ДАР СЛОВА 191 (257)
Проективный лексикон русского языка
                                                          25  ноября 2007



                        Предложение праздника: День Словарей (22  ноября)

На минувшей неделе, 22 ноября,  исполнилось 206 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля (1801 - 1872), великого русского лексикографа, создателя  "Толкового словаря живого великорусского языка". В этой связи предложение: отмечать день рождения В.И. Даля как
День Словарей.

Словарь - это не просто книга, он объемлет собой множество книг, он подводит итог целым эпохам развития языка и, как это случилось со Словарем Даля, прокладывает пути его дальнейшего развития. В наше время словари и энциклопедии, справочники и тезаурусы пользуются широчайшим  читательским спросом, составляя  сильную конкуренцию сюжетно-повествовательной словесности.  С появлением интернета и гипертекста все более распространяется  словарно-энциклопедический способ представления информации, причем авторство словарных статей приобретает массовый характер (Википедия). Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем  день рождения В. И. Даля.

В США День словарей отмечается 16 октября, в память родившегося в этот день основоположника  серии вебстеровских словарей  Ноя Вебстера (1758-1843). В этот день в американских школах рассказывают о разных типах словарей, учат ими пользоваться и с особым воодушевлением работают над пополнением словарного запаса учащихся. А мы в этот день, вдобавок ко всему перечисленному,  могли бы задуматься и о том,  как нам повезло с Далем. Большие академические словари выходили и до него, он же создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, но и способы его лексического обогащения.   Словарь Даля - это книга словопроизводства, а не только словоописания.  Она включает не только то, что говорится, но и то, что говоримо по-русски. Отсюда и щедрость, если не "избыточность", его словесных гнезд. Даль приводит все возможные слова от данного корня, считаясь не с фактами их употребления, но с самой возможностью  их образования. Отсюда и критика далевского Словаря со стороны чисто академической науки:

 "Даль не мог понять (см. его полемику с А.Н. Пыпиным в конце IV т. Словаря), что ссылки на одно "русское ухо", на "дух языка", "на мир, на всю Русь", при невозможности доказать, "были ли в печати, кем и где говорились" слова в роде "пособ", "пособка" (от "пособить"), "колоземица", "казотка", "глазоем" и т. д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают".
        С. Булич. Статья "Даль В. И."  Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона.
Далевские находки и выдумки не возвышают "материала", но они возвышают русский язык. Далевский Словарь - не чисто дескриптивный, но отчасти и проективный, книга русского языка во всем объеме его памяти и воображения (хотя  память у Даля все-таки  сильнее воображения). Отсюда и мощное воздействие далевского словаря на читателей и особенно на писателей. Это словарь не столько для справочного использования, сколько для пробуждения вкуса и творческой способности к языку. Ни один из академических словарей не сравнится с далевским в представлении словообразовательного богатства русского языка, в передаче его живого, созидательного духа.  Не случайно этой книгой пользовались - и вдохновлялись ею  - столь разные писатели, как А. Белый и В. Хлебников, С. Есенин и А. Солженицын.

    Итак, предлагаю учредить День Словарей как дань памяти В. И. Даля и в знак возрастающей роли словарей - наших лоцманов и маяков в ширящемся океане информации.  Буду рад вашим встречным идеям о том, как сделать этот день праздником мысли и языка.
    Пишите:  russmne@emory.edu



Иногда старые слова вдруг оживают  в новом историческом контексте. Слово "хронократия"  (власть времени, режим времядержавия) появилось в "Даре" еще пять лет назад (вып. 60).  В связи с недавними и предстоящими событиями в России оно становится все более актуальным.

                    Вся власть - времени!  Манифест хронократии

Не только мы распоряжаемся временем, но и оно - нами. Власть времени в каждом конкретном обществе определяет природу его политического режима. Хронократия -  это диктатура времени как определяющий фактор общественной жизни; форма политического устройства, основанная на признании времени  решающим фактором обновления структур власти.

