ДАР СЛОВА #9  (Большой летний выпуск-2)
Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна
12 июня 2000

 Корень  августа-сентября: -ЁМ-


2-ой  и последний летний выпуск продолжает рассматривать  языковые архетипы-первокорни и их производные, на этот раз со значением "женское естество".
Знакомство с этим и предыдущим полными выпусками нежелательно для несовершеннолетних.

Лексикография, как и медицина, не знает запретных тем и имеет дело со всеми частями и свойствами  тела.
Oсновной закон  словообразования можно выразить так:
 В существо корня заложена воля к прорастанию, к соединению со всеми возможными приставками и суффиксами, к наибольшему смысловому действию через наибольшее количество производных слов.

В заключении данного выпуска приводятся примеры на  соотносительное употребление мужского корня -яр- и женского -ём- и их  производных. Те читатели, которые хотели бы установить связь между этим и предыдущим выпуском, могут начать чтение  с этого последнего раздела.

                                 В данном выпуске - 30 слов.

Историко-лингвистическое введение

Ёмь

Ёмить
Поёмить
Ёмиться
Поёмиться
Ёмить-поёмить
Заёмить
Ёмничать

Ём
Ёмище
Уёмище
Ёмка
Ёмочка
Ёминка

Ёмушка
Ёмщица
Ёмница

Емля
Ёмие
Ятие
Поёма

Ёмный
Ёмистый
Ёмность

Ёмно
Въёмно
Въём

Сложные слова:
Яроём
Яроёмный
Яроёмность

Заключительный раздел: примеры на слова
с корнями "-яр-" и "-ём-"
в соотносительном  употреблении.

-------------------------------------------------------------------------------
"-Ём-" -один из самых многообразных и многозначных русских корней, который выступает в форме следующих чередований:
                                     ём - емл - им - йм - я

Праславянский носовой звук, из которого развилось "'а (я)" в глаголах "взять, внять, снять, обнять" и др., в определенных позициях чередуется с сочетаниями "гласный плюс  носовой согласный",  например:  "объём - объемлет - обнимать - обойму - обнять". От этого корня, с первичным праславянским значением "брать, вбирать", образованы многочисленные слова: "взять, иметь, взимать, имущество,  нанять, найм, занять, займ, взаимный, наёмный, заёмный, изъять, изъян, изящный, объём, обнять, обойма,  объятие, проём, приём, подъём, съёмка, выемка, ёмкий, приемлемый, неотъемлемый,  снять, поднять, занять, понять, внимать, внимательный..."

Слова с корнем "ём" могут употребляться для характеристики  разных форм вогнутого, "емлющего" пространства, которое обладает собственной активностью  "втягивания", "вбирания".  В русском языке много глаголов, описывающих выпуклое  пространство и способы его простирания, "выпукления": "толкать, бить, ударять, рубить, резать, ломать, колоть, давить,  теснить,  долбить, наступать,  разить, вонзать, пронизывать, врываться, вторгаться..." Гораздо меньше глаголов, описывающих вогнутое пространство: " впускать, вмещать, вбирать,  втягивать, обнимать, охватывать..."

В русском языке нет особого глагола женской сексуальности. Те глаголы, которые используются в этом значении: (1) либо не являются собственно сексуальными и представляют женщину как пассивное существо, которое  послушно "отдает себя" мужчине; (2) либо не  являются специфически женскими и автоматически переносят на женщин глаголы мужского действия. В какой-то степени этот дуализм отражает архаическое положение женщины в патриархальной культуре, где она либо подчиняется мужчине, либо заменяет собой мужчину, но лишена собственной активной половой роли.

 1. Пассивные глаголы, изображающие сексуальное действие женщины как отдачу или помощь мужчине.
     "Отдаваться" - стилистически нейтральный глагол, с оттенком книжности.
     "Давать" - весьма просторечный глагол,  широко употребляется в устной бытовой речи.
     "Подмахивать" - еще более просторечный и отчасти устаревший глагол, с оттенком непристойности
     "Подъе-ывать" - непристойный, бранный, матерный глагол.

 Два последних глагола употребляются в "Заветных сказках русского народа", собранных А. Н. Афанасьевым.  "...Она лихо подъ-ть умеет... Ведь ей стыдно не подъ-ть-то...  - Да, правда, евто ваше ремесло!" (сказка "Добрый отец").

  Все четыре глагола обозначают  общее действие или телодвижение, которым женщина удовлетворяет желание мужчины, идет навстречу ему, пособляет мужскому действию. Этот смысл вторичности выражен и  в лексической основе "дать", "давать", и в приставке "под-", которая имеет значение "повторять или сопровождать действия кого-то другого" (ср. "поддакивать", "подыгрывать"). Все четыре глагола подразумевают, что женщина уступает мужчине, соглашается на  связь с ним, поддается его напору и выполняет то, чего от нее требует мужское желание.

