ТЕХНОСОФИЯ И ДРУГИЕ "СОФИИ"

Михаил Эпштейн

                                      Техника - от греч. techne,
                                искусство, умение, ремесло.

                                     София - от греч. sophia,
                                мудрость, знание, умение.

...Долгое время я жил в Москве в Донском проезде (впоследствии - ул. Елены Стасовой), в доме, который подъезом выходил к  Донскому монастырю, а задним двором прилегал к заводу "Красный пролетарий". Меня всегда тревожила несовместимость этих мест, между которыми был зажата наша блочная восьмиэтажка.  Со стороны  Донской церкви  изредка раздавался   колокольный звон, а со стороны "Красного Пролетария", который  сообщался  одноколейкой  с близлежащим заводом им. Орджоникидзе, - стальной лязг.  И витал в воздухе вопрос: могут ли завод и церковь найти общий язык и звучать в лад друг другу...

Технософия  (technosophy)  -   дисциплина, изучающая "мудрость" техники, и одновременно духовная сторона самой техники как предмет изучения. Технософия раскрывает связь  техники с иными планами бытия, которые трактуются метафизикой, теологией, софиологией. Технософия не есть просто философия техники, как один из тематических разделов философии; это теоретическая и практическая попытка соединить "техно" и "софию", сумму теологии  с суммой технологии.

                                                1.

Если сопоставить понятия "техники" и "софии", или "технологии" и "софиологии", как они обычно представлены в энциклопедиях, вообще в  системе знания и классификации наук,  то между ними практически нельзя найти ничего общего. Мы приведем по два определения техники и софии из  современных энциклопедий.

1. 1. Техника  - "совокупность средств человеческой жизнедеятельности, создаваемых для осуществления процессов произодства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья". [1]

1.2. Техника - "система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника... образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд, составляет материальный базис каждой  общественной формации". [2]

 2.1. "София - в русской религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное в Боге и является символом тайны мира. Изображается на иконах в основном сидящей на огненном троне между Святой Девой Марией и Иоанном Предтечей, с пылающими крыльями и огненного цвета ликом". [3]

2.2. "Софиология - учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов конца 19 - начала 20 веков, вобравшее в себя как элементы церковного предания, так и гностицизма, каббалы, еврейской мистики". [4]

Из всех этих определений трудно заключить, что софия и техника имеют хоть какие-то точки соприкосновения. "Женственное в Боге" - и "материальный базис общественной формации";  "опредмечивание трудовых функций" - и "сидящая на огненном троне"... Эти понятия кажутся  взаимно не переводимыми.

                                                2.

Техника определяется обычно как совокупность приборов, орудий, машин, служащих для повышения эффективности производства и для практического преобразования материальной среды в интересах человеческого благосостояния. Однако такое функциональное определение техники в рамках экономической целесообразности отражает примитивные этапы ее развития (включая индустриальный, который завершился совсем недавно). Технику никак нельзя отождествлять с механикой. Усложнение постиндустриальной  техники все более связывает ее напрямую с интеллектуальной и духовной деятельностью человека, его прорывами за грань материального мироздания. Техника становится орудием мышления в его поиске  информационных и спиритуальных основ мироздания.

Теперь мы понимаем, что техника - это не сталь и мазут,  не "бездушные", "давящие"  механизмы, как подсказывают нам детские  впечатления индустриального века. Техника - это мысль и чувство, которые царят уже не только в нашем мозгу и теле, но и со скоростью света или звука распространяются  вокруг нас и между нами.

Постиндустриальная техника имеет дело с мыслью и числом, словом и духом - это техника средств сообщения и передвижения, техника одухотворения материи и сближения ее с нашим внутренним "я". Это  создание глубинных связей между между "я", "ты" и "он",  тех диалогических отношений, которые имеют и материальное, и духовное измерение. Телефон - это мой голос, прямо проникающий в слух другого человека. Интернет - это моя мысль, прямо проникающая в сознание других людей...  Еще не совсем прямо - через язык, клавиатуру, экран - но число этих посредников и время отсрочки все более сокращаются.  Виртуальный мир, созданный электронной техникой, - тот порог, за которым начинается ее переход в технософию, сотворение параллельных, альтернативных миров.

