ДАР СЛОВА 171 (235)
Проективный лексикон русского языка
                                                        11  февраля 2007



                         В. П. Григорьев, хлебниковед и хлебниковод

На минувшей неделе пришла печальная весть: скончался Виктор Петрович Григорьев (1925 - 2007), филолог, патриарх хлебниковедения и вообще лингвистического изучения поэзии,  главный научный сотрудник Института русского языка РАН. Больше, чем кто-либо другой, В. П. Григорьев сделал для понимания  Велимира Хлебникова как языкотворца и как "Эйнштейна литературы", открывателя новых измерений слова.  В. П. Григорьев не просто изучал Хлебникова, он сам был велимирцем, он хотел, чтобы мир шел за Хлебниковым, чтобы в языке всегда было место подвигу и творчеству. Его последняя книга - "Велимир Хлебников в четырехмерном пространстве языка" (2006) -  отстаивает принципы "воображаемой филологии" (его термин) и предлагает к трем общеизвестным измерениям языка  прибавить четвертое: эвристику. Знаки  соотносятся не только с означаемыми (семантика), друг с другом (синтактика), с пользователями  (прагматика), но и с той языковой средой, из которой они  производятся, творятся (эвристика). Поскольку термин "эвристика" уже захвачен (в значении "методология научного открытия, изобретения"), можно было бы говорить о семиургии, о знакотворчестве как четвертом измерении языка.  В. П. Григорьев был зачинателем этого эвристического, или семиургического подхода к языку русской поэзии 20-го века. Светлая ему память!


                               Тема недели: душевная и телесная близость

14 февраля отмечается День св. Валентина - по традиции, это праздник всех влюбленных и любящих.  Поздравляю читателей с этим праздником и посвящаю ему словa сегодняшнего выпуска.

Как назвать близкого тебе человека,  не вдаваясь в подробности и формальные признаки этой близости и вместе с тем отмечая единственность этого человека в своей жизни, необходимость его присутствия?  О таком человеке, с которым ты составляешь одно целое, можно сказать:  сочеловек.

сочеловЕк - близкий  человек, с которым ощущаешь свою нераздельность.

сочеловЕчность -  глубокая соотнесенность, слитность двух личностей.

Сочеловек - это не просто друг: друзей может быть немало, и время от времени старые дружбы кончаются, заводятся новые. Сочеловек -  самый близкий и значимый человек, тот, с кем говорящий составляет как бы двуединого человека. Это такая степень  внутренней общности, сопереживания, сомыслия, со-бытийности, что можно сказать: я могу быть вполне человеком,  раскрывать и осуществлять себя только вместе с этим другим человеком, в отношениях с ним. Сочеловечность - это постоянная  сопринадлежность,   сооткрытость двух личностей. Сочеловек - это особая позиция в бытии, которая не совпадает ни с какой другой позицией: супруга, друга, возлюбленного. Бывает, что супруги не являются сочеловеками, а бывает, что сочеловек - это не только не супруг, но даже и не возлюбленный. Для сочеловечности нет никакой преграды: ни пространственной, ни половой, ни возрастной.  Молодой и старый могут быть сочеловеками, как и люди, живущие на разных концах планеты.

Во всем многообразии  человеческих отношений почему-то не выделяется такая позиция, "звание" - сочеловек.  Кто он тебе? Приятель, друг, любовник?  - Нет,  просто мой человек. Сочеловек.
           Кто я ей? Не муж, не брат...  Всего лишь сочеловек. Это звучит смиренно.

           У него жена и три любовницы, а сочеловека нет, оттого он так и мечется.

