ДАР СЛОВА 179 (244)
Проективный лексикон русского языка
                                                     15 апреля 2007

Вышла в свет моя книга "Амероссия. Избранная эссеистика" (М., Серебряные нити, 2007, 504 стр.). Амероссия - это американская Россия и российская Америка, т.е. речь идет о двух культурах, их  встречах и пересечениях. Книга вышла в серии "Параллельные тексты", и в ней все тексты даны на двух языках, русском и английском, страница к странице. Переводились эссе в Америке на живой современный английский, так что изучающим этот язык может быть от книги и практическая польза. В книгу входят разделы: "Пространство и время", "Народ и держава", "Поэзия хозяйства", "Личная жизнь" и др.

Продается книга в Книжной лавке Литературного института,  в центре Москвы. Адрес: 123104, Москва, Тверской бульвар, д. 25. Вход  открыт только с ул. Большая Бронная, идти минуты 3 от м. Пушкинская, по левой стороне, до  вывески: Лит. институт, налево через проходную.  Время работы с 11 до 19 в будни, с 12 до 17 в субботу, без обеда. Тел. 202-8608.

Лавка богата современной гуманитарной и интеллектуальной, а также художественной литературой.  Там есть в продаже и другие мои книги:

Знак пробела, О будущем гуманитарных наук. М., НЛО, 2004.
Постмодерн в русской литературе.  М., Высшая школа, 2005.
Слово и молчание. Метафизика русской литературы. М., Высшая школа, 2006
Великая Совь. Самара, Бахрах-М, 2006.
Философия тела. СПб, Алетейя, 2006.


                            Поздравляю  читателей с наступающим праздником -
Днем Интеллектуала, который отмечается  21 апреля (в следующую субботу),
между двумя тоталитарными праздниками:
            20 апреля - День рождения Гитлера
       21 апреля - День Интеллектуала
                (День альтернативного сознания)
            22 апреля - День рождения Ленина
      Праздник альтернативного сознания отмечается
-междисциплинарными дискуссиями,
-коллективными импровизациями,
-мозговыми штурмами,
-интеллектуальными конкурсами,
-словотворчеством и мыслетворчеством,
-проблематизацией и поссибилизацией (овозможением) всех структур и дискурсов - языковых, научных, общественных,
-альтернативными видами деятельности во всех областях культуры,
-выходом интеллекта в массы и интеллектуализацией массовых мероприятий.

День 21 апреля отмечается с 1998 г.  В этот день в Сети была открыта Энциклопедия альтернативных идей, а во Вселенной - первая альтернативная планетная система (в созвездии Кентавра). В этот же день в Москве  ежегодно проводится фестиваль новой музыки "Альтернатива".

Девиз праздника: Будьте гениальными! Чуть-чуть. Невзначай. Не так, как гении всех времен и народов. Practice random geniality!

Заранее напоминаю вам об этой дате, чтобы вы успели к ней подготовиться. Полагаю, большинство читателей "Дара" по праву сочтут этот праздник своим.  Как его отмечать? В конце этого выпуска я привожу статью из  "Новой газеты", а также материалы  из "Независимой газеты" и журнала "Со-общение", связанные с рождением и укреплением  этой новой традиции.



Для меня этот праздник  будет отмечен видеомостом между университетом Эмори в Атланте (США), где я преподаю, - и Государственным университетом-Высшая школа экономики в Москве, который пройдет в четверг 19 апреля, 17.30 - 19.30 вечера. Я буду говорить в аудитории ВШЭ с очень большого экрана. Все желающие приглашаются прийти и принять участие в дискуссии.
Темы:
Интеллектуал и интеллигент - в чем разница?
Интеллект и общественная ментальность.
Интеллектуал как носитель универсального сознания. Что значит "универсальное" и "всечеловеческое" после критики этих категорий с позиций многокультурия?
Возникновение и судьбы интеллектуальных сообществ.
Интеллектуалы: властители дум или обслуживающий персонал?
Место видеомоста:   ауд. 422 в корпусе ГУ-ВШЭ на ул. Кирпичной, д.33/5 (схема проезда на сайте www.hse.ru, /факультеты и кафедры / факультет психологии).
Проезд:  До ст. метро Электрозаводская, маршрутка 145 до здания ГУ-ВШЭ (конечная).
Хороший ориентир - башня ГОСКОМСТАТА с шариком на крыше (Измайловское шоссе, 44).

