему "добра" спешу пустить слово "доброскорый".

доброскОрый - скорый на доброе дело,  на отзыв и помощь; по-хорошему быстрый, проворный.

Не часто удается запомнить происхождение слова, а тут оно свежо в памяти, поскольку случилось на этой неделе. Я послал элю одному выдающемуся американскому теологу, наверно, величайшему из живущих - Томасу Олтайзеру (Altizer). Ему 79 лет, его портрет, как создателя "теологии смерти Бога", был на обложке журнала "Таймс" еще в конце 1960-х. Получаю от него подробный ответ, свидетельствующий о том, что он хотя бы предварительно познакомился с посланной ему статьей, - через 40 минут. А еще через 50 минут приходит другое письмо, уже с более расширенной интерпретацией моего послания,  извинением, вопросами и т.д. И я подумал: "Какой великий...!  Какой доброскорый!"

По моему опыту, быстрее всего на письма отвечают самые занятые люди. Они потому так невероятно производительны, что все делают сразу. Должен признаться, что я ответил на  письма Т. Олтайзера (а пришло еще одно)  лишь на третий день. Потому что я, увы, не такой доброскорый.


Теперь обратимся к главной теме этого выпуска:

                        Имя века. Письма читателей и обобщения

Как вы помните,  месяц назад, в выпуске 166 (7.1.07) был поставлен вопрос:

Есть такие выражения, как Век Просвещения (18-ый), Век Реализма (19-ый), он же Век Прогресса...  А можно ли одним-двумя  словами определить 20-ый век?  Предсказать, предугадать 21-ый?
И вот пришли читательские письма, со многими замечательными определениями.  Я приведу их в последовательности их поступления, а потом попытаюсь выделить самые точные и оригинальные предложения, на основе которых можно составить обобщенный словесный образ века. Письма даются в сокращении -  только то, что относится к именам века. Там, где возможно, обозначены профессия и местожительства автора.

1. Sun, 7 Jan 2007 12:07:30 +0300
"Alexey Filimonov" <melosan@mail.ru>

Ваша характеристика минувшего - и нынешнего - веков крайне интересна. Думаю, что мыслеобразы текучести большого времени выносят сознание на новую грань со-творчества со Словом.

Предлагаю свои слишком поэтическое рассуждение о прошлом, настоящем и будущем:

ВЕКОВЕЧИЯ

ХХ
Века почившего
веки уставшие,
рай затворившие,
в ад проступавшие.

ХХ1
Век-отворитель
век ирреальности,
век-поглотитель
вектора данности.

ХХ11
Век-воскреситель
в веках растворенных,
словотворитель
глаголов бездонных.

7 января 2007

Алексей Филимонов, поэт, литературовед, С.-Петербург.
 

2.    Date: Mon, 8 Jan 2007
    From: Ильиных <ilinykham@gtn.ru>

   Хочу поделиться своими соображениями по поводу наименования прошедшего и
наступившего веков.

В ХХ-м веке был совершен гигантский рывок (или скачок) почти во всех сферах человеческой деятельности - и в науках, и в технологиях, и в культуре. Примеров масса: в биологии - расшифровка генома человека, биоинженерия; в физике - расщепление и синтез ядер, создание новых элементов; в химии - тончайшие реакции, нанотехнологии; в технике - выход в космос, автоматизированные производства; в области коммуникаций - рывок от детекторного приемника до навороченной мобильной связи, цветного телевидения; ну и т.д. и т.п.! В астрономии, в транспорте, медицине, медиа... Поэтому называть этот век по какому-нибудь одному параметру (космический, ядерный, электронный и т.п.), как мне кажется, недостаточно справедливо. Название Century of Power будет о чем-то говорить только достаточно грамотному англоязычному населению. Названия  Век Мощи или Век мощностей несколько однобоки, по-моему: наш век отличался в бОльшей степени военно-техническими мощностями, а будущий век может поразить достижениями гораздо больших мощностей (на основе ядерного синтеза).

Я бы назвал ХХ -й век "Веком Большого Скачка" (с китайским прононсом) или "Веком
Тотального Рывка". Или что-то в этом роде.