 2. Активные глаголы мужского действия, которые могут употребляться и по отношению к женщине, подразумевая ее активную роль:
     Она его "употребила", "поимела", "затрахала", "вые-а".
     Действие, которое этими глаголами приписывается женщине, по смыслу ничем не отличается от мужского и просто передает женщине ту роль, которую в ее отношении обычно исполняет мужчина. Только по контексту употребления, но не по лексическому значению эти глаголы могут быть отнесены к женщине: ей просто приписывается мужская роль, а собственно женская остается необозначенной.

 Лексический  пробел в данном случае соответствует  культурной лакуне  патриархального словаря, где у женщины не должно быть своего глагола, своего способа активного действия.

Между тем в русском языке есть корень, означающий активное действие свободного пространства, его способность вбирать, втягивать то, что снаружи. Слова "объём, проём, выем, ёмкий" и прочие, со значением "содержащий свободное пространство", образованы от исчезнувшего глагола "емати" - "брать, вбирать". В ряде диалектов это значение сохраняется, но  только в словах, которые остались местными или вообще вышли из употребления, как  архаизмы или историзмы (вытесненные другими словами или устаревшие вместе с обозначенными явлениями).

У В. Даля приводится много областных и устаревших  слов с этим корнем:
Емить (владимирское, костромское) - имать или брать, собирать.
Ём (вологодское) - съем, наем. Ходить по ёму, по найму... Ём пчелы, взятка.
Емь (рязанское) - сбор, подать, пошлина или взятка.
Емля - росты, лихва, промысел ростовщика, и т.п.
  (Даль, 1, 1293)

В современном языке корень -ём- утратил свое исконное значение:  брать, "заёмывать", "въёмывать": осталось только значение объема, т.е.  статуарной, пассивной ёмкости, которая сама больше не "емлет", не "ёмит", а ждет заполнения, вторжения извне. Между тем исконное значение этого корня и мотивация образованных от него слов "объём", "ёмкий" и прочих - активное действие "брать, вбирать".  Формы пространства только потому и  обладают объёмностью, что "емлют", вбирают, вмещают в себя. Эту действенность начального смысла мы и предлагаем оживить в новообразованиях, таких, как "ёмь, ёмить, ёмный", последовательно отличая их от слов, передающих понятие "ёмкости" либо статуарно, как данность (например, "объём, ёмкость, проём"), либо объектно, по отношению к вхождению, вторжению извне (например, "вместилище, влагалище, хранилище").

Таким образом, поиск слов, обозначающих действие выгнутого пространства, тягу "снаружи внутрь", приводит нас к   древнему славянскому корню "jьmo", "jeti", индоевропейскому по происхождению, выражавшему  активное действие "брать"  (ср. латинское "emo, emere" - приобретать).  Первичное значение всех слов  с этим корнем   - не просто "просторный", "вместительный", но "берущий в себя", "забирающий", "втягивающий". Таков  деятельный первосмысл этого корня, который в чистом виде выступает в предлагаемых ниже существительных "ёмь" и "ём", "емля" и "поёма", в глаголах "ёмить" и "ёмничать", в прилагательном "ёмный", в наречии "въём" и др.  Как отдельный  словокорень "ём" утрачен в современном языке и "рассыпан" по  многочисленным производным, но вторичная лексикализация этого корня, превращение его в отдельное слово позволяет заново собрать все эти далеко разошедшиеся лексическое значения в единую лексему, "корнеслово", т.е. слово, состоящее из чистого корня. "Ём" - это  ёмкость, выем,  который обладает способностью "ёмить", т.е. активно брать, вбирать в себя, обнимать собой.

Заметим, что слово "брать", которое чаще всего используется при толковании корня "-ём-",  неточно передает его смысл, поскольку образовано от другого корня, индоевропейского "bhera" ("нести, поднимать")  и первично означает специфическое действие рук: хватание, несение, держание ("хватать руками, нести на руках, держать в руках"). Отсюда и два глагола, которые в современном русском языке настолько сблизились по смыслу, что образовали видовую пару: "брать"и "взять". Хотя они рассматриваются как совершенный и несовершенный вид одного  глагола, но происходят  от разных корней, с разными значениями: "брать" - это действовать руками, "хватать";  а  "ять" или производное "взять" - это "ёмить", действовать не отростками, а ёмкостями, выемками тела, вбирать в некий объём, вместилище. Само понятие "ёмкости", "объёма" возникло в русском языке именно от того специфического действия, которое передается глаголом "взять": то, что взимает, занимает, заёмывает, ёмит.  Иными словами, "объём" или "ёмкость" - это не пассивное вместилище, а активно берущее в себя, но берущее не "руками", не выдающимися членами или отростками тела, а его ёмкостями, ёмами, проёмами, к числу которых относятся и  уши, которые "внимают", и ум, который "понимает".

