ДАР СЛОВА 193 (259)
Проективный лексикон русского языка
                                                          9  декабря 2007


                                                        Слово года
Дорогие друзья!
Kонтуры уходящего 2007-го года становятся все яснее, и пришла пора вернуться к теме Слова и Антислова года. Напоминаю, что такие ежегодные выборы Слова уже давно проводятся в США, об этом вы можете прочитать в  статье Слово года, века, тысячелетия ("Независимая газета". 2 марта 2007).  Проводятся они и в Японии, о чем вы узнаете из приводимого ниже письма Татьяны Ямадзаки.  Для каждой страны выбор "Слова года"  (как и выбор "Человека года") - это способ самопознания,  взгляд на себя со стороны и из будущего.  Слово года: то, которое в наибольшей степени концентрирует в себе его проблематику, заботу и интерес. Антислово года: самое фальшивое, пропагандистское, аморальное.

Приведу два письма с конкретными предложениями: Анатолия Михайловича Ильиных и Татьяны Ямадзаки.

Fri, 14 Sep 2007
Ильиных <ilinykham@gtn.ru>

     Михаил Наумович, здравствуйте!
      Предлагаю в качестве Слова-2007 слово "глобализм". Хотя оно и далеко не новое, но в
последнее время очень актуальное. Явление не однозначное, о чем говорит наличие
нарастающего движения антиглобализма. Для современной России, которая всё более активно
входит в мировое сообщество, это понятие становится все более значимым. Частным примером стало отношение общества к вопросу о вступлении России в ВТО: надо это, или нет? Хорошо ли быть членом этой организации, или плохо? Для кого-то хорошо, для многих - плохо. Особым путем идти, или со всем миром в ногу?
     В качестве Антислова-2007 предлагаю слово "эпицентр". Уж больно это "красивое"
слово понравилось многим журналистам и теле-радио-ведущим, применяющим его не к месту!
Например - "в эпицентре событий". Не в центре, а именно в эпицентре!  А ведь слово "эпицентр" означает точку проекции какого-либо объекта на какую-то плоскость - например проекцию очага подземного или подводного землетрясения на поверхность земли или моря. Или проекция точки взрыва в атмосфере на поверхность земли. А куда проецируются "события" для определения их места?
     С уважением - Ваш уже старый (во всех отношениях) знакомый Ильиных Анатолий
Михайлович, город Гатчина Ленинградской области, инженер по контрольно-измерительным
приборам, интересующийся новостями науки, техники и политики, рассылкой "Дар слова",
интересными географическими объектами и непознанными явлениями, бывший альпинист,
понемногу стихоплет, многолетний, но неэффективный познаватель английского языка...



26 Nov 2007 17:43:53 +0900
"Tatiana" <garand@bpost.plala.or.jp

Уважаемый Михаил Наумович!

...Для Слова Года предлагаю слова "пиар" и "раскрутка".
Мне кажется, они отражают избыточную коммерциализацию жизни в теперешней России.

Между прочим, в Японии в конце года выбирают Иероглиф Года (он может нести и анти-нагрузку). Например, в 2006 году был выбран иероглиф "ИНОЧИ" (жизнь), это было связано с рождением долгожданного ребёнка мужского пола в семье второго сына здравствующего императора, но также и с тем, что в 2006 году были многочисленные случаи самоубийств (прерывания жизней) среди японских школьников из-за издевательств сверстников...

Всего Вам самого наилучшего.
С уважением - Татьяна Ямадзаки.
Город Нагоя, Япония.



Еще одно интересное предложение пришло от известного поэта и прозаика Татьяны Щербины
(Москва).  Она предлагает в качестве антислова глагол "слить" в таких выражениях, как "слить человека, друга,  сослуживца, начальника" и т.п. Насколько я понимаю, "слить" значит сдать, предать, поставить крест, превратить в ничто, выплеснуть, как помои. Это свежее обозначение очень подлого действия.

На конгрессе МАПРЯЛ (Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы) в Варне (сентябрь 2007) я вынес тот же вопрос на научную сессию (по фразеологии):  "Какое слово и/или выражение вы считаете ключевым для 2007 г.?"
Пришли такие ответы.
Слова: глобализация (дважды),  интеграция, терроризм, Европа, межкультурная коммуникация (дважды), мировое сообщество.
Выражения: разделяй и властвуй; все возвращается на круги своя; мозги набекрень (у общества); сильные мира сего; хотели как лучше, а получилось как всегда;  делай, что должен, и будь что будет.

Итак,  просьба  к читателям: пришлите мне те слова (или словосочетания), которые вы считаете самыми характерными, ключевыми для уходящего года; слова, по которым его могли бы  вспомнить и  опознать потомки. В роли слов могут выступать и словосочетания, идиомы, крылатые выражения. Необязательно, чтобы слово возникло именно в данный год, важно, чтобы оно приобрело за минувший год особую известность, оказалось в центре общественного внимания, обозначило существенный сдвиг в  культурном, политическом, научно-техническом развитии. Например, я бы всерьез отнесся к предложению выбрать словом 2007 г. "нанотехнология",  хотя впервые этот термин употребил японский физик Норио Танигучи в 1974 г..

