ДАР СЛОВА  #167
Проективный лексикон русского языка
                                       21 февраля 2005



   Дорогие друзья!  Поздравляю вас с наступающим праздником 23 февраля - Днем Tерминалий. Официально он отмечается как День защитника Отечества, но у него более глубокая история и смысл.  О древнем происхождении этого праздника границ и о его современном значении см. приложение к этому выпуску - статью, год назад опубликованную в "Новой газете"  и положившую начало переосмыслению символики этого дня.



                                       ГОСТЕВОЙ ВЫПУСК - 14

В этом гостевом выпуске у нас несколько авторов, приславших свои новые слова. Я представлю их в алфавитном порядке: Галина Бердичевская, Ефим Похис, Калина Радичева, Дмитрий Тортев. В скором времени выйдет еще один гостевой выпуск с однословиями Бориса Цейтлина, Игоря Чурбанова, Яна Шередеко.



Галина Бердичевская, Рига, Латвия.
Хочу предложить ряд новых слов. некоторые из них много лет в обиходе нашей семьи.

1. Духовение - внезапное ощущение присутствия неземных, потусторонних, высших сил.

Погода была прекрасная, на пляже - ни души. Необъяснимое, но уже испытанное ранее духовение наполнило все существо блаженством и радостью существования. Хотелось обратиться к этому "некто" и пообщаться с ним, дать знать, что всегда рад встрече с ним.
2. Лохматик - ласковое обозначение человека с буйной шевелюрой.
    Дорогой мой лохматик, я по тебе соскучилась.
3. Лысик - противоположность "лохматик".
Наш знакомый был очаровательный лысик.
Отсутствие волос его не смущало и не мешало ему быть душой компании.
4. Шустик - активный ребенок, зверек.
Долгие годы у нас жил Шустик, шалун и всеобщий любимец.
Свое имя котенок получил из-за своей игривости и вездесущности.
5. Телевид - фотообъектив с увеличением, zoom в фотоаппарате.
Как вам удались такие замечательные фотки?
Так у нас же приличный телевид в аппарате.
6. Ненада - имя женщины, у которой автоматическая отрицательная реакция (до осмысливания)на любое предложение.

    Наша Ненада Матвеевна в своем репертуаре.

7. Микрошка, микрик - рейсовый микроавтобус.

    Утром опаздала на работу - микрик был переполнен и не остановился.

    Где тут по-близости можно перехватить микрошку?

8. Недавно встретила в одном форуме совершенно меня очаровавшее слово  "ХРюша" как обозначение операционной системы Windows XP.
Из этой же серии "форточки" - вольный перевод "Windows", впрочем, таких "перлов" на компьютерных форумах пруд пруди.



 Ефим Похис (Efim Pokhis) впервые выступил в "Даре" в Гостевом выпуске 6 (слова о времени). Вот как он сам рассказывает о себе. Родился после войны в Кишиневе. Окончил Политехнический. Инженер - электрик. Специализация - автоматика, телемеханика, метрология. Профессиональный стаж - 40 лет. 20 лет из них - менеджмент государственных структур. Эмигрировал в США в 1996. В США основал компанию Pole U.S. Co. Intуl, Export management & International consulting. Женат. 1 сын. Интересы, кроме профессиональных: русская и мировая поэзия, литература, science fiction, философия, футурология. В последнее время - interaction of cultures, cultural clench, cultural shock.

Ваша ЧелотЕма невольно отозвалась и во мне. Посылаю на Ваш суд несколько слов-гипотез, родившихся в продолжении Ваших мыслей в ДАРе СЛОВА #104 (154). Я расположил их в соответствие с Вашей классификацией.

1. "Постепенно чел будет все больше отрываться от век, приобретать самостоятельность по мере того, как биологическая основа разума будет заменяться более мобильной, технической основой   ("искусственный разум", "киборг" - кибернетический организм)" (М.Е.  ДАР СЛОВА  #104 (154), выбирая  свой исторический челопУть.

ЧелопУть - направление развития цивилизации, использующее
знания в области кибернетики

ЧелочИп - интегральная схема, обладающая эмоциями и логикой, свойственными людям, встраиваемая в машины и превращающая их в человекоподобных роботов.