Технософия изучает, как техника отвечает на духовные потребности человека - и одновременно создает новые  духовные устремления, открывает пути к созданию коллективного разума, нейрокосмоса и нейросоциума, которые непосредственно управлялись бы мозговыми процессами. Технософия не только исследует ум машин, но рассматривает организм и мозг как образцы технической работы природы и прообразы биотехнологий будущего. Представление об организме как о прото-машине заложено уже в метафорике-метафизике Аристотеля, который называл руку "инструментом из инструментов", т.е. применял к органике термин техники. Продуктом технософии (а не только технологии) стали бы новые организмы на квантовой основе - мыслетела, в которых нейронные сети мозга сплетались бы с электронными сетями коммункаций. В технософскую эру  человек  перерастает себя,  переступает границы своего биовида,  воспринимает и  преображает мир  в тех диапазонах, куда раньше дано было проникать только машине (микроскопу, видеокамере,  ракете и т.д.). Но тем самым и техника  выходит за границы механизма, не просто биологизируется, но и ментализируется и в конечном счете становится частью софиосферы.

                                               3.

Важно понять не только софийность техники, но и техничность софии, которая не есть отвлеченное знание, чистый  интеллект, но есть искусство устроения земных вещей. Первоначально греческое понятие sophia  относилось именно к ремесленным навыкам, например,  Гомер в "Илиаде" говорит о "софии" плотника:

    Словно правИльный снур корабельное древо ровняет
    Зодчего умного в длани, который художества мудрость
    Всю хорошо разумеет, воспитанник мудрой Афины...

             Илиада, пер. Н. И. Гнедича, песнь 15, ст. 409-411.

В Библии софия и техника нераздельны с самого начала творения. В Книге Притчей Соломоновых, откуда и берет начало образ Премудрости (евр. Хокма), она предстает именно как художница, которая вместе  с Господом творит мироздание:

"Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий Своих, искони...
Когда Он уготовлял небеса, я была там.
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
когда утверждал вверху облака,
когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав,
чтобы воды не переступали пределов его,
когда полагал основания земли:
тогда я была при Нем художницею..."
                                 (Притчи Соломона, 8:22, 27-30)

Итак, Премудрость и есть высшая художница, в полном соответствии с исконным значением греческих слов "софия" (мудрость)  и "технэ" (искусство).

Сергей Аверинцев в свое время проницательно заметил, что "понятие софии долго не расходится с понятием "технэ" - овеществленного "художества", но оперирование человека с вещами есть софия лишь постольку, поскольку он вносит в них смысл". [5]  К этому нужно добавить: не просто смысл (поскольку и техника сама по себе обладает своим рациональным смыслом), но с-мысл как соединение преобразуемого вещества с мыслью Творца, с замыслом мироздания, его премудрым устройством.  Причем техника - это не просто "искусство", в согласии с этимологией этого греческого корня; это  Искусство с большой буквы, которое не ограничивается образами, символами, условными подобиями, переплетом книги или рампами сцены, но выходит на площадку космоса и в этом смысле ближе миротворящей мудрости Бога, чем искусству поэта или актера.

"Технософия", или "Художество-Мудрость", есть исходно неделимое понятие, и то, что выражение "технософия" кажется новым и странным, даже противоестественным, свидетельствует лишь о том, как далеко  "софия" и "техника" разошлись в истории Нового времени.
У Вл. Соловьева и других  софиологов  София стала обозначать  "умопостигаемую женственную сущность мира",  постигаемую  мистическим умозрением. Техника же  определилась в позитивистской науке как совокупность средств и орудий, облегчающих материально-производственную деятельность людей. София - что-то заоблачное, неотмирное, эзотерическое; техника - плоскогубцы,  мотор, станок...

Между тем Премудрость, как она описана в Книге Притчей Соломоновых, - не просто Художница при Создателе, помогающая "технически" расчертить план мироздания, но и Хозяйка, озабоченная устроением земного дома. У нее черты не только мироправительницы, но и домохозяйки; ей подведомственны не только "высокие" технологии, но повседневные орудия и ремесла, которые тоже проникнуты Ее светом и смыслом:

 
Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столбов его,
заколола жертву, растворила вино свое
и приготовила у себя трапезу..."
                           (Притчи Соломона, 9:1-2)

Премудрость технична и в порядках устроения небес,  облаков, морей, и в порядке построения дома и приготовления пищи. Она, как плотник, вытесывает столбы для дома; как жрец (технолог обряда) закалывает жертву; как повариха, приготовляет трапезу.