Конечно, год еще продолжается, причем с "ускорением": чуть ли не каждая неделя приносит новые слова и сочетания, типа "план Путина" и "национальный лидер".  Их тоже, конечно, можно выдвигать на конкурс, но не забудьте, пожалуйста, указать, в какой категории: Слово или Антислово. Ну и, конечно, полезно помнить, что у  спущенных сверху идеологем бывает очень короткая жизнь.

После того того, как поступят все слова (до 1 января 2008 г., но чем раньше, тем лучше), я вынесу их на обсуждение Научно-творческого совета Центра творческого развития русского языка. В Совет входят писатели и лингвисты, вы можете познакомиться с составом Совета на сайте Центра  Языковод, в разделе "О центре". По итогам этого обсуждения и будут выбраны Слово и Антислово года.  Надеюсь, итогами нашего выбора заинтересуются СМИ. Особо отмечены будут номинаторы победивших слов.

Жду ваших писем, с темой dar, по адресу: russmne@emory.edu

Напоминаю вам словесные вехи минувших годов -  по американской версии (надеюсь, к ней и японской скоро прибавится русская):

1990 г.  - "bushlips", "губы Буша (старшего)", в значении "неискренняя политическая риторика".
1991 - выражение "Мать всего" ("Мать всех побед", "Мать всех войн" и т.д.), изреченное Саддамом Хусейном.
1992 - "Нет!" (выражение несогласия).
1993 - "информационный хайвей".
1994 - ничья между двумя Словами: "кибер" (от "кибернетика")  и  "морф" (измененная форма).
1995 - опять ничья: World Wide Web (сеть на весь свет) и ньют (агрессивный новичок, по имени республиканца-конгрессмена Ньюта Гингрича).
1997 -  "жучок тысячелетия" (о переходе летоисчисления компьютеров в 21-ый век).
1998 - приставка "э" (от "электронный", как в словах "эмейл", "экоммерция").
1999 - "Y2K", сокращенное обозначение "года 2000" (К - это "кило", тысяча,  три нуля).
2000 - "chad",  кружочек бумаги, выдавливаемой из бюллетеня при голосовании (об избирательной баталии Буша и Гора).
2001 - "9/11" (теракт в Нью-Йорке).
2002 - "оружие массового поражения" (в хранении которого обвинялся Ирак).
2003 - "метросексуал" (модник, гетеросексуал, житель большого города).
2004 - "красные и синие штаты" (те, что голосовали соответственно за республиканцев и демократов).
2005 -"truthiness", правдивость (в отличие от правды), претензия быть правдивым невзирая на факты (у слова - иронический смысл).
2006 - "оплутонить (ся)" (to pluto, to be plutoed), т.е. разжаловать, понизить в звании, от названия бывшей планеты Плутон, которая в 2006 г. Международным Астрономическим союзом  была разжалована в "планеты-карлики".

В 2000-м году были также выбраны слова эпохальные.
Словом  декады (1990-е) стало web - сеть, электронная паутина.
Словом 20-го столетия было признано "джаз" (вторым по счету шло "ДНК").
Титул "Слово тысячелетия" был присвоен местоимению "она" (ближайшим соперником была "наука").



                                                     Судьба слова

Так мы назовем новый раздел "Дара" (нерегулярный), в котором рассматривается судьба слов и понятий, исторические причуды их меняющихся значений, которые, как и денежные знаки, акции, золото и т.д., могут идти на повышение или понижение. История языка - это в какой-то мере игра вербальных валют, семантических ценностей - игра свободная, поэтическая, или жестко управляемая, идеологическая.  Трудно предвидеть, когда и в каких обстоятельствах то или иное слово (понятие) может быть призвано к новому служению, обременено дополнительным смыслом.

В последние недели в центр общественного внимания выдвинулась группа пензенских затворников-апокалиптиков, которые в ожидании конца света спрятались в специально  оборудованной пещере. По сути, они построили себе ковчег, предназначенный перенести их через воды мирового потопа, в каком бы виде эта Божья кара ни грянула над землей. Менее известна другая секта ковчежников-мусульман, около 35 человек, вот уже 15 лет  заключивших себя в одном казанском доме. Этот дом  должен выстоять в глобальном землетрясении, знаменующем "конец света", который, как объявил лидер секты Файзрахман Саттаров, наступит в ближайшее время.

Кто же такие ковчежники?  Это умонастроение носилось в воздухе еще в СССР,  в 1960-70-е годы, и то, что оно сейчас выступило на поверхность, побуждает с обновленным вниманием относиться к его теологии. Приведу отрывок из своей книги "Новое сектантство" (1984-1988), где легко обнаруживается параллель между разными поколениями искателей Ковчега.