Представление о "ёмкости" или "объёме" как чисто пассивном вместилище, заполнение которого происходит активным действием- вторжением со стороны, а не его же собственным действием "емли", взятия, въятия, поятия, внимания, понимания,  - это своего рода  проекция мужески-патриархального активизма на лексическую систему языка, односторонее истолкование слов, относящихся к частям и действиям тела (соматонимика). Активное действие приписано рукам, выдающимся, "выпуклым" членам тела; наоборот, вдающиеся, вогнутые, ёмкие и емлющие части тела, "ямки", "ложбинки", "вместилища", представлены пассивными, податливыми, отдающимися, как будто у них нет собственной энергии и потенции "ять", "ёмить", "имать", "взимать". Глагол "взять" сведен к видовой паре глагола "брать" и оторван от своих начальных смыслов, укорененных именно в активной способности "ятия". Женский глагол "взять" подчинен мужскому "брать", а корневые, первородные слова: "ём",  "ёмить", "емля" вообще исчезли из языка, как активные первосмыслы:  растворились в своих производных, которым приписано либо пассивное значение "вместилища, емкости", либо духового действия восприятия - "внимать, понимать". "Ём" как иной вид брания, "ятие" и "емля" как альтернатива мужскому вторжению, хватанию, пронзанию и т.д., было выведено из лексической системы языка, как самостоятельное  действие женского начала,  подрывающее основы мужского гегемонизма. "Ём" было сведено до функции вмещать в себя мужское, быть объёмом и ёмкостью, заполняемой  волей, желанием, действием мужчины.

 Эта же семантика патриархального сознания - точнее,  бессознательного, как оно выражалось в языке, - обнаруживается и в обозначении женского естества как "влагалища", т.е. места, куда мужчина "влагает" себя. "Влагалище", по своей семантике, лишено активности, оно служит только местом "вложения", хранилищем мужского, "прибежищем" его желаний. У В. Даля значение этого слова толкуется так: "вместилище, вещь, служащая для вложения в нее другой; мешок, кошолка; чехол, ножны, футляр" (1, 524).

"Влагалище" (от глагола "вложить") - выразительное слово, удобное для употребления в книжном языке.  Двузначность корня "-влаг-" создает дополнительное чувственное напряжение, передавая "влажность" того, куда "влагает" себя мужчина. Причем корень "-влаг-" сочетается с суффиксальным наращением "ищ", передающим  эластичное растягивание, дление пространственного тела, его простирание, вместительность, распростертость, как и в других словах с тем же наращением, - "прибежище, хранилище,  вместилище, корневище"...  Но  слово "влагалище" - книжное, архаическое,  в нем есть длинота,  которая в современном тексте выбивается из стиля и ритма.  В нейтральном  стиле у него  нет соответствий:  матерное "п-а" и  медицинское "вульва" не могут его заменить (так же, как не покрывают средних стилевых зон современного языка матерное "х", научное "пенис" и архаическое "фаллос").

  Следует особо подчеркнуть, что все образования от корня -ём- никак не сводятся к сексуальным значениям, но могут обозначать разнообразные отношения в пространстве, интеллектуальные и эмоциональные действия, связанные с взятием вовнутрь,   вбиранием, поглощением, активным охватыванием, вмещением, действием большего по отношению к меньшему и т.д.

-------------------------------------------------

Ёмь - общее название для всех измерений пространства: глуби, выси, шири и дали;  ёмкость, объёмность, просторность, распахнутость, вместимость;  женское начало бытия, естество, лоно;  то, что ёмит, вбирает, затягивает в себя; нутро,  скрытая суть, главное содержание.

 "Ёмь" отличается от близкого по значению слова "простор", поскольку указывает на свойство свободного пространства втягивать, захватывать в себя, а не просто вмещать, обнимать собой. За словами "простор" и "ёмь" стоит совершенно разная геометрия. Простор - то, что простирается, имеет свойство расширения, экспансии наружу; ёмь, напротив - то, что втягивает, вмещает, "въемливает". У пространства могут быть две формы активности: распространение вширь и вбирание в себя, движение "изнутри наружу" и "снаружи внутрь",  - которые передаются соответственно глаголами "простираться" и "ёмить".  Простор - это центробежное, а ёмь - центростремительное движение  пространства.
 

Ты посмотри, какая вокруг ёмь: воздух гулкий, плавкий, растягивается на все четыре стороны - и сам  втягивает в себя. Кажется, бросишь шапку - он ее проглотит и выплюнет вон за тем лесом.

Пока наша вселенная находится в стадии расширения, она лучше описывается понятием "простор", но как только она вступит в фазу сжатия, потребуются категории  "ёми" для ее описания. Если простирание вселенной было задано первичным толчком (большим взрывом, "сингулярным событием"), то возрастание ёмности приведет, как предполагают физики, к большому схлопу: вселенная вожмется сама в себя и станет бесконечно ёмной в бесконечно малом интервале пространства-времени.

Как сказать о силе, которая влечет Пушкина, Гоголя, Достоевского к России - сразу и вглубь ее, и вдаль, и ввысь? "Ёмкая"? - нет, язык не повернется. Ёмная это сила, потому что и даль, и глубь, и высь - это всё она, ёмь.

"Нигде на свете нет такой ёми, как в России, - мечтательно произнес Закиров. - Есть страны с более высоким уровнем жизни, с более глубокими культурными традициями, а вот чтобы так было ёмно вокруг, так  затягивало в глубину пространства,- нет, такого я нигде не встречал".

