Теория пустот.

Журнал под редакцией Михаила Эпштейна

Чарлз Шерборн (Sherborn). Экслибрис (офорт, с вырезанным овалом посередине, 1880).


В мире существует, наверно, столько же видов пустоты, сколько существует форм предметности. Журнал исследует разнообразные пустотные формации - дыры, щели, проемы, телесные отверстия, географические и демографические зияния, провалы в истории и в коммуникации - и их роль в становлении материальной и духовной культуры. Дыры, сети, решетки, петли- одна из тех областей метафизики и онтологии, которая приковывает все большее внимание философов во всем мире.


Среди величайших вещей, которые находятся вне нас, существование "ничто" - величайшее.

Леонардо да Винчи


Мефистофель: "Достаточно ль знаком ты с пустотой?"
Фауст: "Дух пустоты, надеюсь, схвачен мной,
Но я в твоем "ничто" надеюсь, кстати,
Достать и "все" посредством тех же чар."

Гете. "Фауст"


Вещь - это ссадина на теле Пустоты, из которой выступило немного крови, чтобы могло совершиться Причастие.

Яков Абрамов


От редактора

Теория пустот принадлежит тому разделу онтологии (философии бытия), который рассматривает соотношение между формой и субстанцией. Расхождение (несовпадение) между формой и субстанцией обнаруживается как
1. Вакуум (пустота), если форме не хватает субстанции;
2. Хаос (беспорядок), если субстанции не хватает формы.

Таким образом, пустота и хаос - это два предельных случая несоразмерности между формой и субстанцией. Избыток субстанции над формой - это хаос, а избыток формы над субстанцией - пустота. Можно мыслить такое состояние бытия, когда хаос и вакуум сопутствуют друг другу, поскольку форма и субстанция взаимно не охватывают друг друга и выделяют бесформные и пустотные избытки. Именно такое состояние бытия изображено в самом начале библейской Книги Бытия: "Земля была безвидна и пуста" (Быт, 1:2). "Безвидна" означает "бесформна" (в английском переводе: The earth was without form and void"). Сотворение мира, собственно, и означает взаимное сопроникновение формы, разделяющей субстанцию (на сушу и воду, день и ночь и т.д.), и субстанции, наполняющей форму (Дух Божий, который перед началом творения носится над темной бездной).

Предлагается, далее, создать новую науку о зияниях, пустотах, пробелах в культуре. Эта наука будет обобщением всего, что раньше внесли в наше понимание культуры Кюеркегор, Маркс, Ницше, Фрейд, Юнг, Хайдеггер, Деррида, т.е. мыслители, которые обнаружили "невыговоренное" в культуре как область ее наибольшей значимости. Сайлентология (наука о молчании) и паратекстология (экология текста) будут также разделами этой общей науки.

В отличие от предыдущих разработок этой темы, которые пытались материализовать пустоты, редуцировать их к экономическому базису, психическому бессознательному, семиотике различия, апофатической теологии, и т.д., наука о пустотах не сводит их в плоскость некоей другой, неосознаваемой или невыразимой субстанции, но имеет дело с ними именно как с пустотами. Во избежание ложного гипостазирования пустот в виде всеобщей субстанции или универсалии, стоило бы воздерживаться от употребления этого слова в единственном абстрактном числе - "пустота" как общая субстанция всех пустот. Лучше ограничиться лишь множественным числом этого слова и единственным конкретным числом: "пустота" - как одна из многих пустот. Речь идет не о вакууме или эфире как сплошной протяженной субстанции, а именно о разрывах субстанции, о функциональности и значимости отдельных пустот как промежутков, дыр и зияний. Вместо того, чтобы говорить о неосознаваемых экономических или либидональных детерминантах культурного производства, стоило бы анализировать пустоты и пробелы в самой культуре, о том, что не вмещается в самосознание культуры, хотя и делает ее возможной. Эти пустоты, которые не вписываются в культуру, хотя и потенциируют и артикулируют ее, можно расшифровывать и как бессознательное (психоанализ), и как ничто (онтология), и как трату (экономия), и как тайну (мистика), а при желании (часто навязчивом) - и как Россию или как вагину. Но важно обобщить все эти конститутивные значения пустот и раскрыть их несводимость к какой бы то ни было субстанциальности, т.е. вводить их в культуре как

 "                   ", 
самозначащий знак пробела.

