"Уважаемая редакция..."
...ВАШ ВЫХОД! Михаил Кожокин, г. Москва
СЫГРАЕМ? Александр Ващилло, г. Москва
СОВЕСТЬ, БЕССИЛИЕ, ДУХ Матрена Мартынова, г. Москва
ЧЕЛОВЕК С ПОМЕТКОЙ Инна Рывкина, г. Москва
ВЕТЕР С ВОЛГИ Игорь Зверев, г. Нижний Новгород
ПОСОБИЕ ПОГРОМОВ? Э. Менделевич, г. Орел
...ВАШ ВЫХОД!
Общество в надрыве. Хмурые маски недовольства и заботы заполняют города и села. Исчезают человеческие лица. А те немногие, что остаются, искажает гримаса ярости.
Империя уже рухнула, теперь рушится страна. Не надо заниматься самообманом: Советский Союз создавался и существовал как русское российское государство. И агонизируя, оно своими конвульсиями оживляет в памяти призраки начала XX века. Захлестнет ли распад и саму Россию? Ответа осталось ждать недолго.
Общество устало от своих ошибок и преступлений. Исход из прошлого уже длится пять лет. Для истории - ничтожный срок. Но пяти лет достаточно для старения личности. Homo soveticus обрел новое обличие. Оно плохо поддается описанию, но нам самим жутко смотреть друг другу в лицо.
Человеческая жизнь лишилась своей ценности. Мы привыкли к войне внутри собственной страны и молим только об одном - лишь бы не убивали наших: русских, литовцев или татар. Происходит очередная страшная подмена ценностей: нас тревожит не смерть человека, а гибель представителя нации. На смену диктату партийной принадлежности приходит диктат национального происхождения, а человека по-прежнему не существует. Его лишь стало удобнее убивать.
Страна на изломе. Ярость перерастает в решимость действия. Вечные и страшные русские вопросы "кто виноват?" и "что делать?" вновь звучат в России. Кто виноват, что слово "жить" так и не обрело смысла в моей стране и его сменили глаголы "прожить", "пережить", "выжить"?
Перестройка переросла своих инициаторов. Их большевистская логика привычно оперирует лозунгом: "Вспомните мрачное прошлое до 1985 года". Как легко, оказывается, цифра 17 меняется на 85! Но страна уже ушла дальше и живет собственной жизнью. Общество превзошло большевистское мышление, но еще не обрело нового и адекватного видения самого себя.
Я не хочу и не буду давать перечень ошибок перестройки. Обвинения лишены смысла, ибо нам необходимо преодоление. Но самое большое искусство для политика - это искусство прийти и уйти вовремя. Правда, для последнего шага требуется превозмочь собственное властолюбие. Пришел-то Горбачев вовремя...
Перестройка исчерпала себя. Демократы и консерваторы, радикалы и умеренные еще ведут непримиримую борьбу за темпы и характер уже начатых реформ - и в этом их главная беда. Дети перестройки, они не мыслят себя вне ее и не видят, что их схватки все более напоминают бой с тенью.
Россия же нуждается в возрождении. Россия ждет знания, действия и поступков. Россия ждет новой волны, несущей с собой откровенный и жесткий лозунг: "Профессионализм, прагматизм и цинизм". Новое поколение - поколение 30-40-летних, уже познало эти истины рассудка, а не сердца. Россия ждет нас.
Мы вышли из застоя, и он наложил на нас странный отпечаток. Застой дал нам понять, что только знание спасает от деградации, и для тех, кто не сломался, он превратил работу сперва в запой, а потом - в образ жизни. Холодные прагматики, мы всегда и везде искали свой шкурный интерес, но никогда не опускались до преступлений. Мы не верили в слова о коммунизме, но, если дело требовало, мы умели их применять.
Рассудочные знания и цинизм позволяли нам видеть страну, как она есть. Но в это знание жизни мы и сами мучительно не хотели верить. По ночам мы убеждали сами себя, что воспринимаем мир в излишне черных красках, что оскудение души не позволяет нам видеть светлое и ясное.
Раздвоение сознания исчезло лишь с перестройкой. Действительность же оказалась еще страшнее, и мы утвердились в силе холодного разума. Наши мозги нашли применение, свобода же раскрепостила души. Увлеченные открывшейся перспективой, мы с удвоенной энергией кинулись в работу, в бизнес и преуспеваем в этом. Наши первые разведчики заняли достойное место в политике. Но успех авангарда - еще не победа в сражении.
Катастрофы последнего полугодия задевают и нас. Рассудок подсказывает только два выхода: надо уезжать либо что-то делать со страной. Разложение не может продолжаться бесконечно, и распад общества может привести к власти улицы.
