Пределы властиWinUnixMacDosСодержание


ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В ТЕНЕВОМ ОБЩЕСТВЕ
Трансформации административного рынка

Симон Кордонский


Симон Кордонский - член редколлегии и постоянный автор журнала "Век ХХ и мир". Кандидат философских наук, биохимик, социолог. Один из теоретиков направления, именуемого "теорией административного рынка". Эксперт ряда коммерческих, государственных и международных организаций. Имеет научные публикации, выступает с аналитическими статьями в центральной периодике.
Настоящий текст является сокращенным вариантом монографической статьи, подготовленной для сборника "Иное" (издание Интеллектуального клуба "ГРУППА БЕССМЕРТНЫХ" при Внешнеполитической ассоциации).


Некоторые определения

Дальнейшее изложение основано на априорном утверждении о том, что в ходе строительства социализма возник административный рынок, то есть политэкономическая система, в которой (среди многих других специфицирующих ее свойств) существовали, наряду с деньгами разных сфер обращения, еще и многообразные административные валюты (термин "административная валюта" введен Г.Саповым и популяризирован В. Найшулем).
Оплачиваемое государством рабочее время было основным источником доходов для подавляющей части граждан, однако общий объем доходов, способы трат и количество потребительских благ, которые гражданин мог оплатить, зависели от его положения в различных социально-экономических иерархиях, во многом, но не полностью определявшихся партийно-номенклатурными уложениями.
Обладание властью было вторым основным источником доходов. Мерой власти являлось количество административной валюты, находящейся в распоряжении конкретного властного лица. Сам факт возможности властного отчуждения ценностей у других граждан и социалистических институтов с последующим их распределением (неважно, легитимным или нелегитимным, легальным или нелегальным с официально-правовой точки зрения) означал, что гражданин государства обладает административной валютой. Так же, как и рубли, административная валюта была наличной или безналичной (валюта прямого приказа или опосредованного в системе согласования интересов распоряжения), разной номинальной стоимости (бумаги на партийных бланках ценились выше, чем на бланках советских органов) и т. д.
Рубли и административные валюты частично могли конвертироваться друг в друга. За рубли можно было купить некий не очень высокий статус (хотя, если верить некоторым источникам, статусы депутатов Верховных Советов и некоторые должности в административных органах в последние годы существования СССР стали предметом купли-продажи). В то же время определенные статусы и сопряженные с ними административные валюты позволяли "делать деньги", то есть извлекать рубли из обладания статусной властью и связями. От характеристик статуса зависело то, какой административной валютой и в каком объеме распоряжался обладающий им человек.
Общий объем доходов, складывающийся из собственно трудовых доходов и доходов от возможности пользоваться административной валютой, ранжировал граждан в экономических (и неотделимых от них на административном рынке политических) отношениях. Источники и размеры доходов, получаемых гражданами низших статусов, по определению должны были быть полностью "прозрачны" для обладателей высших статусов. Если доходы граждан с относительно низкими статусами превышали некий нормативный уровень, то они объявлялись нетрудовыми, то есть не соответствовавшими априорно определенному месту человека в системе административного рынка. В то же время, размеры доходов граждан с более высокими статусами для обладателей низких статусов были "непрозрачны". В общественном мнении низших страт доходы высших страт представлялись нетрудовыми, так как в доступных низшим стратам положениях об иерархиях власти ничего не говорилось об источниках доходов, то есть о конвертации административной валюты в рубли и потребительские ценности.
Можно аналитически разделить население СССР на две группы, принимая всю условность такого жесткого противопоставления. В первую группу имеет смысл включить ту часть населения, которая жила на зарплату, то есть на трудовые доходы в социалистическом смысле этого слова. В эту зарплату включались и дополнительные доходы, связанные со статусом и обладанием соответствующей статусу административной валютой. Легальные обмены административными благами составляли содержание жизни обычных людей. Эту часть населения можно рассматривать как жившую при реальном социализме (от каждого по статусным способностям, каждому по статусным потребностям, при этом созданием и поддержанием системы статусов и определением статусных способностей и потребностей занимается государство). Эта часть граждан социалистического общества не представляет интереса для последующего анализа, она экономически не самодеятельна.
Другая часть населения конвертировала административную валюту в рубли и другие потребительские ценности. Именно ее можно считать экономически активной и рассматривать как среду, из которой возникли перестроечные экономические отношения. Попытка описать структуру экономически активной части населения как основу для трансформации административного рынка в сегодняшние экономические реалии предпринята в представляемой работе.


Доперестроечная структура административного рынка

Доперестроечный административный рынок был тождествен государству. Государство явным или неявным образом задало иерархии статусов и соотносимых с ними административных валют и в своих стремлениях модифицироваться было ограничено сложившейся статусной онтологией. Все без исключения управленческие решения, начиная с середины 60-х годов, сводились к изменениям статусных иерархий, к увеличению или уменьшению количества административной валюты, прилагаемой к определению статуса. Опережающее развитие (то есть увеличение значимости руководителей) машиностроения сменялось опережающим развитием АПК, которое в свою очередь, сменялось опережающим развитием отраслей ВПК.
Для того, чтобы классифицировать источники этого разнообразия, необходимо описать структуру, задающую статусы и сопряженные с ними источники административных валют. Для этого введем понятия уровней и форм деятельности и отношений между уровнями и формами деятельности.
Уровнем деятельности в дальнейшем называется формальное положение социалистического человека в системе власти, отчуждения и распределения (в экономическом смысле этих понятий). Понятие уровня деятельности в отдельных случаях совпадает с понятием статуса в обычном социологическом смысле.
Формой деятельности называется активность человека, принадлежащего к фиксированному уровню деятельности и потому обладающего неким определенным статусом.
Присвоим уровням и формам деятельности, специфичным для советского варианта административного рынка, следующие имена: номенклатурный; гражданский; теневой; криминальный.
Под номенклатурным уровнем деятельности понимается совокупность статусов, называемых номенклатурными (то есть для приобретения их необходимы были санкции аппарата КПСС). Под номенклатурной формой деятельности (руководством) понимается совокупность ролей, проигрываемых обладателями разных статусов, в том числе не являющихся номенклатурными.
Под гражданским уровнем деятельности понимается совокупность статусов, не являющихся номенклатурными, но тем не менее обладающих той или иной степенью социалистической официальности. Это учителя, врачи, совслужащие в широком смысле этого понятия, рабочие и крестьяне. Под гражданской формой деятельности понимается совокупность ролей выживания в условиях административного рынка, проигрываемых обладателями других, в том числе не гражданских, статусов.
Под теневым уровнем деятельности понимается совокупность статусов, обладатели которых не были номенклатурой, но их нельзя было отнести (и они сами себя не относили) к обычным гражданам. Эти люди по положению обладали некоторой не номенклатурной властью, границы которой невозможно было определить априори. Под теневой формой деятельности понимается совокупность производственных ролей, проигрываемых обладателями других, в том числе не теневых, статусов.
Под криминальным уровнем деятельности понимается совокупность статусов, определяемых и контролируемых криминальными субкультурами. Люди, обладавшими криминальными статусами, не принадлежали к номенклатуре, не были простыми гражданами по определению (по факту судимости, например) и не обладали теневой и неопределенной в границах властью. Под криминальной формой деятельности (воровством) понимается совокупность ролей, проигрываемых обладателями других, в том числе и не криминальных, статусов.
Теперь, задав основные определения, выстроим отношения между ними в матрице рис. 1.

