ДАР СЛОВА 223 (298)

Проективный лексикон русского языка.  21  декабря 2008

________________________________________________________________________

Новые публикации:

1. Скрипторика. Введение в антропологию и персонологию письма http://topos.ru/article/6465      http://topos.ru/article/6467

Скрипторика - это наука о пишущих. "Scribo ergo sum" - "Пишу, следовательно, существую".  Эта статья вошла также в тематический выпуск журнала "Философские науки", целиком посвященный философии письма (2008, 8).

2. Золотой локон и розовая точка: Интуиция живого у Пушкина и Тарковского. Топос. 8 дек. 2008.  http://topos.ru/article/6521

В прошлом выпуске я уже сообщал о словах-победителях конкурса Слово-2008. Более подробные результаты, а также их анализ и интерпретацию вы найдете в следующем выпуске. По договоренности с "Новой газетой", при поддержке которой в этом году проходил конкурс, мы не будем разглашать полных результатов до 26 ноября, когда в предновогоднем праздничном (пятничном) выпуске объявит "Новая газета".  Она же донесет эту информацию до других СМИ (новостных агентств, сайтов и т.д.)

________________________________________________________________________

НЕОФРАЗИЯ - 8

В  предыдущих выпусках "Неофразии" обсуждались фразеологизмы на темы зрения (вып. 215), социально-политические (216),  творческих  взаимоотношений между людьми (217),  близость, желание, выбор (218), сила повтора, глубина проникновения в бытие, сознание, слух (219), определение неопределимого (221), неподвижности, застывания, враждебности движению жизни (222).

Этот выпуск отдан только одному выражению, но оно настолько для меня важно, что хотелось бы обрисовать его подробнее. И посвятить его памяти Александра Исаевича Солженицына, которому 11 декабря 2008 г. исполнилось бы 90 лет.

В чей самолет я бы сел?

Есть у меня такой фразеологизм, который означает высшую степень доверия: "сесть в чей-нибудь самолет". Размышляя о каком-нибудь человеке, я спрашиваю себя: а сел бы я в построенный им самолет? 

Неважно, что он делает: пишет стихи, преподает математику, лечит больных, возделывает сад-огород. Вот если бы этими самыми руками, которыми пишут, копают, нажимают на кнопки, был построен самолет, рискнул ли бы я на нем полететь? Понятно, почему самолет: малейшая недобросовестность может стоить жизни. И отвечаю себе: "Я бы сел в его самолет" или "Нет, я не полечу на его самолете".



С таким критерием можно подойти и к современной литературе: кому бы из писателей, в качестве самолетостроителей, я бы доверил свою жизнь? Первым приходит имя Солженицына. Нельзя сказать, что я досконально его читал. Даже "Красного колеса" не прочитал, только перелистал. Но что бы мне ни попадалось у него: от "Ивана Денисовича" до торопливой записки в редакцию, написанной на бегу; от одностраничной "Крохотки" до трехтомного "Гулага"; от обращения к советским вождям до разбора стихов И. Лиснянской и С. Липкина, - каждая страница и каждая строка выведены со всевозможным тщанием, с таким чувством стилевой, ритмической ответственности, как будто пишутся для Вечного Читателя и Свидетеля. Каждый образ зрительно выстроен, доведен до резкости; каждый оборот – упруг, энергичен, со своей четкой интонацией. Ни одной лишней буковки, ни одного неряшливого словечка, никаких разорванных клочков, следов поспешной самовлюбленной гениальности. Дескать, "я сотворю, а там пусть меня читают и разбирают". Нет, он за все отвечает сам, он не пустит самолет в небо, семь раз его не проверив и не отмерив. Его можно любить или не любить, соглашаться или соглашаться, спорить о направлении каких-то перелетов. Допустим, не всякому хочется летeть на Северо-Восток или в столыпинскую Россию. Но сомнений в том, что этот самолет бережно тебя поднимет и опустит и не развалится в воздухе, - этих сомнений нет. И потому это единственный русский писатель 20-го века, сумевший создать мгновенно узнаваемую и признаваемую мировую классику. Малейший привкус халтуры, "авося-небося" отвращает западного читателя, ему нравятся трудно и хорошо сработанные вещи. 


В чей еще самолет я бы сел? К сожалению, большей части этих самолетостроителей уже нет с нами. В мыслительные самолеты Сергея Аверинцева, Юрия Лотмана. В стиховые самолеты Иосифа Бродского и Александра Кушнера и в прозаический Андрея Битова. Вряд ли сел бы в самолет, сработанный В. Пелевиным, при всем интересе и восхищении. Были бы на нем головокружительные петли, но – сo вполне представимой угрозой разбиться еще на взлете или на каком-нибудь крутом вираже, потому что автор отвечает за сильные ощущения, а не за жизнь пассажира. 



И еще по случаю 90-столетия хочу привести один маленький эпизод, вероятно, проскочивший даже мимо вернейших биографов. Моя знакомая, московский театровед Ирина Вергасова в середине 1990-х годов заболела раком. Пережила все чувства и мысли, какие только диктуются этой ситуацией. И решила "на авось" позвонить Солженицыну, чтобы узнать, как он справился с этой болезнью, как внутренне ее преодолел. Оставила свой телефон секретарю. На следующий день ей позвонил Солженицын и час разговаривал с ней об ее болезни, - человек, который жил во всесметающем ритме, обижал этим друзей и жалел тратить время на разговоры с президентами. Этот разговор тоже был "самолетом", не разбивающимся, не сколоченным наспех.
                                      

________________________________________________________________________

Сетевой проект "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Языковод - сайт Центра творческого развития русского языка.

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

________________________________________________________________________

Книги  Михаила Эпштейна можно приобрести в крупных книжных магазинах, а также по интернету. В Москве почти все они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80);   НИНА (Согласие)  (м. Павелецкая, ул. Бахрушина, д.28., т.  (095) 959-2094); Книжная лавка Литературного института (Тверской бульвар, д. 25, вход  с ул. Большая Бронная, тел. 202-8608).

Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков  (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.