ДАР СЛОВА 212
Проективный лексикон русского языка
                                                           7 мая 2006



НОВОСТИ
В издательстве "Высшая школа" вышла книга Михаила Эпштейна "Слово и молчание. Метафизика русской литературы". Ее можно приобрести в московском магазине "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3). Там же можно приобрести и другие мои книги: "Все эссе. В России. Из Америки" (в 2 тт.),  "Постмодерн в русской литературе", "Знак пробела. О будущем гуманитарных наук", "Отцовство", "Новое сектантство".

Аннотация:
Книга известного литературоведа и культуролога Михаила Эпштейна рассматривает важнейшие метафизические проблемы и парадоксы русской литературы: святость маленького человека и демонизм державной власти, смыслонаполненность молчания и немоту слова, бессознательную религиозность богоборческого авангарда и Эдипов комплекс советской цивилизации. От А. Пушкина и Н. Гоголя до А. Платонова и О. Мандельштама, И. Бродского и до современных писателей прослеживаются гпроклятые вопросых и трагииронические мотивы русской литературы, впадающей в крайности юродства и бесовства и вместе с тем мучительно ищущей Целого. Особое внимание уделяется религиозным и атеистическим составляющим русской культуры, а также перспективам ее секуляризации. Метафизика выступает в книге не как сумма прямых философских высказываний, а как "долгая мысль" самой русской литературы, выраженная в многозначной игре ее образов.

Книгу можно приобрести также в московских магазинах "Педагогическая книга" (угол Б.Дмитровки и Камергерского пр.),  "Высшая школа" (Неглинная, 29/14), в интернет-магазинах.



Дорогие друзья!  Напоминаю, что "Дар слова" открыт для Ваших однословий.  Я всегда жду Ваших писем, идей, комментариев, наблюдений за новыми словами и особенно самих новых слов.  К сожалению, публикации порой сильно запаздывают по сравнению с письмами, но все достойное внимания, требующее отклика обязательно появляется в "Даре".

В гостевых выпусках публикуются новые слова, созданные  читателями.  Гостевые выпуски публикуются в авторской редакции, поэтому в их оформлении может  наблюдаться некоторый разнобой.

Пишите мне по адресу russmne@emory.edu      Михаилу Наумовичу Эпштейну. Тема: dar   Кодировка КОИ8

                                ГОСТЕВОЙ ВЫПУСК - 20

Автор сегодняшнего выпуска - Геннадий Григорьевич Россош (Кагановский)
rossosh@aha.ru

Родился в 1937 году в Москве, где и живу по сей день. Окончил филфак МГУ. Не имея возможности публиковаться, работал в течение 30 лет в институте "Гипростанок", во Всесоюзном НИИ лекарственных растений (ВИЛР). После отмены цензуры издал несколько книг: "Сильвестрова находка" (проза, эссеистика, фантасмагория) - М.:
Художественная литература, 1990; "Письма о нравственности, здравом смысле,
пролитии крови и коровьем мычании" (доктрина саморазоружения) - М.:
Прометей, 1990; "Воображаемый диалог с Ф.М.Достоевским" (о национальном
самосознании и межнациональных отношениях, о вере и неверии, мире и войне)
- М.: Прометей, 1990; "Летучий Голландец" (стихи за полвека) - М.: Третье
Тысячелетье, 1997. Печатался в журналах "Юность", "Октябрь", "Грани", "Новое
время", в "Литературной газете", в альманахе "Достоевский и мировая
 культура" и др.

В последние годы подготовил к печати книгу (40 печ. л.) "Хроника казни Юрия
Галанскова (в его письмах из зоны ЖХ-385, свидетельствах и документах)" с
моими развернутыми комментариями и обширной вводной статьей. Сейчас
готовлю к изданию объемный сборник "Очерки державного лихолетья", куда будут
включены мои опубликованные и неопубликованные статьи, написанные за
последнюю четверть века.
 

