Пределы властиWinUnixMacDosСодержание


ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭЛИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Владимир Лепехин


Владимир Лепехин - депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета Думы по связям с партиями, общественными и религиозными организациями, главный редактор "Новой ежедневной газеты". В научном творчестве специализируется на проблемах лоббизма, политического влияния коммерческих структур и их объединений.

Неполноценность сначала российской, а затем - советской политической элиты, в частности ее неспособность обеспечить эффективное управление огромной территорией, своевременно "перестраиваться" в ответ на стихийно, объективно происходящие в обществе качественные перемены и осуществлять реформы - основная причина постепенного выпадения России из обоймы экономически и политически развитых государств.
В свою очередь, причин неполноценности политической элиты России несколько.
Во-первых, - бюрократический характер власти. Масштабы территории России, огромное количество т.н. окраин и патриархального населения, не поставляющего элиты, но требующего управления, предполагали и по-прежнему предполагают особый - чиновничий тип управления государством.
Во-вторых, традиционализм, относительная косность монархии и церкви, а в советское время - руководства КПСС, неспособных к реформациям, восприимчивость к модернизации, тяга к европейско-американским стандартам наиболее мобильных слоев населения (интеллигенции, промышленников, предпринимателей).
В-третьих, специфическая роль интеллигенции, извечно оппозиционной власти, разрушающей государственность, размывающей политическую элиту. (Рекрутирование российской элиты всегда происходило за счет каких угодно страт населения, только не за счет самого образованного слоя).
Одним из процессов, который закономерно сопутствовал "перестройке", является смена элит. Смена не только одних ее представителей другими, но и качественное изменение самого типа элиты, ее структуры и способов формирования.
Так, в структуре постсоветской элиты можно выделить новую составляющую, которую в средствах массовой информации нередко обозначают термином "новые русские", - бизнес-элита, от которой сегодня во многом зависят перспективы не только российской экономики, но и государственности.
Основными предметом исследований, осуществляемых Русским Институтом, являются, во-первых, деятельность союзов, ассоциаций, лиг и других объединений промышленников (то есть руководители государственных предприятий) и предпринимателей (под которыми сегодня в России понимают представителей частного бизнеса); во-вторых, - деятельность политических движений, организаций, партий и других политических субъектов, включая лоббистские группировки, "клиентеллы" и "группы давления", созданные на базе предпринимательских структур.
О политической роли предпринимателей можно говорить лишь начиная с осени 1993 года, когда они вынуждены были приступить к осуществлению "инвестиций в политику" и так или иначе участвовать в парламентских выборах.
Под ПОЛИТИЧЕСКИМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ нами понимается осознание различными группами предпринимателей своих интересов (как сиюминутных, так и базовых, как социально-экономических, так и политических) и сопутствующий этому процесс объединения в союзы, ассоциации, способные отстаивать свои интересы в структурах власти.
Сегодня в России не существует единого предпринимательского слоя, как никогда не существовало в ней единого "директорского корпуса".
Глубокая, все усиливающаяся дифференциация интересов, в свою очередь, предопределяет пестроту и противоречивость политических позиций предпринимательских групп. Следует иметь в виду, что региональные, отраслевые и функциональные интересы (а также приверженность разного рода идеологемам - либеральной, центристской, национально-патриотической и проч.) гораздо активнее предопределяют объединение предпринимателей в группы, ассоциации, союзы и даже партии, чем интересы социально-корпоративные.
Разумеется, изучение процесса формирования в России "партии капитала", вхождения структур, контролирующих собственность, во власть, исследование политических проблем предпринимательства как таковых в ближайшие годы будет одним из самых актуальных и перспективных направлений в прикладной политической науке.
Исследовательский коллектив Русского Института особое внимание уделяет классификации предпринимателей, выявлению специфики каждой из предпринимательских групп.
Первичная классификация предпринимателей выглядит следующим образом:
А. Директора (а также менеджеры и руководители отдельных производственных звеньев) государственных предприятий, являющихся:
- формально и фактически гос.предприятиями (использующими в основном гос. субсидии и работающие на гос. заказ);
- предприятиями, государственными по статусу и пользующимися поддержкой государства (гос.дотации, кредиты, квоты, лицензии...), но самостоятельными в выборе заказчиков и потребителей;
- самостоятельными в выборе заказчиков и рынков (хотя и государственными по статусу) и не имеющими значимой поддержки со стороны государства;
- акционируемыми и приватизируемыми, но еще не приватизированными предприятиями.