Рис. 1. Доперестроечная структура экономического пространства

формы деятельности
уровни деятельности
номенклатурная
(руководство)
гражданская
(выживание)
теневая
(производство)
криминальная
(воровство)
номенклатурный первые лица чиновники теневая
номенклатура
криминализованные
чиновники
гражданский номенклатурные
граждане
простые
граждане
люди со
связями
криминализованные
граждане
теневой номенклатурные
теневики
частники цеховики криминализованные теневики
криминальный номенклатурные воры бытовые воры рэкетиры воры

Каждый элемент матрицы, находящийся на пересечении строки и столбца, в дальнейшем называется типом. Тип является наименованием места в формализованном представлении административного рынка. Совокупность типов, заданных матрицей, создает замкнутое пространство понятий, обладающее собственными свойствами, определяемыми через отношения между типами. Можно выделить два рода элементов, составляющих внутреннее пространство матрицы. Это диагональные элементы (образованные отношениями между одноименными уровнями организации и формами деятельности) и недиагональные элементы (образованные отношениями между разноименными уровнями и формами деятельности). Отношения между одноименными уровнями и формами деятельности создает один диагональный элемент матрицы. Отношения между разноименными уровнями и формами деятельности создает два элемента-типа, симметричных относительно диагонали матрицы рис. 1 (например, отношение между номенклатурным и гражданским уровнями и формами деятельности создает типы номенклатурные граждане и чиновники).
Рассмотрим пространство матрицы, используя упорядоченные строками и столбцами списки типов. Набор типов, тем или иным образом относящихся к номенклатуре, задается строкой "номенклатурный уровень" и столбцом "номенклатурная форма деятельности". Собственно к номенклатуре относятся первые лица, чиновники, теневая номенклатура и криминализованные чиновники. В то же время, номенклатурность как ролевая характеристика входит в характеристики типов, упорядоченных столбцом "номенклатурная форма деятельности". Это первые лица, номенклатурные граждане, номенклатурные теневики и номенклатурные воры.
Гражданский уровень деятельности задается типами номенклатурные граждане, простые граждане, граждане со связями, криминализованные граждане. Как ролевая характеристика, принадлежность к гражданскому уровню входит в типы чиновники, простые граждане, частники, бытовые воры.
Теневой уровень деятельности задается типами номенклатурные теневики, частники, цеховики, криминализованные теневики. Как ролевая характеристика, "затененность" формы деятельности входит в характеристики типов теневая номенклатура, граждане со связями, цеховики, рэкетиры.
Криминальный уровень деятельности задается типами номенклатурные воры, бытовые воры, рэкетиры, воры. Как ролевая характеристика, криминальность входит в характеристики типов криминализованная номенклатура, криминализованные граждане, криминализованные теневики, воры.
Рассмотрим сначала те элементы матрицы, в которых совпадают наименования уровней и форм деятельности. Это диагональные элементы рис. 1 первые лица, простые граждане, цеховики и воры.
Тип первые лица задан отношениями между номенклатурным уровнем организации и одноименной формой деятельности-руководством. В определение этого типа (как и других диагональных элементов) входит соответствие статуса и роли, которую проигрывает человек, обладающий статусом первого лица. Первые лица - официальный термин административного языка, обозначающий людей, обладающих наивысшей для данной организации формой легальной административной валюты - правом подписи под финансовыми и кадровыми документами. Первые лица принадлежали к номенклатуре и были ранжированы согласно внутренним принципам ее организации. Совокупность первых лиц была внутренне динамична за счет стремления каждого первого лица низшего ранга повысить свое положение, стать первым лицом более высокого ранга. Собственно институт номенклатуры можно рассматривать как некую структуру с фиксированными узлами (места первых лиц) и отношениями между ними (ребрами графа), в которой проходило изменение рангов первых лиц, то есть продвижение их от узла к узлу по фиксированными ребрам.
Тип простые граждане определяется отношением между гражданскими уровнем и формой деятельности-выживанием в условиях реального социализма, которое было невозможно без активности, направленной на продвижение по социально-учетным иерархиям, то есть без стремления получить те блага, которые нормативно предписаны статусу - квартиру, работу, образование, медицинское обслуживание, пенсию. Простые граждане как тип неоднородны. Разнообразие внутри типа определялись совокупностью социально-учетных параметров, таких, как пол, возраст, образование, место прописки, место работы, национальность, и пр. Каждому сочетанию социально-учетных признаков соответствовало свое место в системе распределения, то есть статусные возможности пользования административной валютой. Так, жители столичных городов имели доступ к гораздо более развитой системе социальных возможностей, чем жители других поселений, а женщины и дети пользовались особыми административными льготами, не предназначавшимися мужчинам и взрослым. Внутренняя динамика среди простых граждан определалась стремлением каждого гражданина получить полный набор полагающихся ему номинально статусных благ или изменить, например, свое местожительство на более высокостатусное, получить доступ к какой-либо "кормушке" и т.п.
Тип цеховики определяется отношением между теневым уровнем организации и одноименной формой деятельности-производством дефицитных товаров и услуг. В определение этого типа входит занятие экономической самодеятельностью, в том числе и изготовление на государственных и кооперативных предприятиях в промышленных условиях товаров народного потребления с целью сбыта. Цеховики не обладали государственной легитимностью, однако в силу своего положения изготовителей или распорядителей "дефицита" обладали административной валютой особого теневого рода. Цеховики не были однородными, они ранжировались (как определенный социум) в зависимости от того, при какой отрасли социалистического народного хозяйства ими было налажено теневое производство и что на нем производилось. Естественно, что высшими статусами обладали цеховики, производившие наиболее дефицитные товары на высокостатусных государственных предприятиях. Динамика в среду цеховиков вносилась стремлением получить более высокий статус в собственных отношениях теневого производства.
Тип воры определяется отношением между криминальным уровнем и одноименной формой деятельности-воровством. В определение этого типа входит профессиональное или ситуативное отчуждение у государственных организаций и граждан ценностей и денег и использование их для удовлетворения как личных потребностей, так и потребностей криминальной субкультуры в целом. Воры также обладали особым видом административной валюты, властью силы. В рамках субкультуры воры ранжировались по видам деятельности и по статусу в ней. Внутренняя динамика среди воров порождалась стремлением получить более высокий статус в криминальной субкультуре.