Уважаемый Михаил Наумович!
С живейшим интересом и восхищением (хотя, к сожалению, с недостаточным постоянством - по разным уважительным, как правило, причинам) всматриваюсь на протяжении многих лет в чрезвычайно активную, многогранную и результативную Вашу работу. Началось это еще в Черемушкинском клубе "Мысль и образ", а с осени прошлого года, после Вашего выступления в Зверевском фонде, я стал подписчиком "Дара слова."
По образованию я филолог-русист. Пишу всю жизнь в разных жанрах. Словотворчеством никогда специально не занимался, но нередко в работе над конкретным текстом волей-неволей приходится либо вынашивать и рождать новое слово, либо по-новому употреблять и формовать известные слова. Сейчас я собрался с духом и посылаю Вам несколько примеров такого рода. Может, какие-то из этих примеров представят интерес для любителей и знатоков языка?
Геннадий Григорьевич Россош
28 февраля 2006.

                       ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ НЕОЛОГИСТИКИ

                    (словотворение, формословие, словоупотребление)

     Из моей статьи "Два гения: Роберт Фишер и Кулибштейн. О виртуальных нюансах в
работе спецслужб. Быль? Легенда? Блеф?" (1996)

     Кулибштейн - иронико-нарицательное имя, кличка изобретателя и создателя одного из видов так называемого психотронного оружия.

     Пример. "Гений, как я уловил из полуоткровений полковника, с юных лет был одержим
изобретательством, жаждой эпохальных научных открытий. Этот полоумный
полуКулибин-полуЭйнштейн показал однажды полковнику (случилось это очень давно) свою бредовую диссертацию.  Так разглагольствовал тет-а-тет с полковником наивный самородок, верноподданный патриот-конъюнктурщик Кулибштейн".

     Шахматодром - символическое пространство, где происходит некое (комбинационное
или же позиционное) противоборство, далеко выходящие за рамки игрового состязания.

     Пример. "Быть может, всё подстроено изначально: не только бредовая история со
злосчастным Кулибштейном и его фантастическим "супероружием", но и само по себе
регулярное присутствие "полковника" на излюбленном моем месте у пруда, да и весь
завораживающий реквизит, все эти мизансцены - шикарное необъятное полотенце,
шахматодром, высокоумная пресса, оппозиционный пафос насчет режима и органов".

     Гомосоциализм - по аналогии (и в созвучии) с гомосексуализмом.

     Пример. "Второй пункт обвинения - мои насмешки над новоявленным "социализмом с
человеческим лицом" и затеянными в этой связи ритуальными хороводами вокруг
"человеческого фактора". Я поставил этой ориентации саркастический диагноз:
гомосоциализм...".

Из моей работы ""Холстомер": стилевой инструментарий и смысловые горизонты; пегий мерин и красногривый жеребенок; вокруг да около" (1968 - 1969).

     Прогусариться - прожечь, профукать свою жизнь забубенным лихачеством, гульбой,
жеребячьей ненасытностью.

     Пример. "Эпилог повести представляет собой некий "двучлен": одна миниатюра -
эпитафия нетленному пегому мерину, а вторая - фигурально изваянный надгробный камень
Серпуховского, вчистую прогусарившегося князя, с изничтожающей надписью над его
прахом".

     Офраченный - пренебрежительная характеристика человека, облаченного во фрак.

     Пример. "Но, переходя к социальному портрету хозяйки, представляя ее в виде одной из
дорогих безделушек, которые принадлежат хозяину дома наряду с золотыми запонками, с
инкрустированным фортепьяно, с гнутой яркой мебелью, а также заодно с изящной левреткой в дорогом ошейнике, с великолепным офраченным лакеем, с лошадиным табуном, - Толстой не скупится на язвительные укольчики и как бы готовит читателя исподволь к более изощренному отождествлению".

     Довоображение - в ряду отглагольных существительных, означает продолжение и
завершение действия.