Начну с маленького примера. Я преподаю в американском университете. В моем офисе каждые три года происходит замена старой модели компьютера новой. Для меня это не вполне удобно, как и для некоторых моих коллег. Я уже привык к старым программам, к знакомому интерфейсу, они меня устраивают, новые ничем не лучше. Приходится ломать привычки, перезаписывать файлы,  моя работа выходит из колеи. Кому это нужно? Это не нужно ни завкафедрой, ни президенту университета, ни президенту США, тем не менее я вынужден подчиниться. Чьей власти?  Власти времени, которое и выступает как верховный правитель в политической и экономической системе американского общества.

Назвать эту систему хронократией гораздо уместнее, чем демократией. Никакой демос мной не управляет - и слава Богу.  В условиях хронократии жизнь общества определяется регулярной и обязательной сменой всех его политических, экономических, научных, культурных тенденций, мод, методологий, руководящих кадров. В частности, хронократия предполагает безусловную сменяемость всех органов власти в строго отмеренные сроки. Для каждого сегмента культуры выделяется особый временной фактор или "запас" новизны, в течение которого данное явление  перестает восприниматься как легитимное и  необходимо должно уступить другому.  Президенты, автомобили, компьютеры, учебники, течения живописи, фасоны одежды, стили прически меняются в определенном порядке и ритме, по-разному заданном для каждой категории.  Например, максимум восемь лет для президента, год для  фасона одежды, несколько недель для фильмов в кинотеатрах... Время - фактор легитимизации любого режима власти, даже если речь идет о властителях дум и мод.

Не всегда хронократия удобна, приятна и полезна.  Она порой прибегает к насилию. Вещи периoдически обновляются даже вопреки  целесообразности. Новые изделия худшего качества вытесняют старые, доброкачественные, только потому, что  хронократия определяет действие рыночных механизмов, формируя идеологию "новое - лучшее" и мобилизуя покупательский спрос. Еще один пример хронократии - обязательный уход на пенсию всех сотрудников, достигших определенного возраста, независимо от их здоровья, опыта, должности, полезности,  трудоспособности, творческого потенциала. Жаль, что их увольняют. Не хочется менять привычный компьютер на новую, неизвестную модель. Но жертвы, которые приносятся власти Времени, несравнимо меньше, чем ущерб от безграничного самовластия  какого-то одного человека, или группы, или корпорации, или модели.

Итак, при хронократии не техника и не кадры, но время решает все. Нет несменяемых начальников и "задержанных" поколений.  Время - хозяин, а президенты, капиталы, корпорации - его слуги.  Хронос старше и сильнее  демоса и плутоса.

Если вдуматься, то хронократия не только совместима с демократией, но и составляет ее необходимое условие.  Тоталитарные режимы, объявляющие себя "народными демократиями", могут и в самом деле пользоваться поддержкой большинства, но им чужд принцип времявластия. Вождь - Сталин, Мао Цзедун, Кадаффи  -  возвышается над временем, а не подвластен ему. Идея демократии становится смутной и противоречивой, если она не дополняется режимом хронократии. Я охотно поверю, что, проводись на Кубе или в Сев. Корее  свободные выборы, почти все как один проголосовали бы за Кастро или Ким Ир Чена. Означает ли это,  что эти страны демократичнее тех, где за лидера голосует всего половина, а то и меньше населения?

Увы,  демократия как таковая легко превращается в пародию на себя, в форму народного самопорабощения.  Идея хронократии гораздо точнее и непреложнее. Как ни горько в этом признаться,  время умнее народа и лучше застраховано от политических ошибок. Все-таки этот механизм - время - запущен  не нами.  Времявластие безусловнее и божественнее народовластия.

Поэтому  так трудно говорить о демократии в посттоталитарном обществе: ее границы легко размываются и уступают мечте о всенародном вожде. Всемогущем и несменяемом.  Нам бы создать хронократию, где каждый правитель, большой и малый, признавал бы над собой верховную власть времени. Кончился твой срок - уступай место другому! Да здравствует времядержавие!

---------------------
Словарик:
хронокрАтия - букв. "власть времени", времяправие, времядержавие, от греч.
        chronos,     время +  kratos, власть.
демос,  греч. demos, народ.
плутос, греч. plutos,  богатство.
плутократия - власть богатых; политический строй, в котором власть принадлежит богатой верхушке общества.

_________________________________________________________________
Сетевой проект "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (вставить в эту форму свой эл. адрес)

Языковод   -  новый сайт Центра творческого развития русского языка.

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.