Специфика перестройки в терминах схемы
отношений административного рынка

Можно сказать, что на начало перестройки структура экономического пространства отличалась простотой и логичностью. Она была основана на перераспределении государственных ресурсов номенклатурными, гражданскими, теневыми и криминальными методами. Естественные ограничения на использование государственных ресурсов (их исчерпание, в частности) привели к напряжениям в структуре экономического пространства. В то же время, политическая либерализация и объявленные экономические вольности дали начало легализации форм и видов экономической деятельности, которые до этого существовали как латентные.
Перед началом перестройки были институализированы в общественном мнении как базовые типы (первые лица, граждане, цеховики, воры и другие, описанные в матрице рис. 1), так и соответствующие типам уровни и формы деятельности. Легализация предшествовала началу трансформации советского варианта административного рынка в постсоциалистическое экономическое пространство, то есть собственно перестройке. Естественно, что направления трансформации определились его описанными выше локальными измерениями. Общая структура постсоциалистического экономического пространства была в своих структуроообразующих характеристиках определена этими измерениями. Перечислим их еще раз, но уже как реалии, отношения между которыми определяют структуру постперестроечного экономического пространства. Это номенклатурно-гражданское, гражданско-теневое, криминально-гражданское, криминально-теневое, гражданско-теневое, номенклатурно-криминальное измерения.


Постперестроечная форма административного рынка

Новое пространство экономической деятельности было образовано отношениями между локальными измерениями пространства советского административного рынка. В логике схемы это выглядит следующим образом: каждое названное измерение при формировании нового экономического пространства "раздваивается" на уровень организации и форму деятельности, отношения между которыми образуют структуру, аналогичную по логике матрице рис. 1, но более богатую функциональными местами.
Содержательно это означает, что рассмотренные выше измерения советского административного рынка развертываются в отношениях между собой в новое пространство с новыми функциональными местами, которые заполняются новыми для административного рынка людьми, до этого - на это надо обратить особое внимание - включенными в административный рынок преимущественно как блатные и связанные с ними типы, симметричные относительно диагонали матрицы рис. 1. Трансформация измерений советского административного рынка в уровни организации и формы деятельности нового политэкономического пространства, возникновение новых функциональных мест и заполнение этих мест (то есть уравнивание статусов блатных и сопряженных с ними типов и распределение их по новым функциональным местам в пространстве, сформированном измерениями распавшейся структуры) составляют - если исходить из развиваемой логики - политэкономическое содержание перестройки и постперестроечной экономической активности.
С началом перестройки диагональные типы (первые лица, граждане, цеховики и воры), которые были базовыми элементами пространства советского административного рынка, оказались в ситуации, когда их статусы и административные валюты начали терять прежнее значение. Многие представители этих типов политизировались, составив существенную часть тех политиков и государственных деятелей, которые выступали с конца 80-х годов и по сегодня за воссоздание административного рынка в его партийно-советском варианте. Это касается не только первых лиц и простых граждан, но и цеховиков и воров, которым в новой экономической реальности места уже нет.
В то же время, различия в статусах номенклатурных граждан, чиновников и номенклатурно-гражданских блатных, например, потеряли свое значение. Представители этих типов после фактической ликвидации института номенклатуры оказались примерно в одном положении и образовали некое единое измерение пространства. Новые измерения в отношениях между собой формируют уровни организации и формы деятельности нового пространства.

Рис 2. Фрагмент структуры постперестроечного экономического пространства, возникший в отношениях между номенклатурно-гражданскими, гражданско-теневыми и криминально-теневыми уровнями и формами деятельности.

формы
деятельности

уровни
деятельности

номенклатурно-
гражданская
номенклатурная
приватизация
гражданско-
теневая
институали-
зация личной
собственности
криминально-
теневая
профессио
нальное
воровство
номенкла-
турно-граж-
данский
новые первые
лица
новые первые
лица - руко-
водители
частных
компаний
криминализо-
ванные
чиновники
новой власти
гражданско-
теневой
владельцы предприятий, образованных при номенклатурной приватизации теневого капитала владельцы
предприятий,
образованных
при
легализации
цехового
капитала
руководители служб
безопасности
частных
предприятий

криминально-
теневой
владельцы
легальных
предприятий, предназначен-
ных для удов-
летворения
нелегитимных
потребностей
руководители
коммерциали-
зированных
криминальных
организаций
руководители
группировок

Можно сказать, что в результате распада советского варианта административного рынка сформировались две реальности. Одна из них чисто политическая (бывшие первые лица, простые граждане, цеховики и воры), идеологически ориентированная на восстановление привычного для советского административного пространства торга, в то время как вторую можно назвать переходной между административно-рыночной и собственно рыночной.
Рассмотрим - как модельный пример - формирование одного из фрагментов этого нового пространства в отношениях между номенклатурно-гражданским, гражданско-теневым и криминально-теневым измерениями. Каждое из этих измерений "раздваивается" на уровень деятельности и соответствующую форму деятельности. Номенклатурная приватизация (как форма деятельности) соответствует номенклатурно-гражданскому уровню деятельности, институализация личной собственности (наворованной при советском административном рынке) соответствует гражданско-теневому уровню деятельности, профессиональное воровство и бандитизм соответствуют криминально-теневому уровню деятельности. Логика отношений, приводящая к формированию нового рыночного пространства, представлена на графе 1 и рис. 2 соответствующих фрагменту матриц рис. 1 и 2, связывая их в одной генетической схеме. Граф 1 и матрица рис. 2 изомофны в том смысле, что представляют две проекции одной структуры.
При этом отношения между одноименными уровнями и формами деятельности (диагональные элементы) отождествляются с базовыми элементами нового пространства. Это новые первые лица (в отличие от первых лиц советского административного рынка, новые первые лица обладают правом подписи под документами о разгосударствлении собственности), легализованные теневики-цеховики (то есть люди, ранее активные в теневых отношениях административного рынка и сумевшие придать своей экономической активности гражданско-приемлемые формы) и руководители группировок типа солнцевской (пересечение криминально-теневого уровня и формы деятельности, результат взаимодействия криминализованных теневиков и рэкетиров), в котором организационно сопрягаются интересы производителей нелегитимных услуг и товаров и их "охранников".
Собственно новые элементы этого фрагмента пространства возникают в отношениях между номенклатурно-гражданским, гражданско-теневым и криминально-теневым измерениями старого административного рынка, ставших уровнями организации и формами деятельности нового пространства. Так, пересечение криминального-теневого уровня и гражданско-теневой формы деятельности отождествляется с руководителями коммерциализированных криминальных организаций, рекетирами нового поколения, берущими на себя охрану некоторых видов бизнеса (такими, как ныне покойный О.Квантришвили, автор термина "организованная спортивность", руководитель ассоциации "ХХI Век").
В то же время пересечение гражданско-теневого уровня и криминально-теневой формы деятельности отождествляется с руководителями служб безопасности частных предприятий, ориентированным на оказание соответствующих услуг тем, кто за них может платить. Это, как правило, бывшие сотрудники правоохранительных органов, афганцы, спецназовцы, имевшие контакты с силовыми структурами по роду деятельности, в соответствующий момент ушедшие в запас или в отставку и продолжающие заниматься привычным делом.
Руководители коммерциализированных криминальных организаций и руководители служб безопасности частных предприятий представляют симметричные относительно диагонали типы и в какой-то мере взаимодополнительны друг другу, конкурируя между собой в сфере организованного и ситуативного рэкета и борьбы с ним.
Номенклатурная приватизация на гражданско-теневом уровне деятельности проявляется в формировании типа владельцы предприятия, образованного при номенклатурной приватизации теневого (цехового) капитала. Институализация личной собственности на номенклатурно-гражданском уровне проявляется в формировании типа новые первые лица - руководители частных компаний и предприятий. Профессиональное воровство на номенклатурно-гражданском уровне приводит к формированию типа криминализованных чиновников новой власти. Номенклатурная приватизация на криминально-теневом уровне порождает тип владельцев легальных предприятий, предназначенных для удовлетворения нелегитимных потребностей. Это казино, публичные дома, "торговые точки" оружием, наркотиками и пр. Публикации в средствах массовой информации дают достаточно оснований для персонификации этих типов.
Полная (в рамках выведенных из логики рис. 1 отношений) структура постперестроечного пространства экономической деятельности представлена на рис. 3, где шесть вышеназванных измерений доперестроечного экономического пространства образуют матрицу рис. 3. На строки матрицы, кроме названий уровней деятельности, вынесены сокращенные графы соответствующих им измерений, а на столбцы - наименования соответствующих видов деятельности, как и в матрице рис. 2.