     Пример. "Так, IX п XI главы вводят нас в настоящий лабиринт всевозможных
сопоставлений, помимо тех, о которых говорилось чуть выше, причем эти связующие нити
отнюдь не всегда замыкаются рамками "своих" глав п нередко протягиваясь и к предыдущим, и к последующей (последней) главам, а подчас остаются и недовыявленными, как бы ориентированными на активное довоображение читателя".

     Самосопоставление - сопоставление субъекта с самим собой.

     Пример. "Сопоставление князя с самим собой в безостановочном течении времени
реализуется здесь (особенным образом) и как предметное самосопоставление того же
субъекта в пространстве, ибо то, что являл собой князь прежде, в чем-то отождествляется с нынешним хозяином коннозавода, у которого князь гостит".

     Моноголос - близкий к единовластному самоутверждению стиль изложения
собственных взглядов, идей, вкусови

     Пример. "В отличие от полифонии Достоевского (она не только знаменует двойничество и
многоликость автора "Бесов" и "Братьев Карамазовых", но и обнажает вопиющую
раздробленность и хаотичность его внутреннего космоса, чему наглядное свидетельство -
"Дневник писателя"), в произведениях Толстого торжествует авторизованный, почти
авторитарный моноголос. При этом, несомненно, каждому из них - и Достоевскому, и Толстому - обеспечена возможность по-своему отстаивать личную, неделимую, хотя и заведомо не бесспорную, правоту".

     Осмеятель (от глагола "осмеять") - тот, кто осмеивает.

     Пример. "По всей России, в других странах Европы и за океаном возникали (наряду с
немалыми группами порицателей, противников, осмеятелей его идей) десятки и сотни
движений фанатично настроенных "толстовцев" самого разного окраса и калибра, в том числе и не имевших ничего общего с действительным направлением мысли самого Толстого, с его подлинным духовным кредо".

     Кентавристика - широчайший, разнородный, в том числе метафорический, круг
образов, понятий, представлений, так или иначе сопряженных с древнегреческим мифом о
кентавре.

     Пример. "Ну как нам удержаться тут от "антинаучного" утверждения, будто верховые его
прогулки п это не банальные телесные разминки и упражнения, а сеансы воссоединения,
моменты прямого и всецелого сплава с той самой мифологемой - "кентавристикой", что испокон веков витает над привычным союзом человека и лошади. По-видимому, как раз она-то, кентавристика, и послужила Толстому залогом его полноценного долголетиях.

     Неохладимый - отрицательно-страдательная форма глагола "охладить" в
экспрессивно-переносном, духовном  значении этого слова, сопоставимом с библейским
образным рядом: неопалимая купина.

     Пример. "Толстой никогда не был сторонником и уж тем более ополченцем "чистого"
искусства. Эстетика в отрыве от морали, от добра; форма, не насыщенная живым пульсом
служения высшим ценностям, - такое искусство претило ему, было чуждо и неприемлемо для его пылкого, неохладимого дара".

     Разбомбляющий - широкопрофильное определение мощного разрушительного (в том
числе бомбардировочного) действия.

     Футуросвидетель - о человеке, прозорливо свидетельствующем (пытающемся
свидетельствовать) о событии, явлении, процессе, которые могут (должны) обозначиться в
более или менее отдаленном будущем.

     Объединенный (для двух слов) пример. "И шпильки Толстого по поводу первых робких
подражаний человека птицам - кто знает, не сподобился ли он упреждающе прослышать гул и рев сверхтяжелых стальных пташек, разбомбляющих в пух и прах с заоблачных высот сотни и тысячи цветущих городов? Не стал ли он заочным футуросвидетелем того, как летучие монстры сбросят на Хиросиму и Нагасаки адские, доселе небывалые, "прогрессивные" дары человеческой милости?"

     Зверолюб - любящий зверье.

     Словороб, метафорик, синтактик - о человеке-словотворце, мастере новоиспекаемых метафор, виртуозе нестандартных синтаксических связок, оборотов, построений.