Следует различать между "пустотой" как общим отрицательным свойством: вакуум, отсутствие материи, ничто - и "пустотами" как конкретными, формообразующими проявлениями пустоты, внедренными в состав определенной материальности. Эти пустоты называются полостями, емкостями, а в повседневной речи чаще всего - дырами. Дыра - это именно то, что возникает между формой и материей как область их несовместимости. То, в чем они не совпадают, в чем материя является прерывной, несплошной, в том и являет себя дыра. Дыра - это расхождение между формой и материей как структурный элемент предмета. Так что дыра не есть отсутствие в вещи какой-то ее части, но отсутствие материи (вещества) как формообразующий признак вещи. Дыра - это область несовпадения между формой и материей, нематериальность формы, подобно тому, как неоформленность материи есть хаос. Пустота сама по себе не является дырой. Дыра - это пустота в чем-то, материально выраженная, оформленная пустота.

Дыра - самая наглядная, физически достоверная из пустот. На материале дыр заостряется общая онтологическая проблема: есть ли ничто? или ничто не существует? Есть ли дыра, например в бублике? или дыра есть просто отсутствие части бублика, его середины? Дыра в сердцевине бублика не есть отсутствие его части, а есть именно его неотъемлемая часть, то, что делает бублик бубликом, в отличие от лепешки или каравая.

Множество вещей обретают свою определенность именно благодаря пустотам: сито, дуршлаг - туннель, коридор, колодец - труба, дом (двери, окна) - ящик, коробка, мешок, пакет - рубашка, брюки - текст (пробелы), речь (паузы) - человеческое тело (рот, ушные, носовые отверстия...) - вселенная (черные дыры, вакуум). Разумеется, дыра, проделанная пулей в виске, или дыра, проделанная айсбергом в обшивке корабля, демонстрируют отсутствие какой-то необходимой части данного объекта и, следовательно, его разрушение, гибель. Но наряду с деструктивными дырами - и даже гораздо чаще - встречаются конструктивные дыры, благодаря которым вещи есть то, что они есть. Любая форма, поскольку она отличается от материи, содержит в себе некий изъян или отсутствие материи, т.е. является в той или иной степени пустотной.

О том, насколько пустотность важна в регулярном формообразовании вещей, свидетельствует наличие в русском языке специальной приставки "про", которая обозначает дырчатость или дырообразность, внедрение пустоты в предметную среду: пропуск, пробел, проем, пролом, пробоина, прорезь, прореха, пропасть, прокол, пройма, проход, просвет, пробор, прозрачность, промежуток, пролет, прорыв, провал, прострел, просчет, простор. Отсюда и соответствующие пустообразующие действия: проколоть, пробить, прогрызть.


Предварительно можно построить следующую типологию пустот:

1. Пустоты деструктивные, конструктивные и натуральные.

Брешь, пролом, пробоина, трещина, рана, вмятина, выбоина - это, как правило, дефектные отверстия, которые нарушают целостность предмета, нормальное отправление его функций.
Проход, проем, прорезь, паз, туннель, канал - это, напротив, функциональные отверстия, специально сделанные для придания нужной формы предмету.
Наконец, натуральные пустоты, присущие форме природного явления, - впадина, лунка, овраг, дупло, обрыв, ущелье.