В русскую ёмь мало кто нашел вход, а  вошедшие не  сумели найти выхода. В нее как в смерть уходят - назад не возвращаются и вестей не приносят.

Хочется мне слово кинуть во всю русскую ёмь, чтобы и небо, и земля, и даль окоёмная принесли отголосок.

Нет, Вася, в ёмь этого вопроса ты еще не вошел, катаешься по поверхности.

-------------------------------------------------

Ёмить - активно вбирать, захватывать в себя. Этот глагол описывает  действие самой ёми:  объёмов, ёмкостей, вместилищ, влагалищ, которые не просто служат местом вторжений, но сами "ёмят", "ёмничают", втягивают,  вмещают в себя, обнимают собой. Выделяются  три основных значения глагола: пространственное, интеллектуальное и сексуальное действие.

1. Втягивать, вбирать, засасывать (как тяга пустого или вогнутого пространства).

"Ёмить" может употребляться и как безличный глагол категории состояния, противоположный по значению глаголу "дуть". "Дуть " -  выбрасывать струю воздуха, а "ёмить" -   втягивать в воздушную воронку.

Странное его окружало пространство: ёмило со всех сторон. Казалось, то справа, то слева открывались незримые вьюшки и туда уносило  снежинки, только что парившие у него перед глазами. Можно было бы сказать "дуло", только это был не выпуклый, а вогнутый ветер. Всюду была ёмь.

Ёмило все сильнее: вещи начинали срываться с мест, сначала уносились куда-то вперед, потом стали разлетаться по сторонам. "Приближаемся!" - восторженно закричал Севастьянов и схватился за голову: у него унесло шлем.

2. Активно  постигать,  захватывать умом.

 Ёмишь ты или нет, что я говорю? Понять мало - надо еще и ёмить проблему, вытягивать из нее всю цепочку причин и следствий. А ты слушаешь - и не спрашиваешь. Ёмить - это уметь задавать вопросы.
 

3.Глагол женского сексуального действия:  активно принимать, "имать", вбирать в себя мужчину.

В этом значении "ёмить" - конверсив глагола "Ярить".
Конверсия - способ выражения субъектно-объектных отношений в эквивалентных по смыслу высказываниях. Слова "муж - жена", "тяжелее - легче",  "продавать - покупать", "перед - за" - конверсивы, поскольку одно и то же значение можно передать двояко: "Иван - муж  Марьи" или "Марья - жена Ивана"; "Петр продает Семену" или "Семен покупает у Петра"; "я стою перед вами" - "вы стоите за мной"; "солнце ярит землю" - "земля ёмит солнце" и т.п.

Приходи ко мне вечерком, - шепнула она ему на прощанье. - Наливочкой угощу. Всю ночь тебя ёмить буду.

Девка-огонь: пристанет к парню, уведет на сеновал - и давай ёмить. До зари так уёмит, умает, что парень потом мотается за ней, как присушенный.Ёмная девка.

Она девка не жадная, всегда поделиться готова:

            Мил-дружка поёмила -
            С подругой познакомила.

-----------------------------------------

Ёмиться - соединяться с мужчиной, вступать в половую близость.

У нас бабы по этой части охотливее мужиков. Те дурью маются по пьяному делу, а эти приберутся, принарядятся, накроют на стол... - очень ёмитьсягоразды.

Жизнь теперь легкая, без особого подходу. Сегодня познакомятся, а завтра и поёмятся.

Ну что, Вася, когда в гости позовешь? Если мамки боишься, то сам ко мне приходи -  почаевничаем, полюбовничаем, поёмимся маленько.

Tяжелая была  жизнь у женщин тех времен, приходилось изворачиваться, о чем и пелось в народной песне:

 С начальником поёмилась -
 Пред мужем оскоромилась.


-------------------------------------
Ёмить-поёмить - усиленно, страстно заниматься любовью.

Привела к себе солдата молодая вдова, чарочкой угостила - и давай ёмить-поёмить. Солдат сначала растерялся от такого натиска, но потом, блюдя воинскую честь, стал в ответ ее наяривать, так что дело они завершили вполне полюбовно.

--------------------------------------

Заёмить - этот глагол имеет два прямых значения:

1. Заловить в ём, завлечь, заманить,  залучить для любли-емли.

Федька только с парнями ходил, машинами да футболом интересовался, на девок вообще не глядел, пока Танька его не заёмила.

2. Утомить, изнурить, уморить, умучить, измотать, заездить, умаять люблей-емлей.

Справный был мужик - а заёмила его вконец эта чертова баба. Почернел, высох. Ее тоже можно понять -  уже который год  вдовеет.

"Заёмить" может иметь и переносное, расширительное значение: заполучить, присвоить, "захомутать".

Ты с Нюркой лучше не связывайся. Она баба радушная, но прилипчивая. Заёмит - так уже не отпустит.

------------------------------------------------------------------

Ёмничать - действовать, играть ёмом, сжимать и отпускать, вбирать и выталкивать.

