Век ХХ и мир. 1990. #10.WinUnixMacDosсодержание


СССР: СТРАНА В ДВИЖЕНИИ

Григорий Шурмак
Я, русский еврей

Во "внутренней" рецензии на мою повесть "Нас время учило" Главпур в апреле 1985 года писал: "Совершенно неоправданно автор сосредоточивает внимание, и неоднократно, на несуществующем в нашем обществе "еврейском вопросе". Но в год опубликования повести (1989-й, спустя четверть века после ее создания) уже разгорелись страсти вокруг "Русофобии" Шафаревича с его, заимствованной у французского историка Кашена, концепцией "Малого народа", противостоящего в кризисные периоды жизни страны "Большому народу", то есть основной массе населения. По сей день то тут, то там слышны голоса, утверждающие, что русская революция - дело рук евреев, сумевших сыграть в революционном движении ведущую роль.

Тем не менее, общеизвестно: среди декабристов, этих первых революционеров, затесался лишь один еврей. В 50-60-е годы о происках евреев также не приходится говорить. Да и в 70-е Достоевский в романе "Бесы" не мог себе позволить вывести "беса" - еврея. Впрочем, проживи великий писатель несколькими месяцами дольше, и он узнал бы, что в подготовке убийства царя-Освободителя активное участие приняла Геся Гельфман, "инородка"...

Откуда вообще взялись евреи в России? На просторах восточно-европейской равнины их отдельные общины проживали еще до создания Киевской Руси на Днепре, еще до возвышения Московского княжества на Волге, в Булгарском и Хазарском государствах. Большая часть еврейства, однако, была "приобретена" Россией в XVIII веке в резулыаге раздела Польши и присоединения Балтийских земель. Именно там, между Бугом и Вислой, уже в течение нескольких веков обитали ашкинази. Оказавшись не по своей воле подданными Российской империи, они, евреи, постепенно смещались на восток. В местечках "черты оседлости" постепенно сложилась национальная культура восточно-европейского еврейства, расцвел идиш. И если уж придерживаться концепции "Малого" и "Большого" народов, то надо быть последовательным до конца и признать: еврейская молодежь, выдвинувшаяся в первые ряды революционного движения, сама-то вышла из недр "Большого народа" своей нации. Из ее восточно-европейской ветви. Объединяясь в различные левые партии с единомышленниками из числа грузин, латышей, украинцев, русских, еврейские юноши и девушки в тo же время как бы образовали самостоятельную оппозицию ("Малый народ") по отношению к миллионам соплеменников, живших по законам Торы и Талмуда, - этой, по мнению Владимира Соловьева. "крепкой ограде еврейства", обеспечившей на многие века религиозно-национальное сохранение этноса.

В известном смысле еврейские революционеры, столь активно способствовавшие свержению царизма, установлению на одной шестой земшара "диктатуры пролетариата" (реакцией на которую и явился фашизм), сами содействовали созданию условий, приведших к "новому порядку" Гитлера в Европе, к умерщвлению в газовых печах и рвах Бабьих Яров шести миллионов соплеменников *. Спрашивается, где же тут еврейская сверхзадача, где заговор и тому подобные козни "сионских мудрецов", если в середине нынешнего века европейское еврейство потерпело крах?

Как и все народы Российской империи, ашкинази жили благочестивой жизнью: греша, но и стремясь замолить грехи и впредь дурно не поступать. Жили в страхе Божием. Но среди ашкинази крепли ассимиляторские настроения. Переход еврея в христианскую веру давал возможность ему вырваться за пределы "черты оседлости", проявить себя на разных поприщах российской действительности: в литературе и искусстве, медицине, судопроизводстве... Среди дворянства Империи было 0,5 процентов евреев. Последний протопресвитер царской армии - еврей. Но одна часть еврейской молодежи поддалась соблазнам революционной борьбы, отшатнулась от Бога и фактически рвала духовные связи со своим "Большим народом", другая же часть молодых ашкинази, сделавшись врачами, инженерами, купцами, учеными, чиновниками, образовала весьма внушительный слой созидательных работников Отечества. При этом, разумеется, они исходили из убеждения, что интересы "Большого народа" еврейства полностью совпадаю с интересами "Большого народа" всех трех славянских наций Российской Империи. Если Троцким и Урицким нужны были "великие потрясения", то Франкам и Гершензонам - великая Россия.

Тысячи евреев - садоводов, агрономов, врачей, химиков, естествоиспытателей, купцов, инженеров, техников, книгоиздателей, адвокатов, мастеровых - трудились, не покладая рук, во имя России своей родины ее благоденствия.

Те, кто полагают, что революция совершилась под воздействием еврейских левых, деструктивных сил, замалчивают неоспоримое: в русской революции столкнулись несколько социалистических партии. Если в руководящее ядро большевиков входили Зиновьев, Каменев, Свердлов, то у руля других левых партий стояли Павел Аксельрод, Абрам Гоц, Юлий Мартов (Цедербаум), Федор Дан (Гурвич) - все они боролись за демократическое устроение России, покоящееся на началах здравого смысла. Когда, скажем, Временное правительство Керенского, русское по своему составу, спасовало перед большевиками, то не кто иной, как эсер Гоц, избранный на Первом съезде Советов в 1917 году председателем ВЦИК, потребовал от министров решительных действий, предлагал помощь, а после Октября стал членом "Комитета спасения родины и революции"... Прав Г. Федотов, полагавший, что русские реакционеры извращают историческую перспективу, "делая еврейство соблазнителем невинных русских юношей". Вольно было этим юношам идти за Троцким вместо того чтобы следовать, например, за Mapтовым, в юности другом Ленина! Или же вообще послать всех еврейских идеологов куда-нибудь подальше...