Просьба к участникам телемоста, не имеющим пропусков ГУ-ВШЭ, не позднее 17 апреля
прислать ФИО по адресу office@sociolog.net и уточнить получение по тел.152-0231.



На предстоящей неделе есть еще одна дата, знаменательная для "Дара". Первый выпуск вышел 17 апреля 2000 г.  Итоги  семилетия будут подведены в следующем выпуске.


                                              Тема недели:   Мысль и мыслители

Этот выпуск посвящается Дню Интеллектуала и содержит слова на тему  "мышление".
Начнем  со слова, уже достаточно употребительного (1000 случаев по Яндексу), но не попавшего ни в какие словари.

сомЫслие -  совместность мысли,  соучастие в процессе мышления.

               Сомыслие -  диалогическое взаимодействие  разных  сознаний.

               Мне мало одного твоего сочувствия, мне нужно еще и сомыслие

                В отличие от единомыслия, сомыслие предполагает не общность идей, а общность
               проблем.

сомЫслить кому-л.  - следовать чьей-то мысли,  соучаствовать в мышлении кого-л..

                Во многих своих трудах Розанов сомыслит Достоевскому, но при этом
                эстетизирует мысль своего учителя.

сомЫшленник, сомЫсленник -  тот, кто сомыслит.

                Ему было радостно обрести в ней не только подругу, но и сомышленницу.

                Мне не нужна твоя практическая помощь, я рассчитываю на тебя как на
              сомысленника.

сомЫсленный - созвучный по мысли.

                Я пишу сейчас одну вещицу, сомысленную твоей философии.



В русском языке не сохранилось сложных слов со второй составляющей основой "мысл". Между тем этот корень выделяется не только в приставочных словах "смысл", "промысл", но и в сложных, двуосновных древних именах  Болемысл,  Гостомысл (новгородский князь, по преданию призвавший варягов на царствование), а также в словах "пустомысл" (приводится у Даля) и "родомысл" (термин поэта и визионера Даниила Андреева). В языке есть слова "богомыслие", "здравомыслие", "пустомыслие", "глубокомыслие", от которых могут регулярно производиться названия лиц: богомысл, пустомысл и пр. Подчеркну, что все слова этого выпуска носят книжный, отчасти архаический характер, что не мешает их использованию в самом широком экспрессивно-оценочном диапазоне: от возвышенно-торжественного до насмешливо-язвительного.

Некоторые из этих названий могут быть в двух вариантах, со второосновой -мысл  или -мышленник. Первый вариант - более  возвышенный, архаический, поэтому  он  легко приобретает шутливый или иронический смысл. Второй вариант, менее удобопроизносимый,  оценочно более нейтральный. Мы приводим ряд  этих сложных слов в алфавитном порядке.

богомЫслие - свободное, догматически нескованное (в отл. от богословия) мышление о Боге, вере.

богомЫсл - тот, кто мыслит о Боге, о вере; религиозный философ.

В отличие от богослова (теолога), следующего откровению, церковной традиции, богомысл не связан никакой догмой и каноном, он вступает в свободные отношения с предметами своей мысли.

          Богомыслие никому не запрещено, но не стоит выдавать его за богословие.

Владимира Соловьева никак нельзя назвать богословом, он был вольным богомыслом, искателем премудрости Божией.


болемЫслие - болеющая мысль и мыслящая боль, болевое участие мыслителя в мыслимом.

болемЫсл - тот, кто болеет мыслью или мыслит болью.

Заметим, что в старинном имени Болемысл первая часть имеет значение "более", а не "боль".

Болемыслие прoнизывает всю традицию русской мысли, от Чаадаева до Солженицына.

Такие писатели, как Астафьев, Белов, Распутин,  в советское время считались болемыслами русской деревни.



боримЫслие - мышление как борьба.

боримЫсл -  мыслитель-борец, тот, кто поднимает своей мыслью на борьбу.

Герцен и Толстой - великие боримыслы, почти ни в чем не сходные между собой, кроме аристократической любви к крестьянскому миру.