А ты заметил, как ёмничает русская равнина на каком-нибудь пригорке или овраге? Такзаёмит проезжего - еле выберется. Об этом еще Пушкин писал:

 Посмотри: вон, вон играет,
 Дует, плюет на меня;
 Вон - теперь в овраг толкает
 Одичалого коня...
- Да, "Бесы". Бешенство матки-земли, крутолюбной ёми нашей.
 

Всех людей в науке я разделяю на два разряда: одни умничают, другиеёмничают. У одних наготове ответы, другие задают вопросы. Среди великих - почти все ёмники. А умники у них работают консультантами и лаборантами.

Она любит в постели поговорить, прямо энциклопедия лежачая. То о театре, то о политике. Я ей говорю:  "Ты не умничай, ты лучше поёмничай".
 

-----------------------------------------------------

Ём - глубокое, нутряное, сокровенное место; женское естество, лоно; бездна, проем.

 Слово "ём" - это вторичная тематизация и лексикализация корневой морфемы "-ём-", которая (чередуясь с "-я-" и "-им-"), выступает во многих  словах современного языка с первичным значением "взять", "брать", "присвоить".

Сравнение слов "ём" и "ёмь":
 Ёмь - более общее понятие, чем ём, между ними такое же соотношение, как между "высь" и "высота" (в значении "высокое место") или "глубь" и "глубина" (глубокое место). Сходное отношение может быть установлено между "сонь" (сонное царство) и "сон"; "цветь" (царство цветов)  и "цветок". "Ём" - это конкретно очерченное проявление ёми. Если ёмь охватывает все пространство, то ём находится внутри пространства, как одна из предметных форм и воплощений ёми.
 

В любом деле хорош совет: не поверху скользить, а в ём забирать.

Ты прости, но эта книжка твоя - плоская. Нет в ней настоящего ёма, чтобы забрать читателя. Что к ней ни приложи, все отваливается.

Яркого в русской культуре было много, а вот яристого, такого, чтобы пробрало матушку Россию до самого ёма - почти ничего не было. Ну были Толстой, Достоевский, может быть Ленин - да и тот снасильничал, а не пробрал, только безлюбно натер и окровавил матку нашу.

В тех светских кругах, куда Антонину милостиво допустили, но быстро вытеснили на окружность, было принято мужское называть "яром", а женское -  "ёмом".  Антонине нравились эти слова, но их значения она не совсем понимала, так как с детства привыкла к другим, более смачным и дерзким словам, которые здесь были под запретом.

"Вот ты говоришь про ёмкость русской души, способность обнять и слиться с душами других народов... А откуда ты знаешь? Ты ей в ём заглядывал?" - выскочил Валерий под смех аудитории.

"Петенька, приходи на вечорку. Мы тебя в ём возьмём, - смеялись девушки. - Будешь с горки кататься, а мы тебе и саночки станем подвозить".

"Ну что ты кисель разводишь: "пенье соловья, голубой цветок...".  Надо писать коротко и ясно: "Он  вонзился во влажный ём ее тела"."

------------------------------------------

Ёмище - большой ём.

"Приснилось мне ёмище, и помню, что ужаснулся не столько  его вида, сколько самого слова, ты послушай, как звучит - "ёмище", ведь это пострашнее свидригайловских снов будет. К чему бы это?" - "Наверно, к большой емле," - философски заметил приятель.

"Ё-моё, ну и ёмище! - восхитился Петрищев, стоя на краю Гранд Каньона. - В России такого нет. Интересно, какой яр его выдолбил".

-----------------------------------------

Уёмище - особый тип  хваткого и скрытного пространства; прорва, то, что умыкает и складывает в себя,  не отпускает и не возвращает обратно. В противоположность убежищу, куда скрывается гонимый,  уёмище само заглатывает и поглощает.

Это не роковая женщина и не вамп - то были бы слишком легкие, романтические определения. Это женщина-уёмище, мужское кладбище.

То место, куда проникает Сталкер в фильме Тарковского, можно назвать уёмищем. Это огромное, ручьистое, хлюпающее лоно матушки-земли.

Вела меня жизнь и по кручам, и по ущельям, но в такое уёмище я еще никогда не попадал. Чудом вырвался

-----------------------------------------

Ёмка - разговорное название ёма.

Ты чего, бесстыжая, ёмкой вертишь, кобеля зазываешь.

Эх, Надя, как же ты ёмку свою не уберегла. Кто тебя теперь замуж возьмет?

---------------------------------

Ёмочка - уменьшительно-ласкательное от "ёмка".
 

Куда ни ступит Тёмочка,
Ему навстречу ёмочка.
Тёма, Тёма, не зевай,
Нашу ёму засевай.
Он её затёмит,
Она его заёмит.
Мы с ней в аккурат подходим друг другу. Наконец-то мой неуемный нашел свою ёмочку.

Где моя любимая ёмочка,как же она соскучилась без меня! - запричитал Сходнев, не замечая насмешливого взгляда жены.
 

Приходи, милой дружок,
На веселой вечерок.
Рюмочку пригубишь,
Ёмочку прилюбишь.
----------------------------------------------------------

"Ёмка", "ёмочка" могут быть  отнесены и к женщине, если с ней связывают интимные отношения (в значении "милочка, возлюбленная, любовница, подруга").
 