Б. Руководители и менеджеры предприятий и фирм смешанных форм собственности. Прежде всего - акционерных, а также иных частно-государственных предприятий, концернов и корпораций. Принадлежность предприятия государству или негосударственным структурам и частным лицам имеет важное значение.
В данном случае мы абстрагируемся от уточнения того, кто и в каких пропорциях является акционером или совладельцем предприятия.
В. Владельцы и менеджеры частных предприятий и фирм:
- занятых в сфере материального производства и строительстве;
- занятых в сфере сервиса, в торговле и посредничестве, то есть - в коммерческих структурах, а также в производственной инфраструктуре: транспорте, связи, банковском и страховом деле и т.п.;
- занятых в производстве интеллектуального продукта (аудиторская, консалтинговая, информационно-аналитическая и иная подобная деятельность)...
Исследовательский коллектив Института изучает также процесс объединения предпринимателей в союзы, ассоциации, бизнес-клубы и т.п., деятельность этих объединений, их участие в политике. Подробно исследуются политические течения, движения и партии, возникающие и образуемые на базе союзов предпринимателей. К числу таковых относятся, в частности: Всероссийское Объединение "Предприниматели за новую Россию", Партия экономической свободы, Всероссийский союз "Обновление", Партия свободного труда, Партия консолидации, "Промпартия", Партия демократической инициативы и проч. Основными политическими движениями, представляющими интересы руководителей государственных предприятий, на наш взгляд, являются:
1. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) (Президент - Аркадий Вольский), в совокупности с созданной на его базе в июне 1992 г. Партией "Всероссийский союз "Обновление" (ВСО), и создающейся посредством объединения директоров предприятий, производящих товары народного потребления и лидеров ряда бывших государственных профсоюзов "Промпартией".
2. Федерация товаропроизводителей (председатель - Юрий Скоков), ведущая переговоры с РСПП о создании на базе ВСО, "Промпартии" и Федерации товаропроизводителей новой массовой партии (партии лейбористского типа) - Партии труда.
3. Ассоциация частных и приватизированных предприятий (президент - Егор Гайдар) - проправительственное объединение руководителей приватизированных предприятий, получивших поддержку в ходе приватизации или акционирования.
Очевидно, что "товаропроизводители", руководящие предприятиями, неконкурентоспособными на мировых рынках, более того - уступающими позиции на внутреннем рынке зарубежным фирмам, в массе своей - кандидаты в банкроты (если их финансирование не станет одним из приоритетов государственной политики), а потому поддерживали Фракцию "Промышленный союз" в бывшем парламенте России и другие политические объединения, настроенные оппозиционно к правительству (Гайдара) и президентским структурам.
В отличие от них, входящие в РСПП крупные предприятия-монополисты сориентированы на сочетание преимуществ государственного (дотации) и частного (самостоятельное распоряжение ресурсами и товаром) секторов.
Отсюда - позиция "золотой середины", "центристские" ориентации, прагматизм, соседствующие с идеологической бесцветностью и политической аморфностью политизированных структур, стоящих за РСПП.
Наконец, приватизируемые предприятия в массе своей ангажированы правительством и проправительственными политическими структурами: во-первых, - через поддержку Е.Гайдаром и К (А.Чубайс, П.Филиппов, В.Шумейко...) Ассоциации приватизируемых и частных предприятий, во-вторых, через поддержку В.Черномырдиным и К (О.Лобов, В.Сосковец, Ю.Шафраник...) Фондов и Палат частного предпринимательства, а также частно-государственных концернов и новых финансово-промышленных групп, создающихся на базе ключевых отраслей.
Помимо собственно политических организаций предпринимателей, мы можем выделить также еще несколько слоев, типов предпринимательских объединений, играющих в политике все более значимую роль.
а) "Клиентеллы" - конгломераты разного рода предпринимательских структур, сгруппировавшихся вокруг государственных должностных лиц или политических деятелей (Хасбулатов - структуры Управления делами Верховного Света России, Руцкой - Фонд "Возрождение" и проч., Чубайс -структуры Госкомимущества, ваучерные и инвестиционные фонды и т.п.).
