Михаил Эпштейн

ТЕЗИСЫ О МЕТАРЕАЛИЗМЕ И КОНЦЕПТУАЛИЗМЕ

Вывешены и зачитаны 8 июня 1983 г. в Центральном доме работников искусств, на поэтическом вечере "К спорам о метареализме и концептуализме".

Ведущий вечера - прозаик В.Н.Тихвинский. Среди выступавших - поэты и критики Д.А.Пригов, А.М.Парщиков, О.Свиблова, О.А.Седакова, А.Монастырский, С.Гундлах, В.И. Камянов, С.И.Великовский.

1/ Между метареалистами и концептуалистами - та полная противоположность, которая бывает только между современниками... Время распадается на крайности, чтобы дойти до края своих возможностей.

2/ В поэзии каждой эпохи борются условность и безусловность, игра и серьезность, рефлексия и цельность. В 60 - первую половину 70 гг. эта борьба разворачивалась между реализмом, воплощавшим полюс жизнеподобия, и метафоризмом, на стороне которого была условность, игра /например, Твардовский - Вознесенский/. С середины 70-х гг. это же противостояние, придающее поэзии динамику и напряженность, осуществляется в новых формах: метареализм - концептуализм. В стане борющихся произошла замена: хотя прежние сражения еще продолжаются, они исчерпали свой смысл.

3. Метареализм - это новая форма безусловности, открытая по ту сторону метафоры, не предшествующая ей, а вбирающая ее переносный смысл. "Мета" - общая часть таких слов, как "метафора", "метаморфоза", "метафизика", "метареальность" - это реальность, открываемая за метафорой, на той почве, куда метафора переносит свой смысл, а не в той эмпирической плоскости, откуда она его выносит. Метафоризм играет со здешней реальностью, метареализм пытается всерьез постигнуть иную.. Метареализм - это реализм метафоры, метаморфозы, постижение реальности во всей широте ее превращений и переносов. Метафора - осколок мифа, метареалия /метареалистический образ, единица материальной поэзии/ - попытка востановления целостности, индивидуальный образ, направленный к сближению с мифом, насколько это возможно в пределах современной поэзии.

4. Концептуализм - это новая форма условности, открытая по ту сторону мифа, разлагающая всякую целостность как ложную и неорганическую. Концепт - это идея, присоединенная к такой реальности, которой она не может соответствовать, и вызывающая этой несообразностью очуждающий, иронический или гротескный эффект.
Концептуализм играет на извращенных идеях, утративших свое реальное наполнение, или на пошлых реалиях, утративших или исказивших свою идею. Концепт - это абстрактное понятие, пришпиленного к вещи наподобие ярлыка, - не для того, чтобы соединиться с ней, а чтобы продемонстрировать распад и невозможность единства. Концептуализм - это поэтика голых понятий, самодовлеющих знаков, нарочито отвлеченных от той реальности, которую они вроде бы призваны обозначить, поэтика схем и стереотипов, показывающая отпадение форм от субстанций, смыслов от вещей. Наивное, массовое сознание служит здесь предметом рефлективного воспроизведения.

5. Внутри одной и той же культурной ситуации метареализм и концептуализм выполняют две необходимые и взаимно дополнительные задачи: отслаивают от слов привычные, ложные, устоявшиеся значения и придают словам новую многозначность и полносмысленность. Словесная ткань концептуализма неряшлива, художественно неполноценна, раздергана в клочья, поскольку задача этого направления - показать обветшалость и старческую беспомощность словаря, которым мы осмысливаем мир /у В.Некрасова остаются только междометия и служебные слова, которые еще не успели изолгаться/. Метареализм создает высокий и плотный словесный строй, ища пределов полнозначности, приобщения вещи к смыслу. Метареализм ищет подлинных ценностей, поэтому он обращен к вечным темам или вечным прообразам современных тем, насыщен архетипами: любовь, смерть, слово, свет, земля, ветер, ночь. Материалом служит история, природа, высокая культура. Концептуализм, напротив, показывает мнимость всяких ценностных обозначений, поэтому своими темами он демонстративно приобщен к сегодняшнему, преходящему, к быту и низшим формам культуры, к массовому сознанию. Промежуточное положение между высоким и низким занимает мир техники и науки, к терминологии которых прибегает А.Еременко, стоящий посредине между метареалистами и концептуалистами.