Он свою ёмку наряжает теперь в меха и бархат. Богатеет мужик - а вкус портится.

Он всюду появляется со своей  ёмочкой, которая половины не понимает из того, что вокруг говорится.

--------------------------------------------------------

Ёминка - ложбинка, извилинка, складка, бороздка, выемка;  особенность, прелесть, изюминка.

Красивая, статная женщина - а какой-то ёминки  ей не хватает, не поймешь, в чем дело.

"Я познакомился с одной девушкой. У нее такая ёминка  в вырезе  - закачаешься! Зовут Виолетта", -  продолжал беспечно болтать Мохов. У Максимова ёкнуло сердце. Он знал эту девушку.

--------------------------------------------
 

Ёмушка -  ласковое название или обращение к близкой женщине,  в значении "подружка", "голубушка".

Ну что,  куда сегодня поедем, ёмушка, в лес или на озеро? Везде
трава-мурава, гладь-благодать.

--------------------------------------------

Ёмница, ёмщица  - любовница, сожительница.

Ах ты моя ёмница-умница, как же ты меня ублажила!

Зачем он свою ёмщицу на банкет притащил?  Здесь только семейные пары.

----------------------------------

ЕМля -   вбирание, овнутрение, действие свободного пространства по отношению к тому, что находится вовне; действие женщины по отношению к мужчине, соитие.

Чередование "м" с "мл" приводит к появлению ударного "е" вместе "ё" в корне, поскольку непосредственным источником образования данного слова представляется форма "емлет", а не "ёмить".

 Емля, как действие ёми или ёма,  может иметь разные значения и происходить в разных планах: космическом, интеллектуальном, сексуальном....

 Реже употребляются синонимы: ёмие, ятие. Более специфически они указывают на однократное действие, тогда как "емля" обозначает процесс в целом.

 [Корню -ять- и его производным (ср. "взять", "приятие" и пр.)  будет посвящен отдельный выпуск]

Ученые всё знают, даже сколько ятий случается в среднем за одну емлю.

"Главное в женщине - способность к ятию, душевному и телесному, - проповедовал Десницкий новое учение, которое его ученики называли "женоправием", "женоятием" или "женоёмием".  - Для женщины  ятие не означает только приятие или восприятие мужчины, как учила старинная мораль. Это значит - способность  окружить его собой, сделать частью чего-то большего. Мужчина идет к женщине не затем, чтобы взять, а чтобы отдаться, влиться и раствориться.Мужчина хочет  войти в ёмь бытия, в необъятность. Емля - это космическое действие, каким большоеемлет,  вбирает в себя малое.  А по традиции учили наоборот: мужчина берет, а женщина отдается. Но как он может брать, если у женщины больше захват, а душа ее шире мужского ума?
           Отсюда и трагедии: мужчины и женщины обучены вести себя вопреки своей природе, - голос Десницкого дрогнул и тут же набрал новую высоту. -  От мужчины требуется взять, овладеть - вот он и ломает женщину, которая по природе больше его, просторнее. А от женщины требуется отдаться, быть взятой - и она себя ломает, старается вместиться в мужчину, тогда как она сама вместительнее. Женщина оказывается главной жертвой такой подмены, но и мужчина не получает того,  чего хотел - полноты самоотдачи. Он не научен растворяться в женщине, обволакивать себя ею, как молния обволакивает себя облаком".
                Зал слушал, напряженно затихнув, и Десницкий, откашлявшись, продолжал:  "Наша главная мысль и практика  обращена не к женщинам - их природа исправно делает свое дело - а к мужчинам. Мы учим их отдаваться. Женоёмный мужчина неспособен к насилию: он потентен, но не агрессивен. Он обретает силу по зову женщины; его сила  подъемлется в ответ на обращенное к нему желание. Но и женщина еще только учится   вызывать мужскую силу, а не подвергать себя ее действию.    Женоёмие - это, в сущности, практика почитания  Ёми как главной силы мироздания. Не вакуума, как в "мужской" физике называется это "нулевое" состояние материи, а именно Ёми, как великой активности, исходящей из Ничто".
    Зал молчал, мужчины смущенно покашливали, а на глазах у некоторых женщин показались слезы. "Наконец-то, - шепнула  Маринa подруге.-  Это не пустые феминистские байки. Начинается наше время -Великая Ёмь".

---------------------------------------------------------------

Поёма -  действие женщины  по отношению к мужчине; то же действие с несколькими участниками, игрище.
    В отличие от слегка книжного слова "емля", слово "поёма" носит более разговорный характер, с оттенком простонародного, фольклорного употребления.

                        Нашего Ерёму
                        На завадишь на поёму.
                        А ваш Федот
                        Всегда пойдет.

 "Приходи на поёму, - шепнула Катя своей лучшей подруге Лизе. - Только никому не сказывай. Нам много девок не надо".

------------------------

Ёмный - просторный, забирающий в себя, открытый и ищущий заполнения; относящийся к ёму; склонный, охочий к емле, расположенный к иному полу (о женщине).

