КУЛЬТУРОНИКА:
ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Михаил Эпштейн


Обычно говорят о творчестве в рамках какой-то области культуры: литература, искусство, наука, философия... Но может ли культура как таковая быть предметом  творчества?  Может ли у гуманитарных наук, исследующих культуру, быть особая  практическая ветвь, дисциплина преобразования культуры, - подобно тому, как техника преобразует природу, изучаемую естественными науками, а политика преобразует общество, изучаемое общественными науками?  Что такое культуроника в ее отличии, с одной стороны, от культурологии как теоретической и исторической дисциплины, a с другой стороны, от техники и политики как практических надстроек над естественными и общественными науками?

Культуроника (culturonics) - гуманитарная технология, изобретательская и конструкторская  деятельность в области культуры;  активное преобразование культуры как следствие или предпосылка ее теоретических исследований.

В системе человеческих знаний-умений есть одно пропущенное звено. Науки, как известно, делятся на три большие группы: естественные, социальные и гуманитарные. У первых двух есть практические надстройки - методы преобразования того, что данные науки изучают, a у третьей эта надстройка отсутствует, точнее, еще не приобрела своего места и функции в  системе.

Предмет            Науки                     Практика



Природа             Естественные        Техника

Общество          Социальные            Политика

Культура            Гуманитарные             ?


Культуроника  в отношении гуманитарных наук есть то же самое,  что по отношению к естественным наукам есть техника как преобразование природы, а по отношению к социальным наукам есть политика как преобразование общества. Гуманитарные науки остро нуждаются в своем собственной технологии и в своей собственной политике - отсюда и постоянные попытки технологизировать или политизировать гуманитарное мышление, пренебречь его спецификой ради выхода в конструктивное измерение. Культуроника  - это практическая надстройка над науками о культуре, попытка  воплотить трансформативный потенциал гуманитарного мышления, не утрачивая его специфики, не технологизируя и не политизируя феномена культуры.

Культуроника - это  конструирование новых форм  действия в культуре, новых техник общения и познания, новых моделей восприятия и творчества. Если культурология мыслит проекциями - преломлениями предметов в знаковых системах разных культур, то культуроника мыслит проектами, т.е. знаковыми системами, которые еще не стали практиками и институциями какой-либо культуры и образуют план возможных трансформаций всего культурного поля. Если культурология - это наука о культуре, культуроника - совокупность технологий, основанных на этой науке. Наука и техника различаются как сферы открытия и изобретения.  Гуманитарные науки не меньше нуждаются в изобретениях и изобретателях, чем естественные.

Мы спрашиваем у естественных наук, каков технический потенциал того или иного открытия. Так и про гуманитарную идею или теорию можно спросить: способна ли она породить новое культурное движение, исследовательский метод, художественный стиль? Можно ли на основе данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество,  творческую среду?   Вот какие вопросы обращает культуроника к гуманитарным наукам, ища в них задатки искусств, творческих практик, интеллектуальных ремесел.

Культуроника возникает в связи с культурологией и на ее основе, поскольку именно исследование культуры выявляет ее нереализованные возможности. В отличие от культурологии, которая изучает известные культуры, культуроника изучает то, чего еще нет, - проектирует, моделирует и продуцирует возможные культурные объекты и формы деятельности, включая:
     Новые художественные и мыслительные движения;
     Новые дисциплины, методы исследования, философские системы;
     Новые стили поведения, общественные ритуалы, знаковые коды, интеллектуальные моды;
     Новые типы религий, культур и цивилизаций...

К культуронике относится деятельность таких культурных сообществ, которые порождают на основе определенных теорий определенные культурные практики, например, итальянские гуманисты, немецкие романтики, американдкие трансценденталисты, итальянские и русские футуристы, русские символисты и концептуалисты.

Культуроника - это деятельность
Д.С. Лихачева по экологической охране культуры;
Ю. М. Лотмана по развитию семиотического сознания и системному изучению и преобразованию семиосферы;
Г. П. Щедровицкого по внедрению рефлексивной методологии в образовании, градостроительстве, дизайне, экономике.

Среди новейших  культуронических проектов и инициатив можно назвать движение "митьков" в Ленинграде-Петербурге,  деятельность московских концептуальных групп "Коллективные действия" (А. Монастырский и др.), "Медицинская герменевтика" Олега Ануфриева и Павла Пепперштейна, проекты "Выбор народа" и "Монументальную пропаганду" Виталия Комара и Александра Меламида, художественную партию "Правда" (Леонид Пинчевский и др., Нью-Йорк, 1991-1995). [1]

Понятие гуманитарных технологий (techno-humanities) вовсе не предполагает, что гуманитарные науки должны  заимствовать  "техно" от технологий, основанных на естественных науках. Наоборот, естественные науки в свое время позаимствовали понятие "техно" у сферы искусств (греческое "techne", "собственно, и означает "искусство, художество, мастерство"). Теперь пришла пора вернуть "техно" в гуманитарную область.

Гуманитарным наукам должны соответствовать гуманитарные искусства  - не те искусства, которые изучаются гуманитарными науками, а те рефлексивные практики, которые возникают на их основе.   Гуманитарное мышление разворачивается как в форме наук, так и в форме вторичных искусств, включая искусства коммуникации, информации, знаковой кодировки и перекодировки.  Это искусства преобразования культуры, подобно тому как первичные искусства преобразуют природу или культуру первого, "естественного" уровня, (например, естественные языки). Так, скульптура преобразует мрамор, танец и театр - человеческое тело, поэзия - речь. Но возможна и такая деятельность, например, по изучению театра или поэзии, которая не ограничивается теоретической сферой, но ведет к преобразованию самих этих искусств, прокладывает им новые пути (например, "бедный театр" Е. Гротовского или "лингвистическая школа" в современной американской поэзии).