Нам эту практическую сторону мудрости понять тем легче, что  в русском языке слова "ум" и "уметь" - одного корня.
 

                                               4.

В технософии сложились разные трактовки техники, которые объединяются тем, что не сводят ее к вопросам экономической и технической целесообразности. Мы приведем лишь несколько наиболее типичных истолкований духовного смысла техники. Техника трактуется как:

1. орудие исполнения божественного промысла по рационализации и одухотворению вещества;

2. чудо нарушения естественного порядка вещей, разрыва пространства и времени, явления ангельских тел и голосов;

3. условие освобождения человека от изнурительного физического труда  для свободной  и духовной деятельности;

4. дьявольское орудие иллюзии и подмены, создающее призрачные подобия жизни;

5. антинравственное и антидуховное начало, вытесняющее природный ум, совесть,  непосредственное интуитивное чувство жизни;

6. причина возможного самоистребления человека и осуществления пророчеств Апокалипсиса;

7.  средство создания новых форм  разума, превышающего способности человеческого интеллекта и берущего на себя управление обществом;

8. основа новых видов художественого и интеллектуального  творчества:  кино, телевидение, голография, электронная музыка, веб-арт;

9. воплощение некоторых метафизических концепций; например, ядерная бомба как "ничто";  интернет как воплощение электронной соборности и ангелического разума.

10.  средство господства человека над вселенной, покорения космоса и человекобожеской самоидентификации,  победное шествие атеизма, гуманизма, антропоцентризма;

11. порабощениe человека машиной, роботизация государственного строя, подчинения духовной жизни правилам вычислительной техники, тотализация и насильственная технизация всех человеческих отношений;

12. сотворение нового сверхприродного существа, оснащенного искусственными нейронами, транзисторными схемами, расширителями всех органов восприятия, органами скоростного передвижения, т.е. сочетающего в себе  свойства универсальной машины со свойствами человеческого индивида.

                                                5.

Одно из направлений современной технософии связывает ее с возрождением древнего союза техники и магии. Приведу отрывок из статьи  Бориса Федорова "Прошлое и будущее техники":

    "Техника - дитя науки и магии, и теперь, после многовекового союза с наукой и вражды с магией, техника заново обретает свою мистическую перспективу как утончение и одухотворение материального мироздания, искусство преодоления материи интеллектом и сотворения новых, прозрачных, проницаемых, светоносных, мысленосных слоев и видов телесности, каковa квантовая и электронная телесность, разлагающая инертную масу материи на свободные, вероятностные, энергийные частицы-волны.  (...) Техника - это мистика в действии, это экстаз слияния человека с Абсолютом через мир энергий и излучений. У техники и мистики общая цель: прорыв заслонов темной, косной, инертной материи, отделяющей ум творения от его Творца, разум - от его первоисточника.  (...)

Первые орудия и приборы имели ритуальное назначение, и первыми технологами, изобретателями, инженерами были жрецы. Потом техника  приобрела прикладное назначение: охота, война, сельское хозяйство, способы передвижения. Tак она постепенно  сочеталась с наукой, изучением законов природы, тогда как раньше она была способом инициации духовных сил...

И вот наука подошла к тем рубежам материального микромира,  за которые  сама она уже не в силах шагнуть - техника пускается дальше  без сопровождения науки... Техника - это искусство овладения материей и дематериализации мира, потому она и сближается с софией - мудростью. От технологии к технософии - таков путь техники в 21-ом веке". [6]
 

                                           6.

Технософия -  новейшая в цикле "софий", возникших, точнее, получивших программное оформлениe, за последние полтора века.  В 1875 году  Е. П. Блаватская и  Г. С. Олкотт основали в Нью-Йорке Теософское общество,
а в 1912 г. Р. Штейнер основал в Дорнахе (Швейцария) Антропософское общество.