ЧелОвник - исполнитель рутинной работы в далёком будущем, отличающийся от сегодняшнего чиновника несопоставимо более низким уровнем бесконтрольных и  бессмысленных действий

ЧелофАн  (челофАния) - робот -  страстный почитатель людей

ЧелофОб  (челофобия)  робот-человеконенавистник
 

2. "Можно предположить, что наряду с природными телами разум человека со временем сможет обзаводиться и иными, более тонкими и подвижными телами, которые внешне уподобят его автомобилю, самолету, лучу света, звуковым колебаниям воздуха и т.д."  (М.Е.  ДАР СЛОВА  #104 (154)

ЧелобУква - базовая открытая многослоевая структура челоалфАвита.

ЧелоалфАвит - совокупность челобукв. Oтдаленно напоминая таблицу периодических элементов, челоалфавит может находиться в различных физико-химических и психологических состояниях, суть которых состоит в бесконечном поиске и слиянии в единые формы различных знаний. Результатом является появление новых челобукв.

Челоцифра - качественно-количественное тождество.

..."человЕсть - человек как сообщение, информация" (М.Е.  ДАР СЛОВА  #104 (154) ), и челобИт, как единица этой информации.

ЧелонАвт (humonaut, англ. вариант) - космонавт, астронавт, обладающий человеческим разумом, но не телом

ЧелотЕнь - "Человек будущего в моем представлении - это не разумное животное, рыскающее по земле в поисках пищи,  а челосвет и челозвук, разносящие смысл и разум во все стороны вселенной" (М.Е.  ДАР СЛОВА  #104 (154), но законы физики неумолимы, и молчаливые челотЕни окружают нас, и челоЭхо звучит не умолкая.

ЧелочЕлядь - свита челоконсультАнтов, толкущаяся вокруг власть предержащего, но в отличиe от других роботов, не нуждающаяся в ежедневной подзарядке и програмировании

ЧелохОды, человОзы - общее наименование группы  движущихся челообъЕктов: "челомобильчелоплан, челолет" (М.Е.  ДАР СЛОВА  #104 (154), а также челопЕд, челокАт, челоцИкл, челосАни, челокАтер, челоЯхта, челоскУтер, челочЁлн и т.д.

...и мысль его, челном неслышным,
во тьму стремилась волей волн,
когда бы знал он, что Всевышним
туда же послан челочёлн...
челнОчить - тусоваться в челокомпАниях, предпочитая темное время суток


Калина Радичева (Болгария)

Здравствуйте Михаил Наумович,
Я -  автор переводного однословия "музюрприз". Пишу Вам по поводу глаголов от фамилий и, конкретнее, по поводу фамилии Иосифа Бродского.
Будучи студентом  Русской филологии в Софийском университете в 1994 году  я написала курсовую работу на тему  "Рождественские стихи Иосифа Бродского". Этот текст явился следствием длинного и отрешенного периода Бродствования с моей стороны. Страсть к Бродствованию сохронилась, и после создания этого текста. Ее след легко обнаружить в характере моих настоящих предпочтений.
В глаголе БРОДСТВОВАТЬ не хватает буквы "К", однако, мне нравится как он звучит и приближается по смыслу к глаголу "бродить' и к существительному "брод". Мне не хотелось бы отказывать  моему устойчивому состоянию удовольствия от углубления в  письменное  слово Иосифа Александровича в этом глаголе.


Дмитрий Тортев (Н. Новгород) gordon@vvags.ru

Предлагаю Вам имеющиеся в запасе слова, отражающие способы перемещения  в условиях города.

автобуситься

Чтобы доехать до площади, мне нужно автобуситься четыре  остановки, а потом я иду пешком.
        Сегодня я автобусь, т.к. машина сломалась.

троллейбуситься (троллейбиться)
трамваиться
шоссеиться

        Чтобы доехать из пригородов в центр, я шоссеюсь по новой трассе.
__________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар слова"  проводит также дискуссии и конкурсы на лучшие однословия, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых.
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

Ассоциация искателей слов и терминов - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

__________________________________________________________________

ДЕНЬ ТЕРМИНАЛИЙ

1.