Для тех, кто остался, время лозунгов и слов прошло. Сейчас Россию может спасти только сила и действие. Наша сила и наши знания нужны России. И на вопрос: кто, если не мы? - есть только одни ответ. Никто.
Михаил Кожокин,
кандидат исторических наук,
г. Москва
СЫГРАЕМ?
Прочитал в "Веке" (6/90) статью Павла Чеботарева и Бориса Кочубея "Маленькие хитрости демократии". Хочу предложить вам еще один парадокс, подобный описанным там.
Вот его условие: в некотором государстве правил диктатор, которому захотелось стать демократически избранным президентом. Известно, что диктатора поддерживает два процента населения, а именно - армия. Можно ли организовать абсолютно демократические .выборы так, чтобы законно победил диктатор? Да, можно.
Здесь я приведу один из алгоритмов решения. Надо провести шестиступенчатые выборы. Народ избирает Совет, который из своего состава избирает Совет второго уровня и т. д., и только Совет пятого уровня избирает президента.
Пусть в этой стране 256 (примерно 245 млн.) избирателей, 2% (136 или примерно 4,9 млн.) из которых военные. Вначале все избиратели должны быть разбиты на избирательные округа, по 25 человек в каждом, для выборов одного человека в Совет следующего уровня. Военные должны быть распределены по округам так, чтобы в большей части округов их не было совсем, зато в меньшей части их должно быть ровно по 13 человек в округе. Очевидно, что в этой меньшей части округов победят военные, так как их более 50 процентов (13 из 25). На второй ступени выборов члены Совета первого уровня опять разбиваются по 25 человек и процедура повторяется.
Не стану приводить подробные цифры, желающие могут проверить их с помощью микрокалькулятора. Скажу только, что в Совете четвертого уровня останется 625 избирателей, 169 (27 процентов из которых - военные, а в Совете пятого уровня останется 25 человек, 13 (52 процента) из которых поддерживают диктатора. Победа обеспечена!
В заключение отмечу, что цифра 245 млн. неплохо вписывается в наши реальные условия, цифра 4,9 млн. тоже. Армия - организация мобильная, так что с распределением по округам особых проблем не будет. Советы пяти уровней это, например: райсовет, горсовет, облсовет. Верховный Совет республики. Верховный Совет страны. Ну что - сыграем?
Александр Ващилло,
студент,
г. Москва
СОВЕСТЬ, БЕССИЛИЕ, ДУХ
Читаю "Век XX и мир" (7/90), нравственное напряжение, вызванное чтением, на пределе...
Все во мне горит: сознание, совесть, бессилие, дух.
Почти полвека назад я написала Генеральному секретарю ООН господину Трюгве Ли:
"Уважаемый господин Генеральный секретарь ООН, находясь в сталинских концлагерях, мы подвергаемся физическим и моральным пыткам, голоду, глумлениям над нашим человеческим достоинством. Не слушайте в ООН речей советских их представителей. Их речи позорны и лживы!
Помогите нам!
Тюрьма, бухта Ванино,
Приморский край
Мартынова Матрена ИвановнаПисьмо мое Генеральному секретарю ООН не было отправлено, а меня по приказу генерала Деревянно (начальника Свитлага) этапировали на Колыму в канатном ящике грузового парохода "Ногин". Так и плыла я по Тихому океану в канатном ящике до бухты Нагаева. Мой антисталинский фанатизм спасал меня, укреплял и животворил. Пять раз меня судили по 58 статье. Последний раз, 21 декабря 1951 года, военный трибунал Краснознаменного Дальневосточного округа приговорил меня к 25 годам тюремного закрытого заключения.
Бесконечные этапы, пересылки, тюрьмы, сизо, шизо, буры, зуры, карцеры, Берлаг, Амурзолотолаг, Свитлаг, Карлаг, орловский политизолятор - все позади.
1990 год. Я читаю "Век XX и мир", слушаю "Радио Свободы", читаю журнал "Америка", газеты "Свободное слово", "Демократическая Россия" и многое, многое другое. Гласность?!
А на душе неспокойно...
70-летний кошмар сверлит сознанье, душу: все от имени народа, все для народа. А народ?! Подавленно-рабский, бессудный...
Пишу, а перед глазами бесконечные концлагеря, а в них затравленный, озверевший все тот же народ. Какое-то проклятье тяготеет над нами...
"Век XX и мир"! Ты веришь, что наш народ может быть народом, как все народы на нашей планете?
