Век ХХ и мир. 1990. #1.WinUnixMacDosсодержание


НАУЧНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

Константин Кагаловский, Сергей Кугушев
Витки экстремальности

Независимо от желания правительств тех или иных стран и от рекомендаций экономистов своим правительствам, все социалистические страны идут по сходному пути, который можно назвать магистральной тенденцией (mainstream) их эволюции. Вообще говоря, это путь от тоталитарного общества к демократическому. Он представляет собой переход от тоталитаризма (в частности, сталинской модели, как одной из самых "чистых" форм тоталитаризма), через авторитаризм (просвещенный или, скорее, непросвещенный - основанный на недемократических механизмах реализации интересов различных социальных сил) к демократическому обществу, основанному на развитых демократических институтах в сфере политики и в сфере экономики.

Этот путь нелинейный, негладкий, скорее зигзагообразный с периодическими отступлениями и отходами назад. Он чреват кризисами, не исключающими возможность социальных взрывов. Все же, по-видимому, этот путь неизбежен для большинства стран. Наша страна, хотя и не в начале этого пути, но ушла по нему недалеко.

Первый этап этого пути связан с разложением тоталитаризма. Он начинается с отказа от террористических методов управления и смены приоритетов экономической политики. В экономике происходит структурный сдвиг - перераспределение ресурсов в пользу товаров народного потребления. В СССР этот этап начался сразу же после смерти Сталина, в области экономики ему соответствовала "программа" Маленкова. В европейских социалистических странах начало этого этапа было связано с прекращением политики форсированной индустриализации. Характерная черта этого этапа - смена экономической политики без изменения хозяйственного механизма. Господствует иллюзия, что достаточно лишь принять новые, "правильные" решения, строго проследить за их исполнением, и все будет в порядке.

Осознание принципиальных пороков первого этапа подготовило почву для следующего. В сфере экономики он заключается в неуверенных попытках осуществления несистемных рыночных реформ с последующей децентрализацией. В политической области он отмечен частичной демократизацией: политическая амнистия, ослабление цензуры, деидеологизация частной жизни, изменения в избирательной системе, декларация создания правового общества.

Проводимые на этом этапе экономические реформы ограничиваются попытками создания рынка товаров. Задача создания рынков денег, труда и капитала обычно всерьез не ставится. Поэтому даже при относительном успехе подобных реформ, коренных улучшений не происходит.

Система прямого бюрократического управления превращается в систему косвенного бюрократического управления при помощи финансовых показателей. Рынок не возникает, экономический механизм останется административно-командным. Меняется лишь форма этих "команд". По существу, единственным результатом подобных реформ, когда они происходят успешно, становится определенное улучшение положения на потребительском рынке и увеличение свободы потребительского выбора.

Второй этап имеет две существенные особенности. Первая - это ослабление реальной власти центра и его способности управлять. Усиливается власть нижестоящих в иерархической системе экономических агентов: министерств, регионов, предприятий. Их власть большей частью неинституализирована, ее проявления нередко носят анархический характер. Отношения "господства-подчинения" превращаются в отношения иерархического торга.

Второй особенностью этого этапа является резкое повышение социальных ожиданий населения. Социальные ожидания развиваются скачкообразно. Рост фактического уровня их удовлетворения с определенного момента вызывает опережающий рост ожиданий в отношении потребностей более высокого порядка (например, здравоохранение, потребности, связанные с проведением досуга и др). Итак, жизненный уровень в этот период растет сравнительно плавно или стагнирует, зато социальные ожидания растут скачкообразно. Именно здесь таится главная опасность возникновения социальных взрывов.

* * *

Только очень сильное внешнее воздействие может заставить людей добровольно уменьшить социальные ожидания. Добровольное их уменьшение происходит, например, во время войны или стихийного бедствия. Снижение уровня жизни в результате экономического кризиса ведет не к снижению ожиданий, а к росту социальной напряженности.

Между тем, возрастает внешняя задолженность в "твердой" валюте. С этой проблемой столкнулись все европейские социалистические страны. В условиях, когда остальные ресурсы исчерпаны, получение средств из-за рубежа - последний источник ресурсов, которые можно сравнительно легко вовлекать в народнохозяйственный оборот. Поэтому пока экономика остается непродуктивной, увеличение внешней задолженности неизбежно. Обострение экономической ситуации вынуждает прибегать к западным кредитам, независимо от наших желаний. Так, при разработке, проекта плана на 1990 год не удалось избежать увеличения внешнего долга.