Историки затрудняются в точности объяснить, почему именно 23 февраля было выбрано коммунистическими вождями как дата воинского праздника - "День Советской Армии и Военно-Морского Флота". Официальное объяснение: "в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 г. и мужественного сопротивления германским захватчикам,  в честь отпора кайзеровским войскам под Псковом и Нарвой". На самом деле, если 23 февраля 1918 года и шли какие-то бои, то с неблагоприятным для советской стороны исходом. Так, Псков был занят 24 февраля ротой немецких самокатчиков, причем, согласно донесению советского командования, город удалось бы отстоять, если бы было оказано хоть какое-то сопротивление.

Выбор 23 февраля, когда Лев Троцкий написал воззвание "Социалистическое отечество в опасности!", возможно, связан с более широким кругом  исторических или даже мифологических  закономерностей. Как и французский революционный режим, большевистская власть любила примерять на себя костюмы древнего Рима -  республиканского и империального. Именно 23 февраля  отмечалось в Риме как праздник  священных границ, нерушимых рубежей - "терминов". Под терминами понимались как государственные границы,  так и межи частных владений.  Кроме большого числа полевых терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его камень был помещен в Капитолийском храме, что символизировало нерушимость границ Рима.

            Земли народов других ограничены твердым пределом;
                 Риму предельная грань та же, что миру дана.
                                                            Овидий, "Фасты" [1]

Именно эта символика государственных границ, потенциально совпадающих с границами мира,  была  сознательно или бессознательно усвоена советским режимом - при полном попрании изначального смысла этого праздника как освящения границ между частными владениями.

Российскому обществу, в начальный период становления институтов частной собственности, праздник Терминалий должен быть особенно близок.  Мы  предлагаем восстановить исходный смысл этого праздника Меж и Рубежей и отмечать 23 февраля не только как  День Защитника Отечества,  но и как праздник Терминалий.

Далее мы подробнее расскажем об этом римском обычае и обозначим возможные пути возрождения его общественных и нравственных смыслов в современных условиях.

О Терминалиях рассказывается в эпической поэме Овидия "Фасты", где излагается календарь римских праздненств и связанные с ними предания:

Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который
       Обозначает своим знаком границы полей.
Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле,
       Обожествлен ты давно предками нашими был.
 Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось второму царю, Нуме Помпилию (8-7 вв. до н.э.) и связано с представлением  о святости и нерушимости частного владения. Терминус - по латыни пограничный камень или столб, межевой знак; граница, предел (от  глагола "terminаre", размежевывать, отделять,  разграничивать, заканчивать). Отсюда  "термин" - слово с точно определенным значением, например, обозначающее специальное понятие в науке; "терминал" - вводное и выводное устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная для погрузки и разгрузки; "терминация" - завершение, конец.  Знаменательно, что  23 февраля  было последним днем старого римского года, тем самым проводя и важнейшую межу во времени.

Римляне совершали над межевыми знаками, терминами, обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался проклятым и мог быть казнен; впоследствии смертный приговор был заменен штрафом. От этого почитания межевых камней развилось поклонение  богу Терминусу.  Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба.  Приносились жертвы и возлияния - медом, вином, молоком, зерном,  пирогами; закалывались овца или свинья.  При межевании земли и установке знаков также приносились жертвы, освящавшие границу владений.

Граница -  место со-раз-деления жизненных условий и трудов. Терминалии празднуются  для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, сотрудниками, сослуживцами, коллегами,  соотечественниками,  разнопартийцами, всеми, кто разделяется границами - и соединяется ими.  Удачно проведенная граница - залог добрососедства.  Без терминов, освящающих межи, началась бы  междуусобица и война всех против всех. У нас нет ничего более общего, чем границы, разделяющие нас. Вот как Овидий обращается к термину:

Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,
         А без тебя бы везде спорными были поля.
Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен,
        И по закону всегда сельские межи блюдешь....
Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой,
        Ты возопи: "Вот твое поле, а это его!.."
Термины должны быть столь же почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты - римские божества домашней жизни, хранители очага.  В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества, одни освящая внутренность дома, а другие - границу участка (двора, поля, надела).