2. Пустоты во времени (паузы, интервалы, промежутки) и пустоты в пространстве (дыры, отверстия, впадины). Заметим, что пустоты во времени так же могут быть конструктивными (ритмообразующими, как в поэзии и в музыке), деструктивными (коллапс какого-то поступательного процесса, гнетущая тишина в ответ на вопрос оратора и т.д.) и натуральными (циклическая жизнь природы, рождение и смерть организмов).

3. Пространственная пустота может быть сквозной, тупиковой или замкнутой. Пустота может (1) проходить объект насквозь (2) уходить в глубь объекта и завершаться внутри него (3) пребывать внутри материальной среды, не иметь выхода из облекающей ее предметности.

К числу сквозных пустот относятся:
дыра, зияние, щель, трещина, петля, труба, воронка, ворот(ник), рукав, лаз, лазейка, брешь, паз, ушко (иглы), течь (в судне).

К числу тупиковых пустот относятся:
вогнутость, впадина, выемка, вмятина, выбоина, борозда, яма, овраг, рана, царапина, окоп, пещера, нора, лунка, углубление, жерло, ущелье.

К числу замкнутых пустот относятся:
полость, пузырь, емкость, вместилище, контейнер, жилище, погреб, камера, келья, печь, лампочка.

4. Пространственные пустоты, хотя и отличаются опт временных, сами могут иметь измерение во времени, быть постоянными или переменными. Как сквозные, так и замкнутые пустоты могут быть герметичными - или перидически открываться и закрываться, переходя в тупиковые пустоты. Есть ряд объектов постоянно пустотных, таких, как пузырь (замкнутая пустота) или тоннель (сквозная пустота) , и есть ряд объектов, в которых полости функционально открываются и закрываются - дверь, ворота, ставни, занавески. Комната или печь могут служить примерами периодически открываемых и закрываемых пустот, особенностью которых является функциональное наличие клапана, подвижного элемента полостной системы, переводящего ее из закрытости в открытость и обратно (пробка - бутылка, вьюшка - печь, дверь - дом).

5. Дыра и отверстие.

Сложную и в какой-то степени размытую форму пустотности представляет собой "отверстие". Это слово порою употребляется как синоним слова "дыра" , но их значения далеко не тождественны. У трубы - одна дыра, но два отверстия, что подчеркивает разность в значении этих слов: отверстие - это вход в пустое пространство, тогда как дыра - одновременно и вход и выход.

Дыра - это пустота, проходящая предмет насквозь, тогда как отверстие может вести вглубь предмета, но не выводить из него. Обычно отверстие является одновременно и дырой только в плоских вещах, сама тонкость которых не позволяет отверстию быть односторонним, закрытым с другой стороны. У такого объекта нет глубины, которая позволяла бы ему вмещать пустоту. Например, в ткани, в бумаге, салфетке отверстие - то же, что и дыра. Но, например, вход в гору или в подземелье, образующий пещеру, правильнее назвать отверстием, а не дырой. Можно говорить "дыра на чем-то" - "на чулке, одеяле", т.е. на тонких вещах, представляющих собой поверхность, пребывание на которой обозначается предлогом "на". Отверстие не может быть "на" чем-то, но только "в" чем-то, внутри определенной вещности, в ее объеме и глубине, т.е. предполагает, что пустота имеет протяженность внутри предмета, а значит, может не иметь выхода наружу. Два выражения имеют разный смысл: "мешок с широким отверстием", т.е. горловиной - и "мешок с широкой дырой", т.е. порванный насквозь, с прорехой.