Слово "сочеловек" - не новое, но хорошо забытое. Оно употреблялось в конце 18 - начале 19-го веков в кругу масонов, оно встречается у А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина и В. Т. Нарежного. Возможно, оно появилось как  калька с немецкого "Mitmensch", которое, в частности, есть у Ф. Шиллера. Но значение его тогда было несколько иным: сочеловек - собрат по человечеству. Речь идет не о сочеловечности двух, предызбранных, созданных друг для друга, но о том, что все люди - сочеловеки, сообщники по человеческому роду.  Например,  Карамзин: "Есть ли бы я был старшим братом всех братьев сочеловеков моих и есть ли бы они послушались старшего брата своего..." ("Разные отрывки"). В письме И. В. Лопухина к А. М. Кутузову (оба масоны): "...люди, желающие бескорыстно удовлетворять должностям христианина, верного подданного, сына отечества и сочеловека" (28 ноября 1790 г.). В. Т. Нарежный: "Ах, как горестно для всякого, не говорю уже для чувствительного человека, видеть, что погибает сочеловек, по промыслу божию снабженный от природы
весьма достаточными дарованиями, а потому неоспоримым правом на счастье!" ("Гаркуша, малороссийский разбойник", 1825).

Слово "сочеловек" в свое время не попало в словари Академии Российской, даже в самый полный словарь 1847 года. Краткая заметка по истории этого слова есть в книгах В. В. Виноградова  "История русского литературного языка" и "История слов".

Переходный момент в смысловой эволюции этого слова: от "собрата всем людям" до "единственно близкого, незаменимого" -  в повести И. Грековой "Кафедра" (1978):

"Вся моя беда - нет сочеловека (Mitmensch по-немецки "ближний", буквально "сочеловек"). А ведь были у меня сочеловеки. Как и когда я их растерял? Где бы я ни был, мое положение почетное, но единичное. Я не являюсь рядовым членом ни одного коллектива.... Но я один, существую в единственном экземпляре".


Наряду с глубоко духовным, целостным понятием сочеловечности можно обозначить еще понятие сотельности,  когда двое чувствуют себя одним телом, одной плотью.

сотЕльность - телесная слитность, ощущение себя одной плотью с другим.

сотЕло, соплОть- родное, близкое тело, которое ощущаешь как свое.

        Мы с ней давно уже сотельны и чувствуем друг друга даже на расстоянии.

        От соплоти своей никуда не денешься, как от своей же руки или ноги: она в тебя вросла.

Любовная близость имеет удивительное свойство формировать плоть любящих, т.е. создавать из них новую двуполую целостность. У Карла Юнга есть понятия "анима" и "анимус", которые представляют женский архетип в психике мужчины и мужской архетип в психике женщины. Анима - бессознательный образ женщины, который живет в душе каждого мужчины и проецируется на фигуры окружающих женщин.

Но наряду с "анима" есть еще и корпора. Это психообраз любимого тела, с которым я сливаюсь в желании и наслаждении - некое чувственно проецируемое инополое "altra ego", женское иное моей плоти, другая половина моего андрогина. Точно так же в теле женщины по мере полового созревания образуется корпорус, ее мужское иное, alter ego, которое проецируется на ее возлюбленных. Термины "корпора" и "корпорус" (corpora, corporus)  образованы по аналогии с "анима" и "анимус" от латинского corpus  - "тело", "плоть" (род. пaдеж corporis; corporare, воплощать, облекать плотью).

кОрпорус (corporus) - чувственная проекция и психообраз мужского тела в женщине.

кОрпора (corpora) -  чувственная проекция и психообраз женского тела в мужчине.

Корпора и корпорус особенно сильно проявляются в тактильно-кинестетической сфере, как ощущение тепла, тяжести, упругости, гибкости, как некий осязательно-тепловой слепок другого тела, отсутствующего фактически, но органически мне соприсущего, слепленного или слепляемого с моим.

телослЕпок - одно тело как слепок другого, слепляемого с ним воедино.

