ДАР СЛОВА 290
Проективный лексикон русского языка
                                                             19  октября 2008


                                     Слово года 2008 (1)

Как ни горько  признаться,  год 2008, еще недавно столь новенький и блестящий, уже поизносился и подходит к концу. А значит, приходит время для подведения  итогов, в том числе языковых.  Выборы слова года традиционно проводятся в США, Германии, Японии. Для каждой страны выбор "Слова года"  (как и выбор "Человека года") - это способ самопознания,  взгляд на себя со стороны и из будущего.

В  прошлом году  выборы Слова и Антислова года впервые состоялись в России. Читатели "Дара" приняли в них самоe прямое и действенное участие. Выборы проводились в  двух номинациях. Слово года - то, что в наибольшей степени концентрирует в себе  его проблематику, заботу и интерес. Антислово  - самое фальшивое,  аморальное, пропагандистское.  Слово становится "анти" не потому, что оно обозначает нечто плохое, отрицательное (таким может быть и "просто" словo, например, "зло", "подлость", "обман"), а потому, что оно лжет, передергивает, искажает свой предмет: очерняет, если он белый, или обеляет, если он черный (например, слово "преемник" обозначает вроде бы законную передачу власти, а по сути подразумевает отсутствие свободы выбора).

Напомню, как тогда  распределились места по этим двум номинациям:

Слово 2007:
1. гламур - 35 баллов
2. нано- (включая нанотехнологии) -  23
3. блог (и блогер) 15

Антислово 2007:
1-2. креатив 15
        политконкретность 15
3. преемник 11

Интересно, что теперь, по прошествии года, эти слова представляются даже более характерными, колоритными, исторически точными, чем в момент их выбора. Тогда, в конце 2007 г., слово "гламур" выглядело беспредельно емким и всезначимым, оно распространялось на весь господствующий  стиль жизни или желание такого стиля, и в близкое прошлое, и в неведомое будущее. Сегодня же оно уплотнилось и вдвинулось именно в ретроспективу прошедшего года, увенчавшего  гламурную  эпоху и одновременно обозначившего ее конец. После грузинских событий, экономического кризиса и  биржевого обвала никто уже не назовет наше время гламурным. Точно так же и слово "блог" уже не воспринимается как свежее и характерное, но не потому, что сам феномен ушел, а потому, что он стал почти столь же привычным, как "газета" или "журнал", и само выделение его как "годового" указывает на  примету уже прошедшего времени. В этом особая прелесть таких  публично-филологических "назывательных" акций: слова, как вина, по прошествии времени обретают  глубокий вкус, густоту, они щекочут язык своей исторической правдой.

Выбор Слова и Антислова - важнейший способ самосознания и самооценки общества, формирования языковой картины мира.  И это не только взгляд на себя из будущего, но и взгляд  на будущее из себя. Американский, уже почти двадцатилетний опыт выбора слова года показывает, что слова-ключи обладает не только ретроспективной, но и предсказательной ценностью. В США разные организации проводят свои выборы Слова;  мы будем ссылаться на  наиболее авторитетную версии Американского диалектного общества, которое существует  с 1889 г.  и проводит выборы Слова с 1990 г.  Словом 1996 г., когда в США проходили очередные президентские выборы (Клинтон победил Доула),  было выбрано "mom",  "мамаша", как  обозначение не просто семейной роли, но и новой, социально значимой  группы избирателей. У этих футбольных или хоккейных мамаш, которые водят своих детей на спортивные состязания, приобщают их к детским коллективам, а заодно и сами сплачивают взрослые, родительские коллективы, появилась своя  социальная роль, свой круг ценностей и идеалов, все более значимых для политики, для судеб страны. И когда 12 лет спустя  Маккейн выбрал себе кандидатом в вице-президенты Сару Пэлин, он ориентировался не в последнюю очередь именно на эту группу избирательниц, которые охотно идентифицируют себя с "хоккейной мамашей". Таковой Сара Пэлин провозгласила себя на съезде Республиканской партии - и не устает повторять, настойчиво вколачивать в уши избирателей: "да, я хоккейная мамаша!" ("hockey mom").  Слово, которое аукнулось в 1996, громко  откликнулось в 2008, определив во многом ход и стратегию предвыборной борьбы.

