Век ХХ и мир. 1990. #1.WinUnixMacDosсодержание


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Владимир Вернадский
"Довольно крови и страданий"

Публикуемые фрагменты статей и заметок В. И. Вернадского относятся к 1917-24 годам. "Развал жизни, разрушение, неудачные и довольно мало осмысленные попытки творчества, зерна и нити больших идей, которые закрыты поднявшейся грязной пеной и мутью", - вот грани того времени, зафиксированные им в самой гуще событий (крымский дневник, 22 февраля 1921 года). Годы глубоких переоценок, происходивших и в общественном и в личном сознании.

В августе 1924 года, вспоминая события 20-летней давности, ученый записывает в дневнике: "Университетская борьба за академическую свободу. Казалось, что она шла в одном направлении с ходом освободительного движения. И хотя тогда было ясно, что идеи свободы личности, свободы научного искания, столь дорогие мне, не отвечали идеологии людей, с которыми мы шли как будто вместе (налево не враги), - на это закрывались глаза. Враг "налево" был страшнее для будущего свободного человечества, чем тот направо, с которым боролись".

В наше время очередных прозрений и переосмыслений, когда переоткрывается собственная история и рушатся целые пласты верований, многие суждения Вернадского обретают долгожданную актуальность. Тут дело не столько в конкретных оценках или переносе по аналогии с прежнего на сегодняшнее, сколько в самом подходе к происходящему. Нетривиальность подхода Вернадского поражает на каждом шагу. В самом деле, бессменный член ЦК кадетской партии на страницах главного партийного органа не зовет непременно в свою партию; для него важней, чтобы все самоопределились и - разошлись по партиям; он видит ситуацию с другой высоты: для России в целом смертельно опасна аморфность, несамостоятельность большинства ее граждан, неструктурированность общества (говоря позднейшим языком) - и здесь, в семнадцатом году, у Вернадского звучат, в общем, несвойственные ему нотки непререкаемости и жесткой требовательности. С юношеских лет ощущая себя одновременно русским и украинцем, он в годы гражданской войны ведет свою линию в "украинском вопросе", вкладывая непривычное для нас содержание в лозунг "единой и неделимой". Когда бессудные расправы и кровавые казни еще не утихли, а лишь сдвинуты колеблющейся линией фронта, зовет, в отличие от окружающих, не к отмщению, а к всеобщему нравственному возрождению. Находит глубинный смысл в революции, но совсем не тот, какого мы ожидаем, - не связанный с "точкой зрения" какого-либо из борющихся лагерей.

Вот этот взгляд позиции, более высокой, чем партийная, национальная, профессиональная, сословная и т. д., этот общечеловеческий подход, с другой, чем наша, иерархией значимостей, но без отказа от личных взглядов и пристрастий, - не есть ли это искомое, однако, уже давно зародившееся в нашем обществе "новое мышление"?

И завидная страстность умудренного, отнюдь не молодого человека...

И поучительное движенье мысли - не повторяющее себя, но с постоянным - с разных сторон - возвращением в круг главных идей, с рождающимися каждый раз новыми оттенками и сцеплениями...



1

Сейчас Россия переживает момент величайшей гражданской ответственности. Страна находится в грозной опасности и может быть из нее выведена только единодушными порывами, твердой волей и сознательной работой всех граждан. Чем меньше будет среди нас уклоняющихся от исполнения гражданских обязанностей, тем скорее и вернее мы найдем выход из положения. (...) Сейчас подвержено сомнению все: ценность России, ее независимость, ее будущее благосостояние, сохранение свободы и всех завоеваний революции.

Что должен делать отдельный русский гражданин, каждый обыватель для того, чтобы со своей стороны бороться за Россию, за ее будущее, за ее свободу?

Он не должен и не смеет оставаться безучастным зрителем. Он не должен и не смеет быть тем взбунтовавшимся рабом, о котором говорил Керенский.

Отдельные усилия слабы, - но в соединении они представляют грозную всесокрушающую силу. (...)

В свободном государстве, особенно в государстве демократическом, есть только одна форма такого единения, такой организации - это единение в политические партии. Бывают грозные эпохи в жизни страны, когда ни один человек нравственно не должен сметь оставаться вне политических партий, так как только этим путем он сможет стать свободным гражданином, будет закономерно проявлять свою волю и свою мысль в политической жизни, работать над превращением аморфной и мятущейся толпы в стройное организованное целое, обладающее возможностью влияния и воздействия на политическую жизнь страны.