Структура постсоветского экономического
пространства и новые формы деятельности в ней

Рассмотрим сначала диагональные элементы рис. 3 (кроме новых первых лиц, владельцев предприятий, образованных при легализации цехового капитала и лидеров группировок), которые отождествлены ранее при описании матрицы рис. 2. Диагональные элементы матрицы рис. 3 (то есть типы, у которых уровни деятельности одноименны с формами деятельности) выделены жирным шрифтом, аналогично тому как это было сделано при описании структуры советского варианта административного рынка.

Рис. 3 Постперестроечное экономическое пространство
уровни деятельности

формы деятельности

номенклатурно-
гражданская
номенклатурная
приватизация
гражданско-
криминальная
бытовое воровство
номенклатурно-
криминальная
криминальная
приватизация
гражданско-
теневая
институализация
личной
собственности
гражданско-
криминальная
бытовое
воровство
криминально-
теневая
профессиональ-
ное воровство
номенклатурно-
гражданский
(первые лица,
чиновники,
номенклатурные
граждане,
простые граждане)
новые
первые
лица
руководители -
распорядители акционерных
банков и др. предприятий,
образованных полулегаль-
ным (в том числе партий-
ным) госкапиталом и
цеховым капиталом
функционеры,
распределяющие
госкредиты,
лицензии и льготы
новые первые лица -
руководители
частных компаний
ворующие
руководители
государственных
предприятий
криминализованные
чиновникиновой
власти
номенклатурно-
теневой
(первые лица,
теневая
номенклатура,
номенклатурные
теневики,
цеховики)
владельцы крупных
банков, образованных
легальным госкапиталом
и цеховым капиталом
руководители-
распорядители компаний,
созданных при теневой
приватизации госкапитала
и криминального
капитала
руководители
компаний и других
предприятий,
образованных при
разгосударствлении
отраслей ВПК и
силовых структур с
участием теневого
капитала
владельцы
компаний и
предприятий,
образованных
приватизированным
госкапиталом и
цеховым капиталом
ворующие
руководители
теневых
приватизированных
предприятий
криминализованные
руководители
коммерциализиро-
ванных
государственных
предприятий
и организаций
номенклатурно-
криминальный
(первые лица,
криминализованные
чиновники,
номенклатурные воры,
воры)
владельцы компаний,
созданных с участием
легального госкапитала
СССР и криминального
капитала
руководители-
распорядители
предприятий и
организаций,
образованных при
теневой приватизации
цехового капитала
руководители
компаний и других
организаций,
созданных для
"отмывания"
внебюджетных
средств СССР
владельцы
организаций,
созданных
приватизированным
госкапиталом и
криминальным
капиталом
ворующие
руководители
криминально-
приватизированных предприятий
руководители
частных охранных
предприятий
гражданско-
теневой
(простые граждане,
люди со связями,
частники,
цеховики)
владельцы предприятий,
образованных при
номенклатурной
приватизации
цехового капитала
руководители-распоря-
дители предприятий и
организаций,
образованных при
теневой приватизации
цехового капитала
руководители-
распорядители
компаний, ЧИФов и
других
пирамидальных
организаций
владельцы
организаций,
образованных при
легализации
цехового капитала
ворующие
руководители
предприятий,
образованных при раскрадывании
цехового капитала
руководители служб
безопасности
частных
предприятий

криминально-
гражданский
(простые граждане,
криминальные
граждане,
бытовые воры,
воры)
владельцы компаний и
финансовых организаций,
созданных при
номенклатурной
приватизации личной
собственности
руководители-
распорядители компаний
и финансовых
организаций, созданных
при теневой
приватизации личной
собственности
руководители-
распорядители
компаний и
других органи-
заций, созданных
при номенклатурно-
криминаль-
ном перераспре-
делении личной собственности
владельцы
компаний,
созданных при
криминальном перераспределении
личной
собственности
ворующие
руководители
частных
предприятий

руководители
частных
военизированных
организаций
криминально-
теневой
(цеховики,
криминальные
теневики,
рэкетиры,
воры)
владельцы легальных
предприятий и
организаций,
предназначенных для
удовлетворения
нелегитимных
потребностей
руководители-
распорядители
полулегальных
предприятий и
организаций,
предназначенных для
удовлетворения
нелегитимных
потребностей
руководители-
распорядители
нелегальных
предприятий и организаций,
предназначенных
для удовлетворения
нелегитимных
потребностей
руководители
коммерциали-
зированных
криминальных
организаций
руководители
локальных
криминальных
организаций - банд
руководители
группировок

Пересечение номенклатурно-теневых формыи соответствующего уровня деятельности отождествляется с типом руководители-распорядители акционерных - "колхозных" банков и других предприятий, образованных полулегальными (в том числе партийными) капиталами при их слиянии с цеховым капиталом. К этому типу можно отнести руководителей многих крупных коммерческих банков, таких как Менатеп.
Криминальная приватизация на номенклатурно-криминальном уровне приводит к формированию типа руководители предприятий и организаций, созданных для отмывания государственных внебюджетных средств. Носителем типологических свойств этого рода можно считать А. Тарасова - руководителя концерна "Исток", известного участием в государственных аферах с чеками "Урожай-90" и экспортом энергоносителей и редкоземельных элементов.
Бытовое воровство на криминально-гражданском уровне приводит к формированию типа ворующие руководители частных предприятий, то есть - людей, воспроизводящих в новых условиях присвоенческие стереотипы советского административного рынка. Дальнейшее описание типологического наполнения матрицы строится как объективация форм деятельности на различных уровнях деятельности.