Отверстие предполагает некую значительную материальную массу, внутри которой находит место пустота, тогда как дыра обозначает что пустота по обе стороны предмета смыкается сама с собой через предмет. "Отверстие" соотносится с пустотой, которая пребывает внутри вещи, а дыра - с пустотой за пределом вещи. Отверстие в кувшине, отверстие колодца или конуры, жерло вулкана, вентиляционное отверстие - это все примеры входа во внутреннюю полость предмета без предположения сквозного прохода и выхода. Отверстие телефонной трубки ведет в глубь, но не имеет выхода с другого конца. Точно также отверстия в человеческом теле - ушные, глазные, носовые, ротовое и горловое - вряд ли, по интуитивной логике языка, можно назвать дырами, поскольку они не проходят тело насквозь, но ведут во внутреннюю полость (дыру же оставляет пуля). Отверстие часто служит средством сообщения между полузамкнутой внутренней полостью предмета и объемлющей его пространственной пустотой, в отличие от дыры, которая проходит предмет насквозь, не задерживаясь и не расширяясь в нем, не образуя полости.

С отверстием связано представление об углублении в тайну, о чем-то сокровенном, что лишь частично приоткрывает себя. Отверстие предполагает отверстость (открытость) чего-то, а следовательно, содержит и предположение возможной закрытости, замкнутости того, что подлежит открытию, - некое онтологическое уважение к самодостаточной вещности того предмета, который открывает себя или в котором делается отверстие. Между тем "дыра" не предполагает онтологической замкнутости, самодостаточнпсти предмета. Отверстие обычно создается намеренно, с какой-то конструктивной целью (просверлить отверстие в детали), тогда как дыра либо образуется сама по себе (дырка в носке), либо проделывается с каким-то деструктивным заданием (пуля продырявила стену).Отсюда и разный экспрессивно-стилистический оттенок этих слов. В слове "дыра" есть несколько разговорный, пренебрежительный и неодобрительный оттенок, тогда как слово "отверстие" - нейтральное в оценочном и стилевом плане, даже скорее высокое, литературное, книжное.

6. Пространственные пустоты различаются также по своей геометрической форме. Например, щель - это глубокая, узкая, длинная дыра, в отличие от воронки - круглой дыры, сужающейся от входа к выходу. У щели "длина сильно превосходит ширину" (см. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка, под ред. Ю. Апресяна, М., Русский язык, 1997, с. 92). Щель - узкая, через нее надо "протискиваться", в ней легко "застрять", т.е. она создает одновременно и возможность, и преграду движению. В "щели" не выражен признак односторонности или двусторонности - она может быть сквозной или тупиковой, но главное, что она сужается, приоткрывает вход и одновременно затрудняет выход, сдавливает входящего. Отсюда особое "коварство" , гибельный соблазн щелевых структур.

7. Сходные по форме пустоты могут различаться составом формируемого вещества, и здесь разделение проходит прежде всего между органической и неорганической материей, между плотью и землей. Например, язва или рана в человеческом теле изоморфны яме или воронке в теле земли, а царапина - борозде, на чем основана возможность метафорических уподоблений ("язвы земли").

8. Наконец, пустоты делятся на единичные и множественные. Например, сеть, сито или решето образуются лишь множеством регулярно расположенных дыр. Соответственно образуются особые качества многодырчатых или многополостных материалов, такие, как пористость, губчатость, сетчатость, пузырчатость, ноздреватость, ячеистость.


Наконец, несколько слов о социальных изводах теории пустот. Пустота -это совокупность мест, не занятых людьми. Толпа - это совокупность людей, не занявших своего места. Пустота и толпа взаимоотносительны. Там, где толпится толпа, рядом обязательно пустует пустота. Страны, изобилующие толпами, изобилуют пустотами. Такая страна - совокупность толп и пустот, взаимно не распределенных. Отсюда безДомность, как преобладающее состояние. Всякий дом, построенный на правильном месте, становится храмом, ибо в нем - не только человеческое присутствие, но и Божье. В последнее время распространяется дисциплина, называемая ПУСТОТНЫМ АНАЛИЗОМ. Казалось бы, невозможно анализировать пустоту, коль скоро в ней ничего нет, она не расчленима. Определение пустоты как совокупности незанятых мест показывает, однако, что пустота ячеиста, сетообразна, поскольку состоит из мест. Пустотный анализ показывает разнокачественнность пустот, входящих в общий континуум Пустоты. Есть пустота сна, лени, злобы, страха, суеты. Эти пустоты образуются в незанятых местах бдения, труда, добра, мужества, веры.