Демократия не может существовать в сложных условиях XX века без такой организованности народа. Ее политические партии должны быть массовыми, исчисляться сотнями тысяч, миллионами. (...)

Сейчас у нас демократия без политической организованности общества. Народ распылен, и его политическая воля не имеет выражения. Создание этой организованности является первой, главной задачей каждого русского гражданина.

Он должен вступать в политические партии, принимать участие в их работе, создавать этим путем ту могучую силу, которая одна может удержать страну от гибели и анархии. Сейчас это его главная обязанность. (...)

Русский обыватель не вступает в политические партии по разным причинам. Отчасти действует то, что он вообще не привык к свободной политической жизни, для него это дело новое, необычное, неприятное, беспокойное. Но, с другой стороны, он нередко не может найти политических партий, отвечающих его мировоззрению. не обладая для этого решимостью. Нередко вступление в политическую партию грозит неудобствами в его повседневной работе или в его личных отношениях.

В грозный момент опасности все эти мелкие и крупные соображения должны отойти на задний план. Надо поступиться удобствами жизни, надо заставить себя принять решение. Надо единичными усилиями достигнуть коллективного решения, превратить толпу взбунтовавшихся и испуганных рабов в организованное общество свободных граждан. Для этого - первый и единственный путь - вступление всех русских граждан в политические партии, создание этим путем политически организованного народа.

Никто не может отговариваться слабостью и незначительностью отдельного решения. В жизни все достигается и строится только из этих единичных усилий. в своем единении создающих великую и большую силу.

(Обязанность каждого.
- "Речь", 3 мая 1917 года).

2

"Единая неделимая Россия" не есть старый лозунг - это лозунг новый. Это не реставрация, как думают некоторые, это, как видно из программных заявлений и адмирала Колчака и генерала Деникина, есть воссоздание России - России новой, великой, свободной и демократической с прочно владеющим землею крестьянством. Такой России еще не было.

Одним из величайших, нами недостаточно оцениваемых благ, даваемых государством, является принадлежность наша к большому единому целому, к большому государству. Большое государство есть всегда явление в истории прогрессивное - а свободное большое государство дает такие возможности роста и влияния человеческой личности и такие удобства жизни. какие недоступны мелким формам государственности. По мере роста мировой культуры значение граждан великих государств будет все увеличиваться и их духовная жизнь достигнет максимально возможного размаха и широты проявления.

В сложном и свободном организме Британской империи и в федерации Северо-Американских Соединенных Штатов мы можем проследить все увеличивающееся значение колоссальных размеров этих государственных образований как для жизни отдельного лица, так и для духовного роста личности. Свободная новая Россия должна в мировой истории стать наряду с этими созданиями человеческой истории.

Лозунг обязывает. Единая неделимая Россия создается не только победами над большевиками, но и строительством внутренней жизни. При ее создании должно охраняться и развиваться все, что не противоречит ее идее. Только этим путем идея упрочивается в жизни. В трудную эпоху перехода к новому строю после революционной разрухи и большевистского самодержавия в вихре быстрых решений могут не перейти в жизнь или получить нежелательное с точки зрения государственной идеи направление такие культурные начинания, которые создались в переходные эпохи, когда еще неясно было, что даст жизнь в окончательном итоге.

Несомненно, культурная широкая национальная работа, культура украинская или, как она называется в официальных приказах, культура малороссийская, вполне и целиком соединена с идеей единой и неделимой России и может найти в ее великих рамках полную возможность своего самого широкого проявления. Ибо по существу с формами национальной культурной жизни отнюдь не связаны неразрывно формы политического выявления народа, и идея самостийности есть новое создание в истории украинского национального возрождения, отнюдь не вытекающая из его существа и истории.

Борьба государственной власти с самостийностью очевидно не означает борьбы с культурной работой населения, которая должна невозбранно идти в рамках новой России.

Сейчас в чрезвычайно бедном культурными центрами Юге России имеется ряд живых учреждений, которые создались в этот переходный период и теперь должны перейти в рамки новой жизни. Неужели они окажутся не отвечающими жизни в новой России? В чем можно найти противоречие между их работой и воссозданием единой неделимой России (?)

Мы имеем ряд таких живых центров в Киеве - Украинская Академия Наук. Всенародная (Национальная) Библиотека, при ней находящаяся. Украинский Геологический Комитет, Державный Украинский Университет в Киеве и такой же университет в Каменец-Подольске и т. д. Во всех них идет сейчас интенсивная научная работа, собран огромный материал для будущего, собраны сотни тысяч книг - созданы такие культурные ценности, по отношению к которым всякая государственная власть во всякой стране должна принять меры к их сохранению, так как эти учреждения совершают работу не только для данной местности, но и для всего государства.