                                                        КОВЧЕЖНИКИ

 Называют себя также "искателями Ковчега", "строителями Ковчега", или же "ноевцами", по имени библейского праведника, спасшегося от потопа. Можно предположить, что ковчежники - эсхатологическая отрасль ордена доместиканцев (см. ДОМОВИТЯНЕ). Дом они называют ковчегом, переплывающим пучину современной цивилизации, местом спасения праведных, Церковью Последнего Завета. Ковчег - это преобразование Дома в эсхатологическом измерении, а значит, исполнение его последней сущности как абсолютного-пространства-в-себе. Чтобы пережить цивилизацию, создавшую средства собственного уничтожения, дом должен быть устроен по образу ковчега, то есть служить не только для жизни, но и для выживания.

 "Ковчег - это дом совершенный, замкнутый, сам себя питающий и животворящий. Наши дома предназначены для полужизни и для полусмерти, но если вокруг воцарится полная смерть, то внутри должна быть полная жизнь. Вся жизнь, какая только есть на Земле, сойдется в доме, как некоем подполье. Ковчег - Божье чрево, из которого род человеческий выйдет заново рожденным" (И. Т. "Размышления о новом потопе").
Ковчежники утверждают, что новый потоп будет не водным, а огненным, по слову апостола Петра: ". . .Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, был потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков" (2 Петр, 3, 5-7). Отсюда ковчежники делают два вывода: что ковчег должен быть не надводным, а подземным и что Бог призывает людей самостоятельно построить его по собственному плану и разумению, каждому для себя.
                "В дни Ноя человечество имело силы грешить, но не имело сил себя наказать и уничтожить, поэтому и наказание было послано Богом с небес, в стихии дождя. Ныне же человечество, возомнив себя сильнее Творца и создав мир самосущих энергий, иначе говоря, огней, само подготовило себе орудие казни; ибо эти огни, выйдя из рук поджигателя, спалят его самого.
                Но отсюда следует и другое: если орудие кары находится в человеческих руках, то в них же - и орудие спасения. Бог послал с неба потоп, Бог научил Ноя спастись от потопа; но в новые времена и казнь, и милость должны прийти к человеку от его собственных рук. И не ждать надо повторного указания Божия, а приниматься за дело. В тот час, когда человечество приобретает власть себя уничтожить, остаток этого человечества приобретает волю себя спасти. Эта власть и эта воля даются человеку свыше, от Божьего гнева и Божьего милосердия" (Д. Щ. "Новейшие параллельные места к Книге Бытия", гл. 6, "Ной и ноевцы").
  "Земля - дом человека, данный ему во владение, и Земля же станет ему ковчегом, раскроет недра свои. Но как в поте лица своего возделывал человек землю, чтобы питаться от ее плодов, так в поте лица придется ему искать путь в чрево земли, чтобы построить себе там ковчег спасения. . . Ковчег предназначен быть для человека прообразом новой Земли, погребающей его во прахе и заново рождающей из своего чрева для жизни вечной. . . " (В. Л. "Огонь и Земля в апокалиптических сказаниях").

                "Никто не спасется личными усилиями, а лишь по благодати Божьей; однако по своим способностям и усилиям узнаете благодать. Не нам решать, какие селения будут пощажены, а какие сожжены, кто погибнет, а кто уцелеет. Но предназначенные к спасению отбираются из работающих ради спасения. Каждый должен хранить в себе, в семени своем и семье, будущее человечества. Каждый должен делать все от него зависящее - а независящее предоставлять Богу.  /. . ./
                Да, Бог призвал Ноя построить ковчег и в точности указал его устройство, положив знамение Завета между Ноем и Собой. Но в грядущем огненном потопе должен спастись не один Ной и его семья, а 144 тысячи праведных, "искупленных от земли". (Откр, 14:1,3)  Им-то и дано ведать, что означают эти таинственные слова "искупленные от земли". Не просто от земли взятые, но землею спасенные.
                . . . Суровые строители бросают обреченные гибели города и переселяются  в самые глухие углы. Там они, скрываясь от свидетелей, которые могли бы им помешать и донести властям, строят ковчеги в отверстиях и в оврагах земли, заполняя их всем необходимым для жизни. По всей стране рыщут сотни сыщиков, выслеживая этих богопослушных и приговаривая к наказанию, чтобы они не смели прибегать к милости Земли,  не смели бояться казни Небесной.  (К. А. "Новый Ковчег").

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. , 3-e  изд. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, С. 117-119.

---------------------
Книгу  "Новое сектантство" можно приобрести в Москве и Питере:

Дом книги на Новом Арбате (Московский Дом книги, м. Арбатская);
БиблиоГлобус (м. Лубянка);
Молодая гвардия (м. Новокузнецкая);
СПб Дом книги (на Невском).

Книгу можно приобрести также в Московском торговом представительстве издательства "Бахрах-М".  Тел.: (495) 304-84-25; 8-903-193-80-45. Ольга Логачева. Адрес: Мартеновская, 3 (м. Новогиреево). Там же можно приобрести и другие мои книги, вышедшие в той же авторской серии "Радуга мысли":

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков. Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.

_________________________________________________________________
Сетевой проект "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (вставить в эту форму свой эл. адрес)

Языковод   -  новый сайт Центра творческого развития русского языка.

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.