                                                    2.

Как  же в современных условиях отмечать этот праздник 23 февраля - День Терминалий? В этот день постарайтесь приглашать в свой дом, на свое празднество не только близких, но и далеких, и воздайте должное тем различиям, которые соединяют вас. Одно из правил этого праздника: ни с чем не отождествляться, ничему не противостоять. И тождества, и противоположности - это вырожденные различия.  Будем терминировать все отношения, как состоящие из раз-личий и потому зовущие к со-чувствию, со-участию, со-мыслию, со-действию.  На каждое "раз-" есть свое "со-". Физиолог пусть почтит физика, а физик - метафизика. Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор - либерала. Пусть они совместно, с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, - как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину, чтобы почтить  божество, одаряющее их миром.  Праздник Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения владений невозможно добрососедство,  без разделения орудий невозможно соратничество,  без разделения труда невозможно никакое общее дело.

С той и с другой стороны тебя два господина венчают,
       По два тебе пирога, по два приносят венка...
Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе,
       И прославляют тебя песнями, Термин святой!
Границы проходят не только в пространстве. Терминировать, т.е. праздновать Терминалии, действовать в духе почитания терминов - это отгрАнивать  свои отношения с другими людьми, с представителями других возрастов, профессий,  конфессий, достатков, политических воззрений. Искусство терминации - быть может, самое трудное из всех искусств, которые осваивает теперь Россия, более привычная к подвигам преодоления границ. Терминация не имеет ничего общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со смиренным подвижничеством, - это  искусство проведения границ,  выделения формы из хаоса.

Терминировать - значит установить термины, в которых ведется разговор и строятся все взаимодействия с другими людьми. Терминация - придание словам определенного смысла,  артикуляция языковых значений,  поскольку, как заметил Ф. де Соссюр,  "в языке нет ничего, кроме различий".  В английском языке есть вездесущее выражение "in terms of", которое считается паразитом, - и вместе с тем редко удается его избежать, поскольку оно устанавливает, "в терминах чего" ведется разговор, т.е. служит как бы средством артикуляции любой темы. Человеку думает и говорит, любит или ненавидит, добивается или избегает чего-то "в неких терминах".  Вот такая терминация и есть неосознанное почитание Термина как бога границ и рубежей - а мы в день Терминалий давайте почитать его сознательно и возливать мед и вино на те границы, которые нас разделяют.

Не случайно праздник меж и границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех  империй древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов - это празднование самой имперской идеи как внутренней неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций. Вот почему для современной России, все еще остающейся империей, так важно освящать не только внешние, но  и внутренние рубежи, как знаки своей многосложной целостности. В этом плане из всех римских обычаев именно Терминалии могут занять особое место в ново-российском календаре.

    День Защитника Отечества  и праздник Терминалий - это в сущности, двуединый праздник:  охрана внешних, государственных рубежей - и почитание внутренних рубежей, границ частной собственности, материальных и интеллектуальных владений.

                                    *   *   *

Праздник, или мирское таинство - основа внутренней организации любого общества. В празднике смыкаются начала и концы того процесса (истории, эволюции), в середине которого мы находимся. Праздник - это встреча памяти и воображения внутри тех будней, где работает простая привычка, жалкое искусство выживания и поспевания за днем текущим.

При всей любви России к праздникам, порой избыточной,  на  частную собственность это не распространяется. Среди общенародных праздников должен быть и такой, который празднует неоднородность этого самого народа,  разнообразие владений, укладов, внутренних межей и границ, из которых слагается такая огромная земля. Чем она больше, тем должна быть делимее, тем больше должно залегать в ней всяких причудливых складок. Вот почему первым в новом праздничном цикле мы предлагаем День Терминалий.

----------------------------------------------------------------

1. Здесь и далее цитаты приводятся по книге:  Овидий, Метаморфозы, М.-Харьков, Фолио, 2000, сс. 395-396.