Еще более яркий и жгучий пример.  Словом 2007 г. был назван экономический термин,  прилагательное  "subprime" (голосование проводилось 4 янв. 2008).  "Субпрайм" - это буквально "подпервый",  т.е. второклассный, не идеальный, не самого высшего сорта, рискованный - применительно к банковским  векселям, мортгиджам, кредитам, займам. (Ср. "prime bill", первоклассный, гарантированный, стопроцентно надежный вексель). И вот к концу 2008 г. разразился  страшнейший экономический кризис именно по причине  лопнувшего доверия к кредитам, - кризис, предсказанный  филологами в самом  начале 2008 г.

Любите филологию, финасисты!  Учитесь лингвистике, политики! (впрочем, уже учатся, если и без любви, то с почтением).

(Замечу в скобках для любознательных: на последнем по времени конкурсе 2007 г. после слова "субпрайм", набравшего 79 очков, с большим отрывом последовали:
    Facebook, Фэйсбук, знаменитая всемирная социальная сеть, в основном, молодежная, студенческая (11 очков);
    "green",  "зеленый", как составная часть сложных слов с экологическим значением (9);
    "Googleganger",  Гуглебандит, Гугледвойник, имязахватчик -  однофамилец, который показывается в Гугле, когда вы ищете в нем себя (7).

                                             Все на выборы!

В этом году голосование у нас пройдет как минимум в двух номинациях, но возможно, по мере поступления слов, к ним прибавятся и другие: Фраза, Атифраза, Неологизм года. Прежде всего, подчеркну, что к выборам приглашаются не только слова, но и выражения, словосочетания, идиомы, фразеологизмы. Не обязательно, чтобы слово или выражение возникли именно в данный год, важно, чтобы они приобрели за минувший год особую известность, оказались в центре общественного внимания, обозначили существенный сдвиг в  культурном, политическом, научно-техническом развитии.  Если номинаций по словосочетаниям и фразеологизмам будет много, возможно, мы выделим их в отдельные категории (включая "анти").

Вот несколько примеров наудачу из "хитов" 2008 г.:
    Слова: тандемократия, кошмарить (бизнес и т.п.)
    Выражения: подниматься с колен, принуждение к миру.

Еще одна категория: неологизм года, т.е. слово, созданное или впервые обнародованное в 2008 г.  Можно присылать свои собственные неологизмы - или извлеченные из чужой речи, из газет, журналов, книг, блогов и т.д.  (в любом случае - укажите имя автора). Я, например, хотел бы предложить выловленное мною из одного блога словцо "выражевываться" (о его значении и значимости напишу позднее).

Итак,  просьба  к читателям:  присылайте мне те слова или словосочетания, которые вы считаете самыми характерными, ключевыми для уходящего года; слова, по которым его могли бы  вспомнить и  опознать потомки.  Присылайте слова до 30 ноября 2008 г., и чем раньше, тем лучше. Наши выборы Слова проходят раньше американских, поскольку первые две недели после Нового года (до старого Нового) в России у нас мертвое время, а потом, с середины января, о минувшем годе уже все забывают и жадно глядят в грядущее. Американцы, которые буднично собираются на свои выборные заседания в первых числах января, нам не пример и не указ. Нам надо поспеть объявить результаты хотя бы в середине 20-х чисел декабря, чтобы успеть их еще осмыслить на трезвую голову и попрощаться с прошлым. Поэтому приходится итожить минувший год, еще не успев дожить его до конца. Такова традиция: "и жить торопимся, и чувствовать спешим". Получается, что декабрь, по крайней мере, вторая его половина, выпадает  из истории (какая там история, когда сначала предчувствие праздника, потом сам праздник, потом его послевкусие!).   Что ж, будем считаться с традициями и уважать историю даже в ее неполной историчности (так сказать, субисторичности).