Для быстрого подъема страны необходим подъем всех ее духовных и материальных сил, использование всех ее природных богатств. Знание и научно-исследовательская работа являются величайшими орудиями для достижения этой задачи. Нельзя забывать уроки недавнего прошлого, тот подъем научной работы в России при поддержке государства, который наступил после поражения 1915 года, шел в 1915-17 годах и привел к крупнейшим научным и практическим достижениям. Мы еще воспользуемся плодами этой работы при нашем воссоздании великого целого. Государство должно воспользоваться этими готовыми научными центрами, должно дать им разгореться, а не загаснуть. То, что они связаны с украинским национальным возрождением, должно считаться благоприятным условием с государственной точки зрения. Они послужат только к единению и сближению, к росту и выгоде и русской и украинской культуры. В них на почве единой работы, идущей одновременно для культуры украинской и для воссоздания единой великой России, только крепче свяжется с Россией украинская национальная жизнь.

Я знаю, что эти мысли во многом идут в противоречии с теми настроениями и лозунгами, которые часто слышишь кругом, но я верю, что будущее принадлежит не им - будущее не в русско-украинской распре, а в русско-украинском единении. И это единение есть залог воссоздания единой, великой, неделимой России.

(Одна из задач дня.
- "Объединение" (Киев),
21 сентября 1919 года).

3

Ужасом веет от недавно пережитого прошлого.

Люди, путем восстания захватившие власть, проводили новый строй, идеальный строй, как они говорили, выработанный лучшими умами человечества.

Мы прошли крестный путь этого строя.

Основанный на неравенстве людей, он восстановил нам худшее прошлое. В XX веке мы пережили и состояние неполноправных граждан старых времен, и ужасы возрожденной к жизни инквизиции.

"В порядке осуществления красного террора" - история этой позорной фразы не забудет - в кровавых стенах большевистской инквизиции погиб известный ученый, профессор минералогии университета Святого Владимира П. Я. Армашевский.

Больной, почти 70-летний старик, давно отошедший от общественной жизни, был схвачен и домой не вернулся. Что пережил он перед смертью?..

До самых последних дней он жил своей научной работой; остались незаконченными труды его. Он излагал еще недавно планы того, что он думал довести до конца на склоне своей жизни. Ему не приходила в голову мысль о возможности его убийства. (...)

Вся жизнь его была посвящена науке. С этим должны были бы считаться его политические противники. Жизнь ученого слагается долгими годами подготовительной работы, и преждевременная смерть ученого всегда является потерей для культурного роста нации.

Но это сознание не могло найти места в среде, где отсутствовало уважение к человеческой личности.

Жертвой преступников законов Божьих и человеческих мученически суждено было погибнуть Петру Яковлевичу. Нельзя забывать этого преступления. Не чувство мести оно должно вызвать в нас, но стремление к нравственному возрождению, духовный подъем в борьбе против возвращения пережитого ужаса.

(памяти П. Я. Армашевского. -
"Объединение",
9 сентября 1919 года).

4

Прежде всего старая государственная форма России умерла и никогда не вернется. Мечтать о реставрации могут только люди, абсолютно лишенные чутья реальной действительности. Но не вернется и старая форма русской интеллигенции. Она погибла в обломках революции, и это хорошо, ибо вина за многое, что совершилось и совершается, лежит на ней, старой русской интеллигенции. Никогда в историй не было примера, чтобы мозг страны-интеллигенция не понимала, подобно русской, всего блага, всей огромной важности государственности.

Не ценя государственности, интеллигенция, несмотря на длительную борьбу за политическую свободу, не знала и не ценила чувства свободы личности. Живя в огромном государстве, со столь же огромными естественными богатствами, интеллигенция совершенно не была связана с производительными силами страны, ничего не делая для развития этих сил.

И еще - русская интеллигенция была даже не атеистична, она была арелигиозна; она пыталась прожить, не замечая религиозных вопросов, замалчивая их.

Так было.

Но так не будет.

В огне и буре великой небывалой разрухи идет процесс не только борьбы материальных сил, но и процесс огромного внутреннего перерождения.

Только глухие и незрячие этого не замечают.

Новая интеллигенция - для новой России.