     Пример. "Что касается Толстого, он вряд ли одобрил бы
и разделил с Есениным обуявший его неуправляемо мстительный спазм (речь идет о
противостоянии города и деревни, цивилизации и природы, в частности - о стихотворении
Есенина "Мир таинственный, мир мой древнийи", первоначально публиковавшемся под
названием "Волчья гибель". - Г.Р.), но во всем остальном их углы зрения, эмоциональные
реакции, их мотивы, изгибы мысли вполне совместимы, более того - почти однородны,
взаимозаменяемы, дуэтичны. Можно смело шагнуть еще дальше: Есенин, этот "неправильный", "ядреный" рязанский самоцвет, озорной и буянистый зверолюб, поэт от Бога и Земли, алхимик и астролог от Поэзии, отвергатель любых шор и догм, неистовый органичный словороб, метафорик, синтаксист, певец необузданной вольницы духа, неподдельной и грубой правды, бездонной нежности, любви во всех ее "жанрах", - этот неповторимый человек, творец, гений представляет собой, условно говоря, alter ego Толстого, как бы реинкарнированное в новых исторических реалиях и в специфичной психогенетической альтернативе".

     Лошадиана - совокупность текстов, образов,  представлений о лошадях.

     Пример. "Подтверждается невероятный тандем: космос Толстого и космос Есенина -
двуединое, обоюдообусловленное и взаимодополняемое, иррациональное нечто. Так уж
соизволило распорядиться историческое время: два самодостаточных гения причудливо
сошлись и воссоединились в художественном, тоже двуедином, образе (Холстомер -
красногривый жеребенок), ставшем олицетворением глобальной, вневременной лошадианы, бездонной копилки чарующих, зазывных, непреходящих мелодий зазеркалья. Кстати, о лошадиане. Имеется в виду вся совокупность мифологических, научных,
мистико-религиозных, практико-бытовых, народно-поэтических сведений, наблюдений,
фантасмагорий, накопленных человечеством в этом абстрагированном сфероиде, куда входит также соответствующий художественно-литературный багаж: множество разножанровых, разновкусовых, разномасштабных творений сочинительского пера".

     Доколоколиться - дозвониться, достучаться до умов и сердец народных масс.

     Пример. "Ни Толстому, ни Есенину (сперва одному, потом другому), как и всем их
предшественникам, не дался в руки философский камень; разгрызть орех истины - тоже
оказались они бессильны; не смогли, как тот, так и другой, доколоколиться до человечества со своим провидческим набатом, со своей сермяжной (холстинной, холстомерной) правдой - правдой насчет данайских даров прогресса, насчет того, что всякая прогрессия почему-то оборачивается агрессией, насчет техногенного имморализма, неизбежно ведущего к полному краху всех гуманитарных основ".

    Счастливящий - действительное причастие от глагола счастливить.

Пример. "Дебри верховной математики - это не "зелёные холмы Африки",  не влекущая, не счастливящая лично меня территориях.

    Нервоёмкий -о каком-либо действии, процессе, сопряженном со значительными нервными издержками.

Пример. Речь идет о главном инженере, курирующем строительство новых заводов: "Исаак Львович брал на себя самые непростые, нервоёмкиеобъекты. да и количество объектов, которые он вёл, явно превышало усреднённую планку".

    Идеошоры - компактная форма употребления тех или иных идеологических словосочетаний; "идеологические предрассудки, которые мешают ясному видению вещей" (М. Э.)

Пример. "А во главе партийного бюро стоял, как сейчас помню, Петр Степаныч Скулачёв. Очень симпатичный и умный был дядечка, невысокого роста, лет пятидесяти, безо всяких идеошор и комплексов".

     Скорбноглавый.

     Пример. "Когда война - взбесившийся вулкан -/ мир залила смердящей бурой лавой, /
кровь моего отца из вековечных ран / вспоила День Победы скорбноглавой" (поэма "Черта оседлости", 1974).
 

_________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий. "Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - новое сообщество в ЖЖ.