б) Общероссийские, международные и региональные объединения предпринимателей функционально-отраслевого типа, своего рода - профсоюзы предпринимателей: Ассоциация российских банков, Российский биржевой союз, Международная Ассоциация совместных предприятий и организаций, Федерация фондовых бирж России, Ассоциация страховщиков России, Лига лесопромышленников России, Лига лесоэкспортеров России, Ассоциация рекламных агентств, Союз нефтепромышленников России и т.п.
в) Лоббистские структуры и фирмы, создаваемые с целью обеспечения "смычки" предпринимательских структур с государственными органами, прежде всего - с правительством.
К числу лоббистских образований относятся не только традиционные для СССР коллегии министерств, но и новые общественно-государственные структуры, такие как: Совет по развитию предпринимательства при Совете Министров РФ (до декабря 1992 г. - при президенте России), Совет по промышленной политике при правительстве России, Совет по внешнеэкономической деятельности при Министерстве внешнеэкономических связей России, Общественный Совет по внешней и оборонной политике и т.п.
г) Финансово-промышленные группы, финансовые объединения и компании, крупнейшие концерны и корпорации, способные аккумулировать финансовые и иные средства для инвестиций в политическую сферу с достаточно ощутимыми для нее последствиями.
ФПГ, ФО и другие структуры "корпоративного типа" являются основными держателями и распорядителями материальных ресурсов и, следовательно, более способны влиять на ситуацию в обществе, чем объединения "верхнего уровня" и тем паче - профобъединения предпринимателей. Эти структуры, как правило, избегают прямого политического участия и непосредственных и однозначных связей с политической инфраструктурой. Основной метод влияния на власть - лоббизм. Причем, новые финансовые группы (финасовое объединение "Менатеп", Ассоциация "Содружество", финансовая группа "МОСТ", концерн "Гермес", финансовая компания "ТИРОСС", финансовые группы банка "Империал", Инкомбанка, Промстройбанка, Российской товарно-сырьевой биржи, корпорации НИПЕК и др.) предпочитают локальный, "точечный" лоббизм. Тогда как старые отраслевые группировки (концерн "Газпром, концерн "Норильский никель", корпорация "Якуталмаз", АО "Уралмаш", АО "Росхлебопродукт", АО "ЗИЛ"...) комбинируют локальный лоббизм с общеотраслевым.
Следует учесть также, что такие финансовые и финансово-торговые объединения и компании "Менатеп", "МОСТ", "OLBI", "Микродин", в свою очередь,- лишь "первый эшелон" подобного рода объединений, "засвеченных" не только в результате интенсивной рекламной кампании, но и активной лоббистской деятельности. За этими финансовыми объединениями стоят, как правило, два типа структур:
а) связанные с торговлей, причем, преимущественно в ее экспорто-импортном варианте (а потому нуждающиеся в квотах, лицензиях и льготных кредитах, предоставляемых правительством);
б) быстрее других освоившие операции с новым товаром - землей и недвижимостью;
в) связанные с разного рода финансовой, прежде всего - банковской и сопутствующей банковской (например - страховой и инвестиционной) деятельностью.
В настоящее время полным ходом структурируется второй, более мощный "эшелон" финансовых объединений (ФО) (финансово-промышленные объединения и холдинги), костяк которого составляют крупные предприятия-монополисты, отраслевые объединения, территориальные ассоциации, монополисты сырьевых рынков, рынков вооружений и иного стратегического, а также дефицитного и ходового товара, "обогащенные" объединившимися вокруг них новыми предпринимательскими структурами: посредническими фирмами, банками, инвестиционными фондами...
Но самыми мощными финансовыми объединениями ("третий эшелон") являются старые, уже существовавшие до "перестройки" на базе ключевых отраслей экономики (топливно-энергетической, автомобильной и атомной промышленности, машиностроительного комплекса, ВПК и т.п.), отраслевые и межотраслевые звенья. С началом реформ они обогатились новыми банковскими и иными финансовыми структурами и, отдавая дань моде, начали переименовываться в финансово-промышленные группы и компании. К примеру, концерн "Газпром" (руководимый некогда нынешним премьером России) есть ни что иное, как ядро мощнейшей финансово-промышленной группировки, на порядок превосходящей любое ФО, вышедшее из "нового бизнеса".
