Век ХХ и мир. 1990. #3.WinUnixMacDosсодержание


ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ

Гамид Херисчи
"Свет с Востока"

Этот монолог, напечатанный в литовской газете "Согласие" от 30 ноября 1989 года, представляет интерес для наших читателей. Мысли, которыми делится с корреспондентом деятель Народного фронта Азербайджана Гамид Херищи, едва ли отражают официальную позицию этого движения, будучи в то же время - как показывают события в Закавказье - характерными для некоторых его кругов.

Народный фронт Азербайджана рассматривает СССР как дуалистическое государство: мусульмано-христианское или, точнее, тюркско-славянское. Поэтому у нас совершенно другая тактика, нежели у прибалтийских народов. Мы не рассматриваем даже возможности выхода из СССР, так как для нас это был бы выход из тюркского единства. А вот возможный выход прибалтийских республик был бы нам выгоден: на три европейских христианских народа будет меньше. Это усилит мусульманское влияние в Советском Союзе. Исходя из этого, мы должны с пониманием относиться к вашим усилиям. Мусульманам невыгоден развал СССР и, тем самым, распад тюркского единства. Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Башкирия, Поволжье, Татария, Якутия, Туркмения, Крым, Северный Кавказ - это все тюркские земли. И мы не намерены никому их уступать. Когда же существующие псевдодемократические движения координировали тактику борьбы с тоталитарным СССР, нашим мнением не поинтересовались, и теперь мы с ними не сотрудничаем. Как, впрочем, и с разными правозащитными организациями за рубежом. У нас иные цели, иная тактика. Хотя мы не против демократии, нет.

Тюркские народы живут значительно хуже, чем вы, в Прибалтике. У вас рай по сравнению с нами. Пройдите километр по узбекской земле и успеете прочувствовать трагедию, ощутить, какой гнев в народе зреет, 25-миллионный народ дошел до предела. А казахский? Вот мы говорим: "Карабах! Карабах!" А ведь в 3 раза большую территорию отняли у Казахстана под полигоны. Тоже по-своему автономные округа, только военные. Когда я говорю с казахами, киргизами, я иногда плачу, хотя я - человек не сентиментальный, жестокий человек. Я люблю правде в глаза смотреть. Этому нас наша религия учит, наш тюркский характер таков - надо быть мужчиной в любом случае.

Я был в Ферганской долине, Ашхабаде, Казани, Ташкенте, и нет у меня сил описать увиденное там. Они сотворили ад из наших земель. Предприятия плохие, условия вредные. А посмотрите на заводы в Иванове: чистота, порядок, путевки профсоюзные на отдых, женщины в халатиках. На нашей шее сидят, на узбекском хлопке работают. Но однажды мы возьмем их за горло: "Что, хорошую жизнь себе устроили? А посмотрите, как наши женщины работают в 40-градусную жару, когда даже собака ползет в тень, а люди - под палящим солнцем!" У вас все делается через законодательные акты. У вас заводы - в руках русских, и бастуют потому только русские. А у нас, в тюркских республиках, все заводы - в руках народа. И наше основное оружие - забастовки, гражданское неповиновение. Экономический упадок, которым пугают, не страшит: в Азербайджане 93 процента промышленности подчинено Москве и только 7 процентов - республике. Русские думали, что мы пострадаем, а оказались сами в ловушке.

Я был членом забастовочного комитета и своими глазами видел телеграммы, подписанные Рыжковым, Язовым. Там, в Москве, была паника. Почти вся нефть, 95 процентов смазочных материалов, главный компонент авиационного бензина, причем для военной авиации, производится у нас. 16 августа интеллигенция обратилась к народу с призывом собрать все силы - и политические, и духовные - в единый кулак. И народный фронт добился этого.

Да, в нашей борьбе есть элементы джихада (араб. - война за веру, предписанная кораном. - Ред.): всем миром собраться, поклясться, что будем стоять до конца, что если мы проиграем, то лучше нам и не жить на свете. Но это русским кажется, что азербайджанцы вот-вот объявят джихад. Нет пока надобности в таком мощном оружии, когда все от мала до велика, и женщины тоже, идут на бой, а погибнув, по нашей вере, попадают в рай. Можно пользоваться более мирными, демократическими мерами воздействия. Это, например, блокада дорог, железнодорожных прежде всего, экономическое эмбарго.

Обратите внимание на то, как наша борьба напоминает борьбу арабского народа с Израилем: скажем, нефтяное эмбарго у них и у нас (мы его объявили и Грузии, и Армении, и России). 13 июля армяне начали блокаду Нахичевани и азербайджанских сел в НКАО. Но они эту войну проиграли, когда мы начали со своей стороны блокаду. Ну, глобализируют проблему Карабаха, скажут русским, прибалтийцам, что, дескать, присоединим область к Армении, будет прецедент выхода из несправедливо установленных границ. А если мы определим проблему и глобализируем ее как конфликт христианства и мусульманства, что будет тогда? Это армяне ищут помощи извне: направили письмо в ООН, Папе римскому, американскому конгрессу. А мы, согласно нашей религии, надеемся только на себя. Хотя знаем, что за нами стоит весь исламский мир, Иран, Турция. Для армян главное - не сесть за стол переговоров с глазу на глаз. Им обязательно нужно, чтобы была аудитория: прибалтийцы участвовали или москвичи. А решать должны только два народа. Армяне свою борьбу проиграли, но никогда об этом народу откровенно не скажут. В основе всех их действий - чистый авантюризм. На недавней сессии Верховного Совета Армении выступал Зорий Балаян, воспевал славяно-армянские связи, говорил, что Армения всегда была форпостом России на Кавказе. Кто такие армяне, чтобы быть форпостом?

Вообще, Запад склоняется к своему закату. Шпенглер был, в сущности, прав. А возрождение идет с Востока. В некоторых арабских государствах создан рай на земле. В Иране, например, уровень жизни значительно выше европейского. Я был в этой стране и видел, какая высокая культура, какая у народа ответственность перед родиной, искренняя религиозность. Если развитие мировой истории пойдет так и дальше, думаю, лет через двадцать картина очень изменится. Сейчас подняли истерику вокруг Армении. Но обратите внимание, ее поражение совпало с поражением всех христианских сил вообще. Люди, говорящие об идее общеевропейского дома, просто хотят снять противостояние Восток - Запад и утвердить новое Север - Юг. И СССР подключить к себе. И кто это предлагает? Франсуа Миттеран, который с 1954 по 1958 годы был министром внутренних дел Франции и имел прямое отношение к массовым убийствам алжирских мусульманских муджахидов. Этот человек, у которого руки по локоть в мусульманской крови, говорит о правах человека! Идея общеевропейского дома потерпит фиаско, так как этот дом даст трещину в СССР. Без трагедий не обойдется. А что касается муждуусобиц в мусульманском мире, то они способствуют единению тюркских народов, утверждению ислама.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #3. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1990, #3
Проблемы и суждения.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/3/herishi.htm