Номенклатурная приватизация
(номенклатурно-гражданская форма деятельности)
Типы в первом столбце матрицы объединены общей формой деятельности - номенклатурной приватизацией, но различаются по уровню деятельности, то есть по форме разгосударствливаемой собственности. Новые первые лица, как уже говорилось, визируют документы о разгосударствлении собственности, удостоверяя ее государственную легитимность. Владельцы банков и других предприятий, образованных при номенклатурной приватизации легального государственного и легализованного крупного цехового капиталов, являются непременным элементом постсоветской элиты. Под крупным цеховым капиталом понимаются активы, сконцентрированные в советское время в тех теневых производствах, которые непосредственно контролировались первыми лицами советского административного рынка.
Номенклатурная приватизация криминализованного советского капитала привела к формированию соответствующей группы новых русских - владельцев предприятий и организаций, в которых консолидирован номенклатурно-приватизированный криминальный по происхождению капитал, контролировавшийся ранее первыми лицами.
Номенклатурная приватизация мелкого цехового капитала (то есть теневого производства "дефицита", осуществляемого простыми гражданами в "доле" с цеховиками") привела к формированию группы владельцев предприятий, образованных при номенклатурной приватизации мелкого цехового капитала.
Номенклатурная приватизация лично наворованной собственности (то есть активов, накопленных в отношениях между простыми гражданами, криминализованными гражданами, бытовыми ворами и ворами) привела к появлению соответствующей группы деятелей постсоветского административного рынка - владельцев предприятий, созданных при номенклатурной приватизации личной собственности.
Номенклатурная приватизация криминальных активов (созданных в отношениях между цеховиками, криминализованными теневиками, рэкетирами и ворами при организации удовлетворения нелегитимных потребностей) породила группу владельцев легальных предприятий, предназначенных для удовлетворения нелегитимных потребностей: казино, публичных домов, ночных клубов и прочего.

Теневая приватизация
(номенклатурно-теневая форма деятельности)
Рассмотрим теперь теневую приватизацию как номенклатурно-теневую форму деятельности, а ее результаты - как типы второго столбца матрицы 3. В отличие от номенклатурной, теневые приватизаторы не оформлены как владельцы предприятий. Они выступают распорядителями собственности: президентами, председателями или членами советов директоров, возглавляющими коллегиальные органы управления разгосударствленной собственностью.
В ходе теневой приватизации легального государственного капитала возникла группа распорядителей собственности, состоящая из бывших первых лиц, ставших первыми лицами крупных совместных предприятий, фондов, акционерных банков и пр. Так, бывший глава кабинета министров СССР Н. Рыжков стал председателем правления Тверьуниверсалбанка, а бывший руководитель Госплана СССР Щербаков - руководителем фонда Интерприватизация.
При теневой приватизации государственного капитала, осуществленной с участием теневого (цехового) капитала, сформировалась группа распорядителей собственности, состоящая, в частности, из бывших номенклатурных теневиков и помощников, референтов и т. д., ставших первыми лицами в коммерческих банках и других предприятиях (таких, как Менатеп и Российский кредит).
Теневая приватизация криминализованного капитала (сформированного в отношениях между первыми лицами, ворами, криминализованными чиновниками и номенклатурными ворами) привела к формированию соответствующей группы распорядителей собственности.
При теневой приватизации личных капиталов, накопленных в отношениях между простыми гражданами, цеховиками, людьми со связями и частниками, сформировалась группа распорядителей соответствующего цехового капитала.
При теневой приватизации наворованных активов (сформированных в отношениях между простыми гражданами, ворами, бытовыми ворами и криминализованными гражданами) возникла соответствующая группа распорядителей собственности.
И наконец, теневая приватизация криминально-теневых капиталов (сформированных в отношениях между цеховиками, ворами, рэкетирами и криминализованными теневиками) привела к формированию группы распорядителей собственности, используемой для удовлетворения нелегитимных потребностей.

Криминальная приватизация
(номенклатурно-криминальная форма деятельности)
Криминальная приватизация (то есть стереотипы поведения, выработанные в отношениях между первыми лицами, ворами, криминализованными чиновниками, номенклатурными ворами и транслируемые в постперестроечное экономическое пространство) на номенклатурно-гражданском уровне привела к формированию группы государственно-политических функционеров, контролирующих распределение государственных льгот, кредитов, экспортно-импортных лицензий и пр.
При криминальной приватизации номенклатурно-теневых активов сформировался тип руководителей предприятий и организаций, формально относящихся к ранее режимным отраслям народного хозяйства и силовым структурам, не подлежащих разгосударствлению, но фактически ставших собственностью распорядителей.
При криминальной приватизации номенклатурно-криминальных активов сформировался тип руководителей предприятий и организаций, созданных для отмывания разного рода внебюджетных средств бывшего СССР (денег партии, внебюджетных активов спецслужб и силовых министерств и т.п.); возник тип руководителей соответствующих предприятий, который был создан для реализации избытков военной техники. После распада СССР такого рода предприятия постепенно коммерциализовались и превратились в заметный элемент постперестроечного административного рынка.
При криминальной приватизации гражданско-теневого капитала (то есть активов, накопленных в отношениях между простыми гражданами, цеховиками, людьми со связями, частниками) возник тип руководителей акционерных компаний, чековых инвестиционных фондов и других пирамидальных структур (таких, как МММ). Собственно деятельность МММ можно назвать образцом криминальной приватизации на гражданско-теневом уровне.
При криминальной приватизации криминально-гражданских активов (сформированных в отношениях между простыми гражданами, криминализованными гражданами, бытовыми ворами и ворами) возник тип руководителей предприятий, перекравших и легализовавших ранее краденое имущество, деньги и основные фонды.
Криминальная приватизация криминально-теневых активов привела к формированию типа руководителей нелегальных предприятий и организаций, специализирующихся на удовлетворении нелегитимных потребностей.

Институализация личной собственности
(гражданско-теневая форма деятельности)
Гражданско-теневые отношения (между простыми гражданами, людьми со связями, частниками и цеховиками) были ориентированы на удовлетворение потребностей в "дефиците". Соответствующие стереотипы деятельности воспроизводятся в постперестроечном административном рынке на всех уровнях его организации. Институализация личной собственности на номенклатурно-гражданском уровне привела к формированию типа новых первых лиц, являющихся в то же время владельцами частных предприятий и организаций. Та собственность, которой номенклатурно-гражданский деятель распоряжался как госслужащий, в ходе институализации личной собственности стала и формально принадлежать ему. Например, большая часть фермерских хозяйств образована на основе отделений колхозов и совхозов, руководящие специалисты которых стали реальными владельцами.
Институализация личной собственности на номенклатурно-теневом уровне (то есть активов, сформированных в отношениях между первыми лицами, теневой номенклатурой, номенклатурными теневиками и цеховиками) привела к формированию типа владельцев компаний и предприятий, образованных на основе номенклатурно-теневой собственности. Ранее аморфные отношения собственности в весьма конфликтном процессе их перераспределения оформились в частную собственность одного человека, чаще всего бывшего первого лица, реже - бывшего цеховика.