Поэтому статью "Мужайтесь!" Ш. Теннисон (7/90) вырвала из журнала и сожгла: хватит нам похвал Р. Роллана, Л. Фейхтвангера и других западных гуманистов.
Матрена Мартынова, г. Москва
ЧЕЛОВЕК С ПОМЕТКОЙ
22 июля 1990 г. в "Правде" была напечатана статья С. Рогова "Существует ли у нас еврейский вопрос?" Статья вполне, как теперь говорят, взвешенная: начинается с К. Маркса, кончается перестройкой. Нельзя не согласиться и с выводом автора статьи, что "давно уже назрела необходимость набраться мужества и разобраться, в чем заключается проблема, каким должны быть подходы к ее решению, как нам снять напряженность, возникшую вокруг еврейского вопроса".
Действительно, честный разговор нужен. Но оком, собственно, должна идти речь? Кто такие те самые евреи, о которых говорится в статье?
Для не очень-то осведомленных читателей дело рисуется так, что, мол, существует некая еврейская нация со всеми особенностями, которыми отличаются другие нации: говорит на своем языке, имеет особые культурные традиции. По-особому работает, по-особому живет. И что эту нацию оскорбляют (как пишет С. Рогов, "не удовлетворяют естественных национальных потребностей советских евреев"). И что, мол из-за этого-то и поднялась многотысячная волна еврейской эмиграции.
На самом деле, никаких о с о б ы х "еврейских потребностей" у тех, о ком идет речь в статье, нет. И люди, у которых в паспорте стоит отметка "еврей", на самом деле давным-давно ни в какой особой нации, кроме русской, не состоят.
Есть расы и есть нации. В словаре иностранных слов сказано: "Раса - это группа людей, характеризующаяся совокупностью второстепенных внешних физических особенностей: цветом кожи, глаз, волос, очертанием головы, ростом и т. п.". Нация же - "историческая общность людей, складывающаяся на основе общности их языка, территории, экономической жизни, культуры и некоторых особенностей характера". Что же имеется в СССР: еврейская нация (напомню, особый язык, территория, экономика, культура) или есть 1 млн. 449 тыс. людей, отличающихся от русского населения страны лишь расовыми признаками - такими как форма носа, разрез глаз, темперамент? Думаю, что верно второе.
Едва ли можно сказать сегодня, что те, у кого в графе пять их паспорта написано "еврей", говорят между собой не на русском, а на еврейском языке, что они имеют особую, отличную от русской, культуру, что они занимаются какой-то отличной от русских хозяйственной деятельностью, живут другой жизнью. Нет, все лица, именуемые по паспорту евреями, работают в тех же учреждениях, где и русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне. Работают там, где они проживают, от Прибалтики до Якутии. Ни языком, ни территорией, ни интересами, ни потребностями от русского населения страны они не отличаются. И во всех странах мира их обозначают не по крови, а по гражданству.
Почему же в советских паспортах этих лиц стоит запись "еврей"? Для чего она нужна? Ведь ясно, что эта запись отражает лишь ...расовые черты и означает, что у некоего гражданина по фамилии Абрамович нос, волосы и глаза таковы, что его следует именовать "евреем"?
И уезжают люди отнюдь не из-за того, что в СССР не удовлетворяются некие особые еврейские культурные потребности. Что не созданы какие-то "еврейские культурные институты".
Идет запихивание обрусевших "евреев по паспорту" в "евреев на деле". Действительно, откуда взялся тот взрыв эмиграции, о котором пишет "Правда"? Откуда этот всплеск интереса к своей утраченной национальности, к своему историческому прошлому? Ведь все это родилось в последнее десятилетие. Почему? Интерес лице паспортной записью "еврей" к Израилю возник не из любопытства, не из исторического интереса. Возник интерес к месту, куда можно спрятаться от страха погромов. Куда можно просто сбежать.
Но и в этой ситуации, когда многих отъезжающих душит обида, - даже и в этих условиях многие едут неохотно. По необходимости: "Дожили...".
Не нужно строить особых театров для евреев. Нужно другое: покончить с расистским подходом к проблеме гражданства в СССР. И прежде всего для лиц с пометкой, ликвидировать паспортную запись их несуществующей национальной принадлежности.
Инна Рывкина,
социолог,
г. Москва
ВЕТЕР С ВОЛГИ
Река не знает границ. Она не разбирает - русский, татарин, калмык, чуваш или мариец, немец или болгарин берет ее воду для жизни, энергию для телевизора, пользуется ее покорностью для сброса отходов. Всем она дарит мощь своего потока, безбрежность плесов, свободу, смывающую кровь, - при Разине, Пугачеве или Ульянове.