   А что касается ХХ1-го века, то в этом веке человечеству придется крепко задуматься и
позаботиться о сохранении собственного дома - матушки Земли - от своего бездумного,
тлетворного воздействия на природу. При продолжении такого же отношения к ней, как сейчас, жить к концу начавшегося века будет нельзя... Поэтому мне хочется, чтобы этот век был "Веком Экологии".

22 Jan 2007

Продолжая думать на эту тему, я пришел, как мне показалось, к новому слову. Из совмещения мощного прогресса  в ХХ -м веке во всех областях науки и техники  и  масштабной агрессивности  (начиная с геноцида армян в начале века и, далее, применение газов, концлагери, Холокост, Хиросима и Нагасаки, напалм и т.д. и т.п.) получилось слово прегресс = прогресс+агрессия. Но, заглянув в Яндекс, я обнаружил, что это слово встречается в названиях каких-то строительных фирм, в биологии ("прогресс и прегресс") и в выражениях с ироническим оттенком. Правда, часто "контролер грамотности" выражает подозрение, что это опечатка в словах "прогресс" или "регресс". Как мне кажется, ХХ-й век можно было бы назвать и Веком Прегресса. Но, поскольку слово "прегресс" в предлагаемом  значении не применялось и вряд ли будет применяться,  то и предлагаемое название века можно считать просто игрой ума.  С уважением - Ильиных А .М.P.S. Точнее бы комбинированное слово выглядело бы как "прагресс", но оно еще больше бы было похоже на опечатку. :-)

 Ильиных Анатолий Михайлович, инженер
 

3. Дата:  Mon, 8 Jan 2007
От кого:  sanya.gutor@gmail.com

Я бы прибавил к списку имен-предсказаний 21-го века имя
Век воображения.

Саша Гутор
 

4.        Date:  Mon, 8 Jan 2007 11:42:29 +0300
       From: Анатолий Ухандеев (GlaZZ) <aprilcity@mail.ru>

По имени века есть мысль таковая. Во-первых, 19 век всё-таки век не
столько, быть может реализма, сколько век позитивизма... А 20 век в
культурном-то смысле скорее век солипсизма и абсурда. Вот потому:
Век абсурда
Век Годо
Век относительности

А ещё 20 век, как никогда - век мечтаний о будущем, футуризма и
фантастики, поэтому:
Век модерна
Век утопий.

Анатолий Ухандеев, журналист, поэт, критик, Набережные Челны (Татарстан)
 

 5.   Date:   Wed, 10 Jan 2007 10:11:08 +0900
    From:   "Yamazaki Intercom Inc." <yamazakiintercom@diamond.broba.cc>

Об имени века:
ХХ век представляется мне веком РАСПАДА: и не только атома,
но и, частично, традиционных форм семьи, связей человека и природы,
человека и Бога. Распада мира на роскошь и нищету в планетарном масштабе.

А ХХI век хотелось бы видеть веком ВОЗВРАТА к истинным человеческим
ценностям.

С уважением - Ямадзаки Татьяна Гаптровна. Нагоя, Япония.
 

 6.   Date: Wed, 10 Jan 2007 14:23:11 +0400
    From: Горбунов С.И. <s.gorbunov@vaz.ru>

Имя ХХ веку - Прагматический век.
Девиз: "Ничего личного амиго,  business!".
Именно в этом веке произошла окончательная оценка всему и вся звонкой монетой.

Суть мысли превратилась в цену вопроса.

Интересы наживы сколлапсировали идеалы, и чудовищные взрывы потрясли человечество.
Затем идеалы и взгляды были методично препарированы, систематизированы, разобраны и
снова собраны. Но уже в виде шестерёнок и пружинок машины для превращения людей в
марионеток. Места за рычажками в продаже (дорого). Именно в ХХ веке "поле чудес" для нас, Буратин, разрослось и, наконец слилось с границами планеты. Хотя мы и кричим порой (по забывчивости) в автобусе: "Не дрова везёшь!".