После того того, как слова из всех источников польются полным потоком,  в начале декабря я вынесу их на обсуждение экспертного  совета Центра творческого развития русского языка. В Совет входят  поэты и прозаики Светлана Kекова, Анатолий Курчаткин, Григорий Марк,  Сергей Соловьев, Татьяна Щербина; лингвисты и филологи Ольга Глазунова, Людмила Зубова,  Максим Кронгауз, Валерий Мокиенко, Наталья Фатеева; философы и культурологи Григорий Тульчинский и Михаил Эпштейн. Члены Совета могут (и будут) выносить на обсуждение и свои предложения. По итогам их голосования выбираются Слово и Антислово года.

Выборы Слова будут проходить в этом году с участием "Новой газеты", которая обратится к своим читателям с тем же предложением, которое сейчас перед вами, так что аудитория нашего конкурся весьма расширится. Надеюсь, его итогами, как и в прошлом году, заинтересуются и другие СМИ. Особо отмечены будут номинаторы победивших слов.

Итак, мы устанавливаем свой наблюдательный пост над  русской лингвосферой. Предлагайте своих кандидатов на  титулы  Слово-2008 и Антислово-2008!  Желательно, чтобы каждое предложение сопровождалось хотя бы краткой мотивировкой, а также указанием, в какой категории, слова или антислова, вы выдвигаете своих кандидатов (их число ничем не ограничено).

Присылайте ваши слова по адресу: russmne@emory.edu   Тема:dar

Либо сразу выставляйте их на всеобщее обозрение и обсуждение  в Живой Журнал, на сайт сообщества АИСТ: http://www.livejournal.com/community/ru_words/

В любом случае - не забудьте указать свое имя и фамилию, место жительства, желательно также сферу занятий и интересов.



                                                СЛОВА МИНУВШИХ ЛЕТ

Для лучшей ориентации в выборах слова напомню вехи минувших годов -  по версии Американского диалектного общества.

1990 г.  - "bushlips", "губы Буша (старшего)", в значении "неискренняя политическая риторика".
1991 - выражение "Мать всего" ("Мать всех побед", "Мать всех войн" и т.д.), изреченное Саддамом Хусейном.
1992 - "Нет!" (выражение несогласия).
1993 - "информационный хайвей".
1994 - ничья между двумя Словами: "кибер" (от "кибернетика")  и  "морф" (измененная форма).
1995 - опять ничья: World Wide Web (сеть на весь свет) и ньют (агрессивный новичок, по имени республиканца-конгрессмена Ньюта Гингрича).
1996 - "mom",  "мамаша", как новая социальная группа избирателей (в этом году проходили президентские выборы), например, "футбольная" или "хоккейная" мамаша.
1997 -  "жучок тысячелетия" (о переходе летоисчисления компьютеров в 21-ый век).
1998 - приставка "э" (от "электронный", как в словах "эмейл", "экоммерция").
1999 - "Y2K", сокращенное обозначение "года 2000" (К - это "кило", тысяча,  три нуля).
2000 - "chad",  кружочек бумаги, выдавливаемой из бюллетеня при голосовании (об избирательной баталии Буша и Гора).
2001 - "9/11" (теракт в Нью-Йорке).
2002 - "оружие массового поражения" (в хранении которого обвинялся Ирак).
2003 - "метросексуал" (модник, гетеросексуал, житель большого города).
2004 - "красные и синие штаты" (те, что голосовали соответственно за республиканцев и демократов).
2005 -"truthiness", правдивость (в отличие от правды), претензия быть правдивым невзирая на факты (у слова - иронический смысл).
2006 - "оплутонить (ся)" (to pluto, to be plutoed), т.е. разжаловать, понизить в звании, от названия бывшей планеты Плутон, которая в 2006 г. Международным Астрономическим союзом  была разжалована в "планеты-карлики".
2007 - "subprime", второклассный, неидеальный, рискованный - применительно к банковским  векселям, мортгиджам, займам.