Рассмотрим трехслойное строение гуманитарного поля в сфере языка. Во-первых,  на основе языка  возникают  первичные  "искусства слова" - лирика, эпос, драма, объединяемые понятием художественной словесности. Во-вторых, на основе языка возникают теоретические дисциплины, исследующие как сам язык - лингвистика, так и языковые искусства - литературоведение. На этом традиционное дисциплинарное членение языкового поля в общем завершается, дальше следуют только уточнения, спецификации (роды и виды языковых искусств, направления и методы в лингвистике и литературоведении).

Между тем необходимо очертить еще один уровень - мета-языковых технологий, которые пользуются научными понятиями лингвистики и литературоведения, чтобы трансформировать сами предметы их изучения  - язык и словесность. Речь идет о практическом, экспериментальном литературоведении, образцы которого мы находим в программных работах теоретиков и критиков, обосновавших новые направления литературы или исследовавших возможность новых художественных форм -  классицизм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, сюрреализм, неоавангард, постмодернизм и т.д.  Буало и братья Шлегели, В. Гюго и Э. Золя, М. де Унамуно и Ф. Маринетти, А. Бретон и Р. Барт, а в России - В. Белинский, Д. Мережковский, А. Белый,  В. Шкловский, Ю. Тынянов...   Область их усилий - уже не поэтика или эстетика, которые исследуют действующие законы литературы и искусства, а транспоэтика и трансэстетика, которые через поэтику и эстетику движутся к новым возможностям литературы и искусства, пытаются преобразовать то, что они изучают. Приставка "транс-" означает  "за", "сквозь", "через", "по ту сторону" того, что обозначается корневой частъю слова. В приложении к названиям теоретических дисциплин  "транс-" обозначает именно  вторичные практики, технологии, которые возникают на их основе и ведут к трансформации изучаемых ими областей.

Широчайшее поле применения имеет и транслингвистика, которая создает искусственные языки или задает новые направления развитию естественных языков. Очевидно, что деятельность доктора Л. Л. Заменгофа, создателя международного языка эсперанто, не относится к области лингвистики,  хотя и развивается на ее основе.  Именно сравнительный анализ существующих языков позволил Заменгофу синтезировать новый язык, сочетающий романские, германские, славянские элементы. Транслингвистика охватывает область построения как плановых международных языков (волапюк, окциденталь, интерлингва и мн. др.), так и специализированных языков, включая языки различных дисциплин (математики, логики, лингвистики) и языки программирования, общения человека и машины. Большой вклад в транслингвистику, в теорию и практику лингвопроектирования внесли  Р. Декарт, Г. В. Лейбниц и такие создатели проектов философских языков, как Дж. Дальгарно, Дж. Уилкинс. Ж. Делормель.

Что касается естественных языков, то они по традиции считаются "инертными", открытыми только медленным историческим изменениям, а не сознательным преобразованиям. Но и в этой области  есть место для проективно-трансформативной деятельности. К транслингвистике относятся: словарная, а в значительной мере и словообразовательная  работа В. Даля, по-новому структурировавшая лексические запасы русского языка и прибавившая к нему около 14 тысяч собственно далевских новообразований;  "воображаемая филология" В. Хлебникова, которая вылилась примерно  в такое же число неологизмов и в эксперименты с морфологией и синтаксисом, значительно увеличившие гибкость русского языка; в наше время - "грамматология" Ж. Деррида, которая  из теоретической сферы постоянно выходит на уровень трансформации языковых практик.  Все это  и можно отнести к гуманитарным технологиям, т.е. практикам второго, надтеоретического, а не дотеоретического уровня.

Существующее деление культуры на первичные практики и изучающие их теории заведомо неполно и не позволяет определить характер творческого вклада многих выдающихся деятелей культуры, например, русского Серебряного века. Д. Мережковский, В. Иванов, А. Белый  были и писателями, и теоретиками, но в их работе присутствует нечто третье, чего нет ни у чистых художников (например, Н. С. Лескова или А. П. Чехова), ни у чистых ученых (типа А. Н. Веселовского или А. А. Потебни). Они не просто делали литературу и не просто изучали ее, а  раздвигали границы литературы, открывали в ней новую эпоху,  исходя из теоретического видения ее задач и возможностей. Они  писали символистские стихи, но они и создавали программу и практику символизма как целостного культурного движения, в котором  были и художественная, и теоретическая, и философская, и религиозная составляющие.

Это и есть культуроника. Ее нельзя смешивать с художественным творчеством или другими формами действия внутри определенных предметных областей культуры.  Так же, как в области естественных наук мы различаем явления природы (предмет науки) и технологические процессы (применение науки), а в области социальных наук - общественные процессы и их сознательную политическую трансформацию, так и в области гуманитарных наук следует различать три уровня:

1. предметный (формы первичной знаковой деятельности:
язык, ценности, нормы, обычаи, верования,  ритуалы,
мифы, искусства):                                                              КУЛЬТУРА

2. теоретический (познание, информация):                      КУЛЬТУРОЛОГИЯ

3. практический (деятельность на основе познания,
метапрактика, трансформация):                                     КУЛЬТУРОНИКА

На следующем уровне культуроника сама становится частью культуры, но уже культуры  не просто саморефлективной, но трансформирующей и трансцендирующей себя.  О транскультуре пойдет речь в следующей главе.


1. К этой же области - культуронике и, в частности, к транслингвистике - я бы отнес и ряд своих сетевых проектов, таких, как ИнтеЛнет и "Дар слова: Проективный словарь русского языка". См. М. Эпштейн. От Интернета к ИнтеЛнету, в кн. Русский интернет: Накануне больших перемен. М., IREX, 2000, 196-204.