Происходит трудный процесс становления гражданского общества. Каждая социальная группа осознает свои интересы и предъявляет требования в отношении заработной платы, снабжения товарами народного потребления, социального обеспечения, жилья, экологических условий и т. д. Требования каждой группы, вообще говоря, по-человечески можно понять. Но для их удовлетворения требуются материальные и финансовые ресурсы. Если же мы сложим вместе требования всех социальных групп, то их сумма существенно превысит реальные возможности экономики.

В то же время широко распространяются и становятся социальной нормой крайние формы нетрадиционного поведения, в особенности забастовки. Так, в СССР по сведениям Госкомстата в первом полугодии 1989 года в результате забастовок ежедневно не работало в среднем 150 тысяч человек. Однако удовлетворение требований одной социальной группы означает перераспределение ресурсов в ее пользу за счет других. Когда кто-то, например, шахтеры, добиваются повышения зарплаты и преференций в снабжении, усиливается разрыв между ними и другими социальными группами. Тогда следующая группа усиливает нажим на государство и тоже добивается индивидуальных преференций.

Образуется порочный круг. Если борьба идет в отношении зарплаты, то рано или поздно ее общее повышение сказывается на неравновесии на потребительском рынке. Усиливается открытая (повышение цен) и подавленная (дефицит) инфляция. Инфляция съедает эффект повышения номинальных доходов - и процесс начинается вновь. Усиление борьбы за перераспределение национального дохода в условиях сокращения его абсолютного прироста приводит к новым и новым виткам инфляционной спирали зарплата - цены.

Периодически происходят попытки ускорения экономического роста, инвестиционный процесс носит циклический характер. Инвестиционные циклы - периодические ускорения и спады инвестиционной активности - характерная особенность экономики восточноевропейских стран. В СССР также периодически принимались решения об ограничении объема строительства, консервации части строек, сокращении незавершенного производства и т. п. Но они не вызывали серьезных колебаний инвестиционной активности и до сих пор никогда не приводили к абсолютному ее сокращению. Теперь ситуация изменилась. Уже в 1989 году капитальные вложения в производственную сферу несколько снизились. На 1990 год планируется их сокращение на 30 процентов. Планируемое сокращение инвестиционной активности явится, по-видимому, началом "классического" инвестиционного цикла.

Развивается негосударственный сектор - "вторая экономика". Процесс ее развития усилился после официального признания равноправия кооперативной формы собственности и принятия Закона о кооперации. Несмотря на фактическое положение "социально чуждых", высокую неопределенность перспективы развития и появления законодательных актов, ограничивающих деятельность кооперативов, в СССР вслед за другими странами начался бурный рост кооперативного движения.

Развивается теневая экономика, и появляется организованная преступность. Отсутствие легальной возможности частного предпринимательства, наряду с распространением цинизма и девальвацией моральных норм, создает благодатную почву для развития этих процессов.

Резко усиливаются национальные конфликты. Скрытые национальные конфликты выходят на поверхность. Национальные проблемы резко обостряются почти во всех регионах страны, где есть для этого почва. Конфликтная ситуация создалась в Закавказье, Прибалтике, Молдавии, Средней Азии и других регионах. Характерной особенностью переживаемого нами этапа развития является то, что в течение этого периода национальные проблемы в принципе не могут быть разрешены в короткие сроки.

На принимаемые высшими органами власти экономические и политические решения сильное давление оказывают механизмы лоббирования. Сильные и влиятельные хозяйственные организации (в СССР - это отраслевые министерства) добиваются принятия выгодных для себя и расточительных для общества решений. Ярким примером такой организации являлся Минводхоз СССР, "прославившийся" на проекте переброски северных рек. Новый проект такого рода, который "пробивают" ряд министерств, несмотря на его явный ущерб для народного хозяйства, - Тюменский газохимический комплекс.

Происходит частичная институционализация интересов различных социальных сил и групп. Возникает множество неформальных организаций, которые в той или иной форме включаются в политическую жизнь. Под влиянием изменения политического климата в обществе и под воздействием конкуренции со стороны неформалов происходит реанимация официальных общественных организаций. На этом этапе возникают политические организации, которые в дальнейшем могут разделить государственную власть (как "Солидарность" в Польше).