Покупается и продаётся всё: искусство и таланты, наука и учёные, идеи и политики, мораль и аморальность, влияние и покровительство, известность и популярность. Полотно художника в начале века было "шедевром портрета", в конце века стало "картиной за тысячи долларов". Этот магнат стоит столько-то. Эту звезду раскрутить стоит вот столько. "Война за демократию" - помилуйте! В бюджет заложена и война, и демократия, и доходы от них. Власть покупается, чтобы выгодно продаться. Общественное мнение формируется с точностью до пятого знака после запятой в смете.  Успешный человек - состоятельный человек. Богатое государство - влиятельная держава. Может купить и с удовольствием покупает ресурсы и режимы менее богатых стран, будущее людей и их историю.
"Не учите меня жить, лучше помогите материально". "Если ты такой умный, почему ты не такой богатый?" Деньги больше не мерило материальных ценностей и труда. Деньги - мерило всего.

 Горбунов Сергей Иванович
 

 7.   Date: Thu, 11 Jan 2007 12:02:46 +0200
    From:   "Elena E. Tkach" <Elena.E.Tkach@univer.kharkov.ua>
 

Предлагаю свои размышления по поводу следующей цитаты из "Имя века": "Есть ли нечто, что объединяет расщепление атома и покорение космоса, патетику социальных революций и трагедию лагерей смерти?"
Общее - все это были ПОТРЯСЕНИЯ. И ХХ век можно было бы назвать веком Потрясений. Социальных, природных, техногенных, интеллектуальных, эмоциональных. Глобальных и локальных. Чаша Потрясений не миновала ни одно поколение ни в одной стране. Не миновала ни тех, кто, как мятежный Парус, искал бури, ни тех, кто мечтал об отдыхе и покое на пляжах Крыма, Калифорнии или Юго-Восточной Азии.
Что касается века наступившего, то хотелось бы, чтобы в начале ХХII века моя праправнучка определила век ХХI-й как век Разума, Добра и Света.
С уважением и благодарностью за Ваш проект "Дар".
Елена Евгеньевна Ткач, г. Харьков
 
 8.   Date: Fri, 12 Jan 2007 16:13:59 +0300
    From: "Tatiana Shcherbina" <shcherbina@mail.cnt.ru>
 
Прочла последний выпуск. Склоняюсь к "В" для 20 века с определением "высоковольтный век" - www тут же, а для 21 - "е", электронный. Он же (прогноз) - завершающий для послепотопной цивилизации, он же - открывающий, условно говоря, имя Бога.
Татьяна Щербина, поэт, прозаик, эссеист, Москва.
 
 9.   Date: Sun, 14 Jan 2007 19:03:45 +0300
    From: "Борис Лихтенфельд" <lichtenfeld@mail.ru>

Прочитал Вашу статью о предполагаемых определениях ХХ и ХХI веков и показал её Александру Степанову (автору книги "Число и культура"). У него вызвало сомнение определение ХIХ века как Века Реализма, а определение ХХ века по-английски "Century of Power"  понравилось. Сложнее с русскими эквивалентами. ХХI век он считает определять преждевременно - не ровен час какая-нибудь комета внесёт непредсказуемые поправки. На Ваше определение ПОТЕНТНОСТИ тут же откликнулось моё "Путешествие": "мираж универсума в море возможностей" (с.164).

Я также задумался над возможным определением ХХ века, но почему-то в голову всё лезли определения оценочного характера (разумеется, отрицательные). Остановился пока на определениии Век Экспериментов. По крайней мере такое определение включает в себя и политические, и метафизические, и научные, и эстетические эксперименты (вспомнить
хотя бы наше петербургское Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства). Правда, тот же А.Степанов сказал, что вряд ли подобное определение касается сущности именно ХХ века.

Борис Лихтенфельд, поэт, С.-Петербург
 

 10.   Date: Wed, 17 Jan 2007
    From: "Olshansky" <sol@mail.kuban.ru>

Бесконечно благодарна Вам за "ДАР СЛОВА", о котором узнала почти случайно.
Позвольте внести лепту в Ваш скорбный и прекрасный труд. "Скорбный" - потому что при нынешнем состоянии нравов нашего общества проблемы языка далеко не самые животрепещущие и востребованные. "Прекрасный" - потому что забота о языке - это дарение надежды на изменение положения. Прошедший век много сделал для обогащения, языка, но еще больше - для его оскудения. Словотворчество Серебряного века почти не востребовано из-за прорыва в живой язык монструозных "канцеляритов", бессодержательных заимствований etc.