Между "ёмкий" и "ёмный" - заметная разница в значении.
"Емкий" - объёмный, способный вместить в себя большое количество чего-то. "Ёмный" скорее означает "желающий принимать, вбирать в себя",  не просто вмещающий, но  втягивающий, вовлекающий, ищущий заполнения своей ёмкости.

Выделяются пространственное, интеллектуально-эмоциональное, сексуальное значения этого прилагательного:

На сердце у него в этот вечер было ёмно: просились туда воспоминания далеких дней и видения близкого будущего.

У Гете был необычайно ёмный ум. Он не только многое в себя вмещал, но и жадно втягивал в себя новые знания, что и позволило великому поэту стать признанным авторитетом и в ботанике, и в палеонтологии, и в учении о цвете.

Справная баба, ёмная, с такой будешь  как сыр в масле кататься.

Жена у него ёмная, да умная: дорого возьмет, и не деньгами, а затратами ума и души. Выслушает, оценит. За просто так ее не получишь.
 

"Ёмная сила" - междометное выражение, восклицание, со значением удивления,  застигнутости врасплох, или возражения, возмущения.

Ёмная сила, Любушка, как же ты меня испугала, набросилась в темноте.

"Ёмная сила! - воскликнул Курилов. - Какие, какие это враги подтолкнули Россию к краю пропасти? Сама, сама она себя туда завалила  и другие народы продолжает заваливать в ём свой необъятный".

-----------------------------------------

Ёмистый -  то же, что ёмный, но с большей степенью качества.
Суффикс "-ист-" выражает более сильное присутствие признака, чем суффикс "-н-", и вместе с тем придает слову более разговорный оттенок.
Ср. :
Объёмный - то, что имеет объем, относится к объёму,
Объёмистый - то, что имеет большой объем, способно много обнять.
Ср. также соотношение "ярный" и   "яристый".

Иван - яристый хлопец, девки от него млеют.
Марья - ёмистая девка, не дает спуску парням.

------------------------------------------------------
Ёмность - существительное по значению прилагательного "ёмный".

Ёмность - в природе вещей. Это только кажется, что действие исходит от деятеля. На метафизическом снимке проступают бесчисленные втяги, охваты, обжимы, засосы, каким вещи добиваются от тебя все, чего хотят.  Каждая вещь - маленькая вьюшка.  Вот если бы фотосъемка была действительно съ-ёмкой, умела воспроизводить эти  минус-формы,ёмности в объектах!

Ёмность этого казалось бы худенького тела заряжала его новой, прежде неведомой силой.

-----------------------------------------------------

Ёмно, въёмно, въём  (наречия) - вводя или впуская внутрь, в ём; глубоко забирая  в себя.

Она ласково и ёмно приняла его, с таким всплеском, как  будто хотела утопить в себе.

Въёмно ласкались, переворачивались, катались по всей полянке - и все им было мало места. Казалось, что так, не разнимаясь, они могли бы раскатиться по всей земле, только бы им оставаться друг в друге.

Они крепко обнялись, сначала врозь, потом въём.

И въём, и в разъём - им одинаково хорошо было друг с другом.

-----------------------------------

Корень -ём- продуктивен в образовании  сложных слов (из двух основ, по типу "водоём, водоёмный"), которые будут рассматриваться в отдельном выпуске. Здесь приводятся  только сложные слова, образованные из корней "-яр-" и "-ём-":
Яроём (и его производные "яроёмный", "яроёмность") - употребляется в нескольких значениях:

1. Половой горизонт личности, круг влечений, интересов, отношений.

Голубчик, Павел Иванович, дайте себе пощады.  С вашим сердцем... вы же себя губите. Пора уже сузить ваш, так сказать, беспредельныйяроём.
 

2. Половая гармония, совместимость.

Яроёмность брака определяется тем, наскольку супруги физиологически подходят друг другу.

В своем классическом анализе семейного гомеостазиса Джером и Сиверс проводят измерения яроёма у 1262 супружеских пар.

Дэвис вводит понятие "виртуальности" в сексологию, выделяя  две яроёмные проекции: виртуальную ёмность яра и виртуальную ярность ёма.

3. Мистический термин:  мужеское начало в полноте его слияния с женским; "андрогин", архетипический человек, в котором воссоединены оба пола; "плерома", полнота бытия, в которой реализованы все его потенции.
 

В каждом человеке проглядывает его яроём, то, чем он может стать, если приобретет свойства противоположного пола. У одних людей яроём шире, у других уже, а  у третьих вообще с трудом прослеживается: однополые личности.
 

Ты сходи к Тане, она ясновидящая. Она тебе на картах гадать не будет, она карту твоего яроёма начертит, и ты сразу поймешь, какая женщина тебе нужна.
 

У меня иногда бывают видения яроёмного Гете, яроёмногоПушкина - как если бы они вышли за границы своего пола и стали во плоти теми универсальными существами, какими являются по духу.
 

*************************************************************

Заключительный раздел к выпускам #8 и #9
 Слова с корнями "-яр-" и "-ём-" в соотносительном  употреблении
(примеры).