Поздно дошла до нас перестройка. Сначала вспыхнул Ярославль, через два года - Волгоград, шевельнулись Казань и Самара, но спит Нижний Новгород, молчат Кострома и Астрахань. Гляньте на Восток: есть Ассоциация сибирских городов, "Сибирская газета", агентство "СиБиА". Что делается в Прибалтике, на Кавказе, в Молдавии! И это - среди болот и нефтяных вышек, в ущельях скал, степях, где бунтует дух человека.
Чувство границы нужно нам, волгарям. Европейское чудо - японское ли, американских ли штатов - опирается на естественный масштаб человеческого муравейника. Когда в улье появляется новая матка, он разделяется. Ибо если нет простора для личности, начинает гнить и разлагаться вся общественная структура.
Русский характер - на безбрежных равнинах. Японец держит в голове свой остров, как Маленький принц свою планету. Приоритет нашей реки должен войти в наши сердца, разве мало нам этой земли и этой воды, нам, 20 миллионам, бояться ли 10-километровой Москвы, опустошившей пол-России за 70 лет централистского угара?
Река связывала города и народы. Дешевый транспорт давал естественные торговые отношения. Поставленная на голову экономика Сталина - Брежнева абсолютизировала северный и восточный БАМы. "Волги" с ГАЗ а едут через столицу в Чебоксары, а оттуда на сухогрузе в Петербург! "Пятое колесо" через Киров и Свердловск докатилось, наконец, до Нижнего и показывает сюжет из Калинина, ставшего Тверью.
Впереди экономики идет политика. Если до сих пор нет Коммунистической партии Волги - пусть будут христианские демократы, анархисты, монархисты. Лучше свой царь, чем московский дядя "товарищ"!
Мы спасемся или погибнем вместе со своей рекой. Христиане, мусульмане и атеисты, демократы, радикалы и националисты, - кто не любит осетра и мечтает о своем Чернобыле? Почему мы должны внимать Горбачеву или Ельцину? Неужели предел нашего понятия о гласности - сибирский пресс-бюллетень да Собчак по телевизору?
Несколько слов о Нижнем Новгороде, как столице русского Нила. У нас была всемирная ярмарка - это неплохой задел. Есть несколько красивых церквей, замечательный Кремль на лучшем в Европе откосе. Есть и государственный банк, построенный к 300-летию династии Романовых, охраняемый советским милицейским постом. Однако для столицы Республики, конечно, этого мало. А сколько богатств накоплено в двух самодовольных русских столицах!
...Новыми русскими республиками-штатами станут Сибирь, Урал, Дальний Восток. Единая и неделимая Россия совершит скачок в царство Свободы, воссоединив свои раздробленные на 100 административных областей территории в крупные самоуправляемые, естественно, и исторически связанные, многонациональные земли!
Игорь Зверев,
г. Нижний Новгород
ПОСОБИЕ ПОГРОМОВ?
Недавно бакинское издательство "Элм" объявило о будущей серии книг "История и культура народов Кавказа". Вышел ее первый том, репринтное воспроизведение книги В. П. Величко "Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы" (СПб, 1904).
Вначале несколько цитат из этой книги. "Идея равенства рас - глубочайше неверная... Каждый народ обладает умственным организмом, столь же устойчивым, как и его анатомические черты"; "...армянин - просто одетое в сюртук хитрое животное". А дальше - сиволапые "брюнеты", "полуграмотные оборванцы", "мазутные королевны". Этими изящными выражениями избранный издательством "Элм" автор величает всех армян.
Книга являет собой сборник отвратительных анекдотов, слухов и цитат, исполненных ненависти к армянам. Накачивая недалекого читателя своим расистским ядом, автор пишет о каких-то "картах Великой Армении чуть ли не до Воронежа". (Словечко "чуть ли" ясно показывает, что автор лжет, но рассчитывает на забывчивость читателя.) Таков уровень этого исследования. Ну и само собой разумеется, что все густо сдобрено антисемитизмом.
Вывод ясен. Издательство АН АзССР пропагандирует (о науке здесь и речи нет!) вражду к армянам, учит ненависти и злобе.
В истории каждого народа есть события, люди и книги, которых стыдятся потомки. Их тоже надо знать, ибо и это - история. Но здесь - иное. Здесь сознательно поднимают "муть истории" и заливают ею - что? - сознание молодых, неопытных, порывистых.
Если однажды вновь вспыхнут армянские погромы, то знайте: их приблизила и эта книга...
Э. Менделевич,
член "Мемориала",
г. Орел
В начало
страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #11. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998
Век ХХ и мир, 1990, #11
Почта. "Уважаемая редакция...".
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/11/post.htm