В 2000-м году были также выбраны слова эпохальные.
Слово  декады (1990-е): web - сеть, электронная паутина.
Слово 20-го столетия: джаз (вторым по счету шло "ДНК").
Титул "Слово тысячелетия" был присвоен местоимению "она" (ближайшим соперником была "наука").


Опять-таки для лучшей ориентации в предстоящем конкурсе привожу свою статью с анализом итогов 2007 г.  и объяснением критериев выбора, из "Независимой газеты" (17.1.2008).

Гламурный год под знаменем политконкретности
Впервые в России выбраны Слово и Антислово года

    Выборы Слова года уже давно проводятся в США, Германии, Японии. "Слово года" еще более знаково, чем "человек года", оно позволяет подвести кратчайший итог минувшему и конспективно запечатлеть его в памяти потомков.  В этом году к клубу  стран, осмысляющих себя в минижанре одного слова, присоединилась и Россия. Список слов, бывших на слуху за минувший год,  был составлен читателями электронной рассылки "Дар слова" (более трех тысяч подписчиков). А голосование по списку проводилось Центром развития русского языка (при Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы). В роли жюри выступил Научно-творческий совет Центра,  в состав которого входят поэты и прозаики Светлана Kекова, Анатолий Курчаткин, Григорий Марк,  Сергей Соловьев, Татьяна Щербина; лингвисты и филологи Ольга Глазунова, Людмила Зубова,  Максим Кронгауз, Валерий Мокиенко, Наталья Фатеева; философы и культурологи Григорий Тульчинский и Михаил Эпштейн.  Всего на голосование поступило около полусотни слов, причем в духе  отечественной традиции ("Бог с дьяволом борются")  было решено проводить выборы по двум номинациям: Слово и Антислово.
            В первой номинации вперед с большим отрывом вырвалось слово "гламур" (35 баллов), которое почти все члены Научно-творческого совета сочли  ключевым для минувшего года, причем во всех возможных производных ("гламурный", "гламурненько", "огламурить" и даже страна "Гламурия").  Вот как объяснила свои мотивы  писательница и журналистка Елена Черникова, которая первой выдвинула его кандидатуру: "Лет пять назад, когда "гламур" вдруг выпрыгнул-выскочил в России, он был (в СМИ) хороший, заветный, желанный, красивый, прочее. Конечно, никто из всерьёз употреблявших это слово не помнил, что по-настоящему гламурными, то есть роскошными, чарующими, обольстительными были основательницы этого стиля и образа, символы гламура Грета Гарбо, Марлен Дитрих. Многие в России вообще полагали, что это слово не из словаря, а с обложки одноимённых колготок, но выговаривали его с энтузиазмом и придыханием. Прошло некоторое время, и сейчас российский "гламур" вместе с гламурными девушками, вещами, манерами, журналами, вечеринками начал вызывать иронию. До ненависти дело не дошло, по-моему, только потому, что обнаружились пустота и вторичность, отсутствие внутреннего, бессмысленность. Роскошь, но крикливая. Блеск, но как по разнарядке, обязательный, а то просто "не жизнь, а каторга какая-то", без гламура-то. Крайняя степень потребительства - по сути.    Понятие перебежало из эпохи в эпоху, от символа к символу, от Греты Гарбо - к Собчак Ксении Анатольевне... Смешно, хоть плачь."