Кризис охватывает все сферы общества: обостряются проблемы молодежи, растет преступность, наркомания и т. д. В обществе возникает так называемое экстремальное состояние. Экстремальным мы называем состояние, когда социально-экономическое равновесие находится на грани нарушения, вероятность его нарушения чрезвычайно высока, и эта угроза переживается всеми активными членами общества. В этих условиях качественно изменяется и экономическое поведение. Поведение экономических агентов в условиях экстремального состояния отличается от их поведения в обычных условиях, как поведение больного и раздраженного человека отличается от поведения здорового. Характерным примером экономического поведения в условиях экстремального состояния является ажиотажный спрос.

Самое важное последствие изменения экономического и политического поведения - снижение уровня терпимости. Низкий ее уровень усиливает угрозу политического кризиса, что не позволяет проводить никакой последовательной экономической политики. Экстремальное состояние парализует экономику и общество, блокирует проведение реформистских мероприятий. Старания решить эту проблему обостряют несколько других. Население ждет от руководства только таких решений, которые являются "оптимальными по Парето", то есть таких, когда что-либо улучшается, но ни один из параметров уровня жизни не ухудшается. Это следствие роста социальных ожиданий и утраты "кредита доверия". Никто больше не хочет идти на "временные" жертвы.

Наступает время тупиковых ситуаций и неразрешимых проблем. Это значит, что возникшие проблемы нельзя решить, не ущемив чьи-то интересы. Но тот, чьи интересы могут быть ущемлены, достаточно силен, чтобы не позволить это сделать. В результате проблема остается нерешенной.

В качестве примера возьмем сегодняшнюю ситуацию с ценами. Всем ясно, что нынешние цены никуда не годятся. Ясно и то, что существующая структура цен блокирует проведение экономической реформы, и то, что для ее развития необходимо привести цены к уровню спроса и предложения (не говоря уже о необходимости изменения порядка ценообразования). Но также стало ясно, что любое приближение цен к равновесию сегодня означает их повышение чрезвычайно, с точки зрения сохранения социально-экономического равновесия. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда нельзя ни изменить цены, ни оставлять их такими, какие они есть.

В условиях экстремального состояния резко снижается адаптивность системы к изменению внешних условий. Социальный взрыв может вызвать чрезмерно холодная зима, вызвавшая перебои в теплоснабжении, или засуха летом, вызвавшая неурожай и перебой в снабжении продуктами питания. (Как издавна известно, в России "голод" и "холод" - две наиболее опасные для социально-экономического равновесия вещи). Предсказать социальные взрывы, по-видимому, невозможно, но можно утверждать, что на данном отрезке развития общества резко усиливается вероятность их возникновения.

* * *

Попробуем подвести некоторые итоги. В результате исчерпания ресурсов экстенсивного развития и неспособности экономики адаптироваться к последствиям экономического роста пятидесятых-шестидесятых годов, народное хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии.

Вследствие чрезмерного роста социальных ожиданий населения и снижения его толерантности шансы на проведение последовательной радикальной реформы невелики. Нас ждет долгий и болезненный процесс развития общества, основанного на полуинституализированных механизмах реализации и согласования интересов различных социальных сил и групп.

В этом обществе нет и не может быть настоящего рынка, потому что его функционирование блокируют политические механизмы.

В этом обществе нет и не может быть настоящей демократии, потому что в нем отсутствуют демократические институты выражения экономических и политических интересов и принятия политических решений.

Существующие социальные системы долгие годы воспроизводили, иногда путем жесткой селекции, адекватных себе людей (homo soveticus). В большинстве своем население социалистических стран не готово и не хочет принять ни настоящего рынка, ни настоящей демократии со всеми ее положительными и отрицательными последствиями. Историческая миссия второго этапа эволюции социалистических стран - подготовить их к этому.

Под давлением обостряющихся экономических процессов и под влиянием демократизации эволюционирует экономическая теория. Попытки конструирования новых показателей и ожидание экономических чудес от пятилетнего планирования сменяются пониманием необходимости рыночных отношений - сначала при господстве плана над рынком. Рынок понимается лишь как рынок товаров при преимущественно централизованном распределении инвестиций. Затем нарастает понимание роли рынков труда и капитала и необходимости плюрализма форм собственности.

Происходит и медленная эволюция представлений населения о желательных формах организации экономической жизни. Постепенно ослабевают эгалитарные установки, увеличивается терпимость к дифференциации доходов и второй экономике. Идея рыночной экономики становится все более популярной. Успеет ли она овладеть массами до наступления пика экстремальности?


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #1. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1990, #1
Научная публицистика.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/1/kagalov.htm