ДАР СЛОВА #27
Проективный лексикон
26 марта 2001

  Слова, сплетающие жизнь и смерть


Эпиграфом к этому выпуску хотелось бы взять  слова из книги "Второе пришествие" известного американского экзистенциально-религиозного  писателя Уолкера Перси (1916-1990). Его отец и дед покончили с собой, и на протяжении двухсот лет в его роду прослеживается генетическая расположенность к мании, депрессии и самоубийству.

"Смерть в виде генов смерти не одержит над мной победу. Гены смерти - это одно, и совсем другое - назвать их по имени, и стоять им наперекор, и бросать им вызов. Я отличен от своих смертных генов и потому не подвластен им... Ни в одном из своих обличий смерть не одолеет  меня, потому что я знаю все имена смерти"
     Walker Percy. The Second Coming. NY: Washington Square Press/Pocket Books, 1981, p.314.

Этот выпуск посвящается одолению смерти - через познание ее новых имен.


Смертозоид
Мертвоживчик
Смертозоидальный

Смерма

Танатозой
Смертозой
Смертозойный


СмертозОид -  единица влечения к смерти, носитель эротической одержимости смертью. Слово представляет собой оксиморон, поскольку "зоид" в греческом означает "живоподобный" ("зоон" - живое существо + "ид" - "вид, форма, образ"). "Смертозоид" - буквально "мертвоживчик". Смертозоиды - семена смерти, жаждущие размножения.

Парадокс заключен уже в самом понятии "инстинкт смерти" (инстинкт есть отличительное свойство живого), который, по классической мифологии фрейдизма, столь же могуществен, как и половой инстинкт. Эрос и Танатос делят поровну царство жизни (Зигмунд Фрейд, "По ту сторону принципа удовольствия"). Следовательно, наряду со сперматозоидом должен быть и смертозоид (или танатозоид) - носитель инстинкта смерти.

В слове "смертозоид" сочетаются  исконная и иноязычная основы, что  нередко происходит при образовании  сложных слов: например, "литературовед", "красноармеец", "самокритика".

Примеры:

В настоящее время  генетическая предрасположенность к убийству исследуется на уровне хромосом. В клеточных тканях врожденного убийцы - убийцы не по случаю, не по должности, а по призванию и по голосу крови -  обнаруживаются особые элементы, смертозоиды, которые и отвечают за редкий среди живых существ инстинкт внутривидового убийства.

В рассказе Замлеева "Союз трех" описывается история мучительного брака, когда муж по ночам запускал в жену смертозоиды. Женщина упорно предохранялась, когда же она понесла, муж на радостях подарил ей толстыйнаучный том "Антихрист. История пророчества".



МертвожИвчик -  живучий носитель и множитель смерти; существо, которое живет и оживляется смертью других.

В буквальном смысле мертвоживчик - то же самое, что "смертозоид".  Чаще всего употребляется в метафорическом смысле, как характеристика  личностей, персонажей.

Петр Васильевич был человек необычайно резвый,  непрестанно всплескивающий руками -  но со впавшими глазами и изжелта бледным лицом.  "Мертвоживчик", - шепнула Светлана, в первый раз взглянув на него.

"Живой труп" - это человек, который внешне, физически еще жив, но внутренне перегорел, умер.  "Мертвоживчик" - это субъект иного порядка: в нем сама смерть прикидывается жизнью и  жадно цапает всех встречных-поперечных. В живом трупе энергии  меньше, а в мертвоживчике - намного больше, чем в обычных людях.



Прилагательное: смертозоидАльный.

Желтомыров долго смотрел на себя в зеркало, пытаясь найти нужное слово. Наконец ему аукнулось начало какой-то забытой повести: "с цветом лица что называется смертозоидальным". Полез в словарь, но слова такого не нашел.



СмEрма - биологический субстрат (носитель) инстинкта смерти.

В биологии смерма так относится к сперме, как в физике антивещество относится к веществу.

У сочинителей детективов и фильмов ужасов, у поэтов-декадентов и ораторов-демагогов смерма прямо-таки брызжет изо рта, как и кровь у их воображаемых жертв.

Современная танатология уделяет особое внимание смерме как органическому флюиду, вкус и запах которого можно научиться распознавать  даже в состоянии полового возбуждения, ибо ни с кем так быстро не умираешь, как с сексуальным партнером.

Смердяков не просто смердит, он - носитель смермы, мертвого семени, которое смешалось в лоне России с горячей карамазовской спермой... Гоголевские помещики, Смердяков, Передонов - это мертвоживчики, выросшие до размеров людей, большеголовые, крупноносые, пустоглазые, бесполые...

Новый роман Г. П. Уткина "См." посвящен мистическим свойствам смермы И. В. Сталина. Первый том, "Калокагатия", рассказывает о проникновении властительной смермы по  протокам карательных органов в лоно тысяч державных красавиц. Второй том, "Некротопия", представляет собой перечень всех мавзолеев, кладбищ и массовых захоронений на территории СССР эпохи танатозоя.


СмертозOй, или ТанатозOй (от греч. "thanatos", смерть, и "zoe", жизнь; ср. "палеозой") - эпоха массовых убийств и захоронений в истории какой-либо культуры.

Чего можно было ожидать в конце серебряного века? -  В худшем случае, наступления века бронзового. Ну железного... А пришел танатозой.

Это было героическое лицо эпохи смертозоя: правильное, даже красивое, чуть раскосое, как у вождя, с чуть утолщенными веками, как будто утомленными от непрерывного всматривания в будущего и подозрения к настоящему.

В эпоху позднего танатозоя смерть все еще витала в воздухе. Только наглухо закрыв окна квартиры, можно было уберечься от этого вируса, особенно опасного в весеннюю пору, когда он смешивается с жаждой жить и цветочной пыльцой.

Взлет его таланта пришелся на пик смертозоя, и по количеству неосуществленных замыслов он остается первым среди наших поэтов. Не только неизвестным солдатам, но и неизвестным поэтам и мыслителям смертозоя нужно ставить памятники и зажигать в их честь вечный огонь.


СмертозOйный или танатозOйный - относящийся к эпохе массовых смертей,  убийств, захоронений.

Смертозойная власть, режим, государство,  правительство, система, идеология, пропаганда, эпоха, век...

Я вырос под ясными смертозойными небесами, откуда каждый день, подобно сухому дождю, падали слова, выговоры, приговоры... Выгоревший дотла свод полдневной славы, по которому за полвека не прокатилась ни одна мерцающая слеза.

 
Смертозойное время впечатало в темя каблук.
Темноту обезглавив, свеча выпадает из рук.


Смертозойная классика обычно лучилась жизнелюбием и упоминала о смерти лишь как о поводе к счастью общественного бессмертия.


Дар слова. Заглавная страница