владимЫслие - мысль как власть над умами, над обществом; политическое измерение мысли.

владимЫсл - властитель умов, стяжатель мыслительной власти и силы.

Марочкина поразило, что Н. Мейлер в юности хотел стать как К. Маркс, потому что сам он хотел стать как Мейлер. Владимыслом, интеллектуалом широкого профиля, международным министром без портфеля. Впрочем, в те годы, 1960-е, Ж.-П. Сартр был еще более завидным примером владимыслия.


гостомЫслие - иностранная мысль как фактор развития отечественной мысли.

гостомЫсл - иностранный мыслитель, ставший "своим" в отечественной культуре.

Гегель, Фейербах, Ницше, Маркс - все эти гостомыслы надолго загащивались в русской культуре и держались в ней не слишком церемонно,  причем по вине хозяев, которые постоянно приговаривали: "будьте у нас как дома".
Случайно ли звали Гостомыслом того новгородского воеводу, который призвал на княжение варяжских князей.  Кажется, имя это было провиденциальным или характерным, т.е. данным заведомо или по итогу самих действий данного лица. "Гостомыслить" - это  перекладывать на других заботу владения, управления, мышления, это призвание чужестранцев в качестве князей, специалистов, властителей дум.  Гостомыслие - одна из самых интересных особенностей русской культуры.


здравомЫсл - тот, кто мыслит здраво, трезво, рассудительно, считаясь со всей совокупностью обстоятельств.

Здравомысл - персонаж фонвизинского сочинения "Разговор у княгини Халдиной".

У нас было много экстремальных деятелей, ставивших судьбу целой страны, да и мира на карту одной идеи. А вот здравомыслов было очень мало.


лихомЫслие - лихое, крутое,  эксцентрическое, экстремальное мышление, радикальное по выводам, но малодоказательное, лишенное сильной логики.

лихомЫсл - тот, кто мыслит лихо,  своевольно, не считаясь с логикой, с правилами мышления.

Лихомысл по кратчайшей прямой гонит мысль к желательному выводу или производит широчайшие обобщения из малых очевидностей, крохотных крупиц опыта.

После знакомства широкой публики с Ницше лихомыслие вошло в моду, каждый стал с легкостью необыкновенной, двумя-тремя "афоризмами" возводить грандиозные метафизические системы.

Лихомыслие - это фейерверк мало связанных идей, это хлестаковщина мысли.



остромЫслие - острое, проблемное, дискуссионное, провокативное мышление.
остромЫсл, остромЫшленник - тот, кто  мыслит остро, заостряет проблему, вызывает на спор.
Остромыслие - редкая способность ума. Можно быть убедительным, обстоятельным, во всем правым  - и при этом плоским, как среднерусская равнина.
Остроумие и остромыслие - разные вещи. Остроумец шутит и веселит, остромысл тревожит, сердит и мучит.


перемЫслие - переменчивость мысли, мировоззрения.
перемЫсл, перемЫшленник - колеблющийся мыслитель, тот, кто часто меняет мировоззрения, переходит с одной позиции на другую.

Перемыслы делятся на два разряда: энтузиасты, быстро увлекаемые новой системой идей (например, Белинский); парадоксалисты, желающие охватить все поле возможных идей (например, Розанов). Первые сжигают все, чему раньше поклонялись; вторые  поклоняются разным и взаимоисключающим идеям, наслаждаются быстрой их сменой или тайной принадлежностью всем  противоборствующим станам.

          Перемышленник -  перебежчик между разными станами мысли - не заслуживает
          ничего, кроме презрения, как предатель.

Да, я перемышленник. Если не передумывать, то зачем и думать?


пустомЫслие -  пустое мышление, бедное содержанием, смыслом.
пустомЫсл - тот, кто мыслит впустую, бессодержательно.
Как и многие пустомыслы, Л. брался говорить на любую тему. Но даже самая его виртуозная импровизация все равно была пустомыслием, буксованием мыслительной машины на тех местах, которые непригодны для движения, где мысль вращается сама в себе, не сцепляется с почвой, предметом.
Он не только по жизни пустослов, но и в работах своих пустомысл - почитай, ни единой мысли.