 Употребив слово "прорыв", я предлагаю весь 20-тый век обозначить как ВЕК ПРОРЫВОВ.
  С одной стороны, это позитивные прорывы (устремления, осуществления): в космос, в энергию атома; с другой - негативные "места где прорвано": прорыв в поступательности исторического процесса, нравственном сознании и самоосознании общества; с третьей, ориентируясь на Д.Н. Ушакова, - "невыполнение в срок или с должной полнотой
плана, задания". Прорыв терроризма, фашизма, сталинских лагерей, власти вообще etc.

   Что до определений века наступившего - для них слишком мало оснований: шесть прошедших лет скорее продолжили традицию прорывов, чем подарили новшества.
   Поскольку я еще совсем новый подписчик "Дара", мне только предстоит познакомиться с предыдущими выпусками.
   Надеюсь, мне еще удастся сообразить полезные Вашему (нашему!) делу слова.

Ольшанския Татьяна Федоровна, учитель словесности гимн. "Росток", г. Анапа.
 

 11.         Date: Wed, 17 Jan 2007 17:48:56 +0300
         From: Валентин <petrov@geostorm.ru>

Извините, что с некоторым опозданием откликаюсь на задуманную Вами акцию. С лёта никаких сколько-нибудь достойных внимания имен ни веку ушедшему, ни наступившему в голову не пришло, а позже и саму мысль о их поименовании отодвинули в подкорку те-
кущие дела. Однако процесс на периферии, видимо, все-таки шел. Потому что с приходом очередного "Дара" он возобновился и - есть подозрение - с большей продуктивностью.

Век ушедший представляется мне веком космополитизма во всех смыслах этого емкого понятия и, более того, в их развитии. Рожденное еще великим Диогеном Синопским (он первым назвал себя космополитом - гражданином мира), понятие это долго находилось у человечества в подкорке, и именно начало ХХ века ознаменовалось тем, что оно овладело умами сначала романтиков и поэтов, потом - как это и полагается в истории - мерзавцев и параноиков, которые восприняли мировое гражданство как мировое господство. За прошедший век удалось почти полностью изжить второе и, по крайней мере, в рамках европейской цивилизации частично осуществить первое.

Для того, чтобы поименовать век наступивший, лучше было бы встретиться лет через сто, но, поскольку это пока невозможно, целесообразно крестить его в качестве пожелания. Хотелось бы, чтобы он стал веком политкосмизма. Или лучше, дабы избежать опостылевших "измов" 19-го и 20-го, - политкосмичности. Казалось бы, речь идет о термине-перевертыше, но "перевертывание" это, на мой взгляд, делает заключенное в
нем "гражданство" не просто мировым, а космическим. Именно для такого его восприятия есть, думается, все предпосылки. В течение 21-го мы должны наконец определиться, где еще в пространстве "цветут яблони", и либо столкнуться с очередным варварством, обладающим более молодой кровью ("закат" своей мы предрекли еще в начале 20-го), либо "поумнеть", столкнувшись с теми, кто в более полной мере освоил политкосмичность.

Кстати, не дурно было бы нынешний век назвать и "веком Диогена" (в 2100-ом году первому космополиту стукнет 2500!). Этот пророк (да-да, гораздо более, чем философ!) оказался на поверку и более точным в прогнозе, и более древним среди массово почитаемых. Но это уже - к слову.

Валентин Петров (СПб)

12.    Date: Sat, 27 Jan 2007 17:01:48 +0300
    From:  allaol52@yandex.ru

 Я, Алла Олеговна Попова,  родилась и живу в Москве. Закончила МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности астрономия. Поэт, член СП России, автор книги стихов "Тетрадь каприсов
Бархатного века" (2002г., "Подкова", М.) и некоторых литературно-критических эссе и
рецензий. А также - немного юморист и сотрудничаю в Клубе ДС "Литературной газеты".