Как бы ни относиться к теософии и антропософии,  в которых мистическое начало преобладает, очевидно, что все развитие науки в 20-ом веке подготовило почву  для создания в 21-ом веке третьей софии.  Технософское общество было бы теснее связано с  наукой, чем два предыдущих, и вместе с тем обозначало бы трансцендентную,  духовно-творческую перспективу технического развития. Технософия -  совокупность учений о технике как способе трансформации биологических организмов в ангелические тела, прозрачные интеллекты, обладающие всевидением и  потенциальной способностью  всеприсутствия. [7]

Итак, теософия - антропософия - технософия. Заметим, что этот ряд обладает определенной последовательностью:

1. Бог-Творец.
2. Человек, творение Бога.
3. Техника, творение человека.
Технософия - это мудрость Творца, скрытая в творении Его творения, т.е. наиболее удаленная от источника - и вместе с тем вливающаяся в него уже с другой стороны. Круг замыкается. Технософия - это возвращение техники, созданной человеком, к познанию и воссоединению с Создателем самого человека. Это мудрость последних вещей, которые еще недавно представлялись нам наиболее удаленными от духовности: железные станки, груды пластмассы и металла, запах гари и дыма, черные, прокопченные цеха...

 
                                                 7.

Технософия - лишь одна в ряду софийных дисциплин (sophian disciplines, sophio-disciplines, от. греч. sophia  - мудрость). Это   дисциплины, которые соотносят предмет своего изучения с цельным знанием, мудростью, представлением о мироздании в целом. Этим они отличаются от "логийных" наук,  названия которых часто заканчиваются на "логия" (от греч. logos - слово, понятие, учение) и которые изучают определенный предмет внутри его собственных рамок.  Рядом с каждой  наукой-логией можно обозначить дисциплину-софию: рядом с археологией - археософию, рядом с этнологией - этнософию, рядом с психологией - психософию, рядом с биологией - биософию.

 Многие софийные дисциплины возвращаются к той изначальной целостности своего предмета, которая была утрачена последующей дифференциацией соответствующих "логий". Например, понятие "души", как "донаучное", выпало из поля зрения современной психологии, но остается центральным для психософии,  к области которой принадлежат многие работы Карла Юнга и  чешско-американского ученого Станислава Грофа и их школ. Технософия, в отличие от технологии, рассматривает духовный и мистико-религиозный смысл техники, а  физиософия -  "мудрость" организма, его целесообразное устройство в соответствии с высшим замыслом о человеке.

Софийные  дисциплины не являются частью философии, поскольку более конкретно и систематически изучают свой предмет, разрабатывают свою собственную специальную систему понятий.  В этом смысле следует различать между философией природы, которую можно найти у Гегеля, и биософией или геософией, которой занимались такие ученые, как Э. Геккель или В. Вернадский.  Софийные дисциплины образуют как бы зону перехода от обобщающих  принципов философии к эмпирическим методам "логийных" дисциплин.

 Мудрость - это не актуальное знание, а потенциальность ума, не скованного никакими аксиомами науки и догматами веры. Мудрость относится к знанию, как потенциальное - к актуальному. "Софийный" цикл рассматривает совокупность альтернатив и потенций, заключенных в предметах "логийного" цикла: древностное вне древнего, языковое за пределами языка, жизнь за пределами живого вещества... Наряду с языкознанием есть "языкомудрие" (лингвософия), наряду с обществоведением - "обществомудрие" (социософия). Если логийные дисциплины расчленяют предмет внутри себя,  в его соотношении с собственной целостностью,  то софийные  -  в соотношении с Целым,  причем каждый элемент обнаруживает свой метафизический смысл и проблематику.

                                                    8.

Если этнография, по смыслу своего названия, описывает этносы, их генезис, историю и культуру,  а этнология исследует  структуру их обычаев, традиций, ритуалов,  то этнософия раскрывает связь всех элементов этой структуры с мистериально-сакральным центром и пафосом национальной жизни. Этнософия изучает преимущественно высокоразвитые общества,  где религиозное содержание выступает  в свернутом,  потенциальном виде,  в отличие от этнологии,  нацеленной на обрядовую структуру примитивных обществ,  религиозное содержание которой выступает  эксплицитно.  Одна из задач этнософии  -  выявить в этой повседневной, мирской, бытовой,  профессиональной, культурной жизни манифестацию бессознательно-сакральных структур, а также определить место каждого этноса в общей эволюции общечеловеческой культуры.  К этнософии можно отнести труды И. Г. Гердера, О. Шпенглера, а в отечественной науке - Н. Данилевского, Л. Гумилева, Г. Гачева.