Новая Россия, будет ли она меньше в своих границах, чем раньше, как думают многие, или больше, как думаю я, - но она будет единой. Может быть, федеративной, может быть, с широкой областной автономией, но единой.

И новая русская интеллигенция будет понимать и ценить это единство. Новая интеллигенция отдаст свои знания, свои силы великой работе по развитию производительных сил государства.

Черты этой интеллигенции вырисовываются. Замечающийся сейчас интерес к религиозным вопросам, попытки возрождения реального православия является фактом громадной важности. Напрасно многие боятся этого как симптома реакции и застоя.

Нет. История говорит нам, что человеческая мысль в области научного знания может постигать новое, а не топтаться на одном месте, только если рядом с научным творчеством идет творчество широкое религиозное. И теперешнее религиозное движение в России таит в себе залог будущего расцвета русской науки.

(Русская интеллигенция и новая Россия.
Доклад на съезде Таврической научной
ассоциации. - "Таврический голос"
(Симферополь),
9 ноября 1920 года).

5

Едва ли есть сейчас вопрос более ответственный, более глубокий и более требующий от нас вдумчивости и творчества, чем широко и глубоко поставленный вопрос о народном образовании.

Он велик даже в наше время, когда перед каждым вдумывающимся в окружающее человеком стали мучительно и властно все коренные вопросы бытия.

Ибо наше время - время крушения государства, полного развала жизни, ее обнаженного цинизма, проявления величайших преступлений жестокости, время, когда пытка получила свое этическое обоснование, а величайшие преступления, вроде Варфоломеевской ночи, выставлялись как идеал, время обнищания, голодания, продажности, варварства и спекуляции - есть вместе с тем и время самого искреннего, полного и коренного подъема духа Это время, когда все величайшие задачи бытия встали перед людьми как противовес окружающим их страданиям и кровавым призракам. Сейчас каждый из нас должен искать устоев новых для жизни, проверить богов, которым он поклонялся, совершить в своей душе переоценку духовных ценностей.

Хочет или не хочет человек - он должен это сделать, так как он не может жить в рамках старого, покойной и тихой жизни нет, и уйти в квиетизм он не может - если только он не уйдет из своей страны и из среды своего народа.

Но те вопросы, которые сейчас в реальных формах стали перед человечеством, выходят за пределы одного народа - это вопросы вечные.

Я считаю неизбежно идущую кругом эту великую духовную работу величайшим делом и более сильной и важной чертой момента, чем все те события, которые нам, современникам, кажутся важными и первоочередными.

Будущее делается ими, и от того и другого духовного облика, выносимого нами из переживаемого, зависит окончательный результат мировой трагедии.

Не только реальны материальные разрушения и перемещения богатств - но еще более реальны духовные переживания. Страдания и разочарования, новые лозунги жизни, оживленные старые, старое, понятое наново, и новое, влившееся в старые рамки, - духовное переживание и освещение событий, их понимание и духовное восприятие их человеком более важно, чем становление материальных сил и элементарных страстей человека.

Меня не смущает, что сейчас те лица, в глуби духовной силы которых совершается сейчас огромная, невидная пока работа, как будто не участвуют в жизни. На виду большей частью не они, а другие лица, действия которых не обузданы духовной работой. Но все это исчезнет, когда вскроется тот невидный во внешних проявлениях процесс, который является духовным результатом мирового человеческого сознания. Он зреет; время его придет, и последнее властное слово скажет он: а темные силы, всплывшие сейчас на поверхность, опять упадут на дно...

(Организация народного образования
в новой России. Лекция на кооперативных
курсах, 7 ноября 1920 года. -
Архив АН СССР, ф. 518, on. 2. д. 45, л. 193)

6

В этих письмах к молодежи я коснусь некоторых из вечных вопросов жизни, которые сейчас в переживаемый трагический и великий момент истории стали перед человечеством и перед русскими в особенности с небывалой силой и в совершенно новом неведомом раньше виде.