Я застала вторую половину XX-го века и более могу судить о половине века, чем о целом.
Конечно, век можно назвать Космическим, но мне кажется более важным осознание
Ноосферы и нашей связи с ней и в ней. И осознание уникальности, и, может быть, даже
единственности земной жизни в Космосе. Будучи поэтом, я позволила себе дать название
нашего века поэзии - я назвала его "Бархатным". После серебряного звона "Серебряного
века" и золотого звона "Золотого" - наш "Бархатный" мне кажется приглушённым, мало
расслышанным, мягким, философским, ироничным, в нём есть тепло морского южного
берега (для меня - это Крым), без которого трудно в нашей северной стране. Не случайно,
например, поэт Иван Жданов переселился в Крым. Но не каждому и это доступно. У нас была
возможность почувствовать это тепло и ощутить ценность земной жизни.

Поэтому XX-й век не столько Космический век, сколько привязывающий к Земле
Век-Разлучник. Он раскидывал, разбрасывал, уничтожал, не ценил  жизни, любви,
интеллекта. Мы рассеяны в пространстве и времени и навсегда поражены "невстречей". В
стихах я его называю Сумрачным, Глухим, Отстранённым - это реакция на
невостребованность личности. Век Глобальных перемен и перемещений - век
нивелирования индивидуальностей. Личность в этом веке чувствует себя потерянной и
ненужной, и единственное утешение находит в Бархатном сравнении Земли и Космоса.

Так что следующий век мог бы стать Экологическим веком спасения личности от
природных, идеологических и мировоззренческих катастроф. Личность должна, наконец,
"привлечь к себе любовь пространства".

Ещё мне хотелось бы назвать XXI-й век Звёздным в надежде на большие возможности
приблизить к себе удалённые области Космоса, на новые открытия и научные достижения, и
при этом на большие возможности сближения людей и поэтических, и художественных
откровений. Век Возможностей.

Алла Попова, поэт, эссеист, юморист, по образованию астроном, Москва.



Итак, двенадцать авторов и тринадцать писем (один автор написал дважды). Прежде всего, отмечу определения, которые мне словесно представляются самыми удачными.

Это - "век прорывов"  Т. Ф. Ольшанской. Мне кажется, "прорыв" - очень точное, двузначное понятие, которое характеризует напряженную энергетику 20-в. в его прорывах-взлетах и прорывах-провалах. Редкое слово, сохранившее амбивалентный смысл, положительно-отрицательный, героико-трагический и потому особенно идущее 20 веку, наверное, самому яркому и яростному в истории человечества.

Добавлю, что в 21 в. эта прорывность переходит уже во взрывчатость, ведь 21 в. начался взрывами в Нью-Йорке, а еще раньше в Москве. И вообще  21-ый век, если судить по его началу, можно назвать эксплозивным. На эту тему у меня была статья Нулевой цикл столетия.  Эксплозив - взрывной стиль 2000-х  (Звезда", 2, 2006), из которой процитирую абзац:

        Вообще тональность и визуальность взрыва, его архетипика-апокалиптика входят
        в плоть и кровь нашего времени. Все взрывается: дома, посольства, самолеты,
        машины, корабли, поезда, начальники, рядовые, города, державы... Взрывчатость -
        в основе современной экспрессии. Эксплозив - вот ведущий стиль нашего
        времени ("взрыв" - explosion, соответственно стиль - explositivism,
        эксплозитивизм, в рифму позитивизму, но по смыслу - наоборот). "Большой
        взрыв" 2001-го породил вселенную третьего тысячелетия, своей расходящейся
        волной определил динамику современной цивилизации. Хотя и до него, в 1990-е,
        распространялась эта волна, от Чечни до Югославии, но, сжавшись в центре
        мировой столицы, в первый год нового столетия и тысячелетия, она упруго, с
        умноженной силой отдачи разошлась по всему миру.