Археософия, в отличие от археологии, занимается не фактической, а мыслимой древностью, теми явлениями, которые существуют в модусе древности, как, например, мавзолеи, или руины, или мифы, или племенное сознание и культ вождей в новейшей истории.  Археософия обращена к древностному безотносительно к  конкретному времени его существования, т.е. созданному в модусе древнего, как его форма, условная возможность, а не историческая действительность.  Древностное - это рожденное в форме омертвелости, производящее себя в форме археологического предмета, реликта или реликвии. Возможность древнеобразования сохраняется и в современной цивилизации, и конечно, не археологической науке пристало заниматься древностным, как оно проявляет себя в живописи Пикассо, в романах Т. Манна или национал-социалистической идеологии - это область археософии.

Есть разные науки о земле. География описывает то, что н а  земле: природные зоны, климаты, границы, государства, хозяйства. Геология смотрит глубже - на то, что п о д  землей: изучает ее внутренний состав, почвы, залежи, разрезы, карьеры, структруру коры, полезные ископаемые. Но можно еще глубже посмотреть -  в  сущность и замысел земли. Плотин вопрошает: "Ну, а сама земля, как она может иметь место в ноуменальном мире? Какова ее идеальная сущность? Имеет ли и она там жизнь, и, если да, то каким образом?  ... Даже появление камней, вздымание и образование гор не могло бы иметь места на земле, если бы ей не был присущ некий одушевленный принцип, который и производит все это посредством скрытой от глаз внутренней работы". [8]

Помимо географии - "землеописания", помимо геологии - "землеведения", должна быть еще и наука об умной сущности земли - геософия, "землемудрие".  Именно к геософии (а не геологии) относятся многие идеи В. И. Вернадского о живом веществе, организующем земную оболочку. Геософской является также влиятельная в экологических кругах "Гея (Gaia) гипотеза", выдвинутая Джеймсом Лавлоком в 1979 г., согласно которой Земля представляет собой единый живой организм, который регулирует свою жизнедеятельность посредством изменения погодных условий и природной среды. Современный вариант развития геософии, отвечающий на вопросы Плотина об идеальной сущности земли, представлен у Ж. Делеза и Ф. Гваттари под именем "геофилософии". [9]

                          Соответственно различаются:
науки логийного цикла           науки софийного цикла

физиология                                     физиософия
этнология                                       этнософия
геология                                         геософия
биология                                         биософия
психология                                     психософия
космология                                     космософия
социология                                     социософия
патология                                       патософия
технология                                     технософия
идеология                                       идеософия
антропология                                  антропософия
теология                                         теософия
культурология                                культурософия
историология                                  историософия

Софиосфера  -  это высшая из объемлющих планету духовных сфер,  и поэтому в ней отражаются все низшие сферы:  биосфера,  техносфера,  семиосфера,  идеосфера,  психосфера,  ноосфера.  Отсюда и проникновение Софии, как нисходящей и возносящей  мудрости,  во все  уровни организации живого и мыслящего вещества.  Так возникают области знания,  возводящие низшее к высшему и  раскрывающие высшее в низшем:  биософия,  технософия,  семиософия,  идеософия,  психософия,  ноософия...  Тем самым,  выступая в собственной сфере как мудрость,  в  других сферах София проявляется как "цело-мудрие",  т.е. возводит частичные знания до состояния целостности.

----------------------------------------------------------------
1. Российский энциклопедический словарь. М., Большая российская энциклопедия, 2000, т. 2, с. 1570.

2. Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1989, с. 654.

3. Философский энциклопедический словарь. М. Инфра, 1998, с. 427.

4. Русская философия. Словарь, под ред. М. А. Маслина. М., Республика, 1995, с. 465.

5.  Философская энциклопедия, в 5 тт.,  М.,  Советская энциклопедия,  1970, т. 5, с. 61.

6.  Цит. по Книга книг. Словарь-антология альтернативного мышления.  http://russ.ru/antolog/INTELNET/kniga_knig.html

7. См. Pierre Levy. Collective Intelligence: Mankind's Emerging World in
Cyberspace. NY, London: Plenum Trade, 1997.

8. Плотин, Эннеaды, 6. 7. 11.

9. Глава из книги Ж. Делез, Ф. Гваттари.  Что такое философия? СПб., Алетейя, 1998, сс. 110-146.
 

 .