родомЫслие - мышление от имени целого рода людей: родовое, национальное, классовое.

родомЫсл - выразитель мыслей и устремлений определенной социальной или этнической общности -  рода, родины; тот, кто  берет на себя право и ответственность говорить от имени народа или другой большой человеческой общности.

Родомысл стремится говорить и мыслить не от себя, а от имени целого сообщества, будь это церковь, крестьянство, рабочий класс, русский народ, интеллигенция,  передовое человечество...

Слово "родомысл" введено поэтом и мистиком Даниилом Андреевым в книге "Роза мира. Метафилософия истории" (1950 - 1958), где дается такое определение: "Исторические деятели, оказавшие могучее и благотворное влияние на судьбы народа или государства и руководимые в своей деятельности вдохновляющим влиянием народоводительствующих иерархий". В этом смысле родомыслами России были кн. Владимир и Петр 1.

Ты хоть понимаешь, от имени кого говоришь? -  Помилуй, я не родомысл, а  всего лишь частный  мыслитель, упаси меня Бог от  какого-либо родомыслия.


сердомЫслие (ср. сердоболие) - сердечная мысль,  ум сердца, способность мыслить сердцем.

сердомЫсл, сердомЫшленник - человек, мыслящий сердечно.

Ума у него палата, а вот сердцем думать не умеет. Между тем  наставнику молодых  нужнее всего именно сердомыслие.

В изображении Л. Толстого у Кутузова есть одно преимущество перед Наполеоном: сердомыслие, умение сердцем воспринять и выразить "мысль народную".

Сердомыслы - особая порода людей, которых легко узнать, но трудно определить. Лучше всего это удалось Чаадаеву: "Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие - сердцем создают себе ум; последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств" ("Отрывки и афоризмы"). Вот эти последние, которые сердцем создают себе ум, и есть сердомыслы.

Сердомыслие, или "сведение ума в сердце" - старая практика  православных исихастов,  но сейчас и все искусство нуждается в таком сердомыслии - набрав палату ума,  обжить ее сердечно. Или как высказался   Григорий Сковорода, "глубокое сердце, одному только Богу познаваемое, не иное что есть, как мыслей наших неограниченная бездна..."   (цит. по кн. В. Эрна   "Г. С. Сковорода", М., 1912, С. 217).



тихомЫслие, тиходУмие - кроткая, осторожная, оговорчивая манера мыслить, не притязающая на общественное внимание или воздействие.
тихомЫсл, тиходУм - частный мыслитель, который не притязает на большие обобщения, не рассчитывает на широкий круг читателей, пишет для себя или узкого круга "своих", живет и мыслит в тишине.
Яков Друскин никогда не притязал ни на чье внимание, не то что общества, но даже и маленького кружка, - он был тихомыслом по призванию.

Нужно различать тугодумие - инертность, косность мысли - и тиходумие, неспешность, неторопливость, самоуглубленность.  В эпохи быстрых и громких общественных перемен тиходумы слывут тугодумами.



яромЫслие - яростная, гневная, мстительная, обличительная мысль, направленная на низвержение существующего строя, насильственное изменение действительности.

яромЫсл -  мыслитель яростного, бичующего, воинственного направления.

Ленин, Троцкий и прочие яромыслы пытались волевыми методами и революционным насилием переломить объективные тенденции экономического развития России от феодализма к капитализму.

Наши  публицисты-яромыслы словечка не вымолвят, чтобы не брызнуть ядовитой слюной.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

21 апреля - День Альтернатив ("Новая газета")

День 21 апреля ничем особенным не ознаменовал и не запятнал себя в истории. Но он стоит в промежутке между двумя другими, памятными датами, которые торжественно отмечались самыми  могучими и свирепыми  режимами XX века.  20 апреля - день рождения Гитлера, 22 апреля -  Ленина. Соответственно 21 апреля знаменует тонкую черту между двумя тоталитарными безднами, по которой человечество, как по узкому мостику, перебралось  в XXI в.
20 апреля - День рождения Гитлера

21 апреля - День Интеллектуала (День альтернативного сознания)

22 апреля - День рождения Ленина

Преддлагается отмечать 21 апреля как альтернативу тоталитарным праздникам ХХ века, которые все еще справляются поклонниками Гитлера и Ленина, наследниками их идей. В постсоветское время экстремизм все чаще соединяет левые и правые фланги,  сводит необольшевиков и нацистов,   красных и коричневых, ленинцев и гитлеровцев. Поэтому так важно поставить точку разрыва именно в месте их смычки. Отсюда и символический смысл этой даты. 21 апреля - день альтернативного сознания, праздник вызова всем  формам тоталитаризма, всем системам единовластия и единомыслия, единодушия и единолюбия.