Подобно тому, как русскую нацию не характеризуют имена "своих" экстремистов всех оттенков, еврейскую нацию характеризуют совсем иные имена, нежели Троцкий или Урицкий. Кстати, о последнем: председатель Петроградской ЧК пал от руки еврейского юноши Леонида Каннегиссера. Друг Сергея Есенина, Каннегиесер в дни разгула красного террора полагал, что именно он должен застрелить Урицкого и тем самым показать гражданам России, на чьей стороне симпатии русского еврейства...

В 1924 году в Берлине был издан сборник "Россия и Евреи". Его составители предупреждали своих соплеменников о неизбежном возмездии. Г. Ландау, Д. Пасманник, Б. Бикерман и другие еврейские деятели первой волны российской эмиграции в своем сборнике предсказывали, что со временем российская почва растворит в себе без следа идеологию, "которой вы теперь служите". Описав ужасы, пережитые евреями в гражданской войне, авторы сборника с горечью констатировали: "Евреи никогда не были у власти. Теперь еврей во всех углах и ступенях власти. Русский человек видит его и во главе первопрестольной Москвы, и во главе Невской столицы, и во главе Красной Армии. Русский человек видит теперь еврея и судьей и палачом".

Там же Д. Линский писал: "Множество русских молятся о спасении Родины. Кто истинно молится, тот взыскивает Святую Русь, несовместимую с молитвой о гибели невинных людей. Господь вернет нам отечество, Россию, родину и русских и евреев. Но мы должны, евреи и не евреи, основательно очиститься перед тем как вернуться в отчий дом".

Воистину так! Но очиститься значит, покаяться. Всем! И пусть мы, евреи, покаемся первыми: хотя мы, действительно, живем на земле предков, но ведь это же Русская земля... В первую четверть века, в судьбоносные для России времена, нам следовало бы проявить величайшую осмотрительность, такт по отношению к хозяевам - народу этой страны. У многих евреев закружились головы от обретенного равноправия, от созерцания своих соплеменников на высших постах в партии и в правительстве. Нахлынув в города, мы быстрее других приспособились к жизни в условиях идеологизированного государства, стали опорой режима.

Мне, как и моим друзьям-евреям. было стыдно наблюдать и до войны и после, вплоть до конца сороковых годов, за прилавками магазинов, в снабженческих организациях (в обстановке нехваток) явный переизбыток еврейских лиц. Причем нас не успокаивал аргумент Н. Бердяева насечет того, что "у обвинителя чувствуется желание самим спекулировать более успешно, чем спекулируют евреи". Потому что в России (на Украине, в Белоруссии) с нас, евреев, спрос больше. Зато как мы радовались, когда еврейская молодежь принципиально стала избегать "сферы обслуживания населения" как места приложения своих сил! С любовью, с надеждой гляжу на нынешних молодых евреев, приступивших к возрождению своих национально-культурных очагов на земле, обильно политой кровью их предков.

Согласно Шафаревичу (или тому же Кашену), понятие "Малый народ" несет в себе отрицательный заряд. Но Библия устами пророков говорит о другом "Малом народе", называя его "Святым остатком". На всех извивах истории еврейского народа, когда он впадал в грех язычества, идолопоклонства, сохранялись люди, верные Единобожию, Храму. "Святой остаток", "Малый народ" в конце концов неизменно выводил соплеменников на путь истины. В страшные годы сталинщины, в годы брежневского застоя в стране исподволь складывался "Малый народ", также несущий в себе положительный заряд. Заряд диссидентства, инакомыслия, протеста. Я горжусь, что в движении морального сопротивления, в этом "Малом народе" насчитывалось немало евреев. В процентном соотношении, вероятно, не меньше, чем было евреев в РКП(б). Л. Богораз, А. Гинзбург, А. Подробинек, С. Глузман, М. Ланда, Г. Ямпольский, Ю. Шиханович - вот имена, которые сразу приходят на ум. Евреи - участники демократического движения, активисты религиозного возрождения (в том числе христианского) показали себя достойными сыновьями и дочерями матери-России, сыновьями и дочерями русского еврейства.

Слава Богу, вот уже пошел пятый десяток с тех пор, как в высших эшелонах власти нет евреев. Восточно-европейское еврейство снова обретет себя только на путях служения Отечеству (России, Украине, Латвии...), при этом не умаляя свою причастность к культурно-историческим ценностям собственного народа, его корням.

г. Москва

* Так же, как фашисты, этот "Малый народ" Германии, справившись с соперничающим "Малым народом" коммунистами, привели свой "Большой народ" к национальной катастрофе.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #10. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1990, #10
CCCР: страна в движении.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/10/shurmak.htm