                                http://magazines.russ.ru/zvezda/2006/2/ep16.html

Мне кажется очень перспективным у А. М. Ильиных  сближение прогресса и агрессии в названии 20-го века. Тем более, что  корень один, латинский, причастие gressus от глагола  gradi, "идти, ступать". Приставка  pro-  означает  вперед,  а-  - к, в направлении. К сожалению, интеграция "прогресса" и "агрессии" в одно слово не получается, "прегресс"  из них не выводится, да и слово это, как отмечает сам А. М. Ильиных, имеет другое значение. Но для краткого, энергичного и парадоксального  обозначения века достаточно просто совместить два слова, воспользовавшись их внутренней рифмой: "прогрессивно-агрессивный век," или "век агрессо-прогресса", или "век прогресса-агрессии".

Можно еще предложить: трансгрессивный век, т.е. век всяческих переступаний и преступлений.  Это кстати, совпадает, с одним из предложений Аллы Поповой: "Век Глобальных перемен и перемещений". Приставка "пере-" идет 20-му веку,  перевеку
и в смысле его избыточности, пере-полненности событиями, и по обилию в нем пере-воротов, революций. Это век превратных судеб и преступных деяний. Близко к этому определение Елены Ткач: век Потрясений.

Вообще в характеристиках 20-го века преобладают мотивы его динамики, энергетики, как положительной, так и отрицательной.  "Век Большого Скачка" или "Век
Тотального Рывка" (А. Ильиных),   "Век Экспериментов" ( Б. Лихтенфельд), "Высоковольтный век" (Т. Щербина), "Век Распада" (Т. Ямадзаки), "Век абсурда", "Век относительности" (А. Ухандеев),  "Век-разлучник" (А. Попова). Среди других характеристик выделяются его космичность, всеземность и  сверхземность: "век космополитизма" (В. Петров), "космический век" (А. Попова); и его прагматичность (С. Горбунов).

Сопоставим эти определения с теми, что предлагались в моей статье "Имя века" ("Независимая газета",  13.10.1999; см. также сетевой "Веер будущностей", No.1, 8.11.2000):
Век власти-энергии (Century of Power), Потентно-патентный век, Электро-век (электрический+электронный), Век воли-вольтажа, Век мощи и мощностейМоговек,  Век экспансий и глобализации, Космический век, Век-владимир и Век-велимир

Мне кажется,  вырисовывается вполне четкий образ 20-го века:
энергия, бьющая через край, прорывно-взлетная и прорывно-провальная, прогрессивная и агрессивная, сочетающая мощь воли и разума (потентность и патентность), овладевающая землей и космосом, энергия скачка и рывка,  распада и разлук, потрясений и перемещений, прагматики и абсурда...



Обратимся теперь к веку 21-му. Поскольку он еще в младенчестве, он рисуется более  светло и туманно, как век восстановления природы и добра, век возвращения вечных ценностей, век новых возможностей и воображения. Нет ни одного отрицательного суждения о начавшемся веке, хотя начало его, как все мы знаем, было недобрым.

Век Разума, Добра и Света (Е. Ткач)
Век ВОЗВРАТА к истинным человеческим ценностям. (Т. Ямдзаки)
Век воображения (С. Гутор)
Век Возможностей. (А. Попова)
Век Экологии (А. Ильиных)
Экологический век (А. Попова)
Электронный век (Т. Щербина)
Век политкосмичностине просто мирового, а космического гражданства  (В. Петров)
Звёздный век (А. Попова)

В сумме этих характеристик возникает мечтательный образ нового золотого века. Преобладают слова-пожелания, слова-призывы.

Может быть, именно поэтому самое удачное, на мой взгляд,  определение 21-го века - поэтическое:

Век-отворитель
век ирреальности
век-поглотитель
вектора данности. (А. Филимонов)
Помимо звуко-смысловой игры (век, веки, вектор), здесь существенно представление о том, что 21-ый век - век глубочайших метафизических сдвигов, когда преодолевается разрыв  между сознанием и бытием, между взглядом и данностью. Вектор данности поглощается, а ирреальность широко открывает веки.  Виртуальный мир смотрит на нас не только с экранов компьютеров - вся цивилизация, все человечески освоенное бытие создано  мыслью. Это ускоренное переливание мысли в бытие и образует психореальность 21-го века. Человечество завернуто в кокон своих снов и грез, все более обретающих техническую явь и могущество. Отсюда и такие определения в "Имени века":
Виртуальный век, Век возможных миров, Век иных измерений, Век потенциальности, Век психореальности, Век-имагинариум

имагинАриум (лат. imaginari, воображать) - область воображаемого; все, что воображение
вмещает в себя.