Ленин и Гитлер - политические и в каком-то смысле  народные вожди, но глубоко антиинтеллектуальные. Поэтому 21 апреля - праздник сознания, которое освобождается от своих идеологических химер и популистских соблазнов. Одна из тем этого праздника - борьба с антиинтеллектуальными настроениями,  укорененными в авторитарных  и тоталитарных традициях российской истории.

Среди множества праздников - патриотических,  религиозных, революционных, женских, мужских, шахтерских, морских, спортивных и т.д. - нет ни одного собственного интеллектуального (если не считать таковым День учителя). Таким праздником и может стать день 21 апреля.  Я не представляю себе в этот день народных шествий и гуляний, но представляю общественную дискуссию, интеллектуальный (не политический) диалог между представителями разных профессий и дисциплин, школ и направлений - в литературе, искусстве, философии, гуманитарных и естественных науках. Да и в политике, только не о политике. (Любопытно было бы послушать, к примеру, спор Грызлова и Зюганова о стихах Цветаевой или прозе Набокова, или диспут докторов философских наук Жириновского и Рогозина о Гегеле и Гуссерле - это могло бы внести в течение праздника карнавальную струю). В этот день интеллектуалы  вышли бы из своих профессиональных ячеек - не на улицы и площади, а навстречу друг другу, в пространство междисциплинарного общения. Проводились бы конкурсы - не только эрудитов, по диагонали пробежавших все энциклопедии, но и литературные турниры, состязания мыслителей. Можно было бы возродить  традиции публичных академических диспутов и открытых конкурсов, вроде тех, что проводились в 18 и 19 вв. европейскими академиями наук (победы на них одерживали Жан Жак Руссо и Артур Шопенгауэр).

21 апреля - день альтернатив, в какой бы интеллектуальной или профессиональной области они ни проявлялись: альтернативной педагогики, эстетики, поэзии, философии. Это день инакомыслия, инакочувствия, инакоречия, инакодействия, всех видов инаковости, поскольку они образуют трещину в монолитах единомыслия, единочувствия и единодействия. Само понятие "интеллекта" этимологически связано с "интер", "между", и буквально означает "читать между, выбирать между". Эти "межи", пробелы между публичными сферами и профессиями, и заполняются альтернативным мышлением, "межеумочным" подходом. В отличие от 1 апреля,  Дня дураков, 21 апреля - это праздник мыслящих людей, день творческих инициатив и умного веселья.

Дух альтернативности, многовариантности творческого сознания мог бы воплощаться и в так называемых коллективных импровизациях. В домашних или клубных условиях собираются несколько человек, представителей разных  интеллектуальных и творческих профессий, и каждый предлагает тему импровизации - либо темы задаются публикой. Из нескольких тем по жребию или по голосованию выбирается одна. Потом дается час - за это время на выбранную тему пишутся эссе, стихи, маленькие трактаты, музыкальные композиции,  подготавливаются актерские выступления - в общем, могут использоваться любые жанры.  Обычно такое стрессовое состояние - давление времени и непредсказуемость темы - приводит к неожиданным творческим прорывам, которые не могли бы состояться в условиях размеренной кабинетной работы. Существенно здесь и пересечение координат общения и творчества, сам процесс сомыслия, диалогического взамодействия  разных  сознаний. Все созданное за этот час зачитывается, разыгрывается, показывается, обсуждается.  Если импровизация проходит на публике, могут выявляться победители и присуждаться награды, но это  момент второстепенный и необязательный. Итог коллективной импровизации - это именно собрание всех разножанровых воплощений данной темы, своего рода "финальное произведение",  синтез искусств, наук, разных способов письма и самовыражения. Еще один итог - импульс к дальнейшей, уже более целенаправленной работе, подсказанной озарениями импровизационного часа. Такие коллективные импровизации проводились Клубом эссеистов в Москве в 1980-е гг., и неизменно ситуация открытой темы и "мозгового штурма" порождала прилив вдохновения и неожиданные результаты, которые затем могли разрабатываться  уже независимо каждым участником в соответствии с его профессиональными интересами.  Вообще 21 апреля благоприятствует всем спонтанным видам творчества, что опять-таки делает этот праздник альтернативой тоталитаризму с его культом плана и дисциплины.

