Михаил Эпштейн
КАТАЛОГ КАТАЛОГА

        0.0. Все может быть описано в каталоге, даже сам каталог.

        0.1. Каталог пишется и читается не слева направо и не справа налево, а сверху вниз.

        0.2. Такой порядок означает, что вещи не следуют одна за другой, а даны одновременно.

        0.3. Каталог просто перечисляет все, что имеется в наличии.
 
        1.0. Каталог хорошо описывает вещи, но еще лучше - мысли о вещах.

        1.1. Вещи исчезают и появляются, поэтому о них приходится повествовать в том порядке, в каком они следуют одна за другой.

        1.2. Идеи всегда имеются в наличии, как если бы хранились на идеальном складе, где не теряются и не портятся.

        1.3. Каталог - это перечень идей, одновременно хранящихся в мироздании.

        2.0. Сущность предмета - совокупность всех идей, к нему относящихся, или всех суждений, которые могут быть высказаны о нем.

        2.1. Каталог позволяет высказать о предмете все суждения, какие  можно высказать о нем.

        2.2. Каталог включает как истинные, так и ложные суждения.

        2.3. Суждение становится истинным или ложным в своем отношении к внешней действительности, а само по себе оно просто есть, имеет место.

        2.4. Каталог включает как серьезные, так и иронические суждения.

        2.5. Суждение становится серьезным или ироническим в своем отношении к человеку, который его высказывает, а само по себе оно просто есть, имеет место.

        2.6. Каталог включает  суждения как самого автора, так и  других людей.

        2.7. Суждение становится оригинальным или банальным по отношению к предшествующим  суждениям, а само по себе оно просто есть, имеет место.

        2.8. Каталог - это общее место всех возможных суждений о предмете.

        2.9. Истинные суждения в каталоге отличаются от ложных не больше, чем от самих себя, и это же относится ко всем остальным суждениям.

        2.10. Достоинство каталога  не в том, что он заключает в себе
истинные, серьезные и оригинальные суждения, а в том, что он является по возможности полным.

        3.0.  Каталог не является литературным или философским жанром. Между песней и диссертацией больше сходства, чем между каталогом и всеми другими жанрами.

        3.1. Каталог не удовлетворяет ни научным критериям истины, ни художественным критериям образности, но лишь формальным критериям порядка.

        3.2. Каталог  - это форма, которая сама заботится о своем содержании.

        3.3. Каталог ни о чем не повествует, ничего не выражает и ни в чем не убеждает. Он перечисляет, как словарь.

        3.2. В отличие от словаря слов, каталог - это словарь суждений.

        3.3. Как слова в словаре,  так и предложения в каталоге никем не произносятся. У них нет автора.  Они не выражают ничьих мнений.

        3.4. Словарь и каталог содержат всё, что говорится и думается, но  говорит в них   сам язык и думает само мышление.

        4.0. Каталог - антипод текста.

        4.1. Текст движется во времени, а каталог существует в пространстве.

        4.2. Текст всегда полон, даже если состоит из одного слова. Каталог никогда не полон, даже если состоит из сочетаний всех
существующих слов.
 
        4.3. Текст всегда полон, потому что говорит  лишь сам за себя. Каталог никогда не полон, потому что говорит за все написанные и ненаписанные тексты.

        4.4. Критика текста составляет иной текст, чем тот, который она критикует. Критика каталога составляет часть его самого.

        4.5. Нет такого каталога, который нельзя было бы дополнить. Нет такого каталога, который не нуждался бы в дополнении.

        4.6. Мечты прежних авторов, чтобы народ дописывал их тексты, не могли осуществиться. Только каталог можно дописывать, потому что у него нет автора.
 
        4.7. У текста есть автор, а у каталога - составитель.  Автор отвечает за правильность собственных суждений, а составитель - за
наибольшее разнообразие представленных суждений.

        4.8.  Составитель - это человек, которому мысли приходят, когда он не думает, поэтому он не считает их своими.

        4.9. Мысль всегда приходит в форме двух или трех мыслей. Автор записывает только одну из них. Составитель записывает сразу все мысли, поскольку каждая из  двух-трех мыслей тоже рождается в форме двух или трех.

        4.10. Например, мысль о том, что нужно любить родину, рождается в форме мыслей: "у меня нет родины", "я не умею любить", "родина недолюбливает  меня".

        4.10. Когда текст перешагивает  границу своего содержания, рождается инакомыслие. Когда текст перешагивает  границу своей формы, рождается всемыслие, или каталог.
 
        5.0. Каталог - это фольклор новейшего времени, т.е. времени после времени.

        5.1. Время после времени есть пространство, в котором все тексты становятся строчками растущего каталога.
 
        5.2. В фольклоре есть исполнители, у каталогов есть составители; те и другие - распределители материала, а не его творцы.
 
        5.3. Доисторическое время порождает фольклор, постисторическое время  порождает каталог.

        5.4. Фольклор соединяет схожие, тождественные представления,  присущие древнему обществу, а каталог соединяет  разнородные и противоположные представления, присущие современному обществу,

        5.5.Фольклор производится  в форме текста, выражающего одно, общее для всех суждение, а  каталог производится в форме словаря, соединяющего множество разнообразных суждений.

        5.6. Каталог - это возвращение к фольклору на той стадии развития культуры, когда сводом всех суждений может служить не одно безличное суждение, а собрание всех личных суждений.

        6.0.Прочитав каталог, невозможно понять, что думает его составитель. Но можно понять, что вообще думается, что вообще можно думать.

        6.1. Мысль в каталоге существует вне отношения к чему бы то ни было. Она не исходит ни от какого субъекта, не описывает никакого объекта, не обращена ни к какому адресату. Мысль существует только потому, что она возможна как мысль.

        6.2. Мысль в каталоге существует как свидетельство того, что она может существовать. Ее существование есть лишь доказательство ее возможности.
 
        6.3. Мысль в каталоге не объясняет мир и не изменяет мира, но свидетельствует о множестве возможных миров.

        6.4. Каталог очерчивает границы возможного, того, что можно помыслить.

        6.5. О невозможном и немыслимом говорится в продолжении каталога.

        7.0. Каждый каталог может завершиться лишь относительно, причем его конец составляет начало следующего каталога. Так, Каталог пустяков переходит в Каталог забав, Каталог дыма переходит в Каталог неба, Каталог вселенной переходит в Каталог каталога, а Каталог каталога переходит в Каталог молчания о каталоге.

        7.1. Каждый из существующих каталогов есть отрывок из всемирного  Каталога, а всемирный Каталог есть отрывок   из Каталога, у которого нет названия.

        7.2. Каталог выдвигает перед собой столь необъятные задачи, что неминуемо обречен на поражение. Каждой точкой он  подписывает себе приговор.

        7.3. Поскольку каталог никогда не кончается, он может быть закончен чем угодно.

        7.4. Каждая фраза в каталоге может быть последней, поэтому она обязана быть завершающей.