В средние века на Дальнем
Востоке существовал своеобразный жанр словесности, в котором перечислялись
разные свойства одного предмета - или разные предметы, обладающие одним
свойством. Классические образцы этого жанра, "дзуйхицу", можно найти в
"Записках у изголовья" японской писательницы Х века Сэй Сёнагон. Перечисляются,
например, вещи, которые вызывают у автора наибольшее притяжение или отталкивание,
самые радостные или горестные события в человеческой жизни, и т.д.
Этот жанр, который я условно
называю каталогом, лежит на перекрестке образного и понятийного мышления.
Образы, данные в перечислении, создают предметное разнообразие, но через
них проходит один неизменный мотив, исходное понятие, которое варьируется
во всех возможных разновидностях: красота луны и красота снега, красота
жемчужного отблеска и красота застенчивой улыбки... Такое скрещение понятийного
("красота") и образного рядов, обобщенного и единичного, обнажает самое
структуру мышления, в котором пересекаются эти координатные оси мироздания.
По вертикали движется понятие, по горизонтали - образ. Каталог - множество
всех пересечений между вертикалью и горизонталями.
Жанр каталога представляется
очень современным по способу соединения подвижных и неподвижных элементов.
Такого рода построения используются в современных структурных исследованиях,
где четко фиксируемый предмет последовательно рассматривается в разных
своих аспектах. Постепенно из многого выступает единое, но при этом само
единое вновь и вновь подтверждает свое присутствие во многом.
Предлагаемые ниже каталоги
- опыт возрождения этого старинного жанра, с учетом его современных возможностей.
"Каталог" буквально означает сверху-вниз-словие. В данном случае каталог
представляет собой последовательность самых различных мнений, суждений,
высказываний, относящихся к простому, повседневному явлению, такому, как
веснушки и родинки, дым, пустяки. Через эту последовательность простой
предмет неожиданно обнаруживает свою сложность, структурную многосоставность,
а главное - множественность возможных истолкований и символических связей
в современной культуре. Мнения в каталоге не спорят - для разбега и сшибки
им не хватает места в сжатом горизонтальном измерении - а существуют независимо,
по вертикали сменяя и дополняя друг друга. Как мне представляется, смысл
подобной каталогизации состоит в том, чтобы в конкретной вещи выявить бесконечность
её граней, пересекающихся с разными гранями мироздания.
Все нижеследующие каталоги
написаны в июле 1982-го года. Они исполнялись устно на литературных
вечерах в Москве. В заключение подборки следует Каталог каталога, где делается
попытка описать форму и значение этого жанра его собственными средствами.