English summary:

Towards the Theory of Voids

Russia has a most intimate relationship with the topics of void, since it was to be proclaimed by one of its first original thinkers Petr Chaadaev (in 1836) to be a "void," or "nothingness" in the body of human civilization. Russia's enormous geographical expanses, little cultivated and appropriated by humans, gave rationale for such a stable metaphor in Russian philosophical and artistic self-consciousness. It's noteworthy that there is a special prefix "pro-" in Russian language which is related to the quality of being void or making void, introducing a hole in a substance. In English these words have nothing in common:

. For me, holes are but one of 3 main varieties of void. Though my editorial article in the journal (which so far is itself void of any other materials) exists only in Russian, I am happy to provide here its English summary for you, and later I place this summary in the journal. Mostly the article suggests several various classifications of voids.

1. Destructive (like a slit or wound), constructive (like a tunnel or pipe) and neutral, or natural (like a ravine).

2. Voids in time (pauses, intervals) and in space (holes, cavities). It's noteworthy that voids in time can be also divided into constructive (pauses in music), destructive (intermittent pulse) and neutral (cyclical processes in nature).

3. Spatial voids are divided into holes, openings (inlets and outlets), and cavities, depending on their structural opennness (through traffic), semi-closeness (opening without exit) and full closeness. The 4th variety is a unterrupted void, i.e. emptiness.

4. Spatial voids also have a temporal dimension and therefore can be divided into permanent or variable. Examples of a permanent cavities are bubbles, permanet holes - tunnels; variable cavities - bottles, variable holes - gates, doors, windows. Both variable cavities and variable holes through their vascillations pass into openings.

5. Voids are divided into singular and plural structures, such as bubbles (cavities) and foam, or holes and grid, or openings and honeycombs.

I relate the theory of voids to that part of metaphysics which deals with the relationship between form and substance (matter). The descrepancy (divergence) between the two, as the structural property of an object, can be defined:

as void, if the form is devoid of substance;
and as chaos, if the substance is devoid of form.

Therefore, void and chaos are two cases of incommensurability between form and substance. Void is the excess of form over substance, whereas chaos is the excess of substance over form.

My latest article on the issue of voids was published in Russian in Moscow journal "Commentaries" (it has an on-line version http://www.rema.ru/komment/KOMM/13/apsht.htm ) and is titled " ". Towards the ecology of text. It deals with the semantics of "white holes," the empty environment of text and its internal intervals, and attempts to initiate a discipline called "etherology of text."


Литература.

Важнейший вклад в изучение материальных объектов внес французский ученый и мыслитель Гастон Башляр, автор тетралогии о четырех стихиях (огонь, вода, земля, воздух), где вводится метод "психоанализа вещей". Башляр рассматривает вещные стихии как психически окрашенные элементы воображения. На огромном историко-культурном материале он исследует метафизику и поэтику стихий, как они преломляются в творчестве мыслителей и художников. По логике своего метода, Башляр должен был бы посвятить свою следующую книгу пятой стихии, "квинтэссенции", эфиру или пустоте...

Пустотность и пустоты оказывают в центре нового направления метафизики и онтологии (бытиеведения), которое совсе недавно обозначилось в англоязычных странах и Германии под названием "теория дыр". На наш взгляд, дыры являются лишь одной из разновидностей пустот, отсюда название и теоретическая направленность нашего журнала.

Приводим краткую статью из электронной "Стенфордской энциклопедии философии" и список основной литературы на данную тему.

Stanford Encyclopedia of Philosophy.

Roberto Casati and Achille C. Varzi. Holes.


Гуманитарные журналы Интелнета

Указатель русских страниц ИНТЕЛНЕТА

Виртуальная библиотека Михаила Эпштейна


Rambler's Top100 Service