Все эти финансово-промышленные группы и конгломераты коммерческих структур, которые все теснее переплетаются с политическими структурами - не что иное, как старые и новые "группы давления" (или их зачатки), являющиеся, на наш взгляд, основным субъектом современной российской политики. Именно "группы давления", как это видно из предыдущего текста, являются основным объектом наших исследований.


Отраслевые "группы давления"
(на примере концерна "ГАЗПРОМ")

Концерн "Газпром" является крупнейшим в мире экспортером природного газа (объем поставок - 105 млрд. куб. м. в год). Концерн, созданный на базе Мингазпрома СССР, монополизировал 95% добычи природного газа, 100% серы, а также управление сетью трубопроводов, по которым осуществляется экспорт газа из всех республик СНГ.
Первоначально он был (с 1989 г.) государственным предприятием. Но весной 1992 г. был преобразован (указом президента России) в акционерное общество, то есть - в частно(!)-государственное предприятие.
С 70-х гг. по соответствующим межправительственным соглашениям концерном осуществляется масштабный экспорт газа в Германию и Италию (только один концерн "Ruhrgaz AG" закупает ежегодно через Газпром 20 млрд. куб. м газа). Совместно с кампанией "Wintershall" (филиал BASF) Газпром создал торговый дом, который получил право эксклюзивного импорта всего российского газа сверх ранее заключенных контрактов.
В сфере влияния Газпрома находится ряд крупных коммерческих банков. Так, совместно с объединениями "Технопромимпорт" и "Зарубежнефтестрой", а также торговым центром "Микродин" и торговым домом "Лукойл" Газпром является учредителем банка "Империал".
Созданный еще в 1990 г., банк "Империал" функционировал незаметно для прессы вплоть до весны 1992 г., сосредоточившись в основном на финансовых операциях за рубежом. В одной из первых заметок о банке "Империал" (газета "Бизнес-МН") говорилось, что баланс "Империала" составляет 4 млрд рублей и 260 млн долларов. Сообщалось также, что основной сферой деятельности "Империала" является обслуживание экспортной выручки своих учредителей: объединений "Зарубежнефтестрой", "Технопромимпорт" и других структур Газпрома.
Возглавляет "Империал" бывший заместитель ЦБ России Сергей Родионов, в ведении которого находился департамент ЦБ по регулированию деятельности коммерческих банков. До того, как возглавить "Империал", С.Родионов успел поработать главой центра по управлению банками, входящими в МФО "Менатеп". (Попутно заметим, что нынешний глава ЦБ России Виктор Геращенко с 1960 по 1989 г. также работал в сфере международных валютно-финансовых операций.)
Осенью 1992 г. "Империал" стал владельцем контрольного пакета акций бывшего совзагранбанка "East-West United Bank" в Люксембурге, что позволило его клиентам на законных основаниях хранить валюту за границей.
Практически все платежи по экспорту газа (а также по значительной части экспорта нефтепродуктов) проходят через "E.W.U.B.". Таким образом, "Империал", а через него - Газпром получили рычаг давления на большинство экспортеров нефти.
"Империал" имеет собственный клиринговый межбанковский центр - АО "Центральная расчетная палата", учредителями которого являются банк "Кредит-Москва", АКИБ НТП "Менатеп", ряд других известных банков. Совместно с банком "Югорский" "Империал" создал банковский консорциум, основной задачей которого является финансирование нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Кстати, среднемесячный оборот банка "Югорский" весной 1993 г. составлял около 200 млрд рублей, а учредителями его являются крупнейшее в России нефтедобывающее производственное объединение (ПО) "Нижневартовскнефтегаз", а также ПО "Сибнефтегазпереработка" и ПО "Лангепаснефтегаз", которое в 1987-90 гг. возглавлял нынешний министр топлива и энергетики России Юрий Шафраник.
Отметим, что Конверсбанк совместно с АвтоВАЗбанком и Инкомбанком играет ведущую роль в Ассоциации Российских банков и является крупнейшим акционером Московского индустриального банка, созданного на базе ряда отделений Промстройбанка.