Любовный андрогин, в отличие от мифического, не есть "двуспинное чудовище" (И. Бродский), самостоятельное двуполое существо,  но есть соединение корпоруса и корпоры, т.е. психообразов двух тел, какими они присутствуют в системе взаимных чувственных потребностей и ориентаций. Эта связь со своим инотелом может действовать (односторонне или двусторонне) и на расстоянии, как в известном стихотворении И. Бродского "Ниоткуда с любовью" (1975).  Влюбленный  отделен от возлюбленной половиной жизни и половиной планеты, и тем не менее,  "извиваясь ночью на простыне", он повторяет всем телом ее черты, как "безумное зеркало", т.е. все еще пребывает в андрогинном союзе со своей корпорой.

                         Далеко, поздно ночью, в долине, на самом дне,
                         в городке, занесенном снегом по ручку двери,
                         извиваясь ночью на простыне,
                         как не сказано ниже, по крайней мере,
                         я взбиваю подушку мычащим "ты",
                         за горами, которым конца и края,
                         в темноте всем телом твои черты
                         как безумное зеркало повторяя.

Возможно, у каждого мужчины и женщины есть свое сотело,  свой образ другого,  который воспринимается нервами и мускулами даже в отсутствие этого другого как "фантомная радость", "фантомное наслаждение" (подобно тому, как есть "фантомная боль").  При этом реальный возлюбленный находится в сложных отношениях с его психообразом, телослепком, часто с ним не совпадая, но ирония этого несовпадения может усиливать желание. Корпора в мужчине и корпорус в женщине - это не просто инополые архетипы телесности, но  как бы "вторая плоть",  врастающая в первую, - со своими нервами, мускулами, ритмами,  осязательными и пространственными ориентациями.

____________________________________________________________
Афоризм

    Я не знал, что люблю вас, пока не услышал, как сам говорю вам об этом. На секунду я подумал: "Боже мой, что я говорю!" - и вдруг я понял, что это правда.

    Из письма Бертрана Рассела леди Оттолин Моррел.
    Clark  R. W. The Life of Bertrand Russell. London, 1975, p. 176.
---------------------------------------------------------------------
Памятка

любь - состояние, когда любится; любовь как космическая стихия и измерение.

Напала на него тогда великая любь - сонная, мечтательная. "Дурь" - назвал он это про себя. Не то чтобы он кого-то любил, но сердце просило любви, и даже не любви, а какой-то безбрежной лЮби: любимых и любящих лиц, глаз, голосов...

Взгляд устремляется в даль, ум - в глубь, а сердце - в любь.

Отошли в прошлое ревнивые звонки, чуть ли не каждодневные попытки выяснить отношения, подвести итоги. Георгий взял себя в руки, и теперь на сердце у него - тишь и любь

Любь  - это когда не я люблю, но  мне любится, когда сердцу хочется и можется любить. "И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может" - это и есть любь, которая предшествует любви и объемлет ее, как возможность предшествует своему воплощению. "Быть может, прежде губ уже родился шепот" (О. Мандельштам).  Быть может, прежде любви, которая нуждается в любимом, душе посылается любь, которая нуждается только в любящем, в его способности и потребности любить.
Там, где веками Великая Губь
Мором брала города,
Вдруг наступила Великая Любь
Яду пригубь или льва приголубь -
Ты не умрешь никогда.
                          (вып.123)
_________________________________________________________________
Работы  о любви и эросе:

Kнигa Философия тела (СПб: Алетейя, 2006). Главы:

Поэтика близости. Введение в эротологию.
Хитрость желания и конец истории.
Плотское знание. Как философствуют телом
Эротикон Ивана Соловьева.
Четыре слагаемых любви. "Человек",  2, 2006 г.

Люболь.  "Топос", 16 дек. 05.

К эстетике любви. Таланты. Жанры. Стили. "Звезда", 6, 2006.

Любовные имена. Введение в эротонимику. "Октябрь", 7, 2006.

Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории. "Вопросы философии", 10, 2006, 55-68.

_________________________________________________________________
"Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.  Все предыдущие выпуски

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (нужно вставить в форму свой эл. адрес)

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.

Gramma. ru    -  языковой портал рунета, посвященный культуре письменной речи.