6. Спор между метареализмом и концептуализмом по своей чисто логической сути воспроизводит полемику между реализмом и номинализмом /другое название - "концептуализм", откуда современные концептуалисты и взяли свое наименование/ в средневековой философии: обладают ли общие идеи /например, "Бог", любовь", "красота"/ полнотой реальности или они ограничены лишь сферой слов /номинаций/ и понятий /концептов/? Трудно разрешимый логически, этот схоластический спор разрешается в современной поэтической практике: одной своей стороной идеи и реальность слиты, другой - разобщены. Устремление к цельности проводится до конца в метареализме, к отвлечению и дроблению - в концептуализме. В одном случае выявляются творческие потенции реальности, способной к слиянию с идеей, в другом - ущербность идей, схематизированных вплоть до отслоения от реальности. Современная культура была бы неполна, если бы из нее было вытеснено одно из начал: аналитически-рефлективное, концептуальное, и синтетически-мифологическое, метареальное.

7. Метареализм и концептуализм - не столько замкнутые группы, сколько полюса, между которыми движется современная поэзия, пределы, между которыми существует столько же переходных ступеней, сколько новых поэтических индивидуальностей /вышедших за рамки прежнего противостояния реализма и метафоризма/. Различие между новыми поэтами определяются тем, насколько слиты /серьезно, безусловно, мифически/ или противопоставлены /иронически, гротескно, рефлексивно/ идеи и реалии в их творчестве. Метареалия - предел слитности, концепт - противопоставленности.

8. Самый последовательный и крайний метареализм - поэзия О.Седаковой, сквозь которую проступает ее архетипическая основа. Смысл несколько смещен относительно вещи в поэзии И.Жданова, динамизировавшего свою образную систему обращением к современным реалиям. Далее в этом пространстве перехода от метареализма к противоположному полюсу выделяются "презентальные" системы А.Парщикова и И.Кутика /о них отдельно - тезис 9/. А.Еременко, хотя формально и примыкает к группе метареалистов, занимает промежуточное положение: словами он создает особую предметную реальность и одновременно иронически разрушает ее. Сдвиг в область концептуализма продемонстрирован у Д.Пригова, для которого реальность уже целиком становится полем концептуальной игры, хотя и проведенной по правилам традиционного стихосложения. Еще дальше в сторону концептуального предела В.Некрасов, пользующийся в основном материалом служебных и вводных слов, междометий и прочих абстрактнейших элементов языка,- и наконец, Л.Рубинштейн, представляющий самый крайний и последовательный концептуализм: он пользуется уже не словами, а готовыми словесными блоками, схемами, типа карточек в каталоге, пунктов в служебной инструкции или команд в системе АСУ. Так от архетипа к стереотипу через тончайшие сдвиги в отношениях идеи и вещи, покрывается все поле образных возможностей современной поэзии.

9. Применительно к стилям А.Парщикова и И.Кутика, находящимся в середине современной поэтической шкалы, вдали от обих полуполюсов, уместно выдвинуть специальное обозначение: презентализм - "поэзия присутствия", "поэзия настоящего". Восходя к традициям футуризма с его вкусом к современности , к технической пластике вещей, презентализм лишен его социально-эстетической воинственности и утопизма, обращен не к будущему, а к вечному настоящему, к данности как таковой. Между крайностями поэтического монизма /слияние вещи и смысла/ и дуализма /их разобщенность/ здесь вырисовывается особый, феноменологический подход к реальности. Презентализм утверждает само присутствие вещи, ее видимость, осязаемость и т.п. - как необходимое и достаточное условие ее осмысленности. Поэтическое произведение строится как последовательность разных взглядов на вещь, способов ее восприятия и описания, которые в совокупности суть проявление ее собственной сущности.
Вещь есть явленность вещи, как и постулируется в феноменологии. Вещь не соединена с идеей и не противопоставлена ей, а сама по себе есть "идея", т.е., в исконном значении слова, "видимость" - то, что представляет "презентует" самое себя.

10. Проблема жизнеподобия, т.е. соответствия образа внешней реальности, в решении которой расходились реализм и метафоризм 60-70 гг., снимается в современной поэзии, для которой конструктивным и дифференцирующим является способ соотнесения реалии с идеей внутри образа. Такая поэзия идейна в самом прямом и высоком смысле этого слова - берется ли идея как концепт, внешний реальности, или как метареалия, ей соприсущая, или как презенталия, ее описывающая. При этом поэтический стиль актуализируется в современной культуре не принадлежностью к той или иной группе или направлению, а включенностью в поле их противостояния, через которое развертывается диалектика самораздвоения, самосовпадения, самособирания художественного образа - концептуализма, презентализма, материализма. Этими тремя наименованиями очерчиваются основные сгущения, констелляции в современной поэтической культуре, между которыми остается достаточно свободного пространства, чтобы в нем мог возникнуть новый, сколь угодно крупный по дарованию поэт.

8 июня 1983 г.


Виртуальная библиотека. Каталог

Указатель русских страниц


Copyright © Mikhail Epshtein 1997
При цитировании обязательны ссылки на источник и указание электронной страницы.