Институализация личной собственности на номенклатурно-криминальном уровне привела к формированию типа владельцев номенклатурно-криминального капитала, частной собственности, сформированной в отношениях между первыми лицами, криминализованными чиновниками, номенклатурными ворами и ворами, то есть наворованной у государства при Советской власти группами, включающими первых лиц и профессиональных воров.
Институализация личной собственности на криминально-гражданском уровне (то есть легализация краденого у граждан имущества) привела к формированию типа владельцев частных, чаще всего легальных предприятий, в основе которых лежит ранее краденая личная собственность других людей.
Институализация личной собственности на криминально-теневом уровне привела к формированию типа владельцев частных нелегальных предприятий, специализирующихся на удовлетворении нелегитимных потребностей и оказании специальных услуг (таких, как вооруженная охрана и выбивание долгов), в основе которых лежит собственность, сформированная в отношениях между цеховиками, рэкетирами, ворами и криминализованными теневиками.

Бытовое воровство
(гражданско-криминальная форма деятельности)
Бытовое воровство как форма деятельности было специфично для отношений между простыми гражданами, криминализованными гражданами, бытовыми ворами и ворами. Стереотипы этих отношений успешно воспроизводятся в новых экономических условиях.
Ворующие руководители государственных предприятий - как тип - воспроизводят бытовое воровство на номенклатурно-гражданском уровне. На номенклатурно-теневом уровне эти же стереотипы воспроизводят по-мелкому ворующие руководители акционерных компаний, банков, фондов. Бытовые воры в ролях руководителей предприятий и организаций, образованных на основе всех форм активов (номенклатурно-криминальном, гражданско-теневом, криминально-гражданском и криминально-теневом) в новом постперестроечном воплощении - непременный атрибут пространства. К бытовым ворам относятся и руководители локальных криминальных организаций - банд, специализирующихся на хищении имущества и денег у прохожих.

Профессиональное воровство
(криминально-теневая форма деятельности)
Профессиональное воровство как форма деятельности сформировалось в отношениях между цеховиками, криминализованными теневиками, ворами и рэкетирами и транслируется в новое экономическое пространство. В частности, на номенклатурно-гражданском уровне професссиональное воровство объективируется в существовании типа государственных чиновников - организаторов весьма распространенного государственного рэкета.
На гражданско-теневом уровне профессиональное воровство оформляется в существование типа криминализованных руководителей коммерциализированных государственных предприятий и организаций.
На номенклатурно-криминальном уровне профессиональное воровство выступает в форме существования типа руководителей частных охранных агентств как легализованной формы рэкета.
На гражданско-теневом уровне професиональные воры выступают в обличье руководителей служб безопасности частных предприятий, в функции которых входит, в частности, выколачивание долгов.
На гражданско-криминальном уровне профессиональное воровство проявляется в существовании типа руководителей частных военизированных организаций, обслуживающих те потребности других агентов административного рынка, которые иначе как с помощью вооруженной силы удовлетворить нельзя.

Измерения постперестроечного
экономического пространства
Рассмотрим теперь, аналогично тому, как это делалось в первой части работы, фрагменты рис. 3, образованные парами уровней организации и форм деятельности.
Возьмем пару - номенклатурно-гражданский и номенклатурно-теневой уровни и соответствующие формы деятельности.

Рис. 4

Типы, объединенные этим фрагментом схемы, заняты разгосударствлением собственности и ее коммерциализацией. При этом владельцы крупных банков, образованных госкапиталом, представляют интересы отечественных капиталов, бывшие первые лица, ставшие руководителями фондов, компаний и предприятий, в большей степени связаны с внешними инвесторами, а руководители-распорядители акционерных банков концентрируют у себя координацию и управление разгосударствленным имуществом. Руководители акционерных банков в своих играх с новыми первыми лицами действуют не непосредственно, а через владельцев банков и руководителей фондов и компаний. При этом вырабатывается сетка связей между базовыми типами и возникает соответствующее функциональное место (обозначено квадратом на пересечении связей), которое заполняется новыми для системы людьми, выполняющими на данном этапе деструкции административного рынка функции экспертов, посредников, участников переговорных процессов, составителей документов и проектов решений. В отличие от "блатных", занимавших аналогичные функциональные места в советском варианте административного рынка, "эксперты" представляют структуру, еще не вполне организационно оформленную, но с большими возможностями в том случае, если деструкция административного рынка приведет к формированию естественных рыночных отношений.
Рассмотрим следующее измерение, образованное соотношениями между номенклатурно-гражданским и номенклатурно-криминальными уровнями организации и формами деятельности.

Рис. 5

Отношения в этой структуре строятся, как и в первом случае, на разгосударствлении собственности, но если владельцы и распорядители ресурсов, полученных при номенклатурной и теневой приватизации, стремятся получить контроль за государственными предприятиями, то владельцы и распорядители предприятий с цеховым и личным капиталом скорее озабочены легализацией и приращением уже накопленных в перестроечные времена активов. Точно так же, как и в предыдущем случае, в этой структуре возникает на пересечении связей виртуальное место, которое занимают посредники, эксперты, составители документов.
Из всего многообразия тетрад расмотрим еще одну, в каком-то смысле полярную тем, которые представлены на предыдущих рисунках.
На рис. 6 представлены отношения между номенклатурно-гражданским и криминально-теневым уровнями и формами деятельности.

Рис. 6

В этой системе отношения (административный торг) строятся в основном на приватизации государственной собственности, и элементами торга являются, с одной стороны, уголовно-правовые санкции, а с другой - лицензии, льготные кредиты, права на аренду госимущества, и так далее.
Реальные взаимодействия между агентами постперестроечного административного рынка строятся, конечно, не только в таких тетрадах, схемы которых приведены на рис. 4-6. Можно сказать, что пространство матрицы 3 описывает спектр возможных отношений между агентами административного рынка, в то время как в тетрадах представлены минимально возможные фрагменты постперестроечного административного торга. Фрагментарное описание приводится для того, чтобы представить пути дальнейшей дезинтеграции административного рынка, аналогично тому, как это было сделано при описании структуры советского административно-рыночного пространства.
Описанные и неописанные фрагменты могут стать измерениями постперестроечного административно-рыночного экономического пространства, гораздо более богатого собственно экономическими возможностями и свободного от политической конъюнктуры. Сейчас будущие агенты этого возможного экономического пространства выступают в роли посредников в отношениях между типами, заполняющими экономическое пространство второй генерации. Это "блатные" второго поколения, посредники, авторы законов и постановлений, консультанты и эксперты, которые используют свои статусные возможности включенности в большой дележ государственной собственности для формирования основы своего собственного будущего бизнеса.