      А вот комментарий философа Григория Тульчинского:  "За этим словом - апофеоз 2007 года, полное торжество массовой культуры и ее ценностей. Идеал российской "элиты". Полуприкрытые глаза, устремленные куда-то по диагонали вверх, приоткрытый рот, вокруг облачка тумана и блаженства. Плюс откровенное программирование не только в рекламе, но и в новостях, политике..." Писатель Анатолий Курчаткин находит гламурность не только в материальном образе жизни элиты, но и в новом общественно-политическим истеблишменте:  "Гламур  в уходящем году стремительно распространился на жизнь всех категорий российского населения, ворвался в политику и занял в ней хозяйское положение. Все наши выборы, процесс выдвижения кандидатов в депутаты, в президенты, выступления этих кандидатов превратились в сплошной гламур в его нынешнем значении для русского уха, иначе говоря - никакой правды, одна глянцево-золоченая видимость".
          Второго места по количеству баллов (23)  удостоились "нанотехнологии" и вообще "нано-" как самый продуктивный элемент большого числа новообразований: "наноиндустрия", "наноматериалы", "нанороботы", "нанотрубы" и прочие "наности". Хотя слово "нанотехнология" было изобретено еще в 1974 г. в Японии, долгое время оно оставалось достоянием ученых, потом перешло в научную популяризацию и журналистику, и вот в минувшем году взорвалось уже множеством вполне осязаемых потребительских товаров, рекламируемых под модной этикеткой, включая "нанокрем" и "нанокефир", которые к собственно нанотехнологиям не имеют ни малейшего отношения. Ситуация с "нано-"  напоминает стремительную карьеру таких  технических понятий, как "кибер-" (кибернетический) и "э-"  (электронный), которые были удостоены звания Слова  1994 г. и 1998 г. (по американской версии).
         Примерно тот же путь прошли "блог" и "блогер", занявшие третье место (15 баллов). Слово "блог" (сокращение от "weblog", сетевой дневник), 1999 г. рождения, возникло в кругу  жэжистов" ("живожурнальников"),  да там, собственно,  и осталось, но сам этот  круг за последние годы стремительно расширился, и в наше время уже мало кто из грамотных людей не подался в блогеры. От министров до маргиналов, от пенсионеров до первоклассников - все "убложают" себя дневниковой словесностью. По мысли писателя Григория Марка, "стремительно раздувается вокруг нас блогосфера, и всё глубже - хотим мы этого или нет - мы будем в неё погружаться. Мы должны как можно быстрее научиться жить среди блогов".
          Далее в порядке признания их смысловых заслуг  перед обществом следуют такие  слова: "раскрутка" (11), "выборы" (9), "гендер", "пиар"  и "имхо" (по 7). Последнее распространено опять же среди блогеров в значении "по моему скромному мнению" (IMHO, аббревиатура английского выражения "in my humble opinion"). Заметим, что из 8 слов, занявших высшие ступеньки, 6 - иностранного происхождения. Таков удельный вес нашего языкового импорта из передовых стран.  А вот про успехи нашего языкового экспорта говорить пока не приходится. Последние русские слова, которые имели международный успех и вошли в иностранные словари, - это двадцатилетней давности "гласность" и "перестройка".  Горбачевская эпоха оставила более глубокий след в чужих языках, чем две последующие, когда русский язык богатеет почти исключительно за счет импорта.

