Само это противоестественное
словосочетание: "религиозно-атеистические" - безусловно, знамение нашего
времени. Никогда еще, пожалуй, религия до такой степени не пыталась воспользоваться
достижениями атеизма и превратить своего заклятого врага в полезного союзника.
Дело доходит до того, что безбожие рассматривается как путь к подлинному
богу, или, как его называют, "Богу богов". Дескать, "религия-1" устарела
и превратилась в форму идолопоклонства, на смену ей должна прийти "религия-2",
начальным пунктом которой является отрицание предшествующей религии, т.
е. атеизм. Так рассуждают "афеяне", превратившие атеизм в исповедание новой,
более "тонкой", "очищенной" веры. Их основной постулат: жить в отсутствии
бога так, как если бы бог существовал. Такая вера не рассчитывает ни на
какие награды, включая бессмертие, поэтому она присуща сознанию "зрелого"
человека. Афеянство - это, по сути, замаскированный компромисс между религией
и атеизмом, или, можно сказать, трусливый, половинчатый атеизм, который
не решается из отрицания бога вывести радикальную смену всех жизненных
установок и упорствует в добродетелях отвлеченной веры, уже беспредметной
и безнадежной.
Насколько сомнительно это
религиозное "переосмысление" атеизма выясняется из того, что оно ведет
к двум совершенно противоположным выводам, а соответственно и к двум сектантским
направлениям: доброверия и греховничества. Доброверцы упорствуют в том,
что религия должна освободится от всех форм систематического вероучения
и проявляться только как делание добра, всегда случайного, непредвиденного.
Подлинное добро не ищет никакой выгоды, не предполагает никаких "процентных
начислений" в виде райских блаженств и загробного "пенсиона". С этим можно
было бы согласиться, если бы в мировоззрении доброверов на место религиозных
оснований добра вставали бы какие-то другие, земные, материалистические
основания - прежде всего, трудовая, социальная практика и сотрудничество
людей. Но добро оказывается в полной изоляции от всех законов исторического
развития, от логики и разума; оно "ни из чего, ниоткуда", и значит, остается
по-прежнему объяснять его "неисповедимым промыслом божьим". Бессмысленно
учить добру, бессмысленно предпринимать какие-то массовые, организованные
действия в защиту добра - остается только надежда на чудо. Таково это глубоко
пессимистическое вероучение, которое в целом принимается и такими разновидностями
доброверия, как "добротЕинство" и "помож╢нчество".
Одно из самых зловещих и
изуверских направлений религиозной мысли - греховничество, которое из "высших"
нравственных соображений обосновывает право на грех, включая убийство.
Бог, якобы, позволяет человеку из любви к людям преступать заповеди и отдавать
свою душу на адские мучения. У этого сектантского вероучения очень сложная,
запутанная догматика, включающая представления о "Третьем Завете", которых
на самом деле оказывается два: "Духов" и "Адов". Не вникая во все эти тонкости,
интересные для специалистов, можно лишь указать на чудовищное противоречие
этого вероучения простым правилам человеческой нравственности. И напрасно
идеологи греховничества ссылаются на кодекс чести русских революционеров
- нечаевщина, оправдывающая кровавые средства для достижения идеальных
целей, давно и бесповоротно осуждена моралью нашего общества. Секта греховников
особенно наглядно подтверждает, что верою в бога могут оправдываться и
благословляться тяжелейшие преступления против человечества.
Таковы парадоксы религии
в эпоху атеизма: она пытается говорить его языком и от его имени. Попытки
новейшего сектантства отождествить себя с атеизмом, воспользоваться атеизмом
как аргументом в борьбе с традиционными вероучениями сами по себе говорят
о том, на чьей стороне правда, куда ведет необратимая тенденция исторического
развития. Умирая, религия "дрожащею рукой" благословляет своего смертельного
врага. Но такой преемственности мы никогда не признаем. Атеизм - могильщик
религии, и тщетны попытки превратить его в почтительного наследника.
РЕЛИГИОЗНО-АТЕИСТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
Афеяне
Доброверцы
Греховники