Иерархизированность административного рынка

Новые первые лица, как уже подчеркивалось, обладают высшей административной валютой - правом подписи под документами о разгосударствлении собственности. Второй уровень иерархии образуют владельцы банков, образованных легальным госкапиталом и цеховым капиталом, распорядители - руководители акционерных банков и других предприятий, образованных полулегальным капиталом, и бывшие первые лица, ставшие руководителями фондов, компаний и предприятий, то есть те типы, в деятельности которых есть номенклатурно-теневые компоненты.
Следующий уровень иерархии образуют типы, в деятельности которых есть номенклатурно-криминальные компоненты - владельцы предприятий, образованных при номенклатурной приватизации с участием криминализованного государственного капитала, распорядители компаний, созданных при теневой приватизации криминализованного госкапитала, руководители предприятий и организаций, созданных для "отмывания" внебюджетных госсредств, функционеры, распределяющие госкредиты, лицензии и экспортно-импортные льготы, и руководители предприятий, созданных при криминальной приватизации отраслей ВПК и силовых структур.
Еще ниже в иерархии нового административного рынка расположены типы, в деятельности которых есть гражданско-теневые, криминально-гражданские и криминально-теневые компоненты.
Однако эта иерархия не единственно возможная в пространстве административного рынка. Возможна и другая иерархия, в которой высшей административной валютой обладают руководители группировок. Следующий уровень образуют типы с криминально-гражданскими компонентами деятельности - руководители локальных банд, ворующие руководители частных предприятий и руководители частных военизированных организаций.
Следующий уровень этого представления иерархии образуют типы с гражданско-теневыми компонентами: руководители служб безопасности частных предприятий, ворующие руководители предприятий, образованных при раскрадывании цехового капитала, легализованные цеховики, и так далее.
Назовем разгосударствлением деятельность по правилам первого представления иерархии, а деятельность по правилам второго представления иерархии назовем приватизацией. Естественно, в каждой конкретной деловой операции присутствуют элементы и приватизации, и разгосударствления, то есть сочетаются легальные и криминальные компоненты. Это демонстрируют схемы 4-6. Дело только в том, какого рода деловые контакты предпочитает представитель типа (так, одни новые первые лица предпочитают иметь дело со старыми первыми лицами и банкирами, сформировавшими свой капитал при номенклатурной приватизации, в то время как другие новые первые лица предпочитают деловое общение с руководителями группировок. И если новым первым лицам криминальность в принципе не свойственна (представители этого типа фактически стали управляющими имуществом, принадлежавшим исчезнувшему государству, но не присвоенному государством новым, то "солнцевские" (как полярный тип) в принципе не участвуют в разгосударствлении и активны только в приватизации. Между этими двумя полярными типами расположено множество поведений, в которых в разной степени сочетаются криминальные и легальные компоненты.
При разгосударствлении и приватизации на одних и тех же объектах одновременно начинают реализовываться противоречивые нормы двух иерархических представлений административного рынка: уже приватизированные криминальными типами объекты и функции включаются в процесс разгосударствления, в ходе которого контроль за ними должен перейти к легализованным элементам административного рынка. Собственность должна получить собственника, который может быть назван по имени. Однако приватизированная криминализованными типами собственность не может быть поименованной, она может существовать только в анонимном обозначении - как контролируемая "солнцевской", "долгопрудненской" и прочей братвой. При попытках легализации криминализованной собственности вполне естественно возникают конфликты, разрешаемые обычно с применением силы.