        Теперь перейдем ко второй номинации. Если Слово года в наибольшей степени концентрирует в себе его проблематику, заботу и интерес, то  Антислово -  подмену и извращение понятий.  Два слова разделили первое место в состязании на звание Анти, т.е. самого фальшивого, аморального, пропагандистского:  "креатив" и "политконкретность" (по 15 баллов). Сначала о первом, более известном. Как замечает о "креативе" писатель Сергей Соловьев, "мельче и повсеместней этой монеты уже трудно себе представить". Техническая инструкция, политический лозунг, пиаровский трюк  - все это именуется креативом, а автор таких сочинений - не халтурщиком, а креативщиком.  Писательница Татьяна Щербина:  "Креатив - это претензия и одновременно пародия на творчество и творение". Действительно,  "креатив" - это попытка  уравнять  ловкую и выгодную, а чаще тупую и бессмысленную  "придумку" с деятельностью творца, самовыражением свободного духа.
          Еще одно слово, занявшее высшую ступеньку почета в перевернутом мире антислов, стало главным открытием конкурса.  "Политконкретность".  Вы не очитались: речь идет не о навязшей в ушах американской политкорректности, а о явлении сугубо российском и весьма злободневном. Номинатор этого антислова лингвист Ольга Глазунова так определяет его значение: "Политконкретность - это когда в политике все заранее предопределено, как, например, с выборами в Думу и с выбором будущего президента. Путин выступил за Единую  Россию, она получила большинство, выдвинул преемника -  за  него все и проголосуют". Можно добавить, что в последнее время слово "конкретный" приобрело широкую популярность в таких сленговых выражениях, как "конкретный пацан", "конкретный мужик". Т.е.  находящийся при деле, причастный, ангажированный, втянутый, задействованный, не абстрактно-невинный. Кто они, политконкретные?  Те, кто весьма конкретно себя заявил, "позиционировал" в рамках господствующей политики.  Председатель избиркома, полагающий, что "президент не может быть не прав" (формула папской непогрешимости).  Деятели культуры и спорта, умоляющие президента (из любви лично к нему) нарушить Конституцию. Педагоги и воспитатели, организующие движение малолетних "мишек" во имя победы "общемедвежьего" дела.  Ощутите разницу: на Западе - политкорректность, в России - политконкретность. Слово на редкость емкое.  И деликатное. Зачем оскорблять людей: дескать, продались,  охолуели (выразительный, но очень уж обидный неологизм Б. Немцова). Просто это конкретные люди. Политически конкретные.  Так что Запад все-таки к нам подступает - с другой стороны.  Теперь мы будем таких людей называть политконкретными, что в высшей степени политкорректно.
        Слово становится "анти" не потому, что оно обозначает нечто отрицательное, а потому, что оно лжет, передергивает, искажает свой предмет: очерняет, если он белый, или обеляет, если он черный.  В этом смысле слово "гламур" ничего не искажает и не подменяет, оно  прямо называет товарный блеск, потребительский рай, показную роскошь честным словом "гламур", которое ничего иного и не подразумевает. Если "гламур" и указывает на фальшь, то делает это безо всякой фальши. То же самое и слова "пиар"  и "раскрутка" - они обозначают вполне очевидные формы общественной и коммерческой жизни:  навязчивую, нахрапистую, бесцеремонную рекламу тех или иных людей, товаров, брендов - и употребляются по своему прямому (на)значению.  Другое дело - антислова. Третьим в их ряду идет "преемник".   Прекрасное слово, раньше не столь уж употребительное,  знакомое, например, по такому школьному контексту: "Лермонтов стал преемником Пушкина в русской поэзии". Но в нынешнем обиходе, замечает Г. Тульчинский,  "слово просто достало. Частотой употребления. Политическим цинизмом". Оно подразумевает иной механизм передачи власти, чем тот, который закреплен традициями демократических обществ.  Вполне возможно, что новое значение слова "преемник" настолько закрепится в языке, что, услышав про Лермонтова - преемника Пушкина, школьники захотят  уточнить, какой административный ресурс использовал Александр Сергеевич, чтобы, освободив  вакансию первого поэта, протолкнуть на нее Михаила Юрьевича.
      Не менее выразительно следующее антислово - "шакалить". Всего один раз употребленное президентом (по поводу политических оппонентов, "шакалящих" у иностранных посольств), оно глубоко врезалось в историческую память сограждан. В ту самую историческую память, начиненную зоологическими кличками, где сталинский генпрокурор Вышинский уже объявлял Н. Бухарина "помесью свиньи и лисицы". Вслед за чем последовала высшая мера. Да и чего еще заслуживают эти нелюди? Номинатор биолог Зоя Рысина напоминает, что глагол "шакалить" ворвался в наш язык из уголовного жаргона и означает "попрошайничать". А  вот комментарий писателя А. Курчаткина:  "Слово удивительно энергичное, зрительное, ёмкое, образовано по всем правилам русского языка и хорошо "ложится" на него. Мы знали, что наш президент умеет припечатать смачным выражением. Однако он употребил это слово в отношении политических игроков, которые никак не похожи на шакалов, напротив - в известной мере, выступают даже в роли жертв (как к ним ни относись), а потому это выразительное слово звучит как "антислово", и никак по-другому". В число антислов и антивыражений вошли также "враги России", "мачо" и "мачизм", "рейдер(ство)", "слив", "слить" (информацию, человека), и "дикие девяностые".