К этому можно еще добавить: Век мыслебытия, мыслебытийный век.

мыслебытиЕ -  срастание, место схождения мысли и бытия, например, в виртуальной реальности, построенной сознанием, но принимающей онтологическое измерение.
Да и вся цивилизация, вся ноосфера (сфера разума) - это по сути мысль, становящаяся бытием для мыслящих. 21-ый век может стать пороговым для этого осознания мысли как первичной реальности, не только пребывающей в мозгу, но окружающей нас извне, как
физически ощутимая данность всех воплощенных процессов мысли (инфосфера, техносфера, семиосфера).

Большое спасибо всем написавшим про имена веков! Мне кажется, вместе нам удалось создать их отчетливый словесный портрет, особенно века минувшего.

_________________________________________________________________
О судьбе Айя-Софии в Стамбуле
Европейский парламент собирается потребовать от Турции восстановления   Айя-Софии как действующего греческого православного храма  (ныне там расположен музей).
Чтобы поставить  это условием для вступления Турции в Евросоюз, требуется собрать миллион подписей. Все желающие могут поставить свою подпись по адресу:
http://www.hagiasophiablog.com/contact-secure.php
_________________________________________________________________

Публикации 2006 года, с отсылкой к текстам.

Книги:
Слово и молчание. Метафизика русской литературы. М., Высшая школа, 2006, 559 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Конструктивный потенциал гуманитарных наук (на русскоми и английском языках). Серия Зарубежные ученые в РГГУ.  М., Российский государственный гуманитарный университет, 2006, 74 сс.

Статьи:
Русский язык в свете творческой филологии. "Знамя", 1, 2006, 192-207.

Эдипов комплекс советской цивилизации. "Новый мир", 1, 2006.

Нулевой цикл столетия.  Эксплозив - взрывной стиль 2000-х "Звезда", 2, 2006.

Язык бытия у Андрея Платонова. "Вопросы литературы", 2, 2006.

Четыре слагаемых любви. "Человек",  2, 2006 г.

О свойствах ума. "Независимая газета" (Экслибрис), 16 марта 2006

К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов. "Звезда", 4, 2006.

К эстетике любви. Таланты. Жанры. Стили. "Звезда", 6, 2006.

Любовные имена. Введение в эротонимику. "Октябрь", 7, 2006.

О душевности. "Звезда", 8, 2006.

Анафраза: языковой феномен и литературный прием.  "Вопросы литературы", 5 (сент-окт.), 2006.

Мысли в числах. Россия и Запад в зеркалах интернета. "Звезда", 10, 2006.

Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории. "Вопросы философии", 10, 2006, 55-68.

Личный код: опыт самоописания. // Гуманитарная наука сегодня: материалы конференции / под редакцией Ю.С.Степанова. - М.- Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Издательство "Эйдос"), 2006. - С. 238-257.

Типы новых слов: Опыт классификации.  "Топос", 5 дек. 2006; Портал Gramma.ru, дек. 2006.

Теология Книги Иова. "Звезда", 12, 2006

Интервью:

Культура - это переселение душ... Интервью с М. Климовой. "Слово/Word" (НЙ), 50, апрель 2006.

Нет смерти для любви. Интервью с И. Шевелевым. "Взгляд", 20.07.2006.

Нет слов...  Интервью с Е. Новоселовой. "Российская газета". 25 июля 2006 г.

Михаил Эпштейн: умножение сущностей. Интервью с А. Нилоговым, июль 2006.

Речи на поминках постмодерна. Беседа  с В. Савчуком (июль 2006). "Петербург на Невском", октябрь 2006 (также "Русский журнал", ноябрь 2006).
_________________________________________________________________
"Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.  Все предыдущие выпуски

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (нужно вставить в форму свой эл. адрес)

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.

Gramma. ru    -  языковой портал рунета, посвященный культуре письменной речи.