Газпром, наряду с АвтоВАЗбанком, КамАЗом, Инкомбанком, Всероссийским биржевым банком, корпорацией "Би-Газ-Си" (о корпорации см. ниже), Дойчебанком (один из 3-х крупнейших банков Германии), "Бенкерс траст компани" и т.п. (всего 85 юридических лиц) является членом Фонда "Интерприватизация". Президент Фонда - бывший 1-й заместитель Валентина Павлова в Совмине СССР Владимир Щербаков , работавший в свое время на АвтоВАЗе, а затем - на КАМАЗе.
Одним из основных учредителей "Интерприватизации" является "Международный Фонд за выживание и развитие человечества" (президент - Евгений Велихов). Академик Велихов, в свою очередь, является президентом известного АО "Росшельф", созданного под проект освоения Штокмановского газо-конденсатного месторождения в Баренцевом море. Основной акционер, инвестор и исполнитель проекта - все тот же Газпром.
Попутно заметим, что учредителем АО "Росшельф" стало ведущее предприятие экс-СССР по выпуску атомных подводных лодок в г. Северодвинске и "Курчатовский институт" (директор института - академик Е.Велихов). (Для нас очевидно, что структуры, контролирующие нефте- и газодобычу, их переработку и экспорт, теснейшим образом связаны не только с ядерной отраслью, автомобильной и горнодобывающей промышленностью, но и все более смыкаются с военно-промышленным комплексом).
"Интерприватизация", надо сказать, специализируется не только на нефте- и газопроектах, но и на редких и цветных металлах.
Так, членом Фонда является концерн "Норильский никель".
В ноябре 1992 года Владимир Щербаков и Александр Воловик (президент корпорации "Би-Газ-Си") заявили на международной конференции "Moscow Finance - 92", что "Интерприватизация" и "Би-Газ-Си" контролируют капитал в пол-миллиарда долларов..."
Заметим, что корпорация "Би-Газ-Си" создана при поддержке Газпрома. Президент "Би-Газ-Си" А.Воловик руководит или входит в правление целого ряда предприятий, в том числе - концерна "Лукойл", Российского национального коммерческого банка, Фонда "Интерприватизация" и т.п. Далее: через торговый дом "Лукойл" "Би-Газ-Си" связан с банком "Империал", так как ТД "Лукойл" является учредителем последнего. В концерн "Лукойл" входит, в частности, ПО "Лангепаснефтегаз". В свою очередь, это ПО является учредителем упомянутого выше банка "Югорский".
Рискну утверждать, что именно эта группировка, а не правительство, президент или парламент, стала сегодня основным субъектом экономических реформ. Если, конечно, процесс коммерциализации и приватизации ведущих отраслей российской экономики в интересах отдельных группировок можно назвать реформой...
Лидером данной группировки (одной из групп "старых" лидеров - см. часть I) по-прежнему является нынешний премьер России. То, что Виктор Черномырдин - плоть от плоти вышеупомянутой корпорации, говорит последовательность его действий.
Буквально через несколько дней после утверждения Виктора Черномырдина премьером России он предложил увеличить размеры льготного целевого кредита для предприятий ТЭК на 200 млрд.рублей.
12 января он назначил министром ТЭК своего коллегу Юрий Шафраника, а 17 января вместо члена "команды Гайдара" экономиста Алексея Головкова руководителем аппарата правительства был назначен Владимир Квасов - заместитель начальника отдела концерна "Газпром".
С 1 февраля в 5,3 раза были увеличены отпускные цены на газ. При содействии премьера Газпром заключил контракт с итальянской фирмой "Snam S.p.A." на поставку труб и оборудования на сумму в 2 млрд долл.
Накануне апрельского референдума правительство Черномырдина освободило предприятия нефтегазового комплекса от уплаты экспортных и, частично, импортных пошлин (?!). Затем по предложению премьера президент РФ подписывает указ, освобождающий предприятия нефтегазового комплекса от обязательной продажи части валютной выручки (?!) на российском валютном рынке...