Возможные направления эволюции
постперестроечного административного рынка
Специфика постперестроечного административного рынка состоит в том, что он не тождествен государству, как это было ранее. Постперестроечное государство и административный рынок существуют в разных социальных пространствах.
В государстве, в ветвях его власти доминируют первые лица, простые граждане, цеховики и воры, выброшенные силой обстоятельств из экономической деятельности, но сохранившие какую-то толику административной валюты и менталитет советского административного рынка. Как представляется, произошло распределение типов между ветвями власти. В администрациях федерального и региональных уровней доминируют бывшие первые лица, в структурах исполнительной власти - бывшие цеховики и воры, в то время как в органах представительской власти сосредоточены в основном бывшие простые граждане, ставшие народными депутатами всех уровней. При этом первые лица существуют вне номенклатуры и стремятся восстановить или воспроизвести этот архаичный институт, цеховики лишились контроля за производством - ввиду исчезновения дефицита - и стремятся воспроизвести институт планирования (как государственную форму существования дефицита). Воры остались без соответствующих исполнительских иерархий из-за коммерциализации криминального бизнеса и устраивают "разборки" с привлечением государственных силовых структур для того, чтобы восстановить свой авторитет. Простые граждане, лучшие представители которых заседают в парламенте, лишившись естественной для них системы льгот и привилегий, стремятся воссоздать ее в новых условиях - первоначально хотя бы для парламентариев, а в предвидимом ими будущем и для всех граждан страны.
Отношения в тетраде "бывшие первые лица - бывшие простые граждане - бывшие цеховики - бывшие воры" составляют видимое содержание политической жизни, однако эта видимость реализуется в исполнительской пустоте. Пока что ни одно властное решение, направленное на "упорядочение" реальности, не дало ожидаемых результатов. Государство в лице деятелей старого административного рынка пытается установить контроль за постперестречным рынком, в то время как новый административный рынок стремится стать государством самим по себе.
Дальнейшая диверсификация экономического пространства будет, очевидно, определяться направлением развития государства и его отношением к сегодняшнему административному рынку. Если государство будет в целом усиливаться, а его институты будут сохранять преемственность по отношению к социализму, то роль административной валюты будет сохраняться или даже возрастать, а количество ее видов множиться.
Если государство в его сегодняшнем виде будет слабеть, то его функции будут постепенно отчуждаться новым административным рынком, который со временем трансформируется в новое государственное устройство. В этом будущем государстве власть перейдет к новым первым лицам, руководителям-распорядителям акцонерных банков, руководителям группировок и другим диагональным типам матрицы 3, а экономическое пространство будет определяться отношениями между сегодня еще не определившимися и не нарастившими необходимого капитала экспертами (аналогами блатных в советском варианте административного рынка) и наддиагональными и поддиагональными типами.
Сегодня отношение государства к наддиагональным и поддиагональным типам существенно различается. Для поддиагональных типов административная валюта (распределяемая государством бывших первых лиц, простых граждан, цеховиков и воров) выступает скорее средством, чем целью деятельности, в то время как для наддиагональных типов отношение между собственно экономическими ценностями и административными обратное (по выражению одного бизнесмена, есть люди, делающие политику на деньгах, и есть те, кто делает деньги на политике).
Статусы наддиагональных типов, собственно и дающие им возможность принимать участие в деловой жизни, производны от государства и могут исчезнуть вместе с ним. Поэтому они выступают естественными союзниками государства в его отношениях с поддиагональными типами, владельцами и распорядителями активов. Представители наддиагональных типов рефлектируют по-своему на ситуацию и стремятся, опираясь на государство, доступными им способами сохранить структуры, в которых административная валюта превалирует над собственно деньгами, а обладание ею позволяет контролировать активность потенциально рыночных агентов.
В конечном счете, стремление к сохранению государства и к ревальвации административной валюты в политическом плане приведет к латиноамериканизации власти и к диктату политических и административных амбиций над экономическими интересами и моральными ценностями. Однако латиноамериканизация не единственный путь развития России и даже не самый вероятный. Интересы представителей поддиагональных типов направлены скорее не на ревальвацию административной валюты, а на создание условий, при которых их личное богатство не будет зависеть от прихоти власти, государства или институтов, претендующих на властные и сравнимые с государством функции. Представители этих типов ориентированы на разгосударствление экономики и формирование собственно рыночного пространства, а также на формирование некоторых не вполне для них ясных политических начальных условий, необходимых для операций с разгосударствленной и приватизированной собственностью.
Интересы новых собственников практически не представлены в политической структуре и лоббируются посредниками, имеющими, как правило, собственные и политические и экономические интересы. Можно сказать, что активность наддиагональных типов, конвертирующих административную валюту в собственно экономические активы (и наоборот), может выступать как политическая или быть ее эквивалентом в постперестроечной государственной структуре. Эта активность имеет в основном лоббистский характер, однако в системе власти, где экономика еще не дифференцирована от политики, она приобретает существенную политическую окраску.
Прошедшая избирательная кампания показывает, что прямое финансирование отечественным бизнесом организаций, называющих себя политическими партиями, малоэффективно прежде всего потому, что средства идут скорее на поддержание политической среды в целом, а не предпочитаемых политических структур. Другая причина - интересы бизнеса не имеют прямых проекций в политику. Необходимы посредники, обладающие способностями и возможностями для трансляции интересов бизнеса в политическую среду. Такими посредниками могут стать наддиагональные типы в том случае, если и дальше будет происходить дифференциация экономики от политики, с одной стороны, и административной власти от политики и экономики, с другой. Уже сложились некоторые стереотипы такого рода посреднической деятельности, при которой наддиагональные типы выступают посредниками и организаторами политических мероприятий. Последний пример - избрание О. Бойко (типологически могущего быть отнесенным к владельцам банков, образованных легальным госкапиталом и теневым капиталом) руководителем партии "Демократический выбор России", что можно расценивать как признание лидерами "Демвыбороссов" (функционерами, причастными к распределению госкредитов, льгот и прочих административных благ) своей посреднической роли между бизнесом и политикой. Политизация сейчас принимает разные формы, в том числе и стремления к контролю за информационным рынком. В этом деле весьма активны представители криминализованных типов, уже контролирующие местные издания, желтую прессу и стремящиеся получить контроль за местными телевизионными каналами. Это связано с тем, что при отсутствии политической среды информационное пространство замещает политическое. Можно сказать, что СМИ выступают сейчас инструментом формирования политической среды и самым мощным легальным инструментом лоббирования.
Кроме превращения в посредников между бизнесом и политикой, у представителей наддиагональных типов есть две логических возможности для конвертации своих статусов и сохранения какого-то положения в собственно рыночной экономике.
Одна из этих возможностей - лоббирование - заключается во вложении административной валюты, находящейся в распоряжении наддиагонального типа, в дело, которое организуется типом, симметричным относительно диагонали. В ходе этого происходит легализация и коммерциализация тех наддиагональных типов, в деятельности которых присутвуют криминальная и теневая компоненты. Так происходит с экпортом вооружений, ранее криминальным, а сейчас организованным в Росвооружение и подчиненных начальнику управления охраны администрации Президента.
Третья возможность эволюции наддиагональных типов (в отличие от политизации и лоббирования) - транснационализация или эмиграция в той или иной форме (под эмиграцией понимается конвертация административной валюты в статус в международных организациях) или включение (перенос активности) в деятельность межгосударственных (транснациональных) экономических институтов. Так фактически эмигрировали некоторые представители таких типов как бывшие первые лица, ставшие руководителями фондов, предприятий и компаний. Ранее нелегальные экспортеры стратегического сырья и оружия, руководители криминальных в прошлом организаций, полулегальные экпортеры сейчас становятся элементами транснациональных криминализованных институтов, специализирующихся на торговле стратегическим сырьем, оружием, наркотиками и других видах нелегитимного бизнеса.


Вместо заключения

Для сегодняшней состояния административного рынка характерны следующие особенноcти:
- пространство постперестроечного бизнеса не имеет референтов в политической организации общества и государства, повисло в политической пустоте и потому зависит от политического произвола и случайности;
- географическое пространство, которое контролирует постперестроечный административный рынок, гораздо уже социального пространства России или СНГ. Административный рынок в новой форме установился в столичных городах и административных центрах, в то время как на социальной периферии сохраняется его доперестроечная форма, деформированная из-за распада института номенклатуры и исчезновения соответствующих норм;
- существующие посткоммунистические идеологемы, реализуемые в политике, не более чем осколки социалистических мифологем, не имеют ни социально-структурного, ни экономического обоснования и подкрепления.
Единственное, что скрепляет географическое пространство, административно-рыночный бизнес и политику - государство. Более того, именно этот административный рынок, эта политика и эта география собственно и являются государством. В то же время, государство воспринимает себя как самостоятельную реальность и пытается навязывать русскому бизнесу, политикам и региональным руководителям свои правила игры, основанные на аппаратных принципах и ценностях, унаследованных во многом от СССР. Государство не стремится к модернизации, оно не дает возможностей для саморазвития социальной стратификации, для легализации бизнеса, для формирования естественной идеологии (как основы политики), ограничивает разворачивание советского географического пространства в нормальное пространство человеческой деятельности.
Государство воспринимается и переживается как ограничение всеми агентами: людьми бизнеса, политиками, региональными властями. Их естественная активность направлена на минимизацию вмешательства государства в свои дела, что принимает форму борьбы всех со всеми: деятелей административного рынка с новыми элементами социальной структуры, с политиками; политиков - против изменения топологии государственного пространства и за воссоздание привычных отношений советского варианта административного рынка.
Проблема в том, что вне этого государства не могут существовать ни административный рынок, ни новые социальные страты, не может быть выработана новая идеология, а географические реалии вне государства просто перестанут быть обитаемы.



В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1997

Антологии. Пределы власти. #4. Бизнес и политика в новой России.
Симон Кордонский. Теневая экономика в теневом обществе.
http://old.russ.ru/antolog/predely/4/kordon.htm