Речь идет о возрождении, точнее, нарождении в России традиций интеллектуальной общественной жизни, не замкнутой в академических цехах. О том, чтобы интеллект пользовался общественным престижем, чтобы на небосклон всходили  не только рок- и кинозвезды. Кстати, не меньше России в этом нуждается Америка, да и мало где в современном мире интеллектуалы имеют свой праздник. Праздник 21 апреля мог бы привлечь внимание российского общества к судьбам интеллекта, теснимого со всех сторон и феодальной ментальностью силы-чести-служения, и капиталистической ментальностью прибыли-пользы-успеха

При всех изъянах российской общественности ей нельзя отказать в любви к праздникам, порой чрезмерной. Но eсть области, совершенно не охваченные праздниками. В частности, Интернет -  быстро растущее сообщество, у которого, как у всякого общественного организма, должны быть свои ритмы: свои эксцессы и аскезы, пиршества и посты, время крика и молчания, и т.д. Самое устойчивое и сверхвременное из всех сообществ  - церковь: какая богатая  оркестровка праздников, постов, таинств, какой сложно организованный ритмический календарь! Да и любое правильно устроенное общество, от государства до семьи, от профсоюзной ячейки до влюбленной пары - имеет свой ритм, календарь, экстазы, труды и паузы... Свои будни, праздники и посты - черные, красные и белые даты.

Интеллектуальные турниры и коллективные импровизации в День интеллектуала могут стать красными датами в сетевом календаре, как великие битвы и договоры о мире в календаре общегражданском. А дни рождения вождя и фюрера будут белыми датами - словесного поста,  воздержания, поминовения их жертв... Пока что весь календарь Интернета - черный,  будничный, трудовой, муравьиный... Mы предлагаем внести в него цветные просеки, порисовать красным и белым на этой черной доске. Жизнь интернетского сообщества нуждаeтся в структуре событий, придающих смысл и артикуляцию ее однообразному жужжанию.

Итак, 21 апреля:

- День Интеллектуала, День альтернативного сознания и творческого воображения

- День вызова любому тоталитарному сознанию - фашистскому, коммунистическому, национал-социалистическому, религиозно-фундаменталистскому

- День инакомыслия, в какой бы области оно ни проявлялось: политической, экономической, идеологической, философской, художественной...

Такова праздничная возможность этого дня-альтернативы.

             http://2004.NovayaGazeta.Ru/nomer/2004/27n/n27n-s36.shtml

 
______________________________________________________________


           Другой праздник. Индустрия восторга (журнал "Со-общение")

Смысл национальных праздников несводим к досугу или развлечению,
гораздо большее отношение он имеет к метафизической стороне бытия, к
тому, что принято называть национальным духом. Сегодня мы,
вероятно, стоим на пороге реформы в системе наших праздников, а
значит?..

Мы попросили откомментировать предложения по замене российских праздников, выдвинутые Государственной Думой, автора, вошедшего в первую сотню Рейтинга социогуманитарных мыслителей России, в последние годы - профессора теории культуры и русской литературы университета Эмори (США) Михаила Эпштейна.

---С радостью в России самый большой дефицит. Поэтому индустрия радости не только возможна, но заслуживает самых больших вложений! Радость следует отличать от удовольствия, которое может быть мгновенным, и от счастья, протяжённость которого - жизнь или значительная её часть. Радость - посредине; мне представляется, что это самая социальная из всех положительных эмоций. Радость хочется делить с другими. "Радость, пламя неземное, / Райский дух, слетевший к нам, / Опьянённые тобою, / Мы вошли в твой светлый храм. / Ты сближаешь без усилья / Всех разрозненных враждой, / Там, где ты раскинешь крылья, / Люди - братья меж собой. / ХОР: Обнимитесь, миллионы! / Слейтесь в радости одной!" (Из оды Ф. Шиллера "К радости"). В этом смысл праздника: такая радость, что хочется обняться с миллионами.