Наконец, 11 августа "Известия" сообщили, что в ближайшие дни "будет подписано соглашение между министром топлива и энергетики России Юрием Шафраником и директором московского представительства Всемирного банка Эваргадусом Стаутездайком о выделении российскому нефтедобывающему комплексу кредита в 610 миллионов долларов. Эта сумма станет крупнейшим займом за всю историю Всемирного банка, направленным на восстановление этой промышленной отрасли".
Попутно премьер включил в сферу своего влияния Антимонопольный комитет, который в настоящее время подчиняется непосредственно ему и его 1-му заместителю.
Следующими жертвами данной группировки должны были стать, судя по всему, Госкомимущество и Министерство внешнеэкономических связей (...)


Некоторые выводы и версии

а) Концерн Газпром - это государственно-коммерческая корпорация, в котором государственный капитал смешан с частным. Совершенно очевидно, что внутри корпорации значительная часть государственного капитала естественным образом преобразуется в личные доходы ее руководителей. Контроль за "конверсией" капитала наверняка оставляет желать лучшего, поскольку Газпрому покровительствует сам премьер-министр.
б) Концерн Газпром - по сути транснациональная компания, поскольку он распоряжается и в значительной степени владеет сетью трубопроводов всего СНГ, а также 95% добычи газа в России. Фактически Газпром сегодня - это государство в государстве.
в) Назначение руководителя Газпрома В.Черномырдина премьер-министром - это не случайность и не результат симпатий к нему со стороны президента или съезда. За этим назначением стоят мощные лоббистские группы, их деятельность, направленная на укрепление позиций отраслевой группировки в структурах власти. Симптоматично, что премьер-министр подчинил себе Антимонопольный комитет, исключив, таким образом, возможность контроля за деятельностью опекаемой отрасли по линии исполнительной власти.
г) Анализ деятельности нынешнего премьер-министра России, его решений свидетельствует, что В.Черномырдин мыслит не столько интересами национальной экономики, сколько интересами Газпрома и топливно-энергетического комплекса. В этом смысле он не столько глава правительства, сколько лоббист Газпрома.
д) Аналогичным образом - в интересах тех или иных отраслей и группировок ("отраслевых кланов") действуют и многие другие члены кабинета министров России. ("Премьер - лоббист, а мы что - хуже?").
Таковы выводы. Если же дать себе волю выдвинуть некоторые гипотезы относительно перспектив отраслевых "групп давления", в том числе - в контексте их соперничества с новыми, внеотраслевыми "группами давления", то одна из гипотез - обострение борьбы за власть между "старыми" группировками предпринимателей, с одной стороны, и "новыми" - с другой.
Так, существует версия, что именно "новым" лидерам, сосредоточенным, как мы уже отмечали ранее, прежде всего, в коммерческих банках, принадлежит идея обмена старых денежных купюр. По мнению ряда аналитиков, лидеры коммерческих банков, договорившись с руководством Центрального банка России, а через его председателя убедив в необходимости "реформ" Черномырдина, начали игру на повышение курса рубля.
Скупая валюту по заранее оговоренному с центральным банком и МЦВБ и, разумеется, заниженному курсу, коммерческие банки одновременно продавали ее по курсу в два раза выше лицам и предприятиям, спешно избавляющимися от старых купюр, и... одновременно меняли через Госбанки старые деньги на новые по курсу один к одному.
Известно, что в декабре прошлого года имели место согласованные действия ЦБ России, "эксклюзивного" банка Газпрома - банка"Империал" (возможно, вместе с банком "Югорский"), "АвтоВАЗбанка" и ряда других банков, направленные на то, чтобы не допустить падение курса рубля до конца года. Эта задача была выполнена. Политическая поддержка новому премьеру была оказана.
Заметим, однако, что кроме политической выгоды участники игры получили и материальные дивиденды: так, ЦБ России заработал на ноябрьских торгах около 1 млрд. рублей, а АвтоВАЗбанк, придерживая в течение декабря-января заявки на продажу валюты, на торгах 26 января с.г., когда произошел резкий скачок курса рубля, в одночасье реализовал 10 млн долл.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1997

Антологии. Пределы власти. #4. Бизнес и политика в новой России.
Владимир Лепехин. Проблемы изучения предпринимательской элиты в современной России.
http://old.russ.ru/antolog/predely/4/stlep.htm