События на нашей родине заставляют биться сердце, работать мысль, будят совесть. Жизнь вскрывается в таких своих глубинах, какие в течение поколений были скрыты от человеческого сознания. Трагичность судьбы мильонов людей, крушение векового государственного строя, бесконечный удел страданий, выпавших на долю людей, вне всякой соразмерности с их поступками и с их волевыми устремлениями, мильоны погибших - иногда в невероятных страданиях - человеческих жизней, в том числе невинных детей и безвинных стариков, резкий переход от бедности к богатству и обратно, массовая гибель от голода побежденных и оргии богатства победителей - все это ставит перед нашей совестью, нашим сознанием, нашим разумом величайшие идейные проблемы. Ибо везде на фоне этой жизненной трагедии выступают и провозглашаются принципы жизни, которыми руководятся люди, ее созидающие. Ими оправдывается совершаемое, ими создается или рисуется то иное - лучшее - будущее, к которому должно привести крушение старой России, русская социальная и политическая революция со всеми ее ужасами и страданиями. И ими обусловливаются подвиги сознательного мученичества, высокого нравственного долга, святой или верной ярким идеалам жизни, которые всюду - среди людей противоположных идеалов - неизменно и постоянно проявляются - ростки будущего, всегда возрождающейся жизни.

Перед всеми неизбежно выступает искание и проверка идеала жизни, переоценка духовных ценностей, оправдание совершающегося, его понимание.

Глубочайшие вопросы личной жизни - вопросы морали, религии, социальной философии получают для всех то значение, которое в обычное время они имеют для немногих.

Они ярко выступают за внешними рамками преходящих политических и партийных программ, они составляют настоящее идейное содержание переживаемого момента.

И не только русские переживают этот глубокий нравственный и умственный кризис. Он коснулся всего мыслящего человечества. Трагедия русской революции многогранно преломляется во всей жизни всех стран и народов.

Я хочу коснуться в этих письмах этих вечных и основных вопросов, стоящих за пределами и в то же время составляющих основу политических поступков и политических или социальных программ. Они в действительности являются основными. И к ним должно быть направлено наше внимание.

(Письма к русской и украинской молодежи.
Наброски, июнь 1924 года. - Архив АН СССР,
ф. 518, on. 1, д. 220).

7

Будущее в молодости - той, которая сумеет отойти от тины современности, сумеет взглянуть в будущее на основе свободной мысли.

Нет ничего сильнее свободной мысли и ничего ужаснее ее угнетения.

Обратиться ко всей молодежи - белой и красной, русской и украинской. Будущее - одно общее надо строить им вместе.

Два великих события в жизни человечества:

Ленин-Ульянов в России Ганди в Индии

В одном насилие, цель оправдывает средства, убийства и кровь. Разорение страны. Мильоны смертей. Каннибализм - массовые самоубийства.

Глубокая связь с идеалами русской истории - вольница, разинщина, пугачевщина, гайдамачина. Отсутствие уважения к человеческой личности - идея неравенства, диктатуры одних над другими.

Подавление человеческой личности для блага избранных.

Жестокость и безразличие.

Непризнание свободы веры, свободы мысли, свободы исканий.

Борьба с религией и в то же время все формы разврата: цель оправдывает средства - макиавеллизм в политике.

Нет ничего сильнее идеи.

Идеи социализма и коммунизма сохранили форму - потеряли всякое содержание.

Стоит ли жить для жизни сытых скотов?

Искание новой религии.

Наука - величайшая сила. Она дает общую спайку человечества. Но она по самой сути своей не может дать полного представления о жизни. Она не может заменить ни религии, ни искусства.

Западная цивилизация с ее матерьяльной культурой не есть уклонение в сторону от идеального строя.

Матерьяльная цивилизация человечества есть космический процесс в истории земли. Она есть такое же проявление живого, как и его само существование на нашей планете.

Человечество будущего - автотрофное.

Прогресс в пределах человечества едва ли существует. Платон или создатели древней индусской цивилизации, Аристотель и ионийские греки две тысячи лет (тому назад) - равны современным высшим проявлениям человечества,

Но Homo neanderthalensis - несомненно ниже современного человека. И будущий Homo autotrophus не будет равен нынешнему.

Физическое изменение структуры тела будет столь же малое.

I. Необходимость единения и взаимного понимания русской молодежи - русской и украинской.

II. Основа - свободная, искренняя мысль. Уважение к человеческой личности. Довольно крови и страданий.

III. Куда пойдет человечество: Ульянов и Ганди

IV. Полнота развития человеческой личности. Общая всем обязательность науки. На этой почве бесконечное разнообразие религиозного, философского, художественного творчества.

V. Будущее России и ее идеалы. Евразия.

VI. Борьба против фетишизма, диктатуры и кровавого варварства.

VII. Идеал человечества. Матерьяльная культура как неизбежный путь к созданию новой формы живого существа - автотрофного человечества.

(Там же)

Публикацию подготовили Перченок Ф.Ф. и Рогинский А. Б.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #1. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1990, #1
Наши публикации.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/1/vernad.htm