О значении корня -яр- и его производных ("яр, ярить, ярный, ярун, ярик" и др.) см. в предыдущем выпуске #8.
 

Солнце - яр небесный, а Россия - ёмь земная.
 

Солнце землю ярит, а земля солнце ёмит.


                            Из "Ёмной книги" (отрывок).

[Напоминаем, что слово "яр", как оно используется в "Ёмной книге", означает не овраг, а, напротив, выступ, возвышение, в соответствии с индоевропейским, а не более поздним тюркским значением "яра"]
 

Земля наша невозвидная, невозбранная,
Из ёма в ём разметалася,
Из яра в яр пораскинулась.
Изъярило ее солнце ясное,
Изъёмили грозы тучные.
Крутьем- рытьем земля измождилася.

 Как сойдутся впервойяры    сёмами -
Да великий огонь по земле пройдёт.
А как сойдутся вдругой ёмы с ярами -
Гладью-далью земля пораскинется.
А как втретьях яры съёмятся -
Так и любная книга на землю падёт.
Книга ёмная, книга ярная,
Книга зёрная и медовая.

Будут голуби ее клевать - не  расклюют.
Будут медведи когтить - не закогтят.
А придут по книгу сю очи ясные,
Книга очи те поест-повыест.


    Если бы Конфуций жил в современной России, он бы призвал к исправлению имен, - а если имен еще нет, к нахождению или созданию оных. Исходя из историко-лингвистических данных, восходящих к индоевропейским корням, можно обозначить мужское космическое начало как ЯР, а женское - как ЁМЬ. Яр и Ёмь - древнейшие символы, подчеркивающие дуализм мужского и женского начал. Весь процесс бытия должен рассматриваться как результат взаимодействия, но не противоборства Яра и Ёми, которые стремятся друг к другу, причем полной кульминацией этого будет полное слияние неба и земли.

Яр и Ян всегда договорятся. Инь и Ёмь тоже найдут о чем потолковать. Русская и китайская душа побратаются и посестрятся, как только будут найдены в России собеседники-партнеры для тысячелетних мужеских и женских начал китайского мироздания. А может быть, обозначатся и новые переплетенья: Яр - Инь, Ёмь - Ян.

Исторически в нашей культуре Яр и Ёмь искали друг друга - и не могли найти, терзались от одиночества. Они даже не знали имен друг друга, не знали, кого им выкликать, по кому томиться. Когда же придет для них пора Великого Воссоединения?  На верхах наша культура была ярной, а в низах - ёмной. Официальному чиновному патриархату соответствовал стихийный матриархат, бесчинная воля матушки-земли, которая не хотела подчиняться никакой власти и спаивала-выпаивала мужское племя, чтобы сбить его с ног и преклонить к себе. Ёмь молчала, и не было такой мужеской силы в стране, чтобы ею овладеть.  Все проваливалось, хлюпало в трясине, в великой нашей непроезжей, необъятой ёми.  Даже Петр, построивший Петербург, этот перепревший яр русской истории, не мог закрыть страшного ёма, который все заваливает и обрушивает в себя. Великоёмная Москва все лучшее схватывала и присваивала себе, тогда как великоярный Петербург постепенно утрачивал свое могущество.

Всех русских странников и страдателей можно разделить на глубников, высников, ширников и дальников. Гоголь брал вдаль, Достоевский вглубь, Толстой ввысь, Ленин вширь. А ёмников у русской земли еще не было, разве что Пушкин... Вот кто ярил русскую землю во всю ёмь, но мало успел - земля разверзлась и сама яруна заёмила.

Слабоярная поросль нашей культуры, все эти Грибоедовы, Белинские, Щедрины, напрасно взывали к разуму.  Великоёмная русская равнина их поглотила, почти не заметив,  - всего-то и удовольствия хватило на маленькую щекотку.

Изгоев - балетмейстер новой волны. У него в первом акте - танец яриков в красных шапочках и ёмочек в голубых сарафанах. А во втором акте появляются главные персонажи всемирной истории, строго по Фрейду, но с передергом, пересмешкой.Ёмь - мускулистая женщина, затянутая в черное трюко, Яр - разжиревший мужчина с огромный пузом, который  пляшет вразвалку, того гляди рухнет. Намек на то, что в России с мужским и женским все было наоборот - и потому так плохо все получилось, не удался космический брак стихий.

Среди самых ёмных явлений русской культуры  - Платонов и Хармс. В них разверзлась мать сыра земля и выдавила такую слизь,такую юшку, которой нам  долго еще умываться. А ярные явления, если брать пару "прозаик - поэт"  - это,  конечно,  Набоков и Маяковский. У одного яркость, у другого ярость, но солнечный яр у обоих твердо стоит в отношении к матушке - сырой земле.

*********************************************************************
    Ёмность текстуального пространства, белизна и пробелы как смысловые поля текста рассматриваются в статье М. Эпштейна

"                       ". Наброски к экологии текста,
журнал "Комментарии", #13, 1997, сс. 1-40.
http://www.rema.ru:8101/komment/komm/13/apsht.htm


Дар слова. Заглавная страница