Что касается восторга... В понятии этом меня смущает именно изменённое состояние сознания, выгодное всем режимам власти. Восторг, ликование, экстаз - это уже чувства чрезмерные, эмоционально захлёстывающие, нетрезвые, поэтому их лучше переживать наедине или в очень тесном кругу, неизвестно, куда они занесут. В них есть зачаток оргийности и тоталитарности - в Северной Корее все только и делают, что ликуют. Тоталитаризм - гитлеровского, сталинского, маоистского, кимирсеновского толка - возможно, это и есть вариант индустрии восторга как эмоционально-политического опиума. Поэтому я предпочёл бы говорить не о восторге, а о радости, которая может быть тихой, спокойной, понимающей, трезвящей.

Праздник - это не только опьянение, но и наоборот, протрезвление от отупляющего, оцепеняющего хода буден. Радость способна и опьянять, и отрезвлять, поэтому она и составляет эмоциональную основу праздника. В радости я остаюсь самим собой, сохраняюсь как личность, тогда как восторг исторгает, уводит из себя. Восторженность легко переходит в агрессивность, это две стороны изменённого состояния сознания, когда притупляется чувство и своей, и чужой боли. Так и видишь сталинских вакхантов и вакханок, несущихся по широким полям и лесам родины, и терзающих на своём пути всех, кто чуть-чуть чужой. Если антоним радости я горе или страдание, то антоним восторга я трезвость, самообладание. А России как раз нужно стратегически совместить радость и трезвость, которые исторически в ней разъединялись: радость переходила в официозное ликование и оргиастический восторг, всё сметающий на своем пути, тогда как протрезвляло только страдание и горе.

На современном Западе, прежде всего США, праздник тоже несёт в себе черты потребительского восторга, как коммерческое мероприятие экстазаэксцесса, когда тратится и покупается больше, чем в обычные дни. России этого не избежать, но поскольку она только нащупывает свою систему праздников, ей пристало более трезвое отношение к этому судьбоносному выбору.

Индустрия радости не только возможна, но заслуживает самых больших вложений!

Праздники - это система метафизических вех и ориентаций нации, то, в чём она находит смысл своего бытия в истории. Скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу, для чего ты живёшь. Праздник - то, что нация считает нужным обессмертить в своей жизни и чем обессмертить себя, с чем она готова предстать Богу. Поэтому нужно с особым вниманием отнестись к датам не только военных битв, но и научных открытий, художественных свершений, к датам рождения духовных водителей нации - Толстого, Достоевского, Пушкина, Вл. Соловьёва, Менделеева,  А. Сахарова, А. Солженицына, Ю. Лотмана, С. Аверинцева... По мере созревания нации и её более глубокого вхождения в состав человечества роль духовных, так сказать, ноосферных праздников будет возрастать.

Праздник - выход из линейного хода времени, а значит, и надежда на его преодоление, подготовка к бессмертию. Праздник в идеале - это опыт бессмертия здесь и сейчас. Мой любимый праздник здесь, в Америке - День благодарения. Если уж заимствовать какие-то праздники у Америки, то именно этот, а не набирающий в России популярность Хэллоуин. /.../

Предложенные российской Думой поправки к системе праздников частично оправданны. Это относится, в первую очередь, к продлению до 5 дней Новогодья, когда празднуется сама смена времён, обновление мира, то есть яснее всего выступает архетипическая сущность праздника как вечного во времени. Можно и сократить Первомай до одного дня, небольшая потеря. А вот отмена празднования Дня Конституции - тяжёлый удар по правосознанию нации, которая находится в зачаточном периоде своего конституционного развития. Чествование основного закона страны - это праздник Закона как такового, его верховенства в жизни страны. Если День Конституции перестаёт отмечаться как праздник, это значит, что начинается явная или тайная подготовка к её пересмотру, что грозит стране новой эпохой беззакония. День Независимости России (12 июня) никак не может заменить Дня Конституции (чем оправдывают отмену последнего). Само понятие независимости в этом контексте нуждается в объяснении: от кого/чего освободилась Россия в этот день? Кроме того, независимость, как правило, достигается освободительной борьбой или революцией, тогда как Конституция имеет противоположный смысл, устанавливая твёрдый порядок жизни освобождённой нации. Свобода и закон - это два исторически взаимодополняющих, но не тождественных понятия.