   Вот как в итоге распределились места по двум номинациям:

Слово:
1. гламур - 35 баллов
2. нано- (включая нанотехнологии) -  23
3. блог (и блогер) 15
4. раскрутка 11
5. выборы 9
6-8. пиар 7
        гендер 7
        имхо 7

Антислово:
1-2. креатив 15
        политконкретность 15
3. преемник 11
4. шакалить 9
5-6. враги России 6
        мачо, мачизм 6

В заключение - итоговое определение  года по сумме его самых знаковых слов. 2007  - гламурный год с креативной мечтой о нанотехнологиях и под знаменем политконкретности.   Возможно, таким он и останется в памяти потомков, во всяком случае, если они захотят поверить его современникам.

    Михаил Эпштейн, руководитель Центра творческого развития русского языка при
МАПРЯЛ. http://www.russkoeslovo.org/yazykovod/

                                                                *  *  *

По итогам конкурса стоит отметить не только слова, но и их номинаторов. Выделить из массы  слов, наполняющих нашу речь (а также газеты, интернет, телевидение), несколько самых знаковых,  таких, которые могут  одним штрихом очертить портрет времени, - это особое концептуальное чутье и искусство.  Вот лучшие номинаторы, даже можно сказать, дефиниторы 2007-го года (называем тех, которые первыми выдвинули данные слова, хотя были, конечно, случаи и повторных номинаций):
    Елена Черникова, писательница, журналистка, автор пяти романов (Москва): "гламур" и "блог" (1 и 3 в номинации "Слово").
    Зоя Рысина, биолог (Москва): "креатив" (1-2-ое место среди "Антислов"),  "шакалить" (4-ое среди "Антислов", "имхо", 6-8-ое  среди "Слов").
    Ольга Глазунова, лингвист, автор учебных пособий по русскому языку, доцент С.-Петербургского университета (Петербург): "политконкретность" (1-2-ое среди "Антислов").  Отметим, что О. Глазунова - не только номинатор, но по сути и создатель этого слова, которое до этого лишь несколько раз употреблялось в интернете в случайных контекстах. Редко какое слово, начиная с нуля, так быстро удостаивалось чемпионских почестей.
    Татьяна Ямадзаки, домашняя хозяйка  (Нагоя, Япония): "раскрутка" и "пиар" (4-ое и 6-8-ое среди "Слов").

 Итоги голосования - сводная таблица.

СЛОВО ГОДА
гламур 35 баллов
нано-  23
блог 15
раскрутка 11
выборы 9
имхо 7
гендер 7
пиар 7
биометрический 4
глобальный, глобализм 4
глянец 3
тема 3
антипословица 3
адресный, адресно  2
айпод 2
харизма 2
межкультурная коммуникация  1
мировое сообщество 1
одноклассники 1
амбициозный 1

АНТИСЛОВО ГОДА
креатив 15
политконкретность 15
преемник 11
шакалить 9
враги России 6
мачизм 6
рейдер(ство) 5
дикие девяностые  4
слив, слить 4
запутинец 3
олигарх 3
проект  3
экстремизм 2

_________________________________________________________________
Сетевой проект "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Языковод - сайт Центра творческого развития русского языка.

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)