Век ХХ и мир. 1990. #10.WinUnixMacDosсодержание


СВОБОДА СЛОВА

Кайдо Лийва
Все более суверенны республики, все менее - личности...

Уровень юмора падает. Шутки становятся все однообразнее. Любой ценой пытаются оправдать бедность мысли. Инфантильность - это, якобы, современно. Это, оказывается, новое восприятие жизни, это поп, это - устремление автора к независимости.

Конъюнктура сверхблагоприятная - какое издание, например, не опубликует карикатуру, изображающую государственного деятеля, на высоком челе которого находится пятно, по контурам напоминающее Эстонию? Но который, несмотря на это, из всех сил пытается Эстонию задушить. Или глумливые картинки, изображающие интеров, Карла Вайно, красноармейцев? Какие издания откажутся опубликовать их только за то, что они сделаны непрофессионально, убого? Боюсь, что таких "смелых" редакторов у нас еще пока не имеется.

В то время, когда журналистике еще не успели заткнуть рот, а редакторы спрятали свои карандаши глубоко в карманы, в различных изданиях повторяется одно и то же, высмеиваются одни и те же явления, печатаются карикатуры на одних и тех же деятелей. Жизнь становится все разнообразнее, а юмор - все более одноплановым.

Но это, как я думаю, наша общая судьба. Сдвиги в верхних слоях общества неминуемо повлияли на всех нас. Мы жили как будто в каком-то вакууме. Яростная борьба за власть привела к тому, что определяющим стали голословные декларации, а не то, что конкретно сделал для народа тот или другой носитель власти или общественный деятель. И если то или иное движение время от времени подтверждает, что оно законам не подчиняется, то не удивительно, что и отдельные личности не обращают внимания на закон и мораль, а показатели преступности растут с той же быстротой, как и цены. Деструктивная политика, которая потворствует отрицанию на любом уровне, отрицает и установившиеся нормы морали. А это неминуемо ведет к столкновениям не только между различными группами, но и между отдельными личностями (наверняка на своих рабочих местах многие замечали это).

Имеется еще одна тенденция, которая сильно влияет на наше бытие. Это ошеломляющая сверхполитизация нашей каждодневной жизни. Почти везде знаменем являются независимость и суверенность, но суверенная личность стала редким явлением. Очевидно, независимость на уровне индивида - это роскошь, которую могут себе позволить лишь очень сильные, очень самостоятельные личности.

Мы обвиняем интеров в манипуляции массами. А не делают ли то же самое наши собственные национальные движения? Политики, жаждущие власти, не пропускают ни одной возможности для того, чтобы поднять дух народа и поиграть на таких сокровенных струнах, как любовь к отечеству, совесть, убеждения... Личные убеждения людей становятся важнее, чем их профессиональные способности. И что удивляться тому, что партии меняют, как любовниц, - и все во имя того, чтобы убедить народ в своей принадлежности к числу "наиболее прогрессивных". Опыт ГДР заставляет все же быть осмотрительнее - может быть, и у нас не все то, что блестит, является золотом? В положении, когда дела заменяются словами, а политика внедряется даже в самые интимнейшие жизненные сферы, когда социологические исследования, философские размышления и экономическое мышление заменяются национальным пустозвонством, неизбежно уменьшается и ответственность отдельной личности перед обществом и согражданами. И не нужно тогда удивляться, что наши люди становятся все более равнодушными друг к другу, все более циничными. И реформа полиции здесь не поможет. Ведь у нас под рукой всегда великолепное оправдание - во всем виновато общество.

Во всем виноват социализм, Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Карл Вайно и Рейн Ристлаан! Мы были вынуждены вступать в партию (чтобы получить квартиру, научную степень, должность в консульстве и т.д.) Мы были вынуждены творить свинства (поскольку свинства творили все - пусть-ка поднимут руки те, кто их не делал). Но за всем стоит не мой свободный выбор, а уродливая общественная система, которая, опираясь на оккупационную власть, сравняла его с землей. У нас нет даже свежих овощей, не говоря уже о нормальных деньгах, своей языковой культуре и прессе!

Свою беспомощность, неуважение, небрежность и лень можно переложить на других, прежде всего - на шею общества. Можно найти врага, организовать сопротивление, разыграть из себя мученика, которого другие обязательно пожалеют. Чувство достоинства превращается в пепел с тем, чтобы когда-то, может быть, снова возродиться, как феникс.

Газета "Дайджест"
(г. Таллинн),
# 16/90


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #10. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1990, #10
Свобода слова.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/10/liyva.htm