Особо удивляет отмена Октябрьского праздника, точнее, перенос его на 4 ноября как день освобождения России от польских завоевателей. Спрашивается, почему тогда не от татаро-монгольского ига, или от наполеоновского нашествия, или от немецких захватчиков в пору Александра Невского? Это как раз и есть совокупность близкородственных исторических событий, которые могли бы праздноваться совместно в День Независимости России. А вот память Октябрьской революции, расколовшей народ и уничтожившей почти его половину, причём далеко не худшую, - эту память заменить нечем, она всё ещё кровоточит в русской истории и делает её столь трагической и грандиозной в сознании всего человечества. Преступно вычёркивать эту память из календаря. Другое дело, что название "День национального примирения и согласия" звучит как-то чудовищно политкорректно, точнее, издевательски, оруэлловски по отношению к Октябрю. Стоило бы, сохранив этот праздник 7 ноября, переосмыслить его как День Национального Раскаяния  или как День Исторического Самосознания России, чтобы заострить катастрофический смысл Октября и последовавшей за ним гражданской войны (продолжавшейся и в 1930-е годы в форме "коллективизации"). Праздник 7 ноября - это катарсис исторической катастрофы, преодоление воли к самоубийству, очищение нации от разрушительных последствий внутренней розни - классовой или этнической.

Праздники - это система метафизических вех и ориентаций нации, то, в чём она находит смысл своего бытия в истории

Вместе с тем, реформа праздничной системы должна была бы коснуться и других её аспектов. Представляется необходимым учреждение двух новых сфер или типов праздничного самосознания нации.

Во-первых, это праздник частной собственности, праздник границ, разделяющих частные наделы и вместе с тем соединяющих их владельцев чувством добрососедства. Одним из важнейших праздников Римской империи был День Терминалий, когда освящались границы между частными владениями, когда соседи приносили жертвы мёдом и молоком Терминам - божествам границ, межевым столбам и камням, разделявшим границы владений. День терминалий приходился на 23 февраля, когда в СССР и наследовавшей ему РФ празднуется День Защитника Отечества. Происхождение этого праздника 23 февраля 1918 года окутано мглой исторических искажений и подмен, но не исключено, что он возник в опосредованной связи с римским оригиналом. Стоило бы вернуть 23 февраля его изначальный, более широкий смысл, отвечающий нынешнему этапу становления России как федеративного государства, где освящаются и охраняются не только имперские границы, но и границы составляющих империю провинций, областей, а также частных владений, я неприкосновенность частной собственности как таковой.

Наконец, ещё один праздник, которого и нам, и всему человечеству остро недостаёт в век ускоренного развития информационных технологий, ноосферы и всей умственно-творческой составляющей цивилизации я День интеллектуала.

У нас есть Дни шахтёра, милиции, авиации и так далее, но интеллектуальный фактор практически всех достижений современности, вступающей в эпоху искусственного разума, остаётся непризнанным. В России, где исторически сильны традиции антиинтеллектуализма, недоверия к разуму и рациональности, было бы стратегически важно утвердить значимость разума в исторических свершениях и перспективах страны. Лучшая календарная дата для празднования Дня интеллектуала, как представляется, - 21 апреля - дата между днями рождения Гитлера (20.04) и Ленина (22.04), двух тоталитарных вождей и чемпионов ненависти к интеллектуалам и интеллектуализму.

День интеллектуала может стать Днём противостояния любым формам тоталитаризма: левым и правым, коммунистическим и фашистским, ибо именно разуму, как говорил Паскаль, более всего свойственно недоверие к себе.

 

"Со-общение. Технологический журнал для гуманитариев". http://www.soob.ru/n/2004/12/s/4

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Еще один материал на тему 21 апреля: Александр Вознесенский.  Предложение